Дата начала публичного обсуждения - 21 февраля 2022 г. Дата окончания публичного обсуждения - 22 марта 2022 г. Длительность публичного обсуждения (в рабочих днях) - 20
Скрытый текст
Пунктом 6 представленного проекта установлено, что "Условия труда при воздействии особых климатических факторов внешней среды формируются" "вредными и (или) опасными производственными факторами (опасностями)".
Исходя из того, что в соответствии со статьей 209 ТК РФ "Вредный производственный фактор" - это "фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника", а "Опасный производственный фактор" - это "фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника", следует, что при воздействии вредного производственного фактора существует (наличествует) возможность (вероятность) повреждения здоровья работника, а при воздействии опасного производственного фактора, кроме того, существует (наличествует) и возможность (вероятность) смерти работника.
Так как статьей 209 ТК РФ определено, что "вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции ..." - это "Профессиональный риск", то во исполнение статьи 6* Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" пункты 5 и 7 представленного проекта предлагаю изложить в следующем виде:
"5. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности при работах в особых температурных условиях вправе:
1) устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа; 2) в целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ.";
"7. При организации производственных процессов работодатель обязан принимать меры по исключению или снижению до допустимых уровней воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов. При невозможности исключения или снижения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов до уровней допустимого воздействия в связи с характером и условиями производственного процесса проведение работ без обеспечения работников соответствующими средствами индивидуальной защиты запрещается."
* "Оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводимая федеральным органом исполнительной власти или уполномоченной организацией при разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации применительно к отношениям, при регулировании которых предполагается установление обязательных требований";
"Необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей"
Скрытый текст
Исходя из того, что в соответствии со статьей 209 Федерального закона от 30.12.2001 N 197-ФЗ "Вредный производственный фактор" - это "фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника", а "Опасный производственный фактор" - это "фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника", следует, что при существовании возможности воздействия вредного производственного фактора, при воздействии и после воздействия такого фактора существует вероятность (возможность) свершения события "профессиональное заболевание работника", а при существовании возможности воздействия опасного производственного фактора, при воздействии и после воздействия такого фактора существует вероятность (возможность) свершения события "травма или смерть работника".
Так как в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Профессиональное заболевание" - это "хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть", то и воздействие вредного производственного фактора обуславливает вероятность (возможность) свершения события "смерть работника" (вследствие заболевания).
С учетом вышеизложенного и того, что в соответствии с пунктом 2.2.31 межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.002-2014 "Здоровье" - это "состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма человека", а в соответствии с пунктом 2.2.16 "Повреждение анатомической целостности организма или нормального его функционирования ..." - это "травма", следует, что как при воздействии вредного производственного фактора, так и при воздействии опасного производственного фактора, существует возможность (вероятность) повреждения здоровья работника в результате воздействия таких факторов, в связи с существованием (или реализацией) которой существует и возможность (вероятность) свершения события "смерть работника" (вследствие повреждения его здоровья).
С учетом вышеизложенного и того, что в соответствии со статьей 209 Федерального закона от 30.12.2001 N 197-ФЗ "Вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции ..." - это "профессиональный риск", следует, что профессиональный риск (... вне зависимости от возможной тяжести повреждения здоровья) существует при существовании возможности воздействия, при воздействии и после воздействия на работника при исполнении им своей трудовой функции вредного и (или) опасного производственного фактора.
В связи с тем, что "Вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции ..." - это "профессиональный риск" вне зависимости от количества и наименования факторов, воздействие которых обуславливает вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника, предлагаю термин "профессиональный риск" приравнять по смыслу к термину "вредность и (или) опасность" и применять в единственном числе во всех случаях.
(Вероятность причинения вреда здоровью работника в результате воздействия на него вредного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции - это профессиональный риск; вероятность причинения вреда здоровью работника в результате воздействия на него опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции - это профессиональный риск; вероятность причинения вреда здоровью работника в результате воздействия на него вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении им своей трудовой функции - это профессиональный риск)
(Профессиональный риск - это вероятность причинения вреда здоровью работника в результате воздействия на него при исполнении им своей трудовой функции следующих вредных и (или) опасных производственных факторов: 1. ...; 2. ...; 3. ...; и т.д.)
