Форум информационного портала "ОХРАНА ТРУДА В РОССИИ"
Меню
НАОТ
Сфера
Велко
Новатика - обучение для СОТ

Новости образования и профстандартов

Страницы: Пред. 1 2
Новости образования и профстандартов, образование, профстандарты
 
Как дурят, навязывая независимую оценку квалификации

В 2017 году в России был введен институт независимой оценки квалификации. Его правовые основы закреплены в Федеральном законе от 03.07.2016 N 238-ФЗ. Независимая оценка квалификации - это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами*(1). Структуру системы независимой оценки квалификации упрощенно можно представить следующим образом.

На ее верхушке находится национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Он осуществляет общую координацию деятельности органов власти и организаций в сфере независимой оценки квалификации*(2). Через него должны проходить все нормативные правовые акты по вопросам независимой оценки квалификации*(3). По решению нацсовета создаются советы по профессиональным квалификациям, отвечающие за проведение независимой оценки квалификации каждый по своему виду профессиональной деятельности. Советы утверждают оценочные средства, которые применяются при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации, представляют проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации (с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации), а главное - проводят отбор центров оценки квалификаций и контролируют их работу*(4). Центры оценки квалификаций - это самое нижнее звено в цепочке. Именно они непосредственно проводят профессиональные экзамены, по результатам которых и определяется уровень квалификации соискателей. Перечень квалификаций, по которым каждый конкретный ЦОК может проводить оценку квалификации, определяется соответствующим советом*(5).

Еще существует национальное агентство развития квалификаций - автономная некоммерческая организация, которая обеспечивает организационную, методическую и экспертно-аналитическую поддержку деятельности нацсовета, советов по профессиональным квалификациям и ЦОК, готовит для нацсовета предложения по наделению советов по профессиональным квалификациям полномочиями, ведет реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации, утверждает наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, и так далее*(6). Но нас в контексте данного материала больше интересуют именно центры оценки квалификаций.

Центром оценки квалификаций при соблюдении установленных требований может стать любое юрлицо, кроме образовательных организаций, а также организаций, в состав учредителей которых входят образовательные организации или их союзы (ассоциации, объединения)*(7). Финансовое обеспечение деятельности ЦОК осуществляется за счет собственных средств и других не запрещенных законом источников*(8). Иными словами, организации, наделенные полномочиями ЦОК, занимаются проведением профессиональных экзаменов за свой счет и, как следствие, чаще всего стремятся извлечь из этого прибыль. И, как это часто бывает в условиях рыночной экономики, нередко используют для достижения этой цели не слишком честные приемы, которые в данном случае направлены в основном на расширение клиентской базы.

Ситуация, когда компании паразитируют на законодательных нововведениях, порой до неузнаваемости искажая их смысл или преувеличивая их важность, конечно, не нова. Применительно к сфере трудовых отношений можно вспомнить хотя бы историю с профессиональными стандартами. Многие организации, осуществляющие образовательную деятельность, буквально терроризируют профессиональное сообщество настойчивыми напоминаниями о том, что профстандарты то ли вот-вот станут обязательными для всех работников, то ли уже стали (тут все зависит от беспринципности маркетинговой политики конкретной фирмы). А значит, если квалификация работников не соответствует требованиям профстандарта, их нужно срочно отправить на профессиональное обучение, переобучение или повышение квалификации. С начала этой информационной кампании прошел уже не один год, число случаев обязательного применения профстандартов за это время практически не изменилось, зато многие работники были облагодетельствованы навязанным им обучением.

Теперь же эстафету по введению граждан и организаций в заблуждение относительно новых требований закона с целью извлечения прибыли подхватили и некоторые недобросовестные центры оценки квалификации. На их официальных сайтах размещается информация об обязательности прохождения данной процедуры работниками, их представители заявляют о таком требовании в комментариях и интервью для профессиональных СМИ. Чаще всего жертвами этой дезинформации становятся организации бюджетной сферы. ЦОК утверждают, что для таких работодателей с 1 января 2020 года станет обязательным применение профстандартов, а значит, потребуется и подтверждение соответствия работников этим профстандартам через независимую оценку квалификации:

Так, например, в нашем распоряжении имеется письмо центра оценки квалификаций в адрес заместителя губернатора одной из областей, в котором утверждается, что с 1 июля 2019 года "работодатель не имеет права принимать новых работников без наличия свидетельства о профессиональной квалификации, выданного центром оценки квалификации":

При этом "к прохождению независимой оценки квалификации допускаются работники, прошедшие курсы повышения квалификации, имеющие профильное образование в соответствии с требованиями профессиональных стандартов". В письме содержится просьба к замгубернатора обязать руководителей министерств и их подведомственных учреждений направить работников бухгалтерии для прохождения независимой оценки квалификации к адресантам письма, а также "справочно" приведена информация о том, в какой ЦОК можно отправить для прохождения этой процедуры других офисных работников:


Причем региональное министерство культуры уже приступило к исполнению этой просьбы и направило соответствующее распоряжение подведомственным учреждениям.
Давайте разберемся, имеют ли приведенные утверждения под собой какую-либо правовую основу.

Профстандарты для бюджетников
Начнем с тезиса о том, что профессиональные стандарты станут обязательными для всех работников организаций бюджетной сферы.
Согласно ст. 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны к применению в части требований к квалификации лишь в тех случаях, когда ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Кроме того, профессиональные стандарты наряду с квалификационными справочниками применяются для определения соответствия наименования должностей, профессий или специальностей работников и квалификационных требований к ним наименованиям и требованиям, указанным в таких стандартах или справочниках, в случаях, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений*(9).

В остальных случаях характеристики квалификации, содержащиеся в профессиональных стандартах, не являются обязательными для применения работодателями и носят только рекомендательный характер*(10). Они могут применяться работодателями лишь в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда*(11).

