Форум информационного портала "ОХРАНА ТРУДА В РОССИИ"
Меню
Академия

Ответы и разъяснения важных допущающих и поглядывающих органов с мая 2017 года

Страницы: Пред. 1 ... 7 8 9 10 11 След.
Ответы и разъяснения важных допущающих и поглядывающих органов с мая 2017 года, Ответы и разъяснения важных допущающих и поглядывающих органов, Письма, разъяснения, ответы, рекомендации вышеуказанных органов.
 
Цитата
Павел
а как же ч.3. ст.14. ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ?
Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны © Эсхил
 
Бокомяжник Бокомяжников, никак ... она не для ИНСПЕКТОРА выносящего штраф... она для вас и для суда... идите и доказывайте...
Все будет хорошо!
 
От очередного УЦ с предложением своих услуг пришло вот такое письмо, предписывающее проведение внепланового обучения и проверки знаний по ОТ в период с момента опубликования и до вступления в силу изменения.
Вроде до этого говорили, что внепланового обучения не потребуется, переиграли?
 
О рассмотрении приостановления действия до 01.01.23 Приказа Минтруда 772Н
 
https://rostrud.gov.ru/control/soblyudenie-zakonodatelstva-o-trude/?ID=1097455

Скрытый текст
Изменено: R J - 25 марта 2022 15:35
 
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 мая 2022 г. N 15-2/ООГ-1093 О требованиях к организации работ с персональными электронно-вычислительными машинами

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции Ваше обращение (ОГ-20097 от 14 апреля 2022 г.), поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и сообщает следующее.

Согласно пункту 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Типовая инструкция по охране труда для операторов и пользователей персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) и работников, занятых эксплуатацией ПЭВМ и видеодисплейных терминалов (ВДТ) ТОИ Р-01-00-01-96, утвержденная Минтрудом России в 1996 г., не прошла государственную регистрацию в Минюсте России, в связи с чем носит рекомендательный характер и может применяться в части, не противоречащей действующим нормативным правовым актам.

Так, отдельные требования к организации работ с персональными электронно-вычислительными машинами установлены санитарными правилами СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 декабря 2020 г. N 40 (зарегистрированы Минюстом России 29 декабря 2020 г., регистрированный N 61893).

Дополнительно сообщаем, что статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе в части разработки и утверждения локальных нормативных актов (к числу которых относятся также инструкции по охране труда) по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном статьей 372 Кодекса для принятия локальных нормативных актов.



Заместитель
Директора Департамента
условий и охраны труда

Т.М. Жигастова
 
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 21 февраля 2022 года N ПГ/03162-6-1

Оформление травмы на работе в качестве производственной, если период рабочего времени при дистанционной работе не установлен


Федеральная служба по труду и занятости, рассмотрев обращение, зарегистрированное 1 февраля 2022 года, в пределах компетенции сообщает.

На дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных главой 49.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Статьей 312.7 ТК РФ регулируются особенности охраны труда дистанционных работников.

В соответствии со статьей 312.7 ТК РФ в целях обеспечения безопасных условий труда и охраны труда дистанционных работников в период выполнения ими трудовой функции дистанционно работодатель исполняет обязанности, предусмотренные абзацами семнадцатым, двадцатым и двадцать первым части второй статьи 212 ТК РФ, а также осуществляет ознакомление дистанционных работников с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем. Другие обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда, установленные ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на дистанционных работников в период выполнения ими трудовой функции дистанционно не распространяются, если иное не предусмотрено коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.

Из статьи 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) следует, что несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Федеральным законом N 125-ФЗ случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Согласно абзацу семнадцатому части второй статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить расследование и учет в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

ТК РФ не установлен особый порядок признания получения травмы несчастным случаем на производстве для работников, трудящихся дистанционно.

Настоящее письмо не является правовым актом.

Начальник Правового управления
Б.С.Гудко
Все будет хорошо!
 
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 мая 2022 г. № 15-2/В-1677 Об отдельных положениях Правил обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда
27 июня 2022

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции письмо Общероссийского союза "Федерации Независимых Профсоюзов России" от 10 марта 2022 г. N 109-109/36, поступившее в Минтруд России и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 5.16. Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

С 1 сентября 2022 г. вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" (далее - Постановление N 2464, Правила), разработанное взамен действующего постановления Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (далее - Порядок).

