м.Евгений - 21.01.2014 пишет: Юрий! Просьба не ссылаться более на методические документы рекомендательного плана, которые где то могут быть полезны, а где то и введут в заблуждение.
-------------------------------
Есть!! Слухаюсь!!
А можно, господин м.Евгений, я на умных людей сошлюсь???
Спасибо!!!
---------------------
ОБ ОБУЧЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА
В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА
На конференции НТО НГ им. акад. И.М. Губкина, проходившей в г. Уфе (2008 год), участниками были подняты вопросы организации обучения в сфере охраны труда, промышленной безопасности и пожарной безопасности.
Из выступлений участников конференции следовало, что проблемы с организацией обучения различным мерам безопасности начинаются с законодательства.
Проводя анализ действующего законодательства, участники конференции пришли к выводу, что Федеральный закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» не содержит четко регламентированного порядка организации и прохождения работниками в период исполнения ими трудовых обязанностей соответствующего обучения требованиям охраны труда, оказанию первой медицинской помощи и экологической безопасности, электрической и пожарной безопасности, требованиям безопасности при работе с вредными и опасными веществами, мерам безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Эти направления нашли отражение в других законодательных и нормативно-правовых актах.
Так, в ст. 212 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) предусмотрено, что работодатель обязан организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны груда.
Кроме того, работодатель не должен допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знания требований охраны труда.
В целях реализации данной нормы Минтруда России совместно с Минобразования России было принято постановление от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний и требований охраны труда работников организаций». Указанным нормативным актом устанавливался порядок обучения руководителей, специалистов и работников требованиям охраны труда, проведения инструктажей в процессе трудовой деятельности, их периодичность.
В то же время в ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривается, что при эксплуатации опасного производственного объекта его администрация должна обеспечить проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности и допускать к работе на опасном производственном объекте только лиц, удовлетворяющим квалификационным требованиям, то есть прошедшим соответствующее обучение и аттестацию.
На основании требования нормы закона Ростехнадзор разработал процедуру обучения в области промышленной безопасности:
«Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорным Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД 03-19-2007).
«Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД 03-20-2007), в том числе по организации обучения и аттестации персонала по экологической безопасности.
В этих нормативных актах также содержатся требования проведения обучения по соответствующим программам.
Анализ упомянутых законодательных и нормативных актов при определенной схожести вопросов охраны труда, промышленной, экологической и пожарной безопасности показывает, что у специалистов бывшего Минтруда России (правопреемником которого является Минздравсоцразвития), Ростехнадзора (Минприроды России) и МЧС России разные подходы к процессу обучения персонала, за исключением одного: контролировать, надзирать, согласовывать, запрещать, а главное – собирать финансовые средства под прикрытием благородной цели обучения работников.
Каждая программа обучения рассчитана на учебное время от 20 до 225 часов в обучающей организации. Каждая профессия, каждый вид работы требуют своей инструкции и соответствующего журнала учета проведения инструктажа в установленные сроки, а также проведение инструктажей еще и по промышленной безопасности и в обучающих организациях, имеющих «разрешение» Ростехнадзора.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» персонал предприятий и организаций всех форм собственности должен проходить обучение мерам пожарной безопасности.
Во исполнение указанного законодательного требования федеральный орган – МЧС России, уполномоченный по контролю и надзору в области пожарной безопасности, издает нормы пожарной безопасности. Документ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» утвержден приказом МЧС России от 12.12.07 № 645, инструкция «О порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций» – приказом МЧС России от 25.10.05 № 764.
В соответствии с этими нормативными актами руководители, специалисты и работники организаций обязаны проходить периодическое обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, а также периодический инструктаж по пожарной безопасности с регистрацией в журнале учета проведения инструктажей с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего и практической тренировкой действий.
Невыполнение требований нормативного акта в вопросах обучения и аттестации, проведения периодических инструктажей влечет за собой привлечение к административной ответственности работодателя, отстранение персонала от работы и приостановку работы технологических процессов, оборудования.
Можно смело утверждать, что установленные регламенты в вопросах обучения мерам безопасности позволяют государственным инспекторам применять коммерческий подход к обучению персонала на поднадзорных объектах ТЭК России. Правительство РФ, утвердив Положение о Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Ростехнадзоре и МЧС России, формально разделило полномочия в области образования между указанными федеральными органами исполнительной власти, в связи с чем контроль за организацией и качеством обучения осуществляют должностные лица Государственной инспекции труда, Ростехнадзора и, соответственно, Государственной противопожарной службы.
Такое распределение обязанностей создает предпосылки к тому, что федеральный орган исполнительной власти, разрабатывая нормативную базу по обучению, стремится сделать ее удобной не для организаций и работающего персонала, а для себя и в первую очередь для своих органов надзора. Рассмотрев сложившуюся ситуацию по вопросам обучения персонала в организациях ТЭК России, конференция НТО НГ им. акад. И.М. Губкина пришла к выводу, что Правительство РФ во исполнение Указа Президента РФ от 15.05.08 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» должно перераспределить полномочия федеральных органов исполнительной власти.
Предлагается, чтобы программы обучения персонала по вопросам безопасности, порядок и условия обучения устанавливало Минобрнауки. Все остальные федеральные органы исполнительной власти должны сохранить за собой право согласовывать единые для всех программы обучения в установленном Правительством РФ порядке и контролировать соблюдение персоналом требований охраны труда (ст. 214 ТК РФ).
При выдаче разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности должно контролироваться наличие обученного и аттестованного персонала.
Порядок исполнения сторонами условий трудового договора между работодателем и работником определяется только Трудовым кодексом. Расширение требований, установленных Трудовым кодексом непосредственно для участников трудового договора, в части обязательных к исполнению видов обучения, аттестации по различным программам в различных обучающих организациях, в разные сроки создает значительные проблемы в исполнении их прямых трудовых обязанностей. Принятие Правительством Российской Федерации решения о перераспределении функций министерств вполне соответствует требованиям статьи 225 ТК РФ, в соответствии с которой все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российском Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.