При этом законодатель предусмотрел право Правительства РФ устанавливать особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находятся в государственной собственности или муниципальной собственности*(12). На этом основании было принято постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584. Это постановление устанавливает поэтапный порядок применения указанными выше категориями работодателей профстандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных ТК РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. При этом реализация мероприятий по введению профстандартов должна быть завершена именно к 1 января 2020 года.

Как видно, упоминаемая центрами оценки квалификации дата действительно фигурирует в Постановлении N 584. Однако данный нормативный акт не предусматривает для организаций госсектора никаких дополнительных случаев применения профстандартов по сравнению со ст. 195.3 ТК РФ. Он лишь устанавливает, что к 2020 году указанные работодатели обязаны завершить переход на профстандарты в тех случаях, когда их применение является обязательным в соответствии с законом. А как уже говорилось выше, закон предписывает применять профстандарты только в отдельных случаях.

Рассмотрим в качестве примера тех самых бухгалтеров. Анализ законодательства показывает, что обязательные требования к уровню образования и стажу работы установлены на сегодняшний день для главных бухгалтеров открытых акционерных обществ, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, организаций бюджетной сферы, составляющих консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений*(13), главных бухгалтеров организаторов торговли*(14), главных бухгалтеров операторов платежных систем*(15), главных бухгалтеров клиринговых организаций*(16) и главных бухгалтеров ряда других организаций.

Требований к уровню образования и стажу работы главных бухгалтеров иных организаций (в том числе бюджетной сферы), а равно каких-либо иных сотрудников бухгалтерских служб в законодательстве не содержится*(17). Также Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами не установлены ни предоставление компенсаций, ни наличие льгот или ограничений, связанных с осуществлением работы по должностям главного бухгалтера или иных работников бухгалтерии. Следовательно, по общему правилу обеспечение соответствия уровня квалификации работников бухгалтерии (в том числе бюджетных учреждений), включая главного бухгалтера, требованиям профессионального стандарта "Бухгалтер"*(18) не является обязательным и не станет таковым с 1 января 2020 года.

Кто определяет соответствие профстандарту?
Но, быть может, независимая оценка квалификации обязательна хотя бы в тех случаях, когда применение профстандарта действительно необходимо в силу закона? Нет, это тоже не так. Независимая оценка квалификации изначально позиционировалась как добровольная процедура. Так, в связи с принятием Закона о независимой оценке квалификации Трудовой кодекс РФ был дополнен указанием на право работодателя определять необходимость проведения независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам. Работники с их письменного согласия могут быть направлены на проведение такой оценки на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором*(19). Сами авторы Закона о независимой оценке квалификации в пояснительной записке к его проекту подчеркивали, что оценка квалификации является добровольной для работников и работодателей и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу*(20). В 2017 году аналогичные разъяснения по данному вопросу были приведены в информации, размещенной на официальном сайте Минтруда России*(21).

Таким образом, даже в тех случаях, когда профстандарт действительно является обязательным для применения в силу закона или когда организация добровольно взяла на себя обязательства по его применению в рамках локального нормативного акта или коллективного договора, работодатель вправе самостоятельно определить соответствие квалификации работника требованиям профстандарта, не прибегая для этого к процедуре независимой оценки квалификации.

Единственный зафиксированный на сегодняшний день в нормативных актах случай отступления от принципа добровольности прохождения независимой оценки квалификации касается некоторых категорий работников лифтовой отрасли. Так, 3 января 2019 года вступили в силу поправки*(22) в Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах*(23). В частности, корректировке подверглось содержащееся в Правилах определение квалифицированного персонала. Теперь данной характеристике отвечают работники, не просто соответствующие квалификационным требованиям профстандартов, но еще и подтвердившие такое соответствие путем прохождения независимой оценки квалификации*(24). При этом положения Правил, а также Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 устанавливают требования о необходимости проведения работ, связанных с монтажом, обслуживанием и эксплуатацией лифтов, только работниками из числа квалифицированного персонала*(25).
Тем самым к работникам, выполняющим такие функции, фактически предъявляется требование о необходимости прохождения независимой оценки квалификации.

Иногда работодатели берут на себя обязательства по организации незавивисмой оценки квалификации определенных категорий работников в рамках социального партнерства*(26). Однако говорить в такой ситуации об обязательности данной процедуры для самих работников не приходится.
Возможно, в будущем перечень категорий работников, для которых прохождение независимой оценки квалификации станет обязательным условием осуществления трудовой деятельности, в той или иной степени расширится. Так, Дорожной картой по развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации запланировано внесение к 2021 году изменений в нормативные правовые акты, регулирующие порядок допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками, предусматривающих применение результатов независимой оценки квалификаций*(27). А Минтранс России еще в 2017 году подготовил проект поправок в Закон о безопасности дорожного движения, устанавливающих требование о прохождении независимой оценки квалификации профессиональными водителями*(28).
Тем не менее, даже Национальное агентство развития квалификаций подчеркивает, что вопрос об обязательности применения механизма независимой оценки квалификации "будет решаться адресно с учетом приоритетных задач развития экономики страны и обеспечения безопасности граждан"*(29). Таким образом, для абсолютного большинства категорий работников независимая оценка квалификации не является обязательной сейчас (даже при необходимости соответствия их квалификации требованиям профстандартов) и не станет таковой в ближайшем будущем.

