«Норникель» выплатил штраф рекордного размера в 146 млрд р. за аварийный разлив топлива.
Практически вся сумма (около 145,5 млрд р.) перешла в доход бюджета федерального уровня на возмещение вреда, причиненного водным объектам. И только 685 млн рублей компания направила в местный бюджет г. Норильска в счет возмещения вреда, причиненного городским почвам.
Предприятие отказалось обжаловать в апелляционном порядке судебный акт, обязующий его выплатить штраф.
Напомним, что АО «НТЭК» («Норильско-Таймырская энергетическая компания»), являющаяся дочерним предприятием ПАО «ГМК «Норильский никель», стала фигурантом судебного процесса из-за аварии на ТЭЦ-3, произошедшей 29.05.2020 г., в результате которой колоссальные объемы дизельного топлива (21 тыс. т) попали в почву и водоемы: ручей Безымянный, реки Далдыкан, Амбарная, Пясино и одноименное озеро. Последнее сообщается с Карским морем.
Росприроднадзор в ходе проводимой проверки оценил ущерб, нанесенный окружающей среде в 147,7 млрд рублей., но первоначально «Норникель» не согласился с результатами такой оценки и посчитал их завышенными. Компания самостоятельно оценивала ущерб в 21,4 млрд рублей., ссылаясь на неверный подход в оценке ущерба надзорной службы.
Отдельного внимания заслуживают июльские поправки в Бюджетный кодекс РФ и отдельные НПА, согласно которым теперь все платежи по искам о возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в федеральной собственности, а также добровольные платежи, вносимые по аналогичным основаниям, должны зачисляться в федеральный бюджет в объеме 100%. Если же вред причинен водным объектам, находящимся в региональной или муниципальной собственности, то штрафы будут зачислены, соответственно, в региональный или местный бюджет.
Арбитражный суд Красноярского края 5.02.2021 г. огласил резолютивную часть судебного решения по делу №А33-27273/2020 по исковому заявлению Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора к АО «НТЭК» о возмещении вреда, причиненного окружающей среде на территории г. Норильска Красноярского края ввиду разлива нефтепродуктов из резервуара ответчика (дело № А33-27273/2020).
Исковое заявление поступило в Арбитражный суд Красноярского края 10.09.2020 г. Изначально истец оценил вред, причиненный окружающей среде, в 147 784 627 500 р.
Иными словами, судебный акт гласил, что АО «НТЭК» должно выплатить штраф в размере 146 млрд р. в пользу Росприроднадзора. Решение суда в окончательной письменной форме от 12.02.2021 г. было получено ответчиком 13.02.2021 г. Это подразумевает, что срок подачи апелляционной жалобы истекает 15 марта нынешнего года.
Росприроднадзор порекомендовал ответчику не обжаловать судебный акт, а продемонстрировать ответственное поведение, уплатив штраф в полном объеме.
Как упоминается в сообщении от 10.03.2021 г., размещенном на официальном сайте компании «Норникель», АО «НТЭК» полностью выплатило обозначенные в судебном решении суммы в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде в ходе инцидента с разливом дизельного топлива в районе Кайеркан г. Норильска. Средства для выплаты штрафа дочернему предприятию предоставил «Норникель».
Также глава компании Владимир Потанин заявил, что обозначенное решение суда стало полезным уроком для «Норникеля» и отныне компания будет подходить еще ответственнее к вопросам экологии и промышленной безопасности.
Мы же, со своей стороны, надеемся, что средства, пополнившие бюджет, не затеряются в многочисленных расходных графах, и государство отчитается об их освоении на экологические цели.
В заключение также заметим, что, несмотря на принятие экологических поправок в Конституцию РФ, экологические катастрофы в нашей стране продолжают системно повторяться. Так совсем недавно, 6.03.2021 г. в буквальном смысле слова горела река Обь. По подтвержденным Росприроднадзором данным, в районе Нижневартовска прорвало подводный трубопровод. В тот же день в пойме реки произошло возгорание на поверхности льда, в результате которого пострадал один человек, госпитализированный позже с ожогом лица. И если бы не многочисленные вирусные видео этого ЧП, то скорее всего о происшествии общественность и надзорные органы никогда бы не узнали.
