Дата начала публичного обсуждения - 21 февраля 2022 г. Дата окончания публичного обсуждения - 22 марта 2022 г. Длительность публичного обсуждения (в рабочих днях) - 20
Скрытый текст
Пунктом 6 представленного проекта установлено, что "Условия труда при воздействии особых климатических факторов внешней среды формируются" "вредными и (или) опасными производственными факторами (опасностями)".
Исходя из того, что в соответствии со статьей 209 ТК РФ "Вредный производственный фактор" - это "фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника", а "Опасный производственный фактор" - это "фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника", следует, что при воздействии вредного производственного фактора существует (наличествует) возможность (вероятность) повреждения здоровья работника, а при воздействии опасного производственного фактора, кроме того, существует (наличествует) и возможность (вероятность) смерти работника.
Так как статьей 209 ТК РФ определено, что "вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции ..." - это "Профессиональный риск", то во исполнение статьи 6* Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" пункты 5 и 7 представленного проекта предлагаю изложить в следующем виде:
"5. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности при работах в особых температурных условиях вправе:
1) устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа; 2) в целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ.";
"7. При организации производственных процессов работодатель обязан принимать меры по исключению или снижению до допустимых уровней воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов. При невозможности исключения или снижения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов до уровней допустимого воздействия в связи с характером и условиями производственного процесса проведение работ без обеспечения работников соответствующими средствами индивидуальной защиты запрещается."
* "Оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводимая федеральным органом исполнительной власти или уполномоченной организацией при разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации применительно к отношениям, при регулировании которых предполагается установление обязательных требований";
"Необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей"
Скрытый текст
Исходя из того, что в соответствии со статьей 209 Федерального закона от 30.12.2001 N 197-ФЗ "Вредный производственный фактор" - это "фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника", а "Опасный производственный фактор" - это "фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника", следует, что при существовании возможности воздействия вредного производственного фактора, при воздействии и после воздействия такого фактора существует вероятность (возможность) свершения события "профессиональное заболевание работника", а при существовании возможности воздействия опасного производственного фактора, при воздействии и после воздействия такого фактора существует вероятность (возможность) свершения события "травма или смерть работника".
Так как в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Профессиональное заболевание" - это "хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть", то и воздействие вредного производственного фактора обуславливает вероятность (возможность) свершения события "смерть работника" (вследствие заболевания).
С учетом вышеизложенного и того, что в соответствии с пунктом 2.2.31 межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.002-2014 "Здоровье" - это "состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма человека", а в соответствии с пунктом 2.2.16 "Повреждение анатомической целостности организма или нормального его функционирования ..." - это "травма", следует, что как при воздействии вредного производственного фактора, так и при воздействии опасного производственного фактора, существует возможность (вероятность) повреждения здоровья работника в результате воздействия таких факторов, в связи с существованием (или реализацией) которой существует и возможность (вероятность) свершения события "смерть работника" (вследствие повреждения его здоровья).
С учетом вышеизложенного и того, что в соответствии со статьей 209 Федерального закона от 30.12.2001 N 197-ФЗ "Вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции ..." - это "профессиональный риск", следует, что профессиональный риск (... вне зависимости от возможной тяжести повреждения здоровья) существует при существовании возможности воздействия, при воздействии и после воздействия на работника при исполнении им своей трудовой функции вредного и (или) опасного производственного фактора.
В связи с тем, что "Вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции ..." - это "профессиональный риск" вне зависимости от количества и наименования факторов, воздействие которых обуславливает вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника, предлагаю термин "профессиональный риск" приравнять по смыслу к термину "вредность и (или) опасность" и применять в единственном числе во всех случаях.