Что же случилось 1 июля 2019 года?
В своем стремлении заставить работодателей платить за независимую оценку квалификации работников ЦОК идут еще на одну уловку: активно продвигают тезис о том, что работодатели больше не вправе самостоятельно проводить аттестацию работников и для этих целей должны применяться только результаты НОК. Объясняют это тем, что согласно статье 11 Закона о независимой оценке квалификации, в случае если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено данным законом, применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года. Исключение сделано для случаев, когда иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, установлен другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом РФ определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

Вместе с тем ст. 81 ТК РФ устанавливает возможность проведения аттестации работников для подтверждения их квалификации в целях определения соответствия работников занимаемой должности. Порядок проведения таких аттестаций устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. По смыслу статей 81, 82 ТК РФ указанная аттестация проводится самим работодателем. Так, часть третья ст. 82 ТК РФ предписывает включать в состав аттестационной комиссии представителя выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, что не будет реализовываться в рамках проведения независимой оценки квалификации.
Речь в ст. 81 ТК РФ и в Законе о независимой оценке квалификации идет о разных процедурах, преследующих несколько разные цели. Независимая оценка квалификации проводится центром оценки квалификации в целях определения соответствия квалификации работника профстандарту. А аттестация, о которой идет речь в ст. 81 ТК РФ, проводится работодателем с целью определения соответствия квалификации работника конкретной занимаемой должности. Результаты аттестации могут быть использованы работодателем для увольнения работника по п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ, в то время как применение для этих целей результатов независимой оценки квалификации недопустимо (п. 4 информации Минтруда России от 21.04.2017).

Таким образом, статья 11 Закона о независимой оценке квалификации не исключает возможности проведения работодателем аттестации, предусмотренной ст. 81 ТК РФ. Она бы и не могла этого предусматривать, поскольку в силу ст. 5 ТК РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. А ТК РФ, как было показано выше, прямо устанавливает право работодателей на проведение аттестации.
Впрочем, когда речь идет о случаях подтверждения квалификации, предусмотренных иными федеральными законами, правоприменителям также следует быть крайне осторожными, принимая решение о замене соответствующих процедур прохождением независимой оценки квалификации. Так, например, некоторые категории работников в целях подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны проходить аттестацию в области промышленной безопасности*(30). Отвечая на вопрос о том, сохраняется ли порядок проведения указанной аттестации после 1 июля 2019 года, Минтруд России пояснил, что федеральными законами и принятыми в их исполнение нормативными правовыми актами в ряде сфер экономики установлены обязательные требования к квалификации работников по определенному виду профессиональной деятельности и процедурам ее подтверждения. Указанные требования не подлежат отмене после 1 июля 2019 года*(31).

Другой пример: по закону для осуществления оценочной деятельности (в том числе на основании трудового договора) необходимо наличие квалификационного аттестата*(32). Данный аттестат выдается в случае успешного прохождения квалификационного экзамена в области оценочной деятельности*(33). Порядок формирования экзаменационных вопросов и проведения экзамена определен Минэкономразвития России*(34). А полномочия*(35) по самому проведению данного экзамена министерство делегировало ФБУ "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров"*(36). И, как следует из недавних разъяснений Минэкономразвития, отказываться от такого порядка подтверждения квалификации оценщиков в ведомстве не намерены и после 1 июля 2019 года*(37).

И о повышении квалификации
Тезис о том, что для допуска к прохождению независимой оценки квалификации необходимо прохождение повышения квалификации, - также всего лишь еще один способ выманивания денег из граждан и организаций под предлогом соблюдения требований закона. На этот раз - для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В соответствии с Правилами проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена*(38) информация о документах, обязательных к предъявлению соискателем в ЦОК для допуска к экзамену, содержится в реестре сведений для проведения независимой оценки квалификации. Ознакомиться с ней можно в сети Интернет по адресу https://nok-nark.ru/pk/list/. Фактически там указываются те документы, которые необходимы для подтверждения соответствия квалификации работника требованиям профстандартов.
Если работник обладает тем уровнем образования и опытом работы, которые определяет профстандарт, то никакое повышение квалификации ему не требуется.
При этом надо понимать, что далеко не всегда профстандарты устанавливают какие-то специфические требования к квалификации. Так, например, для допуска к экзамену по профессии рабочего по уборке общего имущества жилого дома необходимо предъявить документ о среднем общем образовании.
В заключение хочется отметить, что приведенная в этом материале критика касается, конечно же, далеко не всех центров оценки квалификаций. Многие такие организации достойно выполняют свою работу и совершенно корректно информируют граждан о правовой основе своей деятельности. И тем не менее до тех пор, пока к оценке чужой квалификации допущены люди, с легкостью готовые пожертвовать собственной профессиональной репутацией ради сиюминутной выгоды, не стоит удивляться тому, что работники и работодатели в массе своей крайне скептически воспринимают систему независимой оценки квалификации как таковую.
──────────────────────────────
*(1) П. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ.
*(2) См. п. 2 ст. 2, ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ.
*(3) Ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ.
*(4) Ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ.
*(5) Ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ.
*(6) П. 1 ст. 2, ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ.
*(7) П. 2 Требований к центрам оценки квалификаций, утвержденных приказом Минтруда России от 19.12.2016 N 759н.
*(8) Ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ.
*(9) Часть вторая ст. 57 ТК РФ.
*(10) См. п. 6 письма Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253.
*(11) Часть вторая ст. 195.3 ТК РФ.
*(12) Ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ.
*(13) Ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
*(14) П. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ.
*(15) П. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ.
*(16) П. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ.
*(17) Исключение составляют бухгалтеры организаций, осуществляющих образовательную деятельность, которые (как и все другие работники таких организаций) должны отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
*(18) Утвержден приказом Минтруда России от 21.02.2019 N 103н
*(19) Ст. 187 ТК РФ.
*(20) Пояснительная записка к проекту федерального закона N 1029618-6 "О независимой оценке квалификации".
*(21) П. 2 информации Минтруда России от 21.04.2017.
*(22) Постановление Правительства РФ от 22.12.2018 N 1639.
*(23) Утверждены постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 N 743.
*(24) П. 3 Правил.
*(25) П. 17 Правил, п.п. 2.1 и 3.2 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/201.
*(26) См. п. 1.11 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, пп. "г" п. 7.3.2 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы.
*(27) П. 2.5 Плана мероприятий (дорожной карты) по развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации на период до 2024 года (одобрен Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (Протокол от 19 октября 2018 г. N 30).
*(28) Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части допуска к управлению транспортными средствами водителей при осуществлении ими предпринимательской или трудовой деятельности" (ID проекта 02/04/07-17/00068393, подготовлен Минтрансом России 17.07.2017).
*(29) Письмо АНО НАРК от 11.07.2019 N 632/19.
*(30) Ст. 14.1 Федерального закона от 29.07.2018 N 271-ФЗ.
*(31) Письмо Минтруда России от 18.03.2019 N 15-2/ООГ-552.
*(32) См. ст.ст. 4, 15, 24 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
*(33) Ст. 21.2 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
*(34) Приказ Министерства экономического развития РФ от 29.05.2017 N 257.
*(35) Ст. 21.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, пп. 5.3.93 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437.
*(36) Приказ Министерства экономического развития РФ от 19.05.2017 N 240.
*(37) Письмо Министерства экономического развития РФ от 28.05.2019 N Д22и-17463.
*(38) Утверждены постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204.