Так как все без исключения требования (меры), установленные (разработанные)* на основании и во исполнение статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ с целью "устранение имеющегося профессионального риска", обязательны для исполнения (принятия) юридическими и физическими лицами "в зависимости от специфики своей деятельности", то факт установления** этими лицами того, что "уровни" некоторых "профессиональных рисков", имеющихся "в зависимости от специфики своей деятельности", "высокие", "средние" или даже "малозначительны", не имеет никакого значения, а факт невыявления*** этими лицами некоторых из "профессиональных рисков", имеющихся "в зависимости от специфики своей деятельности", может свидетельствовать о недооценке ими условий труда на наличие характерных этим условиям вредных и (или) опасных производственных факторов (факторов производственной среды и трудового процесса, воздействие которых обуславливает вероятность свершения события "повреждение здоровья работника в результате воздействия на него этих факторов при исполнении им своей трудовой функции".
* - по результатам проведения процедур "анализ объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации" и "оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" ** - при проведении процедуры "оценка профессиональных рисков" *** - при проведении процедуры "выявление опасностей"
(Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ. Статья 6. Обоснованность обязательных требований 1. Необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей. 2. Обязательные требования должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологий в соответствующей сфере деятельности, развития национальной экономики и материально-технической базы. 3. Оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводимая федеральным органом исполнительной власти или уполномоченной организацией при разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации применительно к отношениям, при регулировании которых предполагается установление обязательных требований. 4. При установлении обязательных требований оцениваются наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям)
(Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Статья 209. Основные понятия Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков)
(Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 772н "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем"
10. В главу "Общие требования" включаются: б) описание вредных и (или) опасных производственных факторов, профессиональных рисков и опасностей, характерных для сферы действия Правил.
19. Разработка инструкций по охране труда работодателем осуществляется на основе установленных государственных нормативных требований охраны труда и требований разработанных работодателем правил (при наличии), а также на основе: б) результатов специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии; г) определения профессиональных рисков и опасностей, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;)
На портале проектов нормативных правовых актов Regulation.ru опубликован Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». В сводном отчете к законопроекту разработчики документа обратили внимание на то, что внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КОАП) связано с тем, не все работодатели соблюдают принятые на себя обязательства в рамках коллективных договоров и (или) отраслевых (межотраслевых) соглашений в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также государственные нормативные требования охраны труда. Это приводит к производственному травматизму и снижению социальной защиты работников. В сводном отчете к законопроекту говорится о том, что по сведениям Роструда, за 11 месяцев 2020 года было вынесено по ст. 5.31 КоАП должностными лицами госинспекций труда всего 215 постановлений о назначении административного наказания: из них 101 предупреждение и 114 административных штрафов.
В 2021 году за 11 месяцев было вынесено должностными лицами госинспекций труда 145 постановлений о назначении административного наказания: из них 63 предупреждения и 82 административных штрафа. При этом, ввиду малой величины штрафа, предусмотренные санкции не защищают охраняемое право по исполнению принятых работодателем в добровольном порядке обязательств, содержащих льготы и преимущества для работников, по условиям труда, более благоприятным по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, так как затраты на обеспечение указанного права заведомо превышают размер установленных санкций за его несоблюдение. В статье 41 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) дается примерный перечень вопросов, обязательств, которые могут включаться в коллективный договор. Этот перечень содержит и раздел охраны труда.
При этом около 100 статей ТК РФ содержат указания об обязательном закреплении отдельных положений в коллективном договоре, в т.ч. и положений об установлении более высокого уровня прав и гарантий работникам по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В связи с этим в рамках законодательных мер, принимаемых в связи с аварией на шахте «Листвяжная», согласно перечню поручений Президента Российской Федерации Владимира ПУТИНА от 31 декабря 2021 г. № ПР-2576, данного по итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса 2 декабря 2021 года, было принято решение о необходимости внесения изменений в КоАП с целью усиления ответственности работодателей за принятые на себя обязательства в сфере условий и охраны труда в рамках коллективных договоров и соглашений.
1) статью 51 дополнить частью третьей следующего содержания:
«Контроль за соблюдением работодателем условий отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, осуществляется также в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.»;
2) часть вторую статьи 353 дополнить словами «, а также соблюдение условий отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства»;
3) в статье 370:
а) дополнить новой частью шестой следующего содержания: «Работодатели обязаны обеспечить беспрепятственный допуск вышеуказанным лицам в целях проведения таких проверок.»; б) части шестую – восьмую считать соответственно частями седьмой – девятой.
