В работе каждого из нас есть одна вещь, при мысли о которой невольно напрягаются даже самые опытные и законопослушные работники - это ПРОВЕРКА. В частности, проверка государственной инспекции труда. Да, что и говорить, отношение российского человека к инспекторам, как к людям значимым и где-то даже всемогущим закладывается в нас со школьной скамьи. Не случайно столь острые реакции у общественности до сих пор вызывают современные постановки Гоголевского «Ревизора», демонстрирующие страх перед проверяющим, присущий людям вне зависимости от времени и места их проживания.
Но так ли страшен черт, как его малюют? И стоит ли страшиться грядущей проверки сегодня, когда полномочия проверяющих строго регламентированы законом и соответствующим административным регламентом, и когда любой предприниматель на вполне законных основаниях может оспорить результаты проверки госинспектора?
Полагаем, что нет. Главное в этом деле – знать свои права. Итак, прежде всего, следует понимать, когда стоит ожидать визита представителя госинспекции по труду.
Ответ на данный вопрос содержится в Федеральном законе N 294-ФЗ, который так и называется «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в частности в ст. 9 и 10 данного нормативного правового акта содержат перечень оснований для проведения плановой или внеплановой проверки.
Так под плановую проверку можно попасть, если прошло три года со дня государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или регистрации юридического лица; или прошло три года со дня окончания последней плановой проверки; или прошло три года с начала фактического ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности. При этом в большинстве случаев плановые проверки должны проводиться не чаще чем один раз в три года.
Однако законом закреплен перечень сфер деятельности, требующих особенного отношения со стороны контрольно-ревизионных органов. В таких организациях проверки могут проводиться чаще, чем раз в три года. Это организации, работающие в сфере образования, здравоохранения, социальной сфере, теплоснабжении, энергосбережении и некоторых других. Перечень таких - требующих особого внимания государства, сфер деятельности, закрепляется соответствующим нормативным актом Правительства Российской Федерации. Кроме того, под пристальное внимание госинспекции могут попасть также и организации, чья деятельность или используемые ими производственные объекты относятся к определенной категории риска или повышенной опасