В адрес Съезда
Профессиональное сообщество специалистов по охране труда просит Вас обратить внимание и наконец навести порядок в регулировании такого важнейшего направления социальной политики, как безопасность труда на производстве, поскольку деятельность уполномоченного органа в этой сфере - Минтруда России, оставляет глубокие сомнения в компетентности и адекватности специалистов, принимающих там важные и судьбоносные для миллионов граждан страны решения, а также горькое разочарование всех экспертов, занятых в данной сфере.
1. Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37 часть 3). Так, Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено:
- условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека (статья 25 часть 1);
- индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (статья 24 часть 2);
- за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (статья 55).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» «…специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти гигиенических нормативов».
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) также устанавливает необходимость обеспечения безопасных условий труда (статьи 212, 219). Однако им же предусмотрены гарантии и компенсации за работу во вредных (и) опасных условиях труда по результатам СОУТ (статьи 92, 117, 147, 222). При этом:
- вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ);
- гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ);
- гигиенические нормативы отнесены к государственным санитарно-эпидемиологическим правилам (пункт 2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 №554).
Возникает системное противоречие между обязанностью юридического лица приостановить деятельность в случае нарушения санитарных правил (что невозможно по ряду причин социально-экономического характера) и обязанностью предоставлять компенсации за продолжение работы работников во вредных (несоответствующих гигиеническим нормативам) условиях труда. При этом на практике имеют место парадоксальные ситуации, когда соблюдение требований трудового законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих проведение СОУТ, подтверждение в рамках СОУТ безопасных (оптимальных или допустимых) условий труда на рабочих местах не освобождает организацию от возможных взысканий за нарушение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии.
Указанные факторы негативно влияют на реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда (статья 210 ТК РФ), развитии субъектов экономической деятельности, а также, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» являются коррупциогенными (статья 1 часть 2).
2.Требуется пересмотр санитарных правил. Так, в соответствии с пунктом 10 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 №554, срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет. В СОУТ применяется (в силу отсутствия актуальных нормативных правовых актов и прямого указания в Методике проведения СОУТ, утверждённой приказом Минтруда России от 24.01.2014 №33н) ряд санитарных правил, срок действия которых, установленный Положением, формально истек ещё в 2013 году, как то:
- СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
- СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях»;
- СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений»;
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»;
- ГН 2.2.5.1313-03 «Химические факторы производственной среды. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенические нормативы»;
- СанПиН 2.2.2.1332-03 «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике»;
- СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований»;
- СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту».
Органами надзора, в нарушение акутальных требвоаний законодательства и в силу отсутствия актуальных нормативных правовых актов также применяются устаревшие санитарные правила, принятые в 1996 году:
- СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» (утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 №21);
- СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» (утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 №36);
- СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий» (утверждены и введены в действие
постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 №40);
- СанПиН 2.2.2.540-96 «Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ» (утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 04.07.1996 №12);
- СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» (утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 28.10.1996 №32).
Утверждённые в 1996 году санитарные правила не были зарегистрированы в Минюсте России. Вместе с тем, государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер была введена с 15 мая 1992 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.1992 №305 «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов». В соответствии с пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти … не прошедшие государственную регистрацию … не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 №2014-1 «О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств» на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей законодательству РСФСР.
В связи с этим, в СОУТ применяются СН 4557-88 «Санитарные нормы ультрафиолетового излучения в производственных помещениях» и Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров (утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 21.04.1981 №2392-81). Однако, указание на применения указанных документов в Методике проведения СОУТ, утверждённой приказом Минтруда России от 24.01.2014 №33н отсутствует.
Учитывая вышеизложенное, применение вышеуказанных санитарных правил в СОУТ и реализация результатов СОУТ, проведённой с использованием этих правил в настоящий момент по формальному признаку не является корректным и может вызвать излишние расходы бюджетов всех уровней и работодателей на предоставление компенсаций за якобы вредные условия труда, многочисленные судебные разбирательства и трудовые споры.
3.Работодателями повсеместно и массово допускаются следующие нарушения законодательства:
1) несоответствующее требованиям приказа Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н наименование должностей («начальник отдела охраны труда и промышленной безопасности», «начальник управления производственного контроля и безопасности труда», «начальник бюро охраны труда и пожарной безопасности», «начальник отдела экологии, ГОЧС и охраны труда», «инженер по технике безопасности и охране труда», «менеджер по экологии, охране труда и ГОЧС» и другие, на сколько хватит фантазии и фронта работ по смежным вопросам безопасности);
2) возложение на работников служб охраны труда дополнительных функциональных обязанностей (не предусмотренных приказами Минтруда России №№ 559н и 524н), а также возложение таких обязанностей без дополнительной оплаты на основании статей 60.2 и 151 ТК РФ.
3) несоответствие, сокращение численности служб охраны труда.
Участились случаи привлечения специалистов по охране труда к административной и даже к уголовной ответственности по «усмотренческим» мнениям. Профессиональное сообщество специалистов по охране труда на многочисленных форумах и в ходе реальных встреч считает такие тенденции абсолютно неприемлемыми и не способствующими реализации государственной политики в социально-трудовой сфере.Считаем, что деятельность Роструда как органа надзора и контроля недостаточно эффективна и направлена не на профилактику нарушений требований охраны труда, а на максимальное извлечение штрафов. Службы охраны труда на предприятиях, которые по закону созданы в целях содействия работодателям в решении организационно-технического планирования мероприятий по охране труда, вынуждены сегодня служить защитным барьером между собственниками бизнеса и многочисленной когортой проверяющих. Неприемлемо направление государства по назначению специалистов служб охраны труда виновными во всех несчастных случаях, чем фактически прикрывается тотальное нежелание работодателей заниматься улучшением условий труда. Роструд абсолютно устранился от методического взаимодействия со службами охраны труда, что - в конечном итоге, не способствует профилактике травм и аварий на производстве как совместной деятельности всех сторон социального партнерства.
В целях организации надлежащей работы и взаимодействия с органами надзора и контроля просим выйти на Правительству Российской Федерации и содействовать принятию неотложных и адекватных мер по решению указанных проблем в сфере охраны труда.
ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИХОДИТСЯ ПЛАТИТЬ, А ЗА ЕЕ ОТСУТСТВИЕ - РАСПЛАЧИВАТЬСЯ!