Таким образом, у работодателя появится обязанность беспрепятственно обеспечивать беспрепятственный допуск профсоюзного инспектора труда в целях проведения проверок и соблюдать отраслевые соглашения.
If you were wronged undeservedly - come back and earn it
Считаю, что такие нормы, как "Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов" и "Установить, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах", противоречат статье 195.2 ТК РФ, на основании которой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливается Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также Порядок установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах.
Скрытый текст
Во исполнение статьи 195.2 ТК РФ предлагаю:
а) вместо "Правил разработки ... профессиональных стандартов" и "Методических рекомендаций по разработке и актуализации профессионального стандарта" подготовить проект акта, устанавливающего с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений "Порядок разработки профессиональных стандартов", определяющий: последовательность осуществления действий, составляющих процесс разработки (в том числе "переразработки") таких стандартов; субъекты, осуществляющие эти действия;
б) вместо "Правил ... утверждения профессиональных стандартов" подготовить проект акта, устанавливающего с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений "Порядок утверждения профессиональных стандартов", определяющий: последовательность осуществления действий, составляющих процесс утверждения таких стандартов; субъекты, осуществляющие эти действия;
в) вместо такой нормы, как "Установить, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах", подготовить проект акта, устанавливающего с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений "Порядок установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах", определяющий: последовательность осуществления действий, составляющих процесс установления тождественности таких наименований; субъекты, осуществляющие эти действия.
В связи с тем, что действующими нормативными правовыми актами не установлен порядок применения профессиональных стандартов в случаях, предусмотренных для их применения, предлагаю подготовить проект акта, устанавливающего с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений "Порядок применения профессиональных стандартов", определяющий: последовательность осуществления действий в каждом случае, предусмотренном для применения таких стандартов; субъекты, осуществляющие эти действия.
В частности, не понятна последовательность осуществления действий по применению профессиональных стандартов в случае, предусмотренном частью второй статьи 195.3 трудового кодекса Российской Федерации ("Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда"). Для того, чтоб что-то начать и как-то закончить (определить требования к квалификации работника), во-первых, непонятно, являются ли трудовые действия, выполняемые работником, особенностями выполняемой им трудовой функции? Во-вторых, не понятно, если трудовые действия, выполняемые работником, являются особенностями выполняемой им трудовой функции, то нужно ли сопоставлять эти действия с трудовыми действиями, содержащимися в профессиональных стандартах? В-третьих, непонятно, если трудовые действия, выполняемые работником, сопоставляются с трудовыми действиями, содержащимися в определенной трудовой функции, содержащейся в определенной обобщенной трудовой функции, содержащейся в определенном профессиональном стандарте, то требованиями к квалификации работника являются характеристики "всей" квалификации, относящейся к определенному профессиональному стандарту, или только уровня этой квалификации, к которому относится определенная обобщенная трудовая функция, к которой относится определенная трудовая функция, к которой относятся определенные трудовые действия? В-четвертых, не понятно, что означает словосочетание "Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах", ведь с учетом установленного статьей 195.1 определения термина "Профессиональный стандарт" ("характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции") оно означает следующее: "Характеристики квалификации, которые содержатся в характеристике квалификации, ..."? В-пятых, не понятно значение словосочетания "уровень квалификации", ведь с учетом установленного статьей 195.1 определения термина "Квалификация работника" ("уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника") оно имеет следующее значение: "уровень уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника"), тогда как определение термина "Профессиональный стандарт" с учетом определения термина "Квалификация работника" означает следующее: "характеристика уровня {знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы}, необходимого работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции". Считаю ошибкой то, что любой профессиональный стандарт, который с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций применяется "в качестве основы для определения требований к" "уровню {знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы}, необходимому работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции", во-первых, характеризует не "одну" квалификацию (не один "уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы"), а характеризует несколько "уровней" "одной, но различной" "квалификации" (несколько уровней "одного, но различного" "уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы"), во-вторых, характеризует квалификацию ("уровень" "одной, но различной" "квалификации"), высшую по отношению к другой квалификации (другому "уровню" этой же "одной, но различной" "квалификации"), не включая в нее характеристику последней.