(Вероятность причинения вреда здоровью работника в результате воздействия на него вредного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции - это профессиональный риск; вероятность причинения вреда здоровью работника в результате воздействия на него опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции - это профессиональный риск; вероятность причинения вреда здоровью работника в результате воздействия на него вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении им своей трудовой функции - это профессиональный риск)
(Профессиональный риск - это вероятность причинения вреда здоровью работника в результате воздействия на него при исполнении им своей трудовой функции следующих вредных и (или) опасных производственных факторов: 1. ...; 2. ...; 3. ...; и т.д.)
Так как все без исключения требования (меры), установленные (разработанные)* на основании и во исполнение статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ с целью "устранение имеющегося профессионального риска", обязательны для исполнения (принятия) юридическими и физическими лицами "в зависимости от специфики своей деятельности", то факт установления** этими лицами того, что "уровни" некоторых "профессиональных рисков", имеющихся "в зависимости от специфики своей деятельности", "высокие", "средние" или даже "малозначительны", не имеет никакого значения, а факт невыявления*** этими лицами некоторых из "профессиональных рисков", имеющихся "в зависимости от специфики своей деятельности", может свидетельствовать о недооценке ими условий труда на наличие характерных этим условиям вредных и (или) опасных производственных факторов (факторов производственной среды и трудового процесса, воздействие которых обуславливает вероятность свершения события "повреждение здоровья работника в результате воздействия на него этих факторов при исполнении им своей трудовой функции".
* - по результатам проведения процедур "анализ объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации" и "оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" ** - при проведении процедуры "оценка профессиональных рисков" *** - при проведении процедуры "выявление опасностей"
(Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ. Статья 6. Обоснованность обязательных требований 1. Необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей. 2. Обязательные требования должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологий в соответствующей сфере деятельности, развития национальной экономики и материально-технической базы. 3. Оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводимая федеральным органом исполнительной власти или уполномоченной организацией при разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации применительно к отношениям, при регулировании которых предполагается установление обязательных требований. 4. При установлении обязательных требований оцениваются наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям)
(Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Статья 209. Основные понятия Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков)
(Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 772н "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем"
10. В главу "Общие требования" включаются: б) описание вредных и (или) опасных производственных факторов, профессиональных рисков и опасностей, характерных для сферы действия Правил.
19. Разработка инструкций по охране труда работодателем осуществляется на основе установленных государственных нормативных требований охраны труда и требований разработанных работодателем правил (при наличии), а также на основе: б) результатов специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии; г) определения профессиональных рисков и опасностей, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;)
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ
На портале проектов нормативных правовых актов Regulation.ru опубликован Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». В сводном отчете к законопроекту разработчики документа обратили внимание на то, что внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КОАП) связано с тем, не все работодатели соблюдают принятые на себя обязательства в рамках коллективных договоров и (или) отраслевых (межотраслевых) соглашений в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также государственные нормативные требования охраны труда. Это приводит к производственному травматизму и снижению социальной защиты работников. В сводном отчете к законопроекту говорится о том, что по сведениям Роструда, за 11 месяцев 2020 года было вынесено по ст. 5.31 КоАП должностными лицами госинспекций труда всего 215 постановлений о назначении административного наказания: из них 101 предупреждение и 114 административных штрафов.
В 2021 году за 11 месяцев было вынесено должностными лицами госинспекций труда 145 постановлений о назначении административного наказания: из них 63 предупреждения и 82 административных штрафа. При этом, ввиду малой величины штрафа, предусмотренные санкции не защищают охраняемое право по исполнению принятых работодателем в добровольном порядке обязательств, содержащих льготы и преимущества для работников, по условиям труда, более благоприятным по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, так как затраты на обеспечение указанного права заведомо превышают размер установленных санкций за его несоблюдение. В статье 41 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) дается примерный перечень вопросов, обязательств, которые могут включаться в коллективный договор. Этот перечень содержит и раздел охраны труда.