1. В соответствии с пунктом 7 Правил при переводе работника, прошедшего необходимое ему в соответствии с настоящими Правилами обучение по охране труда, на другую должность, а также при изменении наименования его рабочего места или структурного подразделения повторное обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда не требуются в случае, если сохраняются условия труда работника, а также идентифицированные ранее источники опасности.

В данном пункте под фразой "если сохраняются условия труда работника" следует понимать условия рабочего места работника и оборудование, с которым работник работает. В этой связи полагаем, что в случае, указанном в вопросе N 1 Вашего обращения, повторное обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда в отношении офисного работника не требуется.

2. В соответствии с пунктом 18 Правил инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится в объеме мероприятий и требований охраны труда, содержащихся в инструкциях и правилах по охране труда, разрабатываемых работодателем, и включает в том числе вопросы оказания первой помощи пострадавшим.

Следует отметить, что инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.

В этой связи полагаем, что для проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте работодателю следует разработать программу инструктажа по охране труда на рабочем месте, которая также должна разрабатываться исходя из профессии (должности) работника и характера выполняемых им работ. При разработке программы первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте допускается применение работодателем рекомендаций к разработке программы первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте, содержащихся в "ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" введенным в действие приказом Росстандарта от 9 июня 2016 г. N 600-ст.

3. В соответствии с пунктом 23 Правил инструктаж по охране труда заканчивается проверкой знаний требований охраны труда.

При этом пунктом 69 Правил установлено, что форма проведения проверки знания требований охраны труда работников при инструктаже по охране труда определяется локальными нормативными актами работодателя.

Пунктом 87 Правил определена информация, которая должна быть отражена при регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте.

При этом согласно пункту 88 Правил порядок регистрации проведенного инструктажа по охране труда и форма его документирования утверждается работодателем.

В этой связи с 1 сентября 2022 г. на усмотрение работодателя взамен журнала регистрации инструктажа по охране труда, установленного действующим Порядком, допускается вести, например, личные книжки работника или иной способ документирования проведенного инструктажа по охране труда.

Обращаем внимание, что 22 ноября 2021 г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон N 377-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ). Согласно изменениям, внесенными Федеральным законом N 377-ФЗ, Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнен статьями 22.1, 22.2 и 22.3, предусматривающими возможность ведения электронного документооборота в сфере трудовых отношений. При этом положения данных статей не применяются в отношении документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником.

4. В случае, если при переводе работника с одной работы на другую, условия труда на рабочем месте изменились и по результатам определения профессиональных рисков и опасностей, характерных для работ, выполняемых работником соответствующей должности, профессии выявлены опасности, которые могут наступить при выполнении трудовых обязанностей, то такому работнику следует повторно пройти обучение по оказанию первой помощи пострадавшим.

5. Пунктами 52 и 53 Правил определены категории работников, которые должны проходить обучение требованиям охраны труда по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, продолжительностью не менее 16 часов вне зависимости от наличия источников опасности или вредного фактора.

6. Согласно пункту 54 Правил, если трудовая деятельность отдельных категорий работников, указанных в подпункте "в" пункта 53 настоящих Правил, связана с опасностями, источниками которых являются персональные электронно-вычислительные машины (персональные компьютеры), аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иная офисная организационная техника, а также бытовая техника, не используемая в технологическом процессе производства, и при этом другие источники опасности отсутствуют, а условия труда по результатам специальной оценки условий труда являются оптимальными или допустимыми, обучение по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте "б" пункта 46 Правил, по решению работодателя может не проводиться. Также может не проводиться обучение по этой программе обучения требованиям охраны труда руководителей (заместителей руководителей) работников, указанных в подпункте "б" пункта 53 Правил. При этом информация о безопасных методах и приемах выполнения работ при наличии таких источников опасности доводится до работников в рамках проведения вводного или первичного инструктажа по охране труда.