Так же не понятна последовательность осуществления действий по применению профессиональных стандартов в случае, предусмотренном той частью статьи 57, которая устанавливает, что "Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов". Для того, чтоб что-то начать и как-то закончить (привести "в соответствие" наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним), во-первых, не понятно, являются ли определенные "требования к образованию и обучению" и "требования к опыту практической работы" обобщенными квалификационными требованиями к определенной квалификации, необходимой для выполнения определенной обобщенной трудовой функции, а так же не понятно, является ли выполнение определенной обобщенной трудовой функции выполнением работы по определенной должности, профессии, специальности? Во-вторых, не понятно, являются ли определенные "необходимые знания" и "необходимые умения" конкретными квалификационными требованиями к определенной квалификации (к определенному уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы), необходимой работнику для выполнения работы по определенной должности, профессии, специальности? В-третьих, не понятно, является ли наличие квалификационных требований, требований к половозрастным характеристикам, требований к наличию специального права, особых условий допуска к работе и других характеристик определенной "обобщенной трудовой функции" наличием ограничений, связанных с выполнением данной обобщенной трудовой функции (работы по определенной должности, профессии, специальности)? В-четвертых, непонятно, является ли наличие ограничений, связанных с выполнением "определенной обобщенной трудовой функции", наличием ограничений, связанных с выполнением работ по должностям, профессиям, специальностям, выполняющим данную "обобщенную трудовую функцию"? В-пятых, непонятно, является ли наличие ограничений, связанных с выполнением работ по должностям, профессиям, специальностям, выполняющим определенную "обобщенную трудовую функцию", наличием ограничений, "установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами"? В-шестых, не понятно, можно ли читать так: "Если определенная обобщенная трудовая функция определенным профессиональным стандартом связна с определенными требованиями к квалификации и (или) другими ограничениями, то принимаемое Вами наименование должности, профессии или специальности, выполняющей данную обобщенную трудовую функцию, устанавливаемые Вами требования к квалификации, необходимой для выполнения данной обобщенной трудовой функции, и другие характеристики данной обобщенной трудовой функйии должны соответствовать соответствующим положениям данного стандарта"?
Еще непонятно следующее: являются ли профессиональные стандарты нормативными правовыми актами Российской Федерации или они таковыми не являются? Если профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами Российской Федерации, то непонятна последовательность осуществления действий по применению профессиональных стандартов в случае, предусмотренном первой частью статьи 195.3 ("Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями")
В случае принятия норм, применяемых исключительно в трудовых отношениях, данные нормы не будут применяться в других отношениях, потому "устранение" риска, на устранение которого направлено применение норм данного Регламента, вне трудовых отношений "останется необеспеченным на нормативном уровне". Одной из целей, в которых принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», является "обеспечение на территории Таможенного союза защиты жизни и здоровья граждан" (вне зависимости от отношений, в которых они состоят, и вне зависимости от условий, в которых осуществляются отношения, в которых они состоят)
Определение термина "Вредный фактор" предлагаю принять таким: "фактор окружающей среды, воздействие которого на человека может причинить вред его здоровью", а термина "Опасный фактор" – таким: "вредный фактор, воздействие которого на человека может причинить ему смерть".
К примеру, в соответствии с пунктом 2.2.16 межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.002-2014 "Травма" - это "повреждение анатомической целостности организма или нормального его функционирования ...", в соответствии с пунктом 2.2.31 данного Стандарта "Здоровье" - это "состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма человека", а в соответствии с Правилами определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522), "Под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды".
Извлечение из Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522):
3. Вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 4. Квалифицирующими признаками тяжести вреда, причиненного здоровью человека, являются:
а) в отношении тяжкого вреда:
вред, опасный для жизни человека;
потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
прерывание беременности;
психическое расстройство;
заболевание наркоманией либо токсикоманией;
неизгладимое обезображивание лица;
значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
полная утрата профессиональной трудоспособности;
б) в отношении средней тяжести вреда:
длительное расстройство здоровья;
значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть;
в) в отношении легкого вреда:
кратковременное расстройство здоровья;
незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.
5. Для определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда, причиненного здоровью человека, определяется по тому признаку, который соответствует большей степени тяжести вреда."
Приказ Минтруда России "Об утверждении Единых требований к составу и форматам документов, связанных с работой, оформляемых в электронном виде без дублирования на бумажном носителе"
Нас это не касается, но Приложение № 5 Проекта, можно прочесть ради любопытства . P.S. О обучении, документах подачи и хранение сведений, внесенных в реестр, пока информации не имею.