При этом около 100 статей ТК РФ содержат указания об обязательном закреплении отдельных положений в коллективном договоре, в т.ч. и положений об установлении более высокого уровня прав и гарантий работникам по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В связи с этим в рамках законодательных мер, принимаемых в связи с аварией на шахте «Листвяжная», согласно перечню поручений Президента Российской Федерации Владимира ПУТИНА от 31 декабря 2021 г. № ПР-2576, данного по итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса 2 декабря 2021 года, было принято решение о необходимости внесения изменений в КоАП с целью усиления ответственности работодателей за принятые на себя обязательства в сфере условий и охраны труда в рамках коллективных договоров и соглашений.
1) статью 51 дополнить частью третьей следующего содержания:
«Контроль за соблюдением работодателем условий отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, осуществляется также в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.»;
2) часть вторую статьи 353 дополнить словами «, а также соблюдение условий отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства»;
3) в статье 370:
а) дополнить новой частью шестой следующего содержания: «Работодатели обязаны обеспечить беспрепятственный допуск вышеуказанным лицам в целях проведения таких проверок.»; б) части шестую – восьмую считать соответственно частями седьмой – девятой.
Таким образом, у работодателя появится обязанность беспрепятственно обеспечивать беспрепятственный допуск профсоюзного инспектора труда в целях проведения проверок и соблюдать отраслевые соглашения.
If you were wronged undeservedly - come back and earn it
Считаю, что такие нормы, как "Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов" и "Установить, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах", противоречат статье 195.2 ТК РФ, на основании которой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливается Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также Порядок установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах.
Скрытый текст
Во исполнение статьи 195.2 ТК РФ предлагаю:
а) вместо "Правил разработки ... профессиональных стандартов" и "Методических рекомендаций по разработке и актуализации профессионального стандарта" подготовить проект акта, устанавливающего с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений "Порядок разработки профессиональных стандартов", определяющий: последовательность осуществления действий, составляющих процесс разработки (в том числе "переразработки") таких стандартов; субъекты, осуществляющие эти действия;
б) вместо "Правил ... утверждения профессиональных стандартов" подготовить проект акта, устанавливающего с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений "Порядок утверждения профессиональных стандартов", определяющий: последовательность осуществления действий, составляющих процесс утверждения таких стандартов; субъекты, осуществляющие эти действия;
в) вместо такой нормы, как "Установить, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах", подготовить проект акта, устанавливающего с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений "Порядок установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах", определяющий: последовательность осуществления действий, составляющих процесс установления тождественности таких наименований; субъекты, осуществляющие эти действия.
В связи с тем, что действующими нормативными правовыми актами не установлен порядок применения профессиональных стандартов в случаях, предусмотренных для их применения, предлагаю подготовить проект акта, устанавливающего с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений "Порядок применения профессиональных стандартов", определяющий: последовательность осуществления действий в каждом случае, предусмотренном для применения таких стандартов; субъекты, осуществляющие эти действия.
В частности, не понятна последовательность осуществления действий по применению профессиональных стандартов в случае, предусмотренном частью второй статьи 195.3 трудового кодекса Российской Федерации ("Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда"). Для того, чтоб что-то начать и как-то закончить (определить требования к квалификации работника), во-первых, непонятно, являются ли трудовые действия, выполняемые работником, особенностями выполняемой им трудовой функции? Во-вторых, не понятно, если трудовые действия, выполняемые работником, являются особенностями выполняемой им трудовой функции, то нужно ли сопоставлять эти действия с трудовыми действиями, содержащимися в профессиональных стандартах? В-третьих, непонятно, если трудовые действия, выполняемые работником, сопоставляются с трудовыми действиями, содержащимися в определенной трудовой функции, содержащейся в определенной обобщенной трудовой функции, содержащейся в определенном профессиональном стандарте, то требованиями к квалификации работника являются характеристики "всей" квалификации, относящейся к определенному профессиональному стандарту, или только уровня этой квалификации, к которому относится определенная обобщенная трудовая функция, к которой относится определенная трудовая функция, к которой относятся определенные трудовые действия? В-четвертых, не понятно, что означает словосочетание "Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах", ведь с учетом установленного статьей 195.1 определения термина "Профессиональный стандарт" ("характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции") оно означает следующее: "Характеристики квалификации, которые содержатся в характеристике квалификации, ..."? В-пятых, не понятно значение словосочетания "уровень квалификации", ведь с учетом установленного статьей 195.1 определения термина "Квалификация работника" ("уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника") оно имеет следующее значение: "уровень уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника"), тогда как определение термина "Профессиональный стандарт" с учетом определения термина "Квалификация работника" означает следующее: "характеристика уровня {знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы}, необходимого работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции". Считаю ошибкой то, что любой профессиональный стандарт, который с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций применяется "в качестве основы для определения требований к" "уровню {знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы}, необходимому работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции", во-первых, характеризует не "одну" квалификацию (не один "уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы"), а характеризует несколько "уровней" "одной, но различной" "квалификации" (несколько уровней "одного, но различного" "уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы"), во-вторых, характеризует квалификацию ("уровень" "одной, но различной" "квалификации"), высшую по отношению к другой квалификации (другому "уровню" этой же "одной, но различной" "квалификации"), не включая в нее характеристику последней.
Так же не понятна последовательность осуществления действий по применению профессиональных стандартов в случае, предусмотренном той частью статьи 57, которая устанавливает, что "Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов". Для того, чтоб что-то начать и как-то закончить (привести "в соответствие" наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним), во-первых, не понятно, являются ли определенные "требования к образованию и обучению" и "требования к опыту практической работы" обобщенными квалификационными требованиями к определенной квалификации, необходимой для выполнения определенной обобщенной трудовой функции, а так же не понятно, является ли выполнение определенной обобщенной трудовой функции выполнением работы по определенной должности, профессии, специальности? Во-вторых, не понятно, являются ли определенные "необходимые знания" и "необходимые умения" конкретными квалификационными требованиями к определенной квалификации (к определенному уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы), необходимой работнику для выполнения работы по определенной должности, профессии, специальности? В-третьих, не понятно, является ли наличие квалификационных требований, требований к половозрастным характеристикам, требований к наличию специального права, особых условий допуска к работе и других характеристик определенной "обобщенной трудовой функции" наличием ограничений, связанных с выполнением данной обобщенной трудовой функции (работы по определенной должности, профессии, специальности)? В-четвертых, непонятно, является ли наличие ограничений, связанных с выполнением "определенной обобщенной трудовой функции", наличием ограничений, связанных с выполнением работ по должностям, профессиям, специальностям, выполняющим данную "обобщенную трудовую функцию"? В-пятых, непонятно, является ли наличие ограничений, связанных с выполнением работ по должностям, профессиям, специальностям, выполняющим определенную "обобщенную трудовую функцию", наличием ограничений, "установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами"? В-шестых, не понятно, можно ли читать так: "Если определенная обобщенная трудовая функция определенным профессиональным стандартом связна с определенными требованиями к квалификации и (или) другими ограничениями, то принимаемое Вами наименование должности, профессии или специальности, выполняющей данную обобщенную трудовую функцию, устанавливаемые Вами требования к квалификации, необходимой для выполнения данной обобщенной трудовой функции, и другие характеристики данной обобщенной трудовой функйии должны соответствовать соответствующим положениям данного стандарта"?
Еще непонятно следующее: являются ли профессиональные стандарты нормативными правовыми актами Российской Федерации или они таковыми не являются? Если профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами Российской Федерации, то непонятна последовательность осуществления действий по применению профессиональных стандартов в случае, предусмотренном первой частью статьи 195.3 ("Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями"). Если профессиональные стандарты не относятся к нормативным правовым актам, то непонятно размещение их проектов в данном портале.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ
В случае принятия норм, применяемых исключительно в трудовых отношениях, данные нормы не будут применяться в других отношениях, потому "устранение" риска, на устранение которого направлено применение норм данного Регламента, вне трудовых отношений "останется необеспеченным на нормативном уровне". Одной из целей, в которых принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», является "обеспечение на территории Таможенного союза защиты жизни и здоровья граждан" (вне зависимости от отношений, в которых они состоят)
Определение термина "Вредный фактор" предлагаю принять таким: "фактор окружающей среды, воздействие которого на человека может причинить вред его здоровью", а термина "Опасный фактор" – таким: "вредный фактор, воздействие которого на человека может причинить ему смерть".
