Оценка профрисков за счет государственных субсидий
На главную
На главную

Оценка профрисков за счет государственных субсидий

Оценка профрисков  за счет государственных субсидий
13 сентября 2022 | Передовой опыт

Можно ли бизнесу выявить и оценить профриски, провести лабораторные исследования вредных производственных факторов и даже разработать локальные акты по ОТ за счет государственного бюджета? Не торопитесь с ответом. Как оказалось это действительно возможно. Но не для всех, а только для тех, кто участвует в пилотном проекте Минтруда по совершенствованию оценки и управления профессиональными рисками в РФ.

Мероприятия этого пилотного проекта первоначально были описаны в Приказе Минтруда N 980 от 30 декабря 2020 г, согласно которого оценка профессионального риска в пилотных организациях должна была состоятся в 2021 году, а в 2022 должна была сделана оценка эффективности реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками. Однако по неизвестной нам причине 14 сентября 2021 Минтруд своим приказом N630 отменил ранее изданный приказ №980 и сдвинул сроки мероприятий по совершенствованию оценки профрисков на 1 год.

Ранее наш портал освещал региональные совещания, посвященных данному пилотному проекту. А сегодня мы расскажем про его самый масштабный этап.


В июне текущего года ФГБУ «ВНИИ труда», подконтрольный Минтруду РФ, по итогам открытых конкурсов заключил пять контрактов с частными компаниями на общую сумму в 110 миллионов рублей. В их обязанности входит выполнение работ по выявлению и оценке профессиональных рисков, проведение лабораторных исследований вредных производственных факторов, разработка локальных нормативных актов по охране труда.

Контракты имеют типовой характер и связаны с оказанием услуг для предприятий и организаций пяти российских регионов — Астраханской области, республики Башкортостан, Ленинградской области, Кемеровской области, Оренбургской области.

Интересен факт того, что заказчик - ФГБУ «ВНИИ труда» объективно мог бы и сам по специальной задаче Минтруда провести все необходимые работы в интересах пилотных организаций, тем более что институт предлагает услуги по проведению специальной оценки условий труда, т.е. проводит лабораторные исследования. Кроме того, основная цель деятельности института – проведение научной деятельности в трудовой сфере, включая охрану труда. Но удивляться тут не приходится, ведь Минтруд даже научную разработку направлений стратегического развития охраны труда на ближайшую пятилетку поручил не собственному Всероссийскому научно-исследовательскому институту труда, а коммерческому микропредприятию (ООО).

 

Итак, контракты были заключены:

  1. по Ленинградской области с ООО «ПРОММАШ ТЕСТ», количество пилотных организаций – 10, стоимость контракта - 23 667 973 рубля 29 копеек;
  2. по Астраханской области с ООО «ПРОММАШ ТЕСТ», количество пилотных организаций – 16, стоимость контракта - 20 164 345 рублей 00 копеек;
  3. по Оренбургской области с ООО «ЭсАрДжи-ЭКО», количество пилотных организаций – 13, стоимость контракта - 26 862 739 рублей 00 копеек;
  4. по Кемеровской области с ООО «Экостандарт «Технические Решения», количество пилотных организаций – 9, стоимость контракта - 33 831 058 рублей 60 копеек;
  5. по Республике Башкортостан с Частным учреждением Федерации Независимых Профсоюзов России «Научно-исследовательский институт охраны труда в г.Екатеринбурге», количество пилотных организаций – 9, стоимость контракта - 5 299 483 рубля 00 копеек.

Работы будут проведены в интересах 57 организаций на сумму в 110 миллионов рублей.

Конкретно:

1. Согласно госконтрактам все идентифицированные вредные и опасные производственные факторы, по которым отсутствуют результаты СОУТ, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям с указанием класса условий труда на рабочем месте в соответствии с Методикой проведения СОУТ. Согласно спецификациям предусмотренных мероприятий, инструментальные измерения необходимо выполнить на 2402 рабочих местах

И сразу возникает вопрос – почему в некоторых пилотных организациях до сих пор на некоторых рабочих местах не проведена специальная оценка условий труда?

Дороже всех лабораторные исследования будут проведены в Оренбургской области, их стоимость на одном рабочем месте составит 896 рублей. Дешевле всех лабораторные исследования обойдутся в Республике Башкортостан, здесь комплекс исследований на каждом рабочем месте подрядчик «Научно-исследовательский институт охраны труда в г.Екатеринбурге» готов провести за 322 рубля. Трехкратная разница в цене!!!