Положения пункта 54 Правил относятся к следующим категориям работников:

- работники организации, отнесенным к категории специалисты;

- руководители структурных подразделений организации и их заместители, руководители структурных подразделений филиала и их заместители.

В случае, если по результатам оценки профессиональных рисков работодателем выявлены другие источники опасности, непосредственно не связанные с трудовой деятельностью работника (например, опасность падения со ступеней лестниц, при спотыкании), то информацию о них полагаем достаточным донести до работника в рамках вводного или первичного инструктажа по охране труда.

Также следует отметить, что в соответствии со статьей 209.1 Кодекса работодатель систематически должен реализовывать мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий.

7. В соответствии с пунктом 59 Правил плановое обучение требованиям охраны труда по программам обучения требованиям охраны труда, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 46 настоящих Правил, проходят работники с периодичностью не реже одного раза в 3 года.

Пунктами 52 и 53 Правил определены категории работников, которые проходят обучение по программам обучения требованиям охраны труда, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 46 Правил. К данной категории относятся как руководители и специалисты, так и работники рабочих профессий, которые проходят обучение требованиям охраны труда с периодичностью не реже одного раза в 3 года.

8. Пунктом 96 Правил определено, что работодатель, проводящий обучение работников требованиям охраны труда, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, должен иметь:

а) материально-техническую базу в виде мест обучения работников или учебных помещений, а также оборудования, технических средств обучения для осуществления процесса обучения по охране труда;

б) учебно-методическую базу в виде программ обучения по охране труда и учебных материалов для каждой программы обучения по охране труда;

в) не менее 2 лиц, проводящих обучение по охране труда, в штате организации или специалистов, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера;

г) комиссию по проверке знания требований охраны труда, сформированную в соответствии с положениями раздела VII Правил.

Содержание требований к материально-технической базе в виде программ обучения по охране труда и учебных материалов состоит из вида выполняемых работ работником и требований, установленными соответствующими нормативными актами по правилам безопасности выполнения соответствующих работ.

В соответствии с пунктом 44 Правил работники, проводящие инструктаж по охране труда и обучение требованиям охраны труда, проходят обучение требованиям охраны труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.

Кроме того, Правилами установлены отдельные требования к лицам, проводящим обучение по охране труда в зависимости от вида, оказываемого обучения.

Так, например, из положений пункта 35 Правил следует, что лица, которые имеют право проводить обучение работников по оказанию первой помощи пострадавшим, должны иметь подготовку по оказанию первой помощи в объеме не менее 8 часов и в соответствии с примерными перечнями тем, предусмотренными приложением N 2, и подготовку по программам дополнительного профессионального образования повышения квалификации по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи.

С учетом изложенного поясняем, что в целях организации работодателем обучения по оказанию первой помощи пострадавшим своих работников, лица, привлекаемые для организации обучения работников по программе оказания первой помощи пострадавшим, должны соответствовать требованиям, установленными пунктом 35 Правил.

Также сообщаем, что пунктом 40 Правил установлено, что лица, проводящие обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, специалисты по охране труда, а также члены комитетов (комиссий) по охране труда проходят обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.

В случае отсутствия в штате организации 2 лиц, проводящих обучение по охране труда, в целях организации обучения по охране труда (без привлечения организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда) работодатель вправе заключить договор гражданско-правового характера с соответствующими специалистами.

Заместитель директора
Департамента условий и
охраны труда А.А. Воротилкин
 
Письмо Минздрава России от 20 июня 2022 г. № 30-0/3066769-14500

О ПОРЯДКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ
Департамент организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России в ответ на электронное письмо, поступившее на официальный сайт Минздрава России, относительно порядка обязательного психиатрического освидетельствования, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608, Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения.

Минздрав России в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, в части оказания государственных услуг и управления государственным имуществом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695 утверждены "Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" (далее -Правила), в соответствии с которыми освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Пунктом 5 Правил установлено, что освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет.

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467 утвержден "Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", согласно которому постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695 действует до 01.09.2022.

В соответствии со статьей 220 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ) работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Порядок прохождения такого освидетельствования, его периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичность (далее - Порядок психиатрического освидетельствования), а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, утверждены приказом Минздрава России от 20.05.2022 N 342н, который вступает в силу с 01.09.2022

Таким образом, приказ Минздрава России от 20.05.2022 N 342н вступает в силу с отменой постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695.

