Здравствуйте! В этом году сделали ОПР для предприятия. Привлекли для этого организацию. Дело вот в чём, ознакомление работников идёт в картах ОПР, но 56 должностей вылились в 2400 страниц печатного текста, который я не рискую переводить на бумагу. Как доводить тогда эту информацию?
Согласно Приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 773н «Об утверждении форм (способов) информирования работников»
п.1 Формами (способами) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, с использованием визуальной/печатной информации являются:
в) ознакомление с информацией о существующих профессиональных рисках и их уровнях
г) ознакомление работникас требованиями должностной инструкции, инструкций по охране труда (с визуализацией (при необходимости) опасных зон (участков) оборудования), перечнем выдаваемых на рабочем месте средств индивидуальной защиты, требованиями правил (стандартов) по охране труда и других локальных нормативных актов работодателя. Указанное ознакомление осуществляется под роспись работника, в том числе с выдачей на руки указанных нормативных актов работнику для изучения при проведении инструктажа по охране труда на рабочем месте. При наличии у работодателя электронного документооборота ознакомление работников допускается осуществлять в электронной форме с учетом установленных для электронного документооборота законодательных требований (в частности подтверждения факта ознакомления с документами электронной цифровой подписью).
Тогда ещё такой вопрос: правомерно ли тогда разослать информацию по участкам в электронном виде для ознакомления, при этом распечатав только последние страницы карт ОПР для сбора подписей?
написал: правомерно ли тогда разослать информацию по участкам в электронном виде для ознакомления
Считаю, что так можно сделать. Насчет правомерности - было бы хорошо, если бы этот порядок ознакомления был прописан в ЛНА вашего предприятия. Указание на это содержится и в Приложении №1 к Приказу Минтруда РФ от 29.10.2021 №773н "Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда".
Недостаточно иметь профессиональное оборудование,необходимо уметь им пользоваться. Тренируйтесь грамотно - и да прибудет с вами ваш навык!
Ладно, тогда ещё: требование собрать данные у работников по их электронным почтовым ящикам имеет место быть? Это сильно секретная информация, чтоб её нельзя было запрашивать?
написал: требование собрать данные у работников по их электронным почтовым ящикам имеет место быть? Это сильно секретная информация, чтоб её нельзя было запрашивать?
Если речь о адресах электронной почты работников - то тут никакой секретности нет. Хотя работник и НЕ ОБЯЗАН вам сообщать свою ЛИЧНУЮ "электронку".
Недостаточно иметь профессиональное оборудование,необходимо уметь им пользоваться. Тренируйтесь грамотно - и да прибудет с вами ваш навык!
написал: Ладно, тогда ещё: требование собрать данные у работников по их электронным почтовым ящикам имеет место быть? Это сильно секретная информация, чтоб её нельзя было запрашивать?
Это всё должно быть прописано в вашем ЛНА (Положение о персональных данных)
"Нет безвыходных ситуаций, есть неправильно принятое решение"
Статьей 212 ТК РФ установлена обязанность работодателя информировать работника о риске повреждения здоровья. Необходимо ли отражать в трудовом договоре информацию о профессиональном риске работника?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Условие об оценке профессиональных рисков к числу обязательных условий трудового договора не относится. Вместе с тем информирование работников об уровнях профессиональных рисков может осуществляться путем включения соответствующих положений в трудовой договор работника.Обоснование позиции:
Законодатель предъявляет определенные требования к содержанию трудового договора, устанавливая перечень обязательных для включения в него как сведений (часть первая ст. 57 ТК РФ), так и условий (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Так, например, одним из обязательных условий трудового договора являются условия труда на рабочем месте.
Условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (часть вторая ст. 209 ТК РФ). По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда, а вредные условия труда еще и на 4 подкласса, соответствующие 4 степеням (подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени); подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени); подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени); подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени)) (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ)). В силу ч. 2 ст. 3 и ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ источником информации о классах (подклассах) условий труда на рабочих местах являются результаты специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) или результаты проведенной до 01.01.2014 аттестации рабочих мест. Таким образом, в трудовой договор обязательно должны быть включены сведения о классах (подклассах) условий труда, установленные по результатам проведенной СОУТ. Определение профессионального риска дано в ст. 209 ТК. В соответствии с данной нормой профессиональным риском является вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами. Как мы уже отметили, одним из обязательных условий трудового договора является условие об условиях труда, под которыми понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса. Об обязательности включения в текст трудового договора условия о профессиональном риске, под которым понимается вероятность причинения вреда, статья 57 ТК РФ не говорит. Вместе с тем перечень обязательных условий, приведенный в части второй ст. 57 ТК РФ, исчерпывающим не является. В трудовой договор должны быть включены также и другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.Однако иные нормативные правовые акты не устанавливают обязательность указания в трудовом договоре информации об оценке профессиональных рисков. Отметим, что вопрос об обязательности проведения оценки уровней профессиональных рисков в настоящее время является спорным. Многие специалисты делают вывод об отсутствии такой обязанности на основании того, что Трудовым кодексом РФ такая обязанность работодателя напрямую не установлена. В частности, такую точку зрения можно встретить в многочисленных консультациях Роструда (смотрите ответы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Тем не менее согласно ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя. Работодатель обязан среди прочего обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (далее также - СУОТ). В соответствии со ст. 209 ТК РФ под системой управления охраной труда понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Данная норма предусматривает утверждение Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений типового положения о системе управления охраной труда. Соответствующее Типовое положение было утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н (далее - Типовое положение). По смыслу Типового положения (смотрите п.п. 33-39) оценка профессионального риска является неотъемлемой частью процедуры управления профессиональными рисками в СУОТ работодателя, без которой СУОТ не может считаться функционирующей. Поэтому некоторые специалисты (смотрите, например, мнение заместителя начальника отдела надзора и контроля в сфере охраны труда Роструда А. Назарова) высказывают точку зрения о том, что проводить оценку профессиональных рисков необходимо, а за непроведение оценки уровней профессиональных рисков предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Такую позицию можно встретить и в консультациях с портала "Онлайнинспекция.РФ", и в судебных решениях (смотрите постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 N 09АП-12295/18, решения Санкт-Петербургского городского суда от 05.09.2019 N 7-1460/2019, Ленинского районного суда г. Тамбова Тамбовской области от 15.01.2020 N 12-5/2020, Выборгского городского суда Ленинградской области от 26.11.2019 N 12-529/2019, Онежского городского суда Архангельской области от 24.01.2020 N 12-4/2020, Октябрьского районного суда г. Тамбова Тамбовской области от 05.12.2019 N 12-607/2019, Костромского районного суда Костромской области от 29.01.2019 N 12-5/2019). Нельзя, однако, не отметить, что само содержание упомянутых норм Типового положения представляется довольно спорным с точки зрения действующего законодательства. Так, согласно п. 33 Типового положения работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации в том числе оценки уровней профессиональных рисков. Однако в силу прямого указания ст. 209 ТК РФ обязанность по утверждению порядка оценки уровней профессиональных рисков возложена на Минтруд России. И фактически на сегодняшний день такой порядок отсутствует. В связи с этим позиция о необходимости проведения работодателем такой оценки, основанная на Типовом положении, также представляется не бесспорной. Тем не менее согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить информирование работников, в частности, об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья. Однако из буквального содержания ст.ст. 57, 212 ТК РФ не следует, что информация о возможном риске повреждения здоровья должна быть конкретизирована непосредственно в тексте трудового договора. Согласно п. 42 Типового положения информирование работников об уровнях профессиональных рисков может осуществляться путем включения соответствующих положений в трудовой договор работника. Однако согласно данной норме такая форма информирования не является единственно возможной. В п. 42 Типового положения указывается, что информирование работников может осуществляться также в форме проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров, изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов; использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", размещения соответствующей информации в общедоступных местах. Таким образом, на наш взгляд, фиксировать в трудовом договоре результат оценки профессионального риска не требуется. Такого же мнения придерживаются и специалисты Роструда (смотрите ответ, размещенный на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ").
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Раченкова Юлия