На главную
На главную
обучение по Охране труда, ПТМ, Электробезопасность

Ответы и разъяснения важных допущающих и поглядывающих органов с мая 2017 года

Страницы: Пред. 1 ... 4 5 6 7 8 След.
Ответы и разъяснения важных допущающих и поглядывающих органов с мая 2017 года, Ответы и разъяснения важных допущающих и поглядывающих органов, Письма, разъяснения, ответы, рекомендации вышеуказанных органов.
 
В России поменялись правила предоставления отпуска с 2019 года. Об этом Минтруд сообщил в письме № 14-2/ООГ-9211.

After all, a good man came out of me. Bad stayed
 

Разъяснения Минтруда России от 16.01.2019
"По вопросу проведения специальной оценки условий труда в организациях микро- и малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей"
Источник публикации: "Экономика и жизнь" (Бухгалтерское приложение), № 3, 25.01.2019, "Солидарность", N 4, 23 - 30.01.2019
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.rosmintrud.ru по состоянию на 17.01.2019.
***
1. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда проводится у всех работодателей.
2. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
3. В случае, если у индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные по трудовому договору работники, то специальная оценка у него не проводится.
4. В случае, если индивидуальный предприниматель привлекает специалистов (бухгалтеров, юристов и т.п.) на условиях аутсорсинга (по гражданско-правовому договору), данные специалисты работают на дому (или дистанционно) и у них отсутствуют постоянные рабочие места, то специальная оценка условий труда у таких индивидуальных предпринимателей не проводится.
5. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам специальной оценки условий труда не выявлены, работодателем в Государственную инспекцию труда субъекта Российской Федерации (по месту его нахождения) подается декларация. Срок действия поданной декларации - 10 лет при условии отсутствия на декларируемом рабочем месте несчастного случая на производстве, профессионального заболевания или нарушений, выявленных Государственной инспекцией труда субъекта Российской Федерации.
Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда в сети "Интернет" https://www.rostrud.ru/.
6. Для вновь образованных в 2018 году работодателем рабочих мест срок проведения специальной оценки условий труда составляет 12 месяцев. Таким образом, если рабочее место образовано, к примеру, в декабре 2018 года, то срок завершения специальной оценки условий труда - декабрь 2019 года.
7. В целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона "О специальной оценке условий труда" Минтрудом России совместно с Федеральной службой по труду и занятости в 2019 году планируется реализация механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда.
Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения.
И только в случае неисполнения работодателем данного предостережения включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предлагаемый подход позволит добросовестному и ответственному работодателю устранить
нарушение без наложения на него предусмотренных Кодексом штрафов.
After all, a good man came out of me. Bad stayed
 
Настойчиво требовал привести пункты т.к. не устраивали в ответах фантазии "по нашему мнению", "полагаем" и т.п. В итоге психанули - "

В соответствии с Положением, к компетенции Минтруда России не относится разъяснение практики применения Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 (далее - Порядок).

А чего раньше то молчали? Ответы присылали....
 
12 апреля 2019
Источник: «Клерк».
После проведения СОУТ работодатели сдают декларацию в ГИТ и данные вносятся в реестр (ГИС СОУТ). Однако не только трудинспекторы хотят получить декларации по СОУТ. От них не отстают и «пенсионщики». Зачем им это нужно?


Дело в том, что ПФР стал замечать расхождения. Иногда данные, занесенные в ГИС СОУТ, не соответствуют данным из отчета по СОУТ. Например, в системе у каменщика указан класс 2, не дающий права на досрочную пенсию, а фактически в карте СОУТ указан класс 3.1, а это уже гарантирует право на досрочную пенсию.

Иногда в системе по одинаковым рабочим местам указаны разные классы условий, или не указан СНИЛС работника.

ПФР предупреждает, что если выявит такие расхождения, сообщит об этом в Роструд и работодателя могут оштрафовать.