Поскольку Порядком психиатрического освидетельствования, а также перечнем видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, утвержденными приказом Минздрава России от 20.05.2022 N 342н, конкретно не определена кратность психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, отмечаем следующее.
Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н утверждены "Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - Порядок медицинских осмотров) и "Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры". (В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" положения, регулирующие проведение медицинских осмотров некоторых категорий работников, изложены в статье 220 Трудового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 41 Порядка медицинских осмотров определено, что в случае выявления врачом-психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, указанные лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляются для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В соответствии с пунктом 4 Порядка психиатрического освидетельствования, утвержденного приказом Минздрава России от 20.05.2022 N 342н, освидетельствование работника проводится в обязательном порядке на основании выданного работодателем (его уполномоченным представителем) направления на освидетельствование (далее направление) и с учетом заключений, выданных по результатам обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных статьей 220 Трудового кодекса Российской Федерации (при их наличии).

Таким образом, предполагается проведение психиатрического освидетельствования по направлению работодателя (его уполномоченного представителя), в случае выявления при осуществлении обязательного медицинского осмотра врачом-психиатром лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников.
Обращаем внимание, что данное письмо Департамента не является нормативным правовым актом или официальным разъяснением нормативных правовых актов, а представляет собой позицию Департамента по заданному в обращении (письме) вопросу.

Заместитель директора Департамента Н.Д.Пакскина
 
Еще одно письмо на тему внеочередной проверки знаний в связи с вступлением в силу новых НПА.

Из письма следует, что ГИТ придерживаются мнения Минтруда, изложенного в письме.

«Внеочередная проверка знаний проводится со дня официального опубликования НПА до вступления его в силу»
———
Письмо предоставлено подписчиком телеграмм канала Охрана труда
Изменено: Александр ГЕС - 16 июля 2022 19:30
 
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 мая 2022 г. N 15-2/ООГ-1049 О порядке обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты работников, применяющих средства индивидуальной защиты, применение которых требует практических навыков
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 мая 2022 г. N 15-2/ООГ-1049

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение от 7 апреля 2022 г., поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и сообщает следующее.
Согласно пункту 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
С 1 сентября 2022 г. вступает в силу (за исключением отдельных положений) постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 38 Порядка обучению по использованию (применению) средств индивидуальной защиты подлежат работники, применяющие средства индивидуальной защиты, применение которых требует практических навыков. Работодатель утверждает перечень средств индивидуальной защиты, применение которых требует от работников практических навыков в зависимости от степени риска причинения вреда работнику. При выдаче средств индивидуальной защиты, применение которых не требует от работников практических навыков, работодатель обеспечивает ознакомление со способами проверки их работоспособности и исправности в рамках проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте.
С учетом изложенного поясняем, что степень риска причинения вреда работнику определяется по результатам оценки профессиональных рисков и входит в компетенцию работодателя.
Согласно пункту 41 Порядка программы обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты содержат практические занятия по формированию умений и навыков использования (применения) средств индивидуальной защиты в объеме не менее 50 процентов общего количества учебных часов с включением вопросов, связанных с осмотром работником средств индивидуальной защиты до и после использования. Практические занятия проводятся с применением технических средств обучения и наглядных пособий.
Пунктом 40 Порядка установлено, что обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты может проводиться как в рамках обучения требованиям охраны труда у работодателя, в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, так и отдельно в виде самостоятельного процесса обучения.
При этом председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда по вопросам использования (применения) средств индивидуальной защиты, лица, проводящие обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, специалисты по охране труда, а также члены комитетов (комиссий) по охране труда проходят обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.

Заместитель директора Департамента
условий и охраны труда

А.А. Воротилкин

Да, я шут, я циркач, так что же?
 
Вопрос: Нужно ли до 1 сентября проводить внеочередное обучение по действующему на данный момент Порядку обучения, утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29?