2. Исполнитель контракта должен провести идентификацию опасностей, оценить профессиональные риски, разработать меры управления профессиональными рисками и задокументировать оценку профрисков. Согласно спецификациям мероприятий оценку профрисков необходимо выполнить на 56000 рабочих местах. Стоимость этой работы варьируется в диапазоне от 442 до 1164 рублей за одно рабочее место.

3. На заключительном этапе исполнитель контракта для каждой Организации должен разработать проекты новых локальных нормативных актов (ЛНА) или актуализировать существующие ЛНА по результатам оценки профессиональных рисков. В состав разрабатываемых ЛНА входят:

  • Нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам организации (с учетом результатов СОУТ и ОПР;
  • Список профессий (должностей) работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам;
  • Матрицы обучения персонала по охране труда, включая инструктажи по охране труда, стажировки на рабочем месте, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, обучение требованиям по охране труда, как у работодателя, так и в организациях, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда;
  • Списки работников, подлежащих обучению по охране труда, составленные на основании Матрицы обучения персонала по охране труда.

Стоимость разработки одного такого комплекта локальных нормативных актов для одной организации находится в диапазоне от 254 тысяч рублей в республике Башкортостан до 1 миллиона 675 тысяч рублей в Кемеровской области.

Все работы по государственным контрактам должны быть выполнены к 1 ноября 2022 года.

 

Заметим, что Минтруд в этот раз потратил 110 млн.рублей действительно на полезное дело. Крупный бизнес в сфере ОТ (исполнители госконтрактов) станет еще крупнее, а успешные пилотные предприятия получили прямую государственную поддержку в исполнении новых обязательных требований в сфере охраны труда. Да, помощь избирательная и для весьма узкого круга.

Что дальше? 

Как следует из Приказа Минтруда №630 от 14.09.21 в декабре следующего 2023 года Минтруд и региональная исполнительная власть субъектов, участвующих в этом пилотном проекте должны будут подготовить «отчет с оценкой эффективности реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками в пилотных организациях» и дать «предложения по итогам пилотного проекта и экспериментального режима в пилотном регионе».

О каком экспериментальном режиме в пилотных регионах идет речь и что это такое конкретно – можно только догадываться.

В конце всего этого проекта в декабре 2023 года Минтруд должен будет подготовить в Правительство РФ доклад о результатах реализации пилотного проекта с оценкой влияния внедрения системы управления профессиональными рисками на состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Объективно говоря тут очень сложно уловить тонкую взаимосвязь между а) изучением влияния оценки профрисков на уровень травматизма и б) финансированием для узкого круга предприятий обязательных требований в части оценки профрисков, лабораторных исследований и разработкой локальных актов по ОТ.

На наш взгляд сейчас представляется логичным разработать на Минтрудовском ЕИСОТ бесплатную онлайн платформу для полной автоматизации всего комплекса работ по оценке профрисков. Вот это была бы действительно реальная своевременная и значимая помощь для всего бизнеса в стране. На протяжении 11 лет в эту платформу ежегодно вливаются миллионы, однако реальной популярности (востребованности) она так и не завоевала. И не удивительно, ведь даже за 9 месяцев 2022 года на главной государственной информационной системе по охране труда появилось всего 4 новости. Примечательно, что одна из них «Поздравление министра труда А.Котякова с Всемирным Днем охраны труда» была опубликована 5 мая, спустя неделю после главного праздника в сфере охраны труда.

Итак, сейчас мы можем только искренне порадоваться за участников пилотного проекта. А тем предприятиям, которым не посчастливилось войти в их число, мы рекомендуем просто ознакомиться с любым из госконтрактов. Возможно, что в дополнение к ранее изданным приказам Минтруда России N926 от 28.12.2021 и N36 от 31.01.2022 , Вы найдете здесь новую полезную информацию по оценке профрисков (карту оценки профессионального риска; карту оценки и управления профессиональными рисками; контрольные листы идентификации различных опасностей на рабочих местах (метод контрольных листов); шкалу оценки риска для метода контрольных листов; анкету результатов осмотра места нахождения работников при выполнении работ; матрицы 3х3х3, 5х5х5, 5х5х4 (матричный метод оценки риска); матрицу обучения персонала по охране труда; и т.д.

Ну а мы будем ждать доклад Минтруда для Правительства РФ об итогах этого дорогостоящего пилотного проекта, не хотелось бы чтобы он был секретом для всего профессионального сообщества в сфере охраны труда.

Прикрепленные файлы:
Андрей Петровский
2 236 7 1
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии

0 Мне нравится
Татьяна Семенова
Вот спасибо, а то живу в Кемеровской области, работаю в охране труда 14 лет и только на вашем сайте узнаю такие интересные новости по "освоению" бюджета нашего государства.
Имя Цитировать