В письме ПФР, которое получила участница группы «Красный уголок бухгалтера» на Фейсбуке, говорится, что до 1 июня 2019 года работодатели должны сдать в ПФР все документы по СОУТ. Причем это должны быть как бумажные копии, заверенные печатью, так и электронные сканы.
 
Цитата
Лёлька написал:
Цитата
"КОНСАЛТ-БЕЗОПАСНОСТЬ" АНО написал:
у нас другое письмоj
Уважаю РПН!

Ответ:
Плановые проверки Роспотребнадзора в этом году незаконны 11 марта 2019
EdZbarzhyvetsky / Depositphotos.com

Генеральная прокуратура РФ считает противозаконным проведение плановых проверок ИП и организаций в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (письмо Генеральной прокуратуры РФ от 18 февраля 2019 г. № 76/2-573-2018). Напомним, они проводятся Роспотребнадзором.

Проведение таких проверок – на данный момент – противоречит законодательству, поскольку:

  • надзор в сфере защиты прав потребителей надлежит осуществлять с применением РОП, то есть риск-ориентированного подхода (это прямо предусмотрено п. 26 Перечня видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением РОП, утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806; далее – Постановление),
  • при этом Роспотребнадзор был обязан еще до 15 мая 2017 года внести в Правительство РФ проект акта об утверждении критериев отнесения деятельности к определенной категории риска для данного вида надзора (подп. "л" п. 3.1 Постановления);
  • ведомство эту обязанность не исполнило;
  • критерии для определения категории риска в области защиты прав потребителей не утверждены, значит, ни для одного поднадзорного лица не определены ни "своя" категория риска, ни "своя" периодичность плановых проверок,
  • следовательно, проведение плановой проверки в таких условиях будет грубо нарушать Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ в части соблюдения установленной периодичности проведения плановой проверки.

Итак: для видов надзора, которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, возможность проведения плановых проверок без категорирования подконтрольных объектов законодательством не предусмотрена.

Напомним, что Генеральная прокуратура РФ и ранее высказывала аналогичное мнение (письмо от 9 февраля 2018 г. № 76/2-156-2018).

Отметим, что существует и дополнительная точка зрения на описанную проблему:

  • если критерии для определения категории риска в области защиты прав потребителей не утверждены, значит, ни одно поднадзорное лицо не "получило" свою категорию риска,
  • а следовательно, в силу прямого указания законодательства, все поднадзорные объекты автоматически считаются отнесенными к категории низкого риска;
  • а в отношении "низкорисковых" объектов плановые проверки не проводятся вообще.

Таким образом, бизнес-субъекты получили дополнительный козырь для обжалования плановых проверок Роспотребнадзора в рамках надзора за соблюдением прав потребителей. Козырь "действителен" до введения РОП в данной сфере надзора. Однако у почтенного ведомства есть и иные виды надзора – в первую очередь, за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и правил. В этом виде надзора РОП введен и фактически работает уже давно. Правда, и тут не все гладко: не утверждены чек-листы для плановых санитарных проверок всех поднадзорных объектов. В связи с этим, по мнению Генеральной прокуратуры РФ, плановые санитарные проверки этих "безлистовых" объектов вовсе нельзя проводить – впредь до утверждения проверочных листов.


ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1262866/#ixzz5pJVIWbi4
ДА ПРЕБУДЕТ С ВАМИ СИЛА!
 
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

ПИСЬМО
от 17 МАЯ 2019 г. № 15-2/ООГ-1157

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНСТРУКТАЖЕЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА С ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ РАБОТЫ ПО ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМУ ДОГОВОРУ

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по вопросу, связанному с проведением инструктажей по охране труда, и сообщает следующее.

В статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В настоящее время действующим является Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций , утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2.1.2 Порядка все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

В соответствии с пунктом 2.1.3 Порядка кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

Согласно пункту 2.1.4 Порядка первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы, в том числе с командированными работниками сторонних организаций, и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Учитывая изложенное, поясняем, что в случае, если лица участвуют в производственной деятельности организации, то с ними проводится первичный инструктаж на рабочем месте.