Источник: Гарант
 
В России планируют отменить профстандарт для преподавателей вузов

Инициативу поддержали в Минобрнауки и профессиональном сообществе, это позволит не допустить оттока профессионалов из сферы высшего образования.

В России планируют отменить профстандарт для преподавателей вузов, это позволит педагогам-практикам вести предметы без учёной степени, сообщают "Известия" со ссылкой на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

Возможность преподавать в высшем учебном заведении в таком формате появилась в 2015 году, но норма носила рекомендательный характер, а с 2020 года она станет обязательной. Минобрнауки и профессиональное сообщество поддержали эту инициативу.

Согласно профстандарту, полноценно вести занятия в вузах могут только доценты и профессора, а ассистенты, преподаватели и старшие преподаватели не могут в полном объёме преподавать по программам бакалавриата, магистратура и специалитет оказываются и вовсе им недоступны.

— Такие стандарты были некачественными изначально. Мы исходим из того, что не все преподаватели — учёные. Среди них есть люди, которые хорошо владеют профессией, имеют прекрасный опыт и должны передавать свои практические навыки, — отметила член Комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова.

По мнению экспертов, если новые правила не вступят в действие, всё может закончиться оттоком профессиональных кадров из-за формальных и необоснованных требований отбора.

Ранее СМИ сообщали, что в России выросло количество вакансий в сфере образования, в настоящее время требуется на 35% больше преподавателей вузов.

 
СЕМЬ ЗАБЛУЖДЕНИЙ ЮРИСТОВ О ПРОФСТАНДАРТЕ
Автор материала: Профсоюз адвокатов России E-mail: advocat@solidarnost.org

Проект профессионального стандарта, разработанного для юристов, вызывал обширную дискуссию в профессиональном сообществе. В том числе с критической статьей в отношении документа выступила «Адвокатская газета». Профсоюз адвокатов России, как один из основных разработчиков профстандарта, подготовил разбор наиболее значимых замечаний, последовавших со стороны коллег.

27 марта на официальном портале правовой информации был опубликован проект профессионального стандарта «Юрист», ранее подготовленный Профсоюзом адвокатов России, при участии Минтруда, Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, Медиагруппы «Актион-МЦФЭР», профсоюза арбитражных управляющих и других участников юридического сообщества. Документ был неоднозначно воспринят в профессиональной среде. Так, в профильном адвокатском СМИ «Адвокатская газета» появился материал, критикующий разные направления представленного проекта.

- Мы как основные разработчики проекта профессионального стандарта «Юрист» рады, что проект вызвал интерес юридического сообщества, - поясняет председатель Профсоюза адвокатов России Григорий Абуков. - Многие оценки, высказанные нашими коллегами в статье, опубликованной в «Адвокатской газете», представляются нам вполне разумными и заслуживающими внимания. Со многим мы согласны. Вместе с тем нельзя не отметить, что значительная часть претензий, высказанных в статье, вызвана исключительно незнакомством коллег с действующим законодательством о независимой оценке квалификаций. Позволим себе прокомментировать некоторые из высказанных мнений, чтобы развеять опасения и заблуждения коллег. Заблуждение первое: а кто разработчик? Начнем с самого показательного примера.

Член Совета ФПА Олег Баулин удивляется, почему разработчиком этого профстандарта выступил Минтруд России и нет ли в этом какого-то тайного умысла. Вот его слова: «Прежде всего, разработка профессиональных стандартов не относится к компетенции Минтруда. Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23, предусмотрено, что проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.

Минтруд является нормативным регулятором и координатором этого вида деятельности, но не разработчиком. Видимо, есть некие неявные заказы, цели и основания, побудившие Минтруд заняться разработкой пока единственного для них стандарта (квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих не в счет, у документа иные природа и содержание)». Чтобы избежать этих конспирологических подозрений, уважаемому коллеге достаточно было всего лишь внимательно прочитать обсуждаемый проект. В разделе IV «Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта» указано, что ответственной организацией-разработчиком профессионального стандарта выступает Профессиональный союз адвокатов России, соразработчиками являются Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка, Медиагруппа «Актион-МЦФЭР» и Общероссийский профсоюз арбитражных управляющих.

Всего же к разработке проекта было привлечено 26 организаций и экспертов, сведения о них можно получить из пояснительной записки, размещенной вместе с проектом приказа Минтруда на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. При чем же тогда тут Минтруд? А он всего лишь выполнил ту роль, которая и предписана ему правилами, утвержденными постановлением правительства № 23. Получив от разработчика проект профессионального стандарта, Минтруд размещает его на официальном сайте regulation.gov.ru для общественного обсуждения (п. 12 и 13 правил). По итогам всех дополнительных процедур и согласований именно Минтруд утверждает проект профстандарта своим приказом (п. 16 правил). Все действующие сейчас профессиональные стандарты (а их уже почти полторы тысячи!) утверждены именно приказами Минтруда. На сайте regulation.gov.ru за период с 1 января этого года появилось 19 проектов профессиональных стандартов. Все они оформлены в виде проектов приказов Минтруда – и проект профстандарта «Юрист», и проект профстандарта «Акушерка», и проект профстандарта «Специалист негосударственного пенсионного фонда». Разумеется, у них у всех разные разработчики. Но на официальном портале их размещает именно Минтруд.

