Каждый год ответственные специалисты и руководители многих предприятий ждут этого события. И вот, наконец, государственная инспекция труда опубликовала планы проведения проверок по субъектам РФ на 2017 год. Кто-то, не обнаружив себя в списках, вздохнул с облегчением, но кому-то в этом году предстоит пережить это не слишком радостное событие.
Однако, как говориться, «предупрежден - значит, вооружен». И зная, что в текущем году вашему предприятию предстоит принимать в своих стенах инспекторов ГИС, вы можете должным образом подготовиться к встрече.
С чего стоит начать – конечно, с изучения законодательства. Причем, помимо ответов на вопросы, которые госинспектор может задать вам, есть смысл подготовить еще и свои вопросы к проверяющим. Ранее, мы уже писали об этом в статье Консультант по охране труда. Выпуск №18 - Чего ждать от проверки государственной инспекции труда?
Прежде всего, важно понимать, что деятельность госинспекторов строго регламентирована законом. К основным нормативным актам, ограничивающим полномочия ревизоров относятся Трудовой кодекс РФ (его отдельны положения), Федеральный закон N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Женевская Конвенция № 81 Международной организацией труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле», принятая 11.07.1947. Кроме того, существует Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г. N 354н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
Сегодня мы приведем наиболее интересные положения Федерального закона N 294-ФЗ, знание которых может оказаться особенно полезным для специалистов по охране труда:
В июле 2016 года в данный закон введено новое положение, которое предусматривает возможность использования проверяющими в ходе плановой проверки проверочных листов (списков контрольных вопросов). Причем данный список может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, или ограничить предмет плановой проверки только частью обязательных требований, наиболее значимых с точки зрения законодателя (п.11 ст.9) – это должно быть отражено в приказе о проверке.
В п. 12 ст.9 сдержится четкое указание на обязательность заблаговременного уведомления организации или ИП о предстоящей проверке. Срок, установленный законом, составляет 3 рабочих дня. Причем, в соответствии с последними изменениями такое уведомление может поступить в организацию даже на официальный адрес электронной почты.
В соответствии со ст.13 ФЗ N 294 допустимый срок проведения одной проверки не может превышать 20 рабочих дней (в исключительных случаях он может быть продлен еще на 20 дней). Причем для малых предприятий общий срок проведения плановых выездных проверок и существенно меньше и не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
Этой же статьей предусмотрено формирование единого реестра проверок. Ответственным оператором ведения которого назначена Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Проверить, предстоит ли вашей организации в этом году принимать у себя проверяющих, можно по адресу http://plan.genproc.gov.ru/plan2017/.
Любая проверка организации должна проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя проверяющего органа (ст.14). Причем данный приказ должен содержать исчерпывающую информацию о самой проверке. В частности, в нем должны быть указаны цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения, правовые основания проведения проверки, перечень документов, которые проверяемая организация обязана предоставить в ходе проверки, а также реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов) и многое другое.
По результатам проверки должен быть составлен акт в двух экземплярах, один из которых – ваш. (ст.16).
Ну и, наконец, самое интересное – если проверка была проведена с грубыми нарушениями со стороны проверяющих, то ее результаты подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (ст.20). К таким нарушениям, например, может быть отнесено требование документов, не относящихся к предмету проверки или превышение установленных сроков проведения проверок, а также не предоставление приказа или акта, упомянутых выше по тексту.
Также к предстоящей проверке можно подготовиться при помощи сервиса «Электронный инспектор», о котором мы недавно писали в одной из наших статей «Удобный сервис от Роструда».
Предприятия, имеющие на своем балансе опасные производственные объекты, могут стать объектом внимания Ростехнадзора. Планы проверок данной организации также доступны для ознакомления заранее. Действия Ростехнадзора при проверке помимо указанных выше федеральных законов тоже регулируются соответствующими административными регламентами, многие из которых доступны на сайте данной организации. Проверка соблюдения требований законодательства при эксплуатации опасных производственных объектов регулируется приказом Ростехнадзора от 12.02.2016 N 48 "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах".
План проверок Ростехнадзора на 2017 - скачать
Планы проведения плановых проверок государственными инспекциями труда по субъектам РФ:
Субъект РФ |
Ссылка на план проверок |
Центральный федеральный округ |
|
Белгородская область |
|
Брянская область |
|
Владимирская область |
|
Воронежская область |
|
Ивановская область |
|
Калужская область |
|
Костромская область |
|
Курская область |
|
Липецкая область |
|
Москва |
|
Московская область |
|
Орловская область |
|
Рязанская область |
|
Смоленская область |
|
Тамбовская область |
|
Тверская область |
|
Тульская область |
|
Ярославская область |
|
Северо-Западный федеральный округ |
|
Архангельская область |
|
Вологодская область |
|
Калининградская область |
|
Ленинградская область |
|
Мурманская область |
|
Ненецкий автономный округ |
|
Новгородская область |
|
Псковская область |
|
Республика Карелия |
|
Республика Коми |
|
Санкт-Петербург |
|
Южный федеральный округ |
|
Астраханская область |
|
Волгоградская область |
|
Краснодарский край |
|
Республика Адыгея |
|
Республика Калмыкия |
|
Ростовская область |
|
Северо-Кавказский федеральный округ |
|
Кабардино-Балкарская Республика |
|
Карачаево-Черкесская Республика |
|
Республика Дагестан |
|
Республика Ингушетия |
|
Республика Северная Осетия – Алания |
|
Ставропольский край |
|
Чеченская Республика |
|
Приволжский федеральный округ |
|
Кировская область |
|
Нижегородская область |
|
Оренбургская область |
|
Пензенская область |
|
Республика Башкортостан |
|
Республика Марий Эл |
|
Республика Мордовия |
|
Республика Татарстан |
|
Самарская область |
|
Саратовская область |
|
Пермский край |
|
Удмуртская Республика |
|
Ульяновская область |
|
Чувашская Республика |
|
Уральский федеральный округ |
|
Курганская область |
|
Свердловская область |
|
Тюменская область |
|
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра |
|
Челябинская область |
|
Ямало-Ненецкий автономный округ |
|
Сибирский федеральный округ |
|
Алтайский край |
|
Забайкальский край |
|
Иркутская область |
|
Кемеровская область |
|
Красноярский край |
|
Новосибирская область |
|
Омская область |
|
Республика Алтай |
|
Республика Бурятия |
|
Республика Тыва |
|
Республика Хакасия |
|
Томская область |
|
Дальневосточный федеральный округ |
|
Амурская область |
|
Еврейская автономная область |
|
Камчатский край |
|
Приморский край |
|
Магаданская область |
|
Республика Саха (Якутия) |
|
Сахалинская область |
|
Хабаровский край |
|
Чукотский автономный округ |
array_merge(): Argument #1 must be of type array, null given