К примеру, в соответствии с пунктом 2.2.16 межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.002-2014 "Травма" - это "повреждение анатомической целостности организма или нормального его функционирования ...", в соответствии с пунктом 2.2.31 данного Стандарта "Здоровье" - это "состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма человека", а в соответствии с Правилами определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522), "Под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды".
Извлечение из Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522):
3. Вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 4. Квалифицирующими признаками тяжести вреда, причиненного здоровью человека, являются:
а) в отношении тяжкого вреда:
вред, опасный для жизни человека;
потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
прерывание беременности;
психическое расстройство;
заболевание наркоманией либо токсикоманией;
неизгладимое обезображивание лица;
значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
полная утрата профессиональной трудоспособности;
б) в отношении средней тяжести вреда:
длительное расстройство здоровья;
значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть;
в) в отношении легкого вреда:
кратковременное расстройство здоровья;
незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.
5. Для определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда, причиненного здоровью человека, определяется по тому признаку, который соответствует большей степени тяжести вреда."
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ
Приказ Минтруда России "Об утверждении Единых требований к составу и форматам документов, связанных с работой, оформляемых в электронном виде без дублирования на бумажном носителе"
Нас это не касается, но Приложение № 5 Проекта, можно прочесть ради любопытства . P.S. О обучении, документах подачи и хранение сведений, внесенных в реестр, пока информации не имею.
В Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" планируют дополнить п/п "а" п. 3 внеплановые проверки проводятся
Цитата
по решению руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или ее территориальных органов в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в случае поступления от работников обращений (информации), содержащих сведения о массовых (более 10 процентов среднесписочной численности или более 10 человек) нарушениях работодателями их трудовых прав, связанных с полной или частичной невыплатой заработной платы свыше одного месяца;
е) обеспечить подготовку следующего этапа реформы контрольно-надзорной деятельности, предусмотрев, в частности, отмену контрольных (надзорных) мероприятий и проверок, проводимых в отношении субъектов предпринимательства, деятельность которых не относится к чрезвычайно высокой и высокой категориям риска причинения вреда, расширение применения риск-ориентированного подхода и внесение в законодательство Российской Федерации соответствующих изменений.
Оставьте своё мнение и/или прикрепите файл с предложениями.
Скрытый текст
Вновь (снова, заново, опять)* все как-то нескладно получается.
Требование, содержащееся в пункте 61 данного акта, после изменения будет изложено так: "Внеплановое обучение работников по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 50 настоящих Правил, (слово "проводится" Вами тоже предложено к замене) при наличии в соответствующих нормативных правовых актах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации положений о проведении внепланового обучения работников требованиям охраны труда".
"Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" являются нормативным правовым актом, содержащим государственные нормативные требования охраны труда. Данный акт вступил в силу (действует), содержит пунктом 50 условие "вступление в силу нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (подпункт "а"), а пунктом 61 - требование "Внеплановое обучение работников по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 50 настоящих Правил, проводится по требованию Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации". В силу действия данного требования проведение так называемого "внепланового обучения требованиям охраны труда", содержащимся в данном акте, при отсутствии так называемого "требования Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" того, что "Внеплановое обучение работников требованиям охраны труда должно быть проведено в случаях, указанных в подпунктах "а" ... пункта 50 настоящих Правил", не является обязательным (иными словами, в связи с вступлением данного акта в силу приобретать знания о требованиях, содержащихся в данном акте, и навыки исполнения данных требований не нужно).