В этой связи, считаем целесообразным перед заключением гражданско-правового договора определить и внести в договор обязанности и ответственность сторон, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда, в частности, проведение инструктажей по охране труда.

Директор Департамента условий и охраны труда В.А.Корж

P.S. Верховный суд РФ в определении от 25.09.2017 г. № 66-КГ17-10 напомнил про отличительные признаки трудовых и гражданско-правовых отношений.

договор ГПХ

1. В договоре ГПХ оговаривается получение конкретного результата, а не выполнение работы ради работы;

2. Исполнитель остаётся самостоятельным хозяйствующим субъектом и действует на свой страх и риск.

Трудовые отношения с исполнителем возникают тогда, когда он, исполнитель:

1. Становится частью трудового коллектива и получает своё рабочее место;

2. Принимает на себя обязательства выполнять определенную трудовую функцию;

3. Подчиняется внутреннему распорядку дня и режиму труда, предусмотренному в компании;

4. Работает под контролем и руководством работодателя (представителя;

5. Не несёт никаких рисков, связанных с его трудовой деятельностью.

Т.е. (?):

проведение инструктажа на рабочем месте будет являться признаком трудовых отношений (как минимум ч.4. ст.5.27. КоАП ПФ (на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей)), а если что случится с исполнителем, то и ст.5.27.1 КоАП РФ и ст.143 УК РФ.







After all, a good man came out of me. Bad stayed
 
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2019 г. N 69-КГ19-4

Нельзя скрывать за договором аренды автомобиля трудовые отношения с водителем!

Скрытый текст
По ЛОГИКЕ - ты ПРАВ!!!
Но не всё так просто!!! (Алиевич)
 
Цитата
ПромтехтруднадзорЪ написал:
письмо Генеральной прокуратуры РФ от 9 февраля 2018 года № 76/2-156-2018
..........
«Об организации и проведении плановых проверок».

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрен запрос по поводу организации и проведения плановых проверок. Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» разъяснение законодательства не отнесено к компетенции органов прокуратуры.
Вместе с тем по существу обозначенных вопросов полагаю необходимым указать следующее. Частью 11.1 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) установлено, что Положением о виде федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрена обязанность использования должностным лицом контролирующего органа при плановой проверке проверочных листов (списков контрольных вопросов). Проверочные листы разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации.
Следовательно, если проверочные листы не утверждены, а обязанность их использования предусмотрена положением о виде государственного контроля (надзора), в ходе его осуществления не допускается проведение плановых проверок.
Согласно частям 1-2 статьи 8.1 Закона № 294-ФЗ при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход, определяющий интенсивность (форму, продолжительность, периодичность) мероприятий по контролю с учётом категории риска либо класса опасности, присвоенных деятельности проверяемого лица и (или) используемым ими объектам.
В силу части 9.3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает особую периодичность плановых проверок для таких видов государственного контроля в зависимости от категории риска, класса опасности проверяемых объектов.
Такая периодичность определена постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее — Правила).
Пунктами 14, 15 Правил установлено, что в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включаются проверки только в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего и умеренного риска или 1-5 классам опасности (за исключением указанных в части 9 статьи 9 Закона № 294-ФЗ проверок с особой периодичностью проведения).
Объекты низкой категории риска (6 класса опасности) не подлежат плановым проверкам. В силу пункта 11 Правил объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности.
Пунктом 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ несоблюдение установленной периодичности проведения плановой проверки отнесено к числу грубых нарушений, влекущих признание её результатов недействительными.
Таким образом, для видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, возможность проведения плановых проверок без категорирования подконтрольных объектов законодательством не предусмотрена.
Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации А.Э.Буксман
Изменено: Сергей.мозпит Дмитриевич - 24 Июня 2019 8:24
After all, a good man came out of me. Bad stayed
 
Вопрос: О правовом статусе разъяснений, размещенных на сайте "Онлайнинспекция.рф".

