Вновь подчеркну, что:
- слова "вновь", "снова", "заново" и "опять" однозначны, потому читая текст, содержащийся в пункте 7 представленного Порядка, в отсутствии в Нем иных норм об (вводном) инструктаже следует понимать, что вводный инструктаж по охране труда проводится только всем заново принятым работникам (предлагаю наречие "вновь" заменить на сочетание "в новь" (сочетание предлога "в" с устаревшим существительным "новь" используется крайне редко), "в новинку" или на наречие "впервые");
- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции;
- проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если проект нормативного правового акта содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти (рассматриваемый проект нормативного правового акта кроме норм трудового права также содержит нормы, регулирующие отношения в сфере образования, и нормы гражданского права, в связи с чем предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти);
- постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить трудовому кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации;
- нормы, регулирующие отношения в сфере образования должны соответствовать Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными указанным Федеральным законом;
- в случае противоречия постановления Правительства Российской Федерации гражданскому кодексу Российской Федерации или иному закону применяется указанный Кодекс или соответствующий закон;
- Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают:
а) порядок (последовательность целенаправленных действий, осуществляемых в процессе) организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей,
б) порядок (последовательность целенаправленных действий, осуществляемых в процессе) организации и проведения проверки знания ими требований охраны труда,
в) порядок (последовательность целенаправленных действий, осуществляемых в процессе) организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве,
г) порядок (последовательность целенаправленных действий, осуществляемых в процессе) организации и проведения инструктажа по охране труда,
д) порядок (последовательность целенаправленных действий, осуществляемых в процессе) организации и проведения стажировки на рабочем месте;
- Словосочетание "обязательные требования" не является термином, а служит лишь для сокращения сложносоставного предложения, применяемого далее по тексту Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
- ОК 029-2014 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" используется при решении основных задач, связанных с разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
- Общероссийским классификатором видов экономической деятельности обучение работодателей и работников по охране труда отнесено к подгруппе «Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки»;
- образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;
- дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки);
- содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование;
- типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в области международных автомобильных перевозок;
2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, - в области кадастровой деятельности;
3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, - в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;
4) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, - в области противодействия коррупции;
5) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, - в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям;
6) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, - в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I - IV классов опасности;
7) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной национальной политики, - в области государственной национальной политики Российской Федерации (для государственных и муниципальных служащих);
- содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе;
- обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании;
- дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки;
- формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании;
- освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно;
- лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке;
- при освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации;
- образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию;
- в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан ПРОВОДИТЬ дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности;
- работодатель обязан:
а) обеспечить ПРОВЕДЕНИЕ инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
б) обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве (обязан обеспечить ПРОВЕДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ? НЕТ!!!)
Полагаю, что инструктаж - мера, принимаемая работодателем во исполнение обязанности - "информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты". В связи с чем процесс "инструктаж" не считаю составляющей процесса "обучения чему-либо" как такового (думаю, что больше схож или даже связан напрямую с "испытанием в целях проверки соответствия поручаемой работе" ). Уверен, что реализация процесса "инструктаж" позволяет работнику, имеющему соответствующий уровень знаний с умениями и навыками выполнения работы (квалификацию), применять свою квалификацию для работы в местных условиях исходя из этой (вводной) информации.
Считаю, что проведение целевого инструктажа перед выполнением работы, не обусловленной трудовым договором, и выполнение работы по его результатам без предусмотренного к тому соглашения между работником и работодателем, за исключением случаев, установленных трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, противоречит нормам трудового права:
- "Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы";
- "Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда";
- "Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами";
- "Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
условия труда на рабочем месте;
гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте";
- "В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом"
Предлагаю проведение целевого инструктажа определить обязательным (только) для условий, выполнение работы в которых требованиями безопасности и гигиены допускается только под непрерывным контролем (управлением) лица, уполномоченного на то работодателем.
Считаю нормами о стажировке на рабочем месте следующее:
(из ТК РФ)
1.1. работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы;
1.2. формы дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов;
(из ФЗ "Об образовании в РФ"
2.1. формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании;
2.2. дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки;
2.3. обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании;
2.4. в случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Считаю, что работники организации, деятельность которых связана исключительно с использованием компьютеров и оргтехники на их рабочих местах, НЕ могут быть освобождены от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте:
- компьютеры и оргтехника общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-2014) отнесены к информационному, компьютерному и телекоммуникационному оборудованию и прочим машинам и оборудованию;
- в соответствии с ГОСТ 25866-83, использование техники по назначению отнесено к части цикла эксплуатации, при которой реализуется качество этой техники;
- руководством по эксплуатации указанных изделий предусмотрены меры осторожности при ее использовании по назначению и техническом обслуживании;
- "работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов".
Считаю меркантильность причиной поднятия вопроса об освобождении таких работников от (периодического прохождения) инструктажей на рабочем месте. Уверен, что принятие такого поведения за норму негативно отразится на взаимопонимании и уважении сторон трудовых отношений ("рыбак рыбака не увидит издалека").
Считаю, что ответственность - спутник обязанности, задача которого - обеспечение должного (надлежащего) исполнения обязанности:
- "За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:";
- "Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами".
Считаю, что назначение на ответственность или отвечающим за что-то - уклонение работодателя от оформления трудового договора, ненадлежащее его оформление или необоснованное одностороннее (без учета обязанностей работодателя) напоминание только обязанностей работника (без учета его прав), установленных трудовым законодательством или иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в наложение на права и обязанности, оговоренные в соглашении сторон:
- "Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения)";
- "При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором";
- "Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу";
- "По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей".
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