В случае вступления в силу предложенных изменений данный акт свое действие будет продолжать (условие, "предусмотренное подпунктом "а" пункта 50 настоящих Правил", не выполняется; "случай, указанный в подпункте "а" пункта 50 настоящих Правил, не возникает"), потому и в данном случае"проведение внепланового обучения требованиям охраны труда", содержащимся в данном акте, тоже не является обязательным, но при возникновении случаев, вызванных данными изменениями, обязательным к исполнению является следующее содержащееся в данном акте требование (установленное данным актом положение):
"16. Внеплановый инструктаж по охране труда проводится для работников организации в случаях, обусловленных: ... в) изменениями нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, затрагивающими непосредственно трудовые функции работника ..."
Однако случаи, которые могут быть "обусловлены" данными "изменениями", не приведены, потому в случае вступления в силу предложенных изменений при отсутствии любых случаев, вызванных данными "изменениями", в силу действия данного требования проведение так называемого "внепланового инструктажа по охране труда", по всей видимости, тоже не является обязательным. Также проведение данного "инструктажа" не обязательно и в следующем случае: "17. ... В случае проведения внепланового обучения по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 50 настоящих Правил ("вступление в силу НПА"), внеплановый инструктаж по охране труда для работников по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 16 настоящих Правил ("изменение НПА"), может не проводиться. ..."
Случаи исполнения, в свою очередь, данного "толи требования, толи не требования" обусловлены содержанием в данном акте следующего положения "о проведении внепланового обучения работников требованиям охраны труда" ("обязательного к исполнению" требования): "61. Внеплановое обучение работников требованиям охраны труда должно быть организовано в случаях, указанных в подпунктах "а" ... пункта 50 настоящих Правил, в течение 60 календарных дней со дня их наступления, если иное не определено требованием должностных лиц федеральной инспекции труда при установлении несоответствия программы обучения требованиям охраны труда, установленным в нормативных правовых актах. ..." (прим.: требования к так называемой "программе обучения требованиям охраны труда" содержатся в этом же самом акте, но только "примерные": "48. Программы обучения требованиям охраны труда разрабатываются организацией или у индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, или работодателем на основе примерных перечней тем согласноприложению N 3.")
(предмет различных видов и подвидов "обучений", один и тот же - "государственные нормативные требования охраны труда")
* - "10. Вводный инструктаж по охране труда проводится до начала выполнения трудовых функций для вновь принятых работников ..."; "Вновь принимаемые на работу работники, а также работники, переводимые на другую работу, проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем, но не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода на другую работу соответственно"; "Вновь принимаемые на работу работники, а также работники, переводимые на другую работу, проходят обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты в сроки, установленные работодателем, но не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода на другую работу соответственно"; "Вновь принимаемые на работу работники, а также работники, переводимые на другую работу, проходят обучение требованиям охраны труда в сроки, установленные работодателем, но не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода на другую работу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил"
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ
Согласно протокола заседания Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям от 30.12.2022г. №70 приложения 3 п. 17, в 2023 г. планируется разработать профстандарт --- Специалист по обучению охраны труда
О внесении изменений в приказ Роструда от 1 февраля 2022 г. № 20 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»
В части восьмой статьи 229.2 при замене словосочетания "грубая неосторожность" значением, предложенным данным проектом для понимания этого словосочетания, проявляется тавтология. Часть восьмая статьи 229.2: "Если при расследовании несчастного случая с застрахованным установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает степень вины застрахованного в процентах."
Предложенное данным проектом значение словосочетания "грубая неосторожность": "неосторожность застрахованного, содействовавшая возникновению или увеличению размера вреда, причиненного его здоровью вследствие документально подтвержденного неоднократного нарушения пострадавшим требований охраны труда, о которых ему было доподлинно известно."