Заблуждение второе: профстандарт охватывает не всех юристов Далее Олег Баулин указывает: «Претензия на универсальность, обозначенная названием “Юрист”, довольно сомнительна. Даже применительно к негосударственным секторам юридической деятельности можно утверждать, что такого рода стандарт никак не затрагивает работу, к примеру, нотариусов, частнопрактикующих юристов, поскольку ориентирован на характеристику требований к должности юрисконсульта преимущественно крупных корпоративных структур».

Дело в том, что профессиональные стандарты имеют значение только для двух сфер: для образования и для трудовых отношений. Из Трудового кодекса и Федерального закона от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценки квалификации» следует, что профессиональные стандарты могут применяться исключительно в трудовых отношениях, для оценки работодателем квалификации своих сотрудников или соискателей (ч. 2 ст. 1 и ст. 4 Закона № 238-ФЗ, ч. 1 и 2 ст. 195.3 ТК РФ). Нотариусы не являются лицами, работающими по трудовому договору. Регулирование деятельности нотариусов осуществляется отдельной системой правовых актов, никак не связанных с трудовым законодательством. Частнопрактикующим юристам никто не запрещает в инициативном порядке сдать экзамен на соответствие профессиональному стандарту, если они считают, что это послужит убедительным доказательством их квалификации для их клиентов. Однако изначально, повторим, система независимой оценки квалификации разрабатывалась для оценки работодателем своих работников.

Подытожу. Предъявлять претензии к названию профстандарта «Юрист» на том основании, что он не охватывает нотариусов и частнопрактикующих юристов, – это то же самое, что запрещать организациям включать в штатное расписание наименование должности «юрист». Дескать, штатных сотрудников организации нельзя называть юристами, потому что «юрист» – это более широкое понятие, включающее также нотариусов. Представляется неверным и утверждение о том, что наш проект «ориентирован на характеристику требований к должности юрисконсульта преимущественно крупных корпоративных структур».

Основная обобщенная трудовая функция, выделенная в проекте, называется «Правовое обеспечение деятельности организаций и оказание юридической помощи физическим лицам и их объединениям». В ней мы собрали все основные трудовые действия, которые совершает юрист в рамках правовой поддержки деятельности организации, – независимо от того, идет ли речь о штатном юристе самой этой организации (юрисконсульте) или о сотруднике юридической фирмы, который работает в рамках договора этой фирмы с ее клиентом. Более того, как раз для крупных корпоративных структур наш профстандарт может оказаться неактуальным, поскольку такие структуры, как правило, разрабатывают собственные комплексные системы оценки квалификации своих сотрудников, включая юристов. А вот компании среднего и малого бизнеса обычно не имеют таких собственных систем и поэтому могут быть заинтересованы в использовании национальной системы независимой оценки квалификации.

Заблуждение третье: профстандарт и Закон об адвокатуре Вице-президент Федерального союза адвокатов России Алексей Иванов: «Каким образом данный документ коррелирует с Законом об адвокатуре, также непонятно». Ответ на этот вопрос простой: «Никак». Это две никак не пересекающиеся друг с другом сферы. Еще раз подчеркнем: профстандарт касается исключительно отношений между работодателем и работником в рамках трудовых отношений. Адвокатура – совершенно отдельная сфера с отдельным регулированием. Заблуждение четвертое: профстандарт и уголовное судопроизводство Олег Баулин в своем комментарии также затрагивает тему исключительной компетенции адвокатуры: «В разделе 3.3 “Оказание профессиональной юридической помощи в суде”, подразделе 3.3.2 “Ведение дел в рамках уголовного судопроизводства” предпринята попытка определить трудовые (очень спорный термин в данном случае) действия, необходимые умения и знания профессиональных участников уголовного судопроизводства со стороны защиты.

Однако стандартизация профессиональной деятельности в уголовном судопроизводстве не относится ни к компетенции Министерства труда и социальной защиты, ни к компетенции иных разработчиков, помимо Федеральной палаты адвокатов. Дело в том, что в качестве защитников в уголовном судопроизводстве участвуют адвокаты, а в силу п. 2.1 ст. 36 Закона об адвокатской деятельности стандартизация адвокатской профессии отнесена к компетенции ФПА РФ и ее высшего органа – Всероссийского съезда адвокатов, который единственно правомочен утверждать обязательные для всех адвокатов стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской профессии». Частично ответ на эту претензию можно найти в реплике Екатерины Хазовой, приведенной в той же статье: «Кроме того, нигде в профессиональном стандарте прямо не указано на обязательность наличия статуса адвоката для участия в уголовном судопроизводстве. Возможно, это связано с тем, что такого статуса в некоторых случаях может не иметь представитель потерпевшего, хотя одним из требований является знание КПЭА». Совершенно верно.

Целью разработчиков профстандарта было отразить задачи штатного юриста компании в том случае, когда ему приходится участвовать в уголовном судопроизводстве. Это может быть не только роль представителя потерпевшего, как справедливо отметила Екатерина Хазова, но и роль представителя гражданского ответчика (ст. 55 УПК), а также защитника, выступающего наряду с адвокатом в порядке части 2 статьи 49 УПК РФ. Если не получилось выразить это достаточно четко, мы готовы поправить формулировки проекта в рамках процедур доработки, предусмотренных Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов.

Заблуждение пятое: требования к уровню образования Партнер компании You & Partners Евгения Зусман полагает, что в проекте профстандарта занижены требования к образованию и опыту работы: «Так, нередко даже для позиции “младший юрист” или “помощник юриста” предъявляется требование либо о неоконченном высшем образовании, либо о наличии диплома юриста (не среднее профессиональное образование, как в стандарте). Стандарт тем временем допускает наем на должности “старший юрист”, “консультант” кандидатов со средним профессиональным образованием при наличии двух лет опыта или со степенью “бакалавр”». В профессиональном стандарте отражены минимальные требования к образованию, при которых допускается сдача экзамена на соответствие профстандарту. Наличие таких требований совершенно не мешает принимать на работу лиц с образованием как более высокого, так и более низкого уровня. Работодатель решает этот вопрос исключительно по собственному усмотрению. Если работодатель укажет в объявлении о вакансии, что рассматривает только соискателей, закончивших магистратуру, – это его право. Но если он будет готов взять на какую-либо юридическую должность соискателя, имеющего только среднее профессиональное образование и большой опыт работы, – почему нет? С какой стати мы должны это запрещать или осуждать? Кто вправе говорить, что такие люди не могут быть юристами? Может, нам тогда закрыть юридические колледжи по всей стране, если руководствоваться такой логикой? …Впрочем, рассуждения о запретах тут просто лишние.