Текст судебного решения - 195 страниц. Судом проделана огромная работа, но разобраться специалисту, чтобы "извлекать уроки" - сложно из-за большого количества упоминаемых законов, постановлений, нормативных документов и большого количества третьих лиц.
Как я поняла ключевой Опасностью была Нагрузка от топлива аварийного Резервуара №5, превышающая несущую способность плиты основания и свай, на которых стояла плита.
Причины, которые отражены в Акте технического расследования чем - то напоминают известную модель "швейцарского сыра" - Swiss cheese model. Модель можно посмотреть по ссылке.
Опасность пересекла защиту проектировщиков (недостаточная несущая способность ростверка), затем вошла в барьер строителей (дефекты производства), затем вошла в отверстие эксплуатации (ненадлежащий контроль), следом за этим в барьер производства ремонтных работ, легко прошла через отверстия барьеров экспертизы промышленной безопасности и ударила по ... природе.
В 1984 году после серий промышленных аварий социолог Charles Perrow написал очень популярную книгу Normal Accidents, в которой он утверждал, что технологические сбои, это продукт высоко -взаимодействующих систем. Эта книга практически поменяла взгляды специалистов на причины аварий.
На сегодня вышло много практических руководств - как обеспечивать безопасность в высоко-рисковых отраслях. Одно из таких руководств (на русском языке ) под эгидой ООН можно найти по ссылке.
В руководстве прописан комплексный системный подход: проектирование, планирование, управление закупками, строительство. целостность активов, операции, закрытие и вывод из эксплуатации. Оценка рисков делается на всех стадиях жизненного цикла оборудования.
В нашем законе о промышленной безопасности аналогичного подхода нет.
Текст судебного решения - 195 страниц. Судом проделана огромная работа, но разобраться специалисту, чтобы "извлекать уроки" - сложно из-за большого количества упоминаемых законов, постановлений, нормативных документов и большого количества третьих лиц.
Комментарии
Судом проделана огромная работа, но разобраться специалисту, чтобы "извлекать уроки" - сложно из-за большого количества упоминаемых законов, постановлений, нормативных документов и большого количества третьих лиц.
Как я поняла ключевой Опасностью была Нагрузка от топлива аварийного Резервуара №5, превышающая несущую способность плиты основания и свай, на которых стояла плита.
Причины, которые отражены в Акте технического расследования чем - то напоминают известную модель "швейцарского сыра" - Swiss cheese model. Модель можно посмотреть по ссылке.
Опасность пересекла защиту проектировщиков (недостаточная несущая способность ростверка), затем вошла в барьер строителей (дефекты производства), затем вошла в отверстие эксплуатации (ненадлежащий контроль), следом за этим в барьер производства ремонтных работ, легко прошла через отверстия барьеров экспертизы промышленной безопасности и ударила по ... природе.
В 1984 году после серий промышленных аварий социолог Charles Perrow написал очень популярную книгу Normal Accidents, в которой он утверждал, что технологические сбои, это продукт высоко -взаимодействующих систем. Эта книга практически поменяла взгляды специалистов на причины аварий.
На сегодня вышло много практических руководств - как обеспечивать безопасность в высоко-рисковых отраслях. Одно из таких руководств (на русском языке ) под эгидой ООН можно найти по ссылке.
В руководстве прописан комплексный системный подход: проектирование, планирование, управление закупками, строительство. целостность активов, операции, закрытие и вывод из эксплуатации. Оценка рисков делается на всех стадиях жизненного цикла оборудования.
В нашем законе о промышленной безопасности аналогичного подхода нет.
Текст судебного решения - 195 страниц.
Судом проделана огромная работа, но разобраться специалисту, чтобы "извлекать уроки" - сложно из-за большого количества упоминаемых законов, постановлений, нормативных документов и большого количества третьих лиц.