Потому предлагаю руководствоваться статьей 26 УК РФ: "УК РФ Статья 26. Преступление, совершенное по неосторожности 1. Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности. 2. Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. 3. Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия"
Смысл предложения "предвидеть возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия)", содержащегося в тексте статьи 26 УК РФ, предлагаю принимать равнозначным смыслу предложения "быть ознакомленным с вероятностью причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при выполнении работы и быть ознакомленным с требованиями, исполнение которых направлено на предотвращение реализации такой вероятности, в установленном порядке приобретения знания об этой вероятности и об этих требованиях, приобретения умений и навыков исполнения этих требований при выполнении этой работы, поддержания этих знаний, умений и навыков на требуемом уровне и проверки этих знаний, умений и навыков"
Эквивалентом термина "несчастный случай" предлагаю принимать термин "травма", а так же словосочетание "вред, причиненный здоровью" и "реализация вероятности причинения вреда здоровью". Такое определение термина "несчастный случай", как "Случай, в результате которого работающий человек в процессе работы получил травму", предлагаю принять нелепым, так как под данным событием прежде всего следует понимать "взаимодействие работающего человека с опасным фактором, в результате которого он в процессе работы получил травму", что является причиной "несчастья", а не "несчастьем" непосредственно.
Цитата
Комментарий разработчика: Абзац с определением грубой неосторожности потерпевшего исключен.
Цитата
Исполнение работодателем такой "обязанности", как "обеспечить осуществление информационного взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с использованием информационной системы учета, путем передачи и получения информации о состоянии условий и охраны труда и иных сведений в электронной форме посредством личного кабинета по охране труда», невозможно без исполнения этим работодателем такой "обязанности", как "обеспечить доступ в интернет", что невозможно без исполнения этим работодателем и провайдером такой "обязанности", как "обеспечить заключение между ними соответствующего соглашения".
Цитата
Комментарий разработчика: Введение кабинета по охране труда не является нагрузкой для работодателя, так как работодателю только надо подключиться к сети "Интернет" и ввести имеющиеся у него данные, при этом работодатель освобождается от излишней бумажной статистической отчетности, которую он предоставляет в настоящее время. Редакция законопроекта уточнена.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ
О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 838н
Скрытый текст
Если под "риском нарушения обязательных требований" понимается "наличие риска, на устранение которого направлено установление и исполнение обязательных требований", то "увеличение количества несчастных случаев с легкими последствиями по отношении к предыдущему году на 20 % и более (при количестве произошедших несчастных случаев с легкими последствиями в текущем году не менее 2)" является не только "индикатором наличия соответствующего риска" ("индикатором наличия вероятности причинения легкого вреда здоровью"), но и "индикатором реализации такого риска по причине отсутствия надлежащего исполнения обязательных требований и (или) отсутствия надлежащего установления обязательных требований".
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
Скрытый текст
Цитата
"2.2.59 риск: Название и мера случайного причинения вреда, совокупно сочетающая степень возможности причинения вреда и степень его медицинской, или технической, или социально-экономической значимости (тяжести).
Цитата
Примечания 1 Определение дано с позиции безопасности труда с учетом того факта, что пока не существует однозначного, надежного, практичного и общепринятого способа такого сочетания. 2 На практике чаще всего качественный характер вреда фиксируют его наименованием, а возможность его причинения оценивают как малую, среднюю, большую."
В результате замены термина "риск" его определением в сочетании слов "риск причинения вреда", на мой взгляд, проявляется тавтология.
Мне понятно то, что отражено сочетанием следующих слов:
Цитата
"(малая; средняя; большая) (вероятность причинения) (тяжкого; средней тяжести; легкого) (вреда охраняемой законом ценности)"
"(чрезвычайно высокая; высокая; значительная; средняя; умеренная; низкая) вероятность причинения не важно какой "степени" вреда охраняемой законом ценности".