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 27 июля 2022 года № 15-2/ООГ-1744

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение, поступившее в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 5.16. Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

С 1 сентября 2022 г. вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (далее — Постановление № 2464), которым утверждены Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (далее — Правила).

Пунктом 2 Постановления № 2464 установлено, что документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда, выданные в установленном порядке до введения в действие Правил, действительны до окончания срока их действия.

В настоящее время действующим нормативным правовым актом, регулирующим вопросы порядка обучения по охране труда, является постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее — Порядок).

При этом внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится в том числе и при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. В данном случае осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов (пункт 3.3. Порядка).

Учитывая изложенное, полагаем, что внеочередная проверка знаний требований охраны труда должна быть проведена в отношении работников, в случае если изменения, введенные новыми положениями нормативного правового акта, касаются их трудовых обязанностей.

В силу пункта 2.2.3. Порядка форма, порядок и продолжительность проверки знания требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

При этом работодатель вправе организовать проведение внеочередной проверки знания новых нормативных правовых актов по охране труда в своей комиссии, созданной в соответствии с Порядком.

Также сообщаем, что в соответствии с пунктом 2.1.6 Порядка внеплановый инструктаж проводится, в частности, при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда.

Согласно пункту 2.1.8 Порядка конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.

С учетом изложенного поясняем, что в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2022 г. новых нормативных правовых актов по охране труда работодатель самостоятельно принимает решение о необходимости проведения внеочередной проверки знаний требований охраны труда работников в объеме тех новых нормативных правовых актов по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.

Дополнительно сообщаем, что ответ на обращение не является нормативным правовым актом, носит разъяснительный характер и является мнением Департамента на отдельный заданный вопрос.

Заместитель директора Департамента условий и охраны труда А.А. Воротилкин
 
Письмо Минздрава от 20 июня 2022 г. N 30-0/3066769-14500 разъяснения по периодичности психосвидетельствования с 01.09.2022.
 
Об обязательном психиатрическом освидетельствовании
Ростовская областная организация Общероссийского Профсоюза образования публикует ответ Минздрава России по вопросу обязательного психиатрического освидетельствования отдельных категорий работников в целях ознакомления и использования в работе по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в образовательных организациях Ростовской области.

Отмечаем, что изданный в соответствии со ст. 220 Трудового кодекса РФ Приказ Минздрава России от 20.05.2022 г. №342н относится непосредственно к работникам, которые выполняют определённый вид деятельности (в указанном случае речь идёт о педагогической деятельности).

Несмотря на то, что законодательством не предусмотрено определение понятия «педагогическая деятельность», в ответе Минздрава России она определена как «деятельность лиц с особым статусом - педагогических работников, имеющих определенное образование и стаж, которые состоят в трудовых служебных отношениях с образовательной организацией и выполняют обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации деятельности по реализации образовательных программ».

Дополнительно, Минздравом России даны разъяснения относительно очередности проведения такого психиатрического освидетельствования и кратности его проведения.

! Во-первых, психиатрическое освидетельствование должно проводится непосредственно перед осмотром врача-психиатра, проводимого в порядке предварительного и/или периодического медицинского осмотра.

Во-вторых, повторное прохождение освидетельствования работником не требуется в случае, если работник поступает на работу по виду деятельности, по которому ранее проходил освидетельствование (не позднее двух лет) и по состоянию психического здоровья был пригоден к выполнению указанного вида деятельности.

Обращаем внимание, что психиатрическое освидетельствование проводится врачебной комиссией.

Напоминаем, что педагогические работники - члены Общероссийского Профсоюза образования могут направить запрос на консультацию по электронной почте: obkomprof@obkomprof.ru. При этом необходимо указать образовательную организацию и удобный способ обратной связи.

Правовая служба Ростовской областной организации Общероссийского Профсоюза образования
Изменено: Александр ГЕС - 22 сентября 2022 20:02
 
Ответы Минтруда по ПП 2464
 
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 сентября 2022 г. № 14-6/ООГ-6058 О составлении, содержании, принятии, изменении и отмене должностных инструкций работодателем

18 ноября 2022
Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел в пределах компетенции обращение по вопросу применения норм трудового законодательства и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (далее - Положение), Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Содержащийся в письме вопрос к таким случаям не относится.

