В соответствии со статьёй 219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на гарантии и компенсации, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Статьёй 117 ТК РФ в редакции, действующей с 1 января 2014 года, установлено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным 2, 3 или 4 степени, либо опасным. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней и должна быть обеспечена независимо от финансово-экономического положения работодателя.
В силу статьей 41 и 219 ТК РФ, в коллективном договоре могут устанавливаться льготы для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с минимальными (в т.ч. повышенные компенсации за работу с вредными условиями труда) с учетом финансово-экономического положения работодателя, что, безусловно, является актуальным для бюджетных учреждений, и в частности, для государственных учреждений здравоохранения.
При этом ТК РФ и действующие нормативные правовые акты Российской Федерации не конкретизируют порядок определения и продолжительность дополнительного отпуска свыше 7 дней в зависимости от условий труда.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и частью 4 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», на переходный период (завершен 31 декабря 2018 года) имелась легитимная процедура установления гарантий и компенсаций по результатам аттестации рабочих мест с учетом ранее реализуемых компенсационных мер за вредные условия труда.
Необходимо отметить, что в силу статьи 423 ТК РФ и вступившего в действие с 1 января 2014 года законодательного акта Российской Федерации - Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ, работодатели могут (не обязаны) применять указанный Список (как документ бывшего СССР) для назначения дополнительного отпуска более 7 календарных дней в части, не противоречащей актуальному законодательству, что указано в разъяснении Минтруда России (прилагаем).
Произвольное установление повышенных гарантий и компенсаций за вредные условия труда (без учета финансово-экономического положения работодателя) противоречит статьям 41 и 219 ТК РФ, а также является нецелевым расходованием бюджетных средств и нарушением налоговой дисциплины (так, пунктом 7 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для целей налогообложения к обоснованным расходам на оплату труда учитывается средний заработок, сохраняемый на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации).
Статья 24 ТК РФ относит к принципам социального партнерства соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Справочно:
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» медицинским работникам по определённому Перечню (участвующим в оказании психиатрической помощи, противотуберкулёзной помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими ВИЧ) установлен дополнительный отпуск. Возникновение права на дополнительный отпуск у перечисленных категорий медицинских работников не зависит от результатов специальной оценки условий труда, что разъяснено в письме Минздрава России от 24 марта 2015 г. № 16-6/9-168 (прилагается).