Еще раз подчеркнем: какие бы требования к образованию ни устанавливал профстандарт, они никак не ограничивают право работодателя указывать в объявлениях о вакансии иные требования. Требования, прописанные в профстандарте, регулируют лишь то, кто может прийти сдавать экзамен на соответствие определенной квалификации, а кто не может.

Заблуждение шестое: а можно ли в принципе описать в стандарте профессию юриста?
Магистр РШЧП, шеф-редактор журнала РШЧП, советник ЮФ «Авелан» Павел Шефас сомневается в необходимости самого профстандарта: «По его мнению, второй недостаток проекта документа кроется в отношении к юристу как инструменту или функции и объясняет заведомую безуспешность любых попыток описать работу судебного юриста путем стандартов или формул. «Невозможно “усидеть на двух стульях”, и нужно признаться, что исчерпывающе описать работу можно только какого-то механизма, не способного к инициативе, к действию». Сходную реплику высказывает и Егор Трезубов: «Работа юриста в конкретной компании уникальна и должна учитывать специфику деятельности этой организации. Юристов пусть и много, но каждый из нас выполняет свои различные функции, и стандартизировать их в одном документе нельзя».

Профессия юриста действительно сложная и многогранная, в этом уважаемые коллеги правы. Но высказанные ими претензии – это претензии не столько к профстандарту «Юрист», сколько к самой национальной системе оценки квалификаций в целом. Она выделяет два вида профессий: те, для которых профстандарты обязательны, и все остальные, для которых профстандарты факультативны. Юристы относятся именно ко второй группе, этот профстандарт может применяться исключительно по желанию, а не в силу обязанности. Однако эта система не выделяет профессии, которые были бы в принципе исключены из нее.
В такой ситуации мы решили, что для всего профессионального сообщества будет безопаснее разработать и принять профстандарт, основанный на реальных требованиях работодателей, чем оставлять ситуацию в подвешенном состоянии.

Заблуждение седьмое: какие проблемы профстандарт решит, а какие нет
Сразу несколько коллег высказались в том ключе, что сфера применения профстандарта будет крайне ограниченной.

Партнер и руководитель практики «Трудовое право» фирмы INTELLECT Анна Устюшенко: «В целом скажу, что не вижу данный документ в главной роли при разыгрывании значимых для профессии сценариев. Обязательным с позиции трудового законодательства он не является, а потому он может быть использован как вспомогательный инструмент при составлении должностных инструкций для юристов предприятий, как средство избегать “изобретения велосипеда” там, где это не требуется».

Старший преподаватель кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса Юридического института КемГУ Егор Трезубов: «Проект стандарта, с учетом его рекомендательного характера, можно использовать лишь как источник заимствования клишированных функциональных обязанностей для должностных инструкций в каждом конкретном случае».

Партнер АБ «Яблоков и партнеры» Ярослав Самородов: «Вместо перечисления миллиона служебных задач и обязанностей можно будет просто сослаться на этот профессиональный стандарт (весь или его часть). Плюс стандарт исключит споры между работником и работодателем о том, что должен делать юрист, а что не должен за установленную зарплату, чтобы не было такой ситуации “это делать буду, а это – не хочу и не буду”». В статье эти цитаты выглядят как указание на недостаток профстандарта.

На самом же деле коллеги совершенно верно перечислили те случаи, ради которых профстандарт и создавался. Профстандарт – не панацея, не волшебная палочка, он не претендует на то, чтобы решить все проблемы юристов или хотя бы резко улучшить их жизнь. Профстандарт нужен для решения всего одной конкретной задачи в рамках трудовых отношений: охватить наиболее массовый сегмент должностей в юридической профессии и предложить работодателям стандартизированное решение для проверки квалификации этих сотрудников. Вот и все.
 
Семинар (вебинар) по вопросам применения профессиональных стандартов, процедур и методик независимой оценки квалификации в подготовке рабочих кадров посетило в режиме онлайн больше 1000 человек

29 мая 2020 года в рамках второго этапа Московского международного салона образования Национальное агентство развития квалификаций провело семинар (вебинар) по вопросам применения профессиональных стандартов, процедур и методик независимой оценки квалификации в подготовке рабочих кадров.

Мероприятие открыла модератор Ольга Клинк - руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций. Она обозначила, что все поступившие вопросы разделены на два блока. Первый блок связан с разработкой и применением профессиональных стандартов в сфере труда, а также развитием независимой оценки квалификаций и регионального сегмента Национальной системы квалификаций. Второй блок - это вопросы применения профессиональных стандартов и независимой оценки квалификаций в системе подготовки кадров, мотивации работодателей к взаимодействию с вузами и колледжами. Кроме того, много вопросов связано с мониторингом рынка труда и изменениями, которые происходят на рынке труда сегодня.

Юлия Смирнова первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций уточнила, что цель мониторинга – формирование комплексного представления о жизненном цикле профессиональных квалификаций, изучение взаимосвязи изменений технологических процессов и требований к кадрам, своевременное определение запроса к системе образования в связи с этими изменениями, а также изучение потребности работодателей в квалификации и профессиональном образовании работников, особенно в условиях пандемии и трансформации рынка труда. Она подчеркнула, что Агентство отвечает за качество профессиональных квалификаций, которые в России присваиваются по итогам проведения профессиональных экзаменов.