Также Положение не наделяет Минтруд России полномочием по осуществлению консультирования граждан и организаций по вопросам соблюдения трудового законодательства.

В соответствии с пунктом 5.5.4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324, информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

В качестве работника, работодателя либо их представителей Вы вправе обратиться в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) и его территориальные органы за предоставлением государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном административным регламентом предоставления вышеназванной государственной услуги (утвержден приказом Роструда от 23 августа 2019 г. N 230).

Дополнительно информируем, что согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в качестве одного из обязательных условий трудового договора является указание трудовой функции работника, т.е. указание работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы.

Должностная инструкция является документом, содержанием которого конкретизируются трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, квалификационные требования, предъявляемые к должности.

Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ.

Должностные инструкции, разработанные работодателем, должны содержать конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности.

Согласно статье 68 Кодекса до подписания трудового договора работодатель обязан ознакомить работника под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Поскольку на законодательном уровне отсутствуют нормы, регулирующие правила составления, содержания, принятия, изменения и отмены должностных инструкций, работодатель самостоятельно определяет их содержание, порядок принятия и внесения изменений.

Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора: например, содержания выполняемой работы (трудовой функции) и других условий трудового договора (например, условия оплаты труда, режим рабочего времени и т. д.).

Если изменяется трудовая функция (должность), то в силу статьи 72.1 Кодекса это будет являться переводом на другую работу, который возможен только с согласия работника.

В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того как работник согласился на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию.

Данное письмо Минтруда России не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является разъяснением и нормативным правовым актом.

Заместитель директора
Департамента оплаты труда,
трудовых отношений и
социального партнерства
Изменено: Александр ГЕС - 19 ноября 2022 7:34
 
В письме Фонда пенсионного и социального страхования РФ от 14 февраля 2023 г. № СЧ-35-12/22502 “О направлении разъяснений по финансовому обеспечению предупредительных мер” Вы можете прочесть, что теперь сможете вернуть затраты
Цитата
в части приобретения страхователями компьютерных тренажеров, в том числе с использованием технологии виртуальной реальности, компьютерных обучающих программ, видеоинформационных комплексов, видеоинструкций, видеофильмов, манекенов для проведения сердечно-сосудистой реанимации
Да, я шут, я циркач, так что же?
 
Когда в реестр обученных по охране труда лиц сведения не передаются?

В соответствии с подп. "в" п. 46 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2464, обучение требованиям охраны труда проводится в т.ч. по программам обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности.

Минтруд разъясняет, что перечень программ повышенной опасности сформирован из тех видов работ, в отношении которых нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, предъявляются дополнительные требования к обучению работников вопросам охраны труда (Письмо Минтруда России от 11 апреля 2023 г. N 15-2/ООГ-1410).

В случае, если в списке программ повышенной опасности отсутствует программа, по которой проведено обучение работника, то соответствующие сведения в реестр не передаются. При этом прохождение такого обучения оформляется протоколом проверки знаний.

Дополнительно к протоколу допускается выдавать удостоверение, если работник успешно прошел проверку.

Министерство также сообщает, что в настоящее время прорабатывается вопрос о расширении списка программ в реестре обученных лиц.

https://www.garant.ru/news/1621162/

Изменено: -kot- . . - 27 апреля 2023 8:21
 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 22 мая 2023 г. N БС-4-11/6374@
ОБЛОЖЕНИЕ
СУММ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАБОТНИКУ РАСХОДОВ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ НАЛОГОМ НА ДОХОДЫ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10.05.2023 N 03-15-07/42587 по вопросу обложения сумм возмещения работнику расходов по прохождению обязательных медицинских осмотров налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами.

Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и плательщиков страховых взносов.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК

Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 мая 2023 г. N 03-15-07/42587

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо ФНС России от 16.03.2023 N БС-3-11/3726@ с представленной позицией по обложению страховыми взносами сумм возмещения работнику расходов по прохождению обязательных медицинских осмотров и по вопросу обложения указанных сумм налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.

Статьей 220 Трудового кодекса определены категории работников, в отношении которых работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, а также обязательных психиатрических освидетельствований.

