Накидываем вопросы после текста
В ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сообщество специалистов по охране труда или как там мы называемся, бьет челом и просит разобраться как следует и наказать кого попало в следующей ситуации.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» «на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие … в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Пунктом 10 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 №554 (далее – Положение) установлено, что срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет. Пересмотр санитарных правил, внесение в них изменений и дополнений осуществляются в порядке, установленном для разработки санитарных правил (Федеральный закон №52-ФЗ, статья 39).
В настоящее время в сфере обеспечения условий труда имеется ряд санитарных правил, содержащих требования к физическим факторам производственной среды, срок действия которых, установленный Положением, истек в 2013 году:
1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.06.2003 №4673).
2. СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.01.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.03.2003 №4249).
3. СанПиН 2.2.4.1329-03 «Требования по защите персонала от воздействия импульсных электромагнитных полей», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 27.05.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.06.2003 №4708).
4. СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18.04.2003)
5. СанПиН 2.2.4.1329-03 «Требования по защите персонала от воздействия импульсных электромагнитных полей», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 27.05.2003).
6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.04.2003 №4443).
7. СанПиН 2.2.3.1384-03 «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 11.06.2003).
8. СанПиН 2.2.3.1385-03 «Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 11.06.2003).
9. СанПиН 2.2.2.1332-03 «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 28.05.2003).
10. СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 23.05.2003).
Кроме того, санитарное нормирование в части условий труда и физических факторов производственной среды содержится в ряде устаревших санитарных правил, принятых в 1996 году:
- СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 №21;
- СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 №36;
- СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий» Утверждены и введены в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 №40;
- СанПиН 2.2.2.540-96 «Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ», утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 04.07.1996 №12);
- СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин», утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 28.10.1996 №32).
Данные санитарные правила не были зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации. Вместе с тем, государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер была введена еще с 15 мая 1992 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.1992 №305 «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов».
При этом в соответствии с пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти … не прошедшие государственную регистрацию … не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты также нельзя ссылаться при разрешении споров.
Накопившиеся нормативные проблемы, совокупность противоречий между законодательством по охране труда и о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Минтрудом России и Роспотребнадзором, законодательством о специальной оценке условий труда и гигиеническим нормированием, напрямую влияющие на состояние условий и охраны труда в Российской Федерации и мотивацию работодателей к их улучшению, требовали скорейшего решения. Именно поэтому профессиональное сообщество специалистов в сфере безопасности и охраны труда приветствовало разработку и с высокой активностью участвовало в оценке регулирующего воздействия проекта СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах». В итоге, постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.06.2016 № 81 «Об утверждении СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» (зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2016 № 43153) вступает в действие с 1 января 2017 года.
Однако при принятии нормативного акта СанПиН 2.2.4.3359-16, несмотря на предложения в рамках оценки регулирующего воздействия допущены юридические нестыковки, которые в дальнейшем будут усмотренчески трактоваться на местах и с большей вероятностью - не в пользу хозяйствующих субъектов:
- содержание ряда санитарных требований к условиям труда не соответствует с установленной Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, Методикой проведения СОУТ, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н и иными нормативными правовыми актами Минтруда России процедурой специальной оценки условий труда;
- не приняты изменения или не признаны утратившими силу ранее изданные санитарные правила или их части;
- в тексте СанПиН 2.2.4.3359-16 допущены ссылки на акты, не нуждающиеся в государственной регистрации (добровольные национальные стандарты).
- не определена конкретная процедура планирования (составления программ) производственного контроля физических факторов, несмотря на то, что еще с 1 января 2012 года истек срок действия СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001, а попытки реанимировать его (письмо Роспотребнадзора от 15.02.2012 №01/1350-12-32 «О действии СП 1.1.1058-01», изданное в нарушение пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и их государственной регистрации) является абсолютно незаконным и неприемлемым, к тому же бросающим тень на профессиональную репутацию отдельных чиновников фактом.
Учитывая вышеизложенное, просим дать поручение Минтруду России и Роспотребнадзору подготовить согласованные друг с другом разъяснения по следующим вопросам:
1)
2)
3)
ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИХОДИТСЯ ПЛАТИТЬ, А ЗА ЕЕ ОТСУТСТВИЕ - РАСПЛАЧИВАТЬСЯ!