Еще мне как-то более понятно то, что если в определенных условиях неизбежно существует
Цитата
"фактор, воздействие которого МОЖЕТ стать прямой или косвенной причиной (тяжкого; средней тяжести; легкого) вреда охраняемой законом ценности"
то в этих условиях неизбежно существует и
Цитата
"возможность причинения (тяжкого; средней тяжести; легкого) вреда такой "ценности" в результате воздействия такого "фактора"
Еще мне более понятно то, что на "степень" такой "возможности" (малая; средняя; большая) влияют конкретные "обстоятельства времени и места"*, потому мне более понятно и то, что для понижения "степени" такой "возможности" (с целью недопущения "ее" реализации) требуется выявление таких "факторов" и таких "обстоятельств" (регулярным сбором объективной информации, образованной такой "возможностью", анализом такой информации) и влияние на "них" (управление над "ними" установлением на основе такого анализа "требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей", исполнением и контролем над исполнением таких "требований").
* - факторы (в том числе: исполнение "требований"; неисполнение "требований" по причинам "халатность", "непреодолимые обстоятельства", и другим причинам), наличие и влияние совокупности которых на "степень" такой "возможности" в определенный момент времени определить невозможно/крайне затруднительно/затруднительно/возможно.
Цитата
Комментарий разработчика: Изложено мнение по проекту, предложений по его корректировке не представлено.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ
Если "Требования, содержащиеся в настоящих Правилах, не заменяют специальные требования ...", но при этом "Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами ...", то получается, что "Требования, содержащиеся в настоящих Правилах", обязательны к исполнению с исполнением "специальных требований ...", что противоречит (далее через "/") нормам "Установление обязательных требований, исключающих возможность исполнить другие обязательные требования, не допускается" и (далее через "+") "Обязательные требования должны быть исполнимыми" + "При установлении обязательных требований должны быть минимизированы риски их последующего избирательного применения".
Не определен вид ответственности, предусмотренной пунктом 4, возлагаемой на работодателя / "Содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам".
Ответственность возлагается только на работодателя / "При установлении обязательных требований нормативными правовыми актами ... должны быть соблюдены принципы, установленные настоящим Федеральным законом, и определены: ... 2) лица, обязанные соблюдать обязательные требования".
Ответственность возлагается именно "за выполнение требований Правил", а не "за невыполнение (нарушение) этих требований" / "Содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом".
Ответственность возлагается и этими Правилами / "Обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований".
Предлагаемая к принятию норма "Требования настоящих Правил учитываются в правилах (стандартах) и инструкциях по охране труда, разрабатываемых работодателем" дублирует норму "Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.", принятую статьей 8 ТК РФ / "Обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований").
"Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков и опасностей, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии вправе: 1) устанавливать в локальных нормативных актах дополнительные требования безопасности и охраны труда, не противоречащие Правилам" / ("Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения" + "Примечание. Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации"* + "Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации ... "**).
* - УК РФ Статья 143. Нарушение требований охраны труда ** - КоАП РФ Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации
"Дополнительные требования охраны труда должны доводиться до работника в виде распоряжений и(или) указаний, инструктажей, а также соответствующих форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда;" / "Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, а также ... , устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".
"Работодатель в рамках подхода на основе оценки профессиональных рисков при организации безопасных рабочих мест и реализации СУОТ при выявлении опасностей и вытекающих из них опасных событий, обязан ..." / ("Оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводимая федеральным органом исполнительной власти или уполномоченной организацией при разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации применительно к отношениям, при регулировании которых предполагается установление обязательных требований." + "Необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей.").
"условия пониженных и повышенных температур окружающей среды, а также пониженной и повышенной влажности, повышенной скорости движения воздуха и гидрометеорологических неблагоприятных и опасных природных явлений" / "Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника."
"опасности и вытекающие из них опасные события" / ("Вредный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к ... " + "Опасный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к ..." + совокупность факторов "работник" = "Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами").
"Уровни профессиональных рисков и опасностей" / ("Оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводимая федеральным органом исполнительной власти или уполномоченной организацией при разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации применительно к отношениям, при регулировании которых предполагается установление обязательных требований." + "Необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей.").
"устранить или снизить до допустимого уровня воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов" / ("Необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей").
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