Ответ:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО
от 11 июня 2019 г. N ПГ/13385-6-1

Федеральная служба по труду и занятости, рассмотрев Ваше обращение, поступившее из Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и зарегистрированное 16 мая 2019 г., в пределах компетенции сообщает.
Положение о системе электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф" (далее - Положение) утверждено приказом Федеральной службы по труду и занятости от 30 июня 2016 г. N 246.
Согласно пункту 1.2 Положения система электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф" - это информационная система Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", состоящая из клиентоориентированных онлайн-сервисов и обеспечивающая дистанционное интерактивное взаимодействие федеральной инспекции труда, работников и работодателей по вопросам повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Ответственность за полноту и достоверность информации, размещенной в системе "Онлайнинспекция.рф", несут структурные подразделения либо должностные лица Роструда, обеспечивающие информационное сопровождение и разработку информационных материалов в соответствии с Регламентом сервиса "Онлайнинспекция.рф" (пункт 6.1 Положения).
Согласно пункту 6.2 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324, Федеральная служба по труду и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы по труду и занятости.
В рамках своих полномочий структурные подразделения Федеральной службы по труду и занятости или должностные лица Федеральной службы по труду и занятости выражают свое мнение по вопросам применения трудового законодательства. Таким образом, разъяснения, размещенные на сайте "Онлайнинспекция.рф", не являются правовыми актами, а носят рекомендательный характер.
Настоящее письмо не является правовым актом.
Теперь все ясно, кроме сути вопроса...
 
 
Цитата
ПромтехтруднадзорЪ написал:
Цитата

Ответ:
Плановые проверки Роспотребнадзора в этом году незаконны 11 марта 2019
ДА ПРЕБУДЕТ С ВАМИ СИЛА!
 
Цитата
....Таким образом, подразделение проводящее работу с ПБА, неоходимо комплектовать как аварийной аптечкой, предназначенной для ликвидации аварий при работе с ПБА, так и аптечкой для оказания первой доврачебной :eeek: помощи, укомплектованной в соответствии с требованиями приказа Минздрава 169н...


......В виду того, что СанпиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" и СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин" в установленном порядке не отменялись, а срок при их утверждении не устанавливался, указанные санитарные правила и нормативы являются действующими нормативно-правовыми актами :headwall: и применяются в части, не противоречащей законодательству :abuse4:

.....Таким образом, по вопросу проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работникам, эксплуатирующим ПЭВМ, разъяснение в пределах своей компетенции предоставляет Министерство здравоохранения Российской Федерации


Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны © Эсхил
 
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

ПИСЬМО
от 28 августа 2019 года N 15-2/ООГ-1954
О необходимости прохождения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте при смене работодателя

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по вопросу о разъяснении отдельных положений Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. N 155н (далее - Правила), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 9 Правил работодатель (уполномоченное им лицо) обязан организовать до начала проведения работы на высоте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников.
По окончании обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выдаются соответствующие удостоверения о допуске к работам на высоте:
работникам, выполняющим работы на высоте с применением средств подмащивания, а также на площадках с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более, выдается удостоверение, образец которого указан в приложении N 2 к Правилам (пункт 10 Правил);
работникам, допускаемым к работам без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, а также выполняемым на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 5 м на площадках при отсутствии защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений, составляющей менее 1,1 м, выдается удостоверение, образец которого указан в приложении N 4 к Правилам, и личная книжка учета работ на высоте (для работников, выполняющих работы с применением систем канатного доступа) (пункт 13 Правил).
Согласно пункту 14 Правил по окончании обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работодатель обеспечивает проведение стажировки работников.
Необходимо отметить, что формы удостоверений о допуске к работам на высоте, предусмотренные приложениями N 2, 4 к Правилам, содержат строку с указанием наименования организации, в которой фактически выполняются работы на высоте.
Учитывая, что при смене работодателя возможны различный характер производственной деятельности хозяйствующих субъектов, наличие своих локальных нормативных актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, правил и инструкций по охране труда; а также с учётом указания профессии, должности и организации в удостоверении о допуске к работам на высоте, полагаем, что в случае смены места работы или по прошествии 3 лет для работников 1 и 2 групп и 5 лет для работников 3 группы указанные работники должны повторно пройти обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте с выдачей соответствующего удостоверения о допуске к работам на высоте.
Также информируем, что ответ на обращение не является нормативным правовым актом, носит разъяснительный характер и является мнением Департамента на отдельный заданный вопрос.