«Мы должны оценивать содержание этих квалификаций – то, каким образом люди их достигают, как работодатели преодолевают кадровый дефицит. Кроме того, мы хотим понять, какие квалификации наиболее важны для решения задач, поставленных перед страной Президентом России, и какие квалификации должны обеспечивать траектории подготовки специалистов», - отметила Юлия Смирнова.

Отвечая на вопрос, в чем же польза независимой оценки квалификаций для работодателя, она уточнила, что «Независимая оценка квалификации нужна работодателю, чтобы подтвердить, что профессиональные знания и умения работников соответствуют требованиям профессионального стандарта. Процедура независимой оценки незаменима при проведении аттестации работников в целях определения их соответствия занимаемым должностям, а также при проведении кадровых изменений в организации, она позволяет работодателю выявить у работников квалификационные дефициты – профессиональные знания и умения, которые требуют обновления. Результаты оценки могут стать основой для разработки плана переподготовки (профобразования и профобучения) или повышения квалификации работников. Также работодатель может определить реальный уровень профессиональных знаний и умений соискателей. Это позволяет упростить подбор кандидатов на вакантные должности, сократить возможные риски, связанные с недостаточной квалификацией соискателей, и экономить на дообучении вновь принятых работников.
И ещё один приятный бонус для работодателя, есть письмо Минфина РФ, в котором говорится, что если работодатель провел независимую оценку соискателей, и потом взял человека на работу, то в соответствии со ст. 264 Налогового кодекса он может отнести эти расходы на затраты. Однако, Национальное агентство считает, что этого недостаточно и что расходы по всем соискателям, которых работодатель отправил на независимую оценку, можно было бы отнести к затратам, и мы такие предложения подготовили и уже направили в Минэкономразвития и Минфин».

А что же даёт независимая оценка квалификации самому работнику? Юлия Смирнова подчеркнула, что независимая оценка квалификации позволяет работнику документально подтвердить перед работодателем уровень своей квалификации, а именно: соответствие профессиональных знаний и умений требованиям профессионального стандарта; достаточность профессиональных знаний и умений работника для выполнения работы определенного уровня сложности. Также результаты независимой оценки будут полезны работнику - при риске увольнения в связи с сокращением численности или реорганизацией, при рассмотрении вопроса о должностном росте (повышении оплаты труда).

Отвечая на вопрос, как развивается независимая оценка квалификаций в регионах России, Юлия Смирнова сказала, что уже насчитывается около 1400 мест, где можно пройти процедуру независимой оценки квалификации. Найти информацию о центрах оценки квалификации и экзаменационных центрах можно в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации на сайте https://nok-nark.ru/cok/list .
Она также подчеркнула, что независимая оценка квалификаций является связующим звеном между образовательной системой и работодателями.

Разработка профстандартов началась в 2013 году. Независимая оценка квалификаций сейчас охватывает все больше и больше отраслей. Есть решение Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее – Национальный совет) о том, что Минтруду России во взаимодействии с образовательными ведомствами необходимо разработать комплексный подход к процессам присвоения квалификации в стране. В Минтруде России уже создана рабочая группа, в неё вошли представители нескольких ведомств.

Независимая оценка квалификации - это процесс, который координируется Национальным советом, Минтрудом, Национальным агентством как основным оператором этой системы. Отраслевые советы по профессиональным квалификациям в своих отраслях выполняют эту задачу вместе с центрами оценки квалификаций. Намечена тенденция к формированию многопрофильных центров оценки квалификаций, что существенно расширит доступность и снизит затраты на оценку квалификации.

«…Национальное агентство хочет сделать процедуру независимой оценки квалификаций максимально комфортной. Например, перевести теоретическую часть экзамена в онлайн, и этим мы начали заниматься задолго до пандемии. Также будем благодарны, если Вы будете присылать нам свои предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы процедуры независимой оценки квалификаций.

Также на сайте Национального агентства в разделе «Национальная система квалификаций в вопросах и ответах» можно познакомиться и с ответами на другие вопросы, которые интересуют пользователей Национальной системы квалификаций https://nark.ru/knowledge-base/ », - заключила Юлия Смирнова.

Во втором блоке семинара выступила Алла Факторович, заместитель генерального директора Национального агентства. Она рассказала о применении профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации в системе подготовки кадров. «Профессиональные стандарты вошли в жизнь и практику образовательных организаций 6 лет назад, определенный опыт их использования накоплен, поэтому закономерно, что доля вопросов, связанных с профессиональными стандартами, снижается, а вот вопросов о независимой оценке квалификаций становится больше», - отметила Алла Факторович.

В то же время по-прежнему интерес вызывает проблема обязательности применения профессиональных стандартов при разработке образовательных программ разных видов. Ответ дан в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - отметила Алла Факторович, сославшись на статьи закона. Все образовательные программы, ведущие к получению квалификации, разрабатываются на основе профессиональных стандартов, в которых зафиксированы консолидированные требования работодателей к тому, какие знания и умения необходимы для компетентного выполнения профессиональной деятельности. Как же в идеале должна работать вся система, начиная с профессиональных стандартов и заканчивая профессиональным экзаменом? Как и любая система, она должна работать слаженно и эффективно. Должна быть удобной, понятной, полезной для всех заинтересованных сторон.

Специальности и профессии, по которым ведется обучение в колледжах и вузах, сопряжены с квалификациями, востребованными рынком труда. «Образовательные стандарты и образовательные программы разрабатываются на основании профессиональных стандартов. По завершении обучения выпускники получают документ об образовании и свидетельство о квалификации. Развивается инфраструктура и практики оценки и признания квалификаций, приобретенных неформальным путем. И работники, и работодатели понимают и используют преимущества подтвержденной квалификации», - уточнила Факторович.

Многих слушателей интересовал вопрос, может ли демонстрационный экзамен, ставший одной из форм государственной итоговой аттестации в СПО, проводиться сопряженно с независимой оценкой квалификации.