Согласно положениям частей 5 и 8 статьи 220 Трудового кодекса порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, их периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. В частности, упомянутые порядки утверждены приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 N 29н и от 20.05.2022 N 342н.

Предусмотренные статьей 220 Трудового кодекса медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии со статьей 214 Трудового кодекса организация обязательных медицинских осмотров для указанных в статье 220 Трудового кодекса категорий работников является обязанностью работодателя, и проведение их осуществляется на основании направления работодателя, выданного работнику.

В этой связи прохождение обязательного медицинского осмотра за счет средств работника, в том числе с последующей компенсацией работнику его расходов, не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

Налог на доходы физических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 211 Налогового кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг), в том числе питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Следовательно, оплата организацией за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав не в интересах этого налогоплательщика (в частности, при оплате организацией стоимости проведения обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований, необходимость прохождения которых обусловлена требованиями статьи 220 Трудового кодекса) не признается доходом, полученным этим налогоплательщиком в натуральной форме.

Страховые взносы.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.

При этом перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат, установленный статьей 422 Налогового кодекса, является исчерпывающим и не содержит сумм выплат, направленных на возмещение расходов работников по прохождению ими обязательных медицинских осмотров.

Следовательно, в случае если организацией компенсируются работникам суммы их расходов по прохождению ими самостоятельно обязательных медицинских осмотров, то такие суммы компенсации облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые в рамках трудовых отношений.

Директор Департамента

Д.В.ВОЛКОВ

Вывод:
Таким образом, если организация сама оплачивает прохождение работниками обязательных медосмотров, тогда эти расходы не облагаются НДФЛ и страховыми взносами. А если организация компенсирует работникам их расходы на обязательные медосмотры, тогда эти компенсации облагаются страховыми взносами.
Все будет хорошо!
 
Оформление в протоколе записи о прохождении проверки знания требований охраны труда в реестре обученных по охране труда лиц.



Вопрос;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (далее – Постановление № 2464) утверждены Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (далее – Правила). Из положений пункта 92 Правил следует, что в протоколе проверки знания требований охраны труда работников указывается следующая информация: регистрационный номер записи о прохождении проверки знания требований охраны труда в реестре обученных по охране труда лиц. Вопрос: данная запись о прохождении проверки знания требований охраны труда в реестре обученных по охране труда лиц должна вносится в протокол до подписания протокола комиссией и работником, прошедшем проверку знания требований охраны труда? Или возможно вносить эту запись в протокол после подписания протокола членами комиссии и работником, прошедшем проверку знания требований охраны труда?

Ответ:
Полагаем, что запись о прохождении проверки знания требований охраны труда в реестре обученных по охране труда лиц вносится до подписания работником и членами комиссии протокола.

Правовое обоснование:
В соответствии с п. 92 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464) в протоколе проверки знания требований охраны труда работников указывается следующая информация:
а)полное наименование организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, или работодателя, проводившего обучение по охране труда;
б)дата и номер приказа руководителя организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, или работодателя о создании комиссии по проверке знания требований охраны труда;
в)фамилия, имя, отчество (при наличии) председателя, заместителя (заместителей) председателя (при наличии) и членов комиссии по проверке знания требований охраны труда;
г)наименование и продолжительность программы обучения по охране труда;
д)фамилия, имя, отчество (при наличии), профессия (должность), место работы работника, прошедшего проверку знания требований охраны труда;
е)результат проверки знания требований охраны труда (оценка результата проверки "удовлетворительно" или "неудовлетворительно");
ж)дата проверки знания требований охраны труда;
з)регистрационный номер записи о прохождении проверки знания требований охраны труда в реестре обученных по охране труда лиц (далее - реестр обученных лиц);
и)подпись работника, прошедшего проверку знания требований охраны труда.

Все будет хорошо!
Страницы: Пред. 1 ... 7 8 9 10 11 След.
Читают тему
модератор форума: Павел.


Наша библиотека: | Инструкции по охране труда | Госты | Нормативы | Законодательство по ОТ |

Файлообменник (файлы по охране труда, промышленной и пожарной безопасности)