Заместитель директора
Департамента условий и охраны труда
Т.М.Жигастова
По ЛОГИКЕ - ты ПРАВ!!!
Но не всё так просто!!! (Алиевич)
 
"Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за II квартал 2019 года"

Роструд в докладе с руководством разъяснил порядок изменения трудового договора

В частности, рассмотрены следующие вопросы:

изменение трудовых отношений при смене собственника, реорганизации;

изменение подведомственности (подчиненности) организации, реорганизация организации, изменение типа государственного или муниципального учреждения, смена собственника имущества организации;

предложение работнику другой работы при внесении работодателем изменений в трудовой договор в одностороннем порядке;

реорганизация работодателя, к которому в процессе реорганизации присоединяется другое юридическое лицо;

изменение определенных условий трудового договора в соответствии со ст. 74 ТК РФ;

уведомление о реорганизации и сроки ее проведения.

After all, a good man came out of me. Bad stayed
 
ВС разрешил пропускать работу без разрешения работодателя.
Верховный суд (ВС) РФ разрешил смс-сообщением предупреждать начальство о невыходе на работу, при этом получение положительного ответа не является принципиальным. Если сотрудник не вышел на работу по уважительной причине, да ещё и предпринял меры для обеспечения рабочего процесса в его отсутствие, то увольнять такого работника нельзя, указывает высшая инстанция.
ВС подчеркивает, что увольнение является крайней мерой: даже при прогуле по неуважительной причине перед расторжением контракта необходимо учитывать поведение сотрудника в целом и его отношение к труду.
Новость с сайта РАПСИ, само решение еще не опубликовано.
Теперь все ясно, кроме сути вопроса...
 
Роспотребнадзор Ленобласти разъяснил, что НПА по организации производственного контроля не нужно оформлять и иметь в наличии.
 
личное участие работника в проверке знаний...цифровизация, чо
ДА ПРЕБУДЕТ С ВАМИ СИЛА!
 
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 октября 2019 г. № 15-4/В-2674 О проведении специальной оценки условий труда

Вопрос: Является ли предусмотренное ч. 2 ст. 9 Закона о СОУТ требование о включении в состав комиссии по проведению спецоценки специалиста по охране труда обязательным для организаций, численность которых не превышает 50 человек и которые в связи с этим согласно ст. 217 ТК РФ могут не иметь штатного специалиста по охране труда? Если функции специалиста по охране труда в соответствии с частью третьей ст. 217 ТК РФ выполняет руководитель организации, можно ли включить в состав комиссии его вместо специалиста по охране труда?

Ответ: Департамент условий и охраны труда в соответствии с компетенцией рассмотрел обращение от 30 сентября 2019 г. N 13/ГК/1122 и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Порядок подготовки к проведению специальной оценки условий труда, в том числе порядок формирования комиссии по проведению указанной процедуры, урегулирован положениями статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона N 426-ФЗ при проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Обращаем внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 426-ФЗ число членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда должно быть нечетным.

Заместитель директора Департамента
условий и охраны труда
Т.М. Жигастова
По ЛОГИКЕ - ты ПРАВ!!!
Но не всё так просто!!! (Алиевич)
 
13 января 2020

Работа за компьютером: вредно или уже нет?