Алла Факторович рассказала, что АНО НАРК уже 3 года успешно ведет пилотный проект «Профессиональный экзамен для студентов» по всей стране, в рамках которого уже отработаны механизмы синхронизации, по сути, независимой оценки квалификации и демонстрационного экзамена так, чтобы выпускники колледжей получали не только диплом, но свидетельство о квалификации и входили на рынок труда полноценными специалистами. Реализация проекта началась в 2018 г.

Профессиональный экзамен проходит в экзаменационных центрах, созданных на базе колледжей, вузов, учебных центров, в качестве экзаменаторов выступают эксперты центров оценки квалификации – представители работодателей. В 2020 г. подтвердить свою квалификацию в рамках пилотного проекта планируют около 2000 студентов из 29 субъектов России по квалификациям 17 отраслей экономики. Трехлетний опыт проекта обобщен и описан в методических рекомендациях, вошел в содержание программ повышения квалификации. Практика проведения профессиональных экзаменов в СПО может быть распространена и на высшее образование, - подчеркнула Алла Факторович.

Семинар (вебинар) посетили более тысячи человек: представители работодателей, их объединений и иных организаций, представляющие профессиональные сообщества, органы исполнительной власти, образовательные организации, региональные методические центры национальной системы квалификации, территориальные центры повышения квалификации, входящие в сеть Базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров Национального агентства. С полной версией семинара и всеми вопросами и ответами можно ознакомиться по ссылке на Youtube - https://youtu.be/0p-iOWPA7SU

Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.
 
БЕРЕМ?

Независимая оценка квалификации: Специалист по охране труда
Стоимость прохождения независимой оценки квалификации:
9 024 руб. 00 коп

Код квалификации:
40.05400.03

Уровень квалификации:
6 (шестой)

Срок действия свидетельства:
5 (пять) лет

Требования к образованию
Высшее образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности, либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда.

Требования к опыту практической работы
Без предъявления требований к опыту практической работы, а при наличии среднего профессионального образования стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет.

Сдать профессиональный экзамен в ЦОКе по квалификации специалист по охране труда (6 уровень)
Для положительного прохождения независимой оценки квалификации (НОК) соискателю необходимо знать и владеть трудовыми функциями:

Код трудовой функции Наименование трудовой функции
В/01.6 Обеспечение контроля за соблюдением требований охраны труда;
В/02.6 Обеспечение контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
В/03.6 Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Стоимость независимой оценки квалификации (НОК)
Специалист по охране труда (6 уровень квалификации) цена - 9 024 руб. 00 коп.
(девять тысяч двадцать четыре рубля 00 коп.)

Стоимость независимой оценки квалификации рассчитана в соответствии с «Методикой определения стоимости услуг по независимой оценке квалификации в центрах оценки квалификаций совета по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения» утвержденной Решением Совета по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения (протокол от «12» сентября 2018 года №3). Стоимость услуги учитывает прямые и косвенные затраты и расходы, понесённые центром оценки квалификации по проведению независимой оценки квалификации соискателя.

Перечень необходимых документов
Документ, подтверждающий наличие высшего образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или по соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности;
ИЛИ

Документ, подтверждающий наличие высшего образования;
Документ, подтверждающий наличие дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки) в области охраны труда;
ИЛИ

Документ, подтверждающий наличие среднего профессионального образования;
Документ, подтверждающий наличие дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки) в области охраны труда;
Документ, подтверждающий наличие опыта работы в области охраны труда не менее 3-х лет.
Как проходит профессиональный экзамен
Экзамен проводит комиссия в составе из 3-х человек, имеющих свидетельство эксперта по данной квалификации. Экзамен состоит из теоретической и практической части. В теоретическую часть включены вопросы с выбором одного или множества правильных ответов. В практической части необходимо выполнить задания по осуществлению трудовых функций, трудовых действий в реальных или модельных условиях в соответствии с утвержденными оценочными средствами.

Выдаваемые документы
По итогам положительного результата прохождения профессионального экзамена соискателю выдается свидетельство о присвоение квалификации (6 уровень квалификации) сроком на 5 (пять) лет.

По итогам отрицательного результата прохождения профессионального экзамена соискателю выдается заключение с рекомендациями.

Информация о квалификации (6 уровень квалификации)
Квалификация утверждена. Номер квалификации в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации регистрационный номер - 40.05400.03

Наименование и реквизиты профессионального стандарта, на соответствие которому проводится независимая оценка квалификации: Специалист в области охраны труда. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. №524н (с изменениями и дополнениями от 5 апреля, 12 декабря 2016 г.).
 
Цитата
Александр ГЕС написал:
БЕРЕМ?
а с какого перепуга установлен
Цитата
Александр ГЕС написал:
Срок действия свидетельства:5 (пять) лет
вообще установлен срок действия свидетельства?
 
Минтруд опубликовал 8 новых профстандартов

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2020 № 811н
"Об утверждении профессионального стандарта "Машинист машин для транспортировки бетонных смесей"
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202..

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2020 № 810н
"Об утверждении профессионального стандарта "Слесарь домовых санитарно-технических систем и оборудования"
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202..

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2020 № 809н
"Об утверждении профессионального стандарт "Мостовщик"
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202..

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2020 № 808н
"Об утверждении профессионального стандарта "Машинист трубоукладчика"
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202..

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2020 № 807н
"Об утверждении профессионального стандарта "Машинист экскаватора"
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202..

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2020 № 806н
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения"
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202..

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2020 № 805н
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области проектирования насосных станций систем водоснабжения и водоотведения"
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202..

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2020 № 804н
"Об утверждении профессионального стандарта "Дорожный рабочий"
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202..
If you were wronged undeservedly - come back and earn it
 
В Образовании сейчас туго... Сплошной дистант...
Лови мгновение!
Страницы: Пред. 1 2
Читают тему (гостей: 1)
модератор форума: Павел.


Наша библиотека: | Инструкции по охране труда | Госты | Нормативы | Законодательство по ОТ |

Файлообменник (файлы по охране труда, промышленной и пожарной безопасности)