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА»
Беседовала М.Г. Мошкович, старший юрист
Современные компьютеры не кажутся вредными. Мы глядим в них на работе и дома, покупаем компьютер детям для учебы. Но для работодателя вопрос о том, насколько вреден компьютер, принципиален. От ответа на него зависит обязанность проводить медосмотры. Разобраться с тенденциями нам помог Шкловец Иван Иванович, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости.

— Иван Иванович, Минтруд не так давно разъяснял, что сотрудники, которые работают за компьютером более 50% рабочего времени, должны проходить медосмотр как при трудоустройстве, так и в период работы (Письмо Минтруда от 12.07.2019 № 15-2/В-1828.)
Это следует из Перечня, который относит к вредным и опасным производственным факторам электро-магнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ, при условии что считывание или ввод инфор-мации, а также работа в режиме диалога занимают у работника не менее 50% рабочего времени (п. 3.2.2.4 приложения № 1 к Приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.)
Правильно ли мы понимаем, что результаты спецоценки в этом случае не имеют значения? И даже если электромагнитное поле не превышает допустимый уровень, работника все равно нужно направлять на медосмотр раз в 2 года, а также перед началом работы?

— Согласно разъяснениям Минтруда предварительным и периодическим медицинским осмотрам подлежат как работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам оценки условий труда, так и работники, выполняющие работы, предусмотренные Перечнем приложение № 2 к Приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н, вне зависимости от класса условий труда. То есть результаты специальной оценки условий труда не являются определяющими.

Между тем, по мнению Роструда и Роспотребнадзора, результаты спецоценки являются определяющими, поэтому надо направлять работников на медосмотры в том случае, если по результатам спецоценки на их рабочих местах выявлен соответствующий вредный фактор, а класс условий труда превышает допустимый (Письма Роструда от 28.02.2017 № ТЗ/942-03-3; Роспотребнадзора от 07.07.2015 № 01/7890-15-27.)

Позиции ведомств в этом случае разошлись, что, к сожалению, не способствует единству правоприменительной практики. Надеюсь, анонсированный Минтрудом проект поправок в вышеназванный Перечень позволит ответить на этот вопрос однозначно.

Работники подлежат медосмотрам не столько по признаку длительности работы с компьютером, сколько по признаку наличия на рабочем месте вредного фактора.

— Проект, о котором вы говорите, в принципе исключает из списка вредных такой фактор, как «элек-тромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ». Означает ли это, что медосмотры для тех, кто работает на компьютере, станут совсем необязательны?
Ведь есть еще СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118 (далее — СанПиН), где содержатся требования, аналогичные названным в действующем Перечне Минздравсоцразвития. А работодатель обязан обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям охраны трудаст. 212 ТК РФ. И штрафует за непроведение «компьютерных» медосмотров не только трудинспекция (Решение Сыктывкарского горсуда Республики Коми от 20.02.2019 № 12-272/19,) но и органы Роспотребнадзора (Решение Останкинского райсуда г. Москвы от 13.06.2019 № 2а-102/19.)

— Институт спецоценки был введен не только с целью внедрения эффективного механизма выявления на рабочих местах вредных и опасных факторов, но и для последующего стимулирования работодателей улучшать условия труда.

Воздействие негативных факторов можно уменьшить и с помощью современных средств индивидуальной и коллективной защиты, и посредством применения в работе современных автоматизированных систем. Нынешние компьютеры имеют высокую степень защиты от воздействия неионизирующего излучения. Это позволяет надеяться на то, что со временем отдельные виды работ могут быть выведены из Перечня работ, при которых медосмотры обязательны.

По мнению Роструда, сам по себе факт работы за ПК не менее 50% рабочего времени еще не повод регулярно отправлять сотрудника на медосмотры. А вот Минтруд в этом вопросе более категоричен

— Пока «компьютерные» медосмотры еще обязательны, для работодателей важен такой вопрос. Где и как должен быть зафиксирован процент времени, которое работник проводит за компьютером, для того, чтобы у компании возникла обязанность проводить медосмотры либо, наоборот, чтобы она могла подтвердить отсутствие такой обязанности? Например, в должностной инструкции, трудовом договоре или в ином документе?

— Трудовые действия работника в течение рабочего дня могут быть регламентированы локальными нормативными актами, должностными инструкциями, регламентами отдельных работ. Эти документы могут быть предметом изучения со стороны инспектора труда.

Работник в течение рабочего дня может выполнять иные трудовые функции, не связанные с работой на ПЭВМ. Более того, тем, чья работа связана с постоянным пребыванием за компьютером, рекомендуется устанавливать регулярные технологические перерывы (п. 1.2 приложения 7 к СанПиН.)

Если вопрос продолжительности работы за компьютером является принципиальным, тогда она определяется путем хронометрирования в рамках процедур спецоценки либо производственного контроля и закрепляется в соответствующем документе.

— Предположим, сотрудник, согласно своему трудовому договору, работает неполное рабочее время, например не 8, а 6 часов в день. Нужно ли отправлять его на медосмотр, если он занят за ПЭВМ 50% своего рабочего времени (то есть 3 часа в день)?

— По мнению Роструда, работники подлежат предварительным и периодическим медосмотрам не только и не столько по признаку продолжительности работы с ПЭВМ, сколько по признаку возможного наличия на рабочем месте вредного фактора производственной среды — электромагнитного поля широ-кополосного спектра частот от ПЭВМ. Наличие такого фактора, а также уровень его воздействия могут быть выявлены в процессе идентификации, а также соответствующих исследований и измерений. При отсутствии на рабочем месте такого фактора, подтвержденного результатами спецоценки, работники не подлежат направлению на медосмотр. А если такой фактор есть, то медосмотр необходим, даже если время работы с ПЭВМ составляет менее 4 часов в день.

— Помимо упомянутых вами перерывов, пользователям компьютера рекомендовано также проводить физкультпаузы и посещать комнату психологической разгрузки (пп. 1.7, 1.8 приложения 7 к СанПиН.) Для беременных женщин в СанПиН есть требование ограничивать время работы на компьютере до 3 часов в день либо переводить их на другую работу (п. 13.2 СанПиН.) Каковы, по-вашему, перспективы сохранения всех этих требований в отношении современных компьютеров?

— Работодатели обязаны постоянно проводить мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней производственных рисков. Такие мероприятия реализуются на основе ежегодных планов, разрабатываемых и утверждаемых работодателями на основе Типового перечня (приложение к Приказу Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н.)

Часть таких мероприятий является обязательной в силу закона, часть может реализовываться в рамках коллективно-договорного регулирования, часть — по инициативе работодателя. При этом такие мероприятия могут финансироваться за счет средств, направляемых работодателем в Фонд социального страхования.

Таким образом, если это обязательные требования, они должны выполняться. Все остальное зависит от желания работодателя улучшать условия труда на рабочих местах, снижать риски заболеваний работников. Например, названный Типовой перечень предусматривает модернизацию оборудования с целью снижения до допустимых уровней, в частности, механических колебаний (шума, вибрации, ультразвука, инфразвука) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового) (п. 14 приложения к Приказу Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н.)

— Недавно Минздрав направил в Правительство РФ предложения по организации медицинских кабинетов в компаниях и введению должности медработника в штатное расписание. Кто участвует в разработке этой идеи?

— Любая законодательная инициатива, направленная на улучшение условий труда и повышение его безопасности, должна пройти обсуждение среди социальных партнеров, объединений работодателей и профсоюзов. Ведомства, включая медицинское и образовательное, также принимают непосредственное участие в такой работе.
 
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ИНФОРМАЦИЯ
Роструд: работодателям целесообразно учитывать эпидемиологическую ситуацию и рекомендации воздержаться от посещения КНР

При планировании командировок работодателям целесообразно учитывать сложившуюся эпидемиологическую ситуацию в Китае и рекомендации компетентных органов власти воздержаться от посещения КНР до стабилизации ситуации.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работникам безопасные условия и охрану труда и информировать их об условиях и охране труда при исполнении ими трудовой функции.

Вместе с тем отказаться от командировки может любой работник, если основания для такого отказа предусмотрены в Трудовом кодексе или трудовом договоре. К примеру, запрещается требовать от работника работы, не обусловленной трудовым договором.

Некоторых работников можно направлять в командировку, только если они дали на это согласие. Они имеют право отказаться от командировки в силу закона. К таким работникам относятся:

∙ женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

∙ одинокие родители и опекуны, воспитывающие детей в возрасте до пяти лет;

∙ работники, имеющие детей-инвалидов;

∙ работники, которые осуществляют уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

Отдельных работников вообще нельзя направлять в командировку, так как это запрещено законом. К ним относятся:

∙ беременные женщины;

∙ несовершеннолетние сотрудники, за исключением спортсменов и творческих работников;

∙ работники, заключившие ученический договор, - если командировка не связана с ученичеством;

∙ инвалиды - если такое ограничение указано в индивидуальной программе реабилитации;

∙ работники, зарегистрированные в качестве кандидатов в выборный орган, в период проведения выборов.



Информация Роструда от 28.01.2020 № б/н
Роструд: работодателям целесообразно учитывать эпидемиологическую ситуацию и рекомендации воздержаться от посещения КНР
 
Вопрос: В организацию устраивается работник на должность программиста. Нужно ли организовать для него проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, если трудовая функция этого работника связана исключительно с работой на компьютере?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 12 июля 2019 г. N 15-2/В-1828

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции письмо общества с ограниченной ответственностью от 10 июля 2019 г. и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечить в том числе недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Статьей 213 ТК РФ установлены категории работников, которые проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры за счет средств работодателя.
Предусмотренные статьей 213 ТК РФ обязательные медицинские осмотры осуществляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при, выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее - Приказ N 302н, Перечень факторов, Перечень работ, Порядок).
В соответствии с Приказом N 302н предварительным и периодическим медицинским осмотрам подлежат работники: подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам оценки условий труда, проведенной в установленном порядке; выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ, вне зависимости от класса условий труда.
Согласно подпункту 2 пункта 3 Порядка обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся, в частности, в целях выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
На основании результатов проведения периодического осмотра определяется профессиональное заболевание работника, а при наличии медицинских противопоказаний - определяются показания по дальнейшему наблюдению и лечению выявленных заболеваний.
В соответствии с подпунктом 3.2.2.4 Перечня факторов обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся при наличии на рабочем месте электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ в том случае, если работы по считыванию, вводу информации в режиме диалога составляют в сумме не менее 50% рабочего времени.
Постановлением Главного государственного Санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. N 118 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" (далее - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03), которые действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и условиям труда.
Главой XIII СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 установлены требования к организации медицинского обслуживания пользователей ПЭВМ.
Так, согласно пункту 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
Учитывая изложенное, поясняем, что в настоящее время действующим законодательством установлено требование обязательного прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров работниками при работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени.Необходимо отметить, что в настоящее время Минздравом России проводится комплексная работа, связанная с разработкой проектов приказов взамен действующего приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н.Проект приказа об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, не содержит работы, связанные с эксплуатацией ПЭВМ.

Заместитель директора Департамента
условий и охраны труда
Т.М.ЖИГАСТОВА
12.07.2019
Страницы: Пред. 1 ... 4 5 6 7 8 След.
Читают тему (гостей: 2)
модератор форума: Павел.


Наша библиотека: | Инструкции по охране труда | Госты | Нормативы | Законодательство по ОТ |

Файлообменник (файлы по охране труда, промышленной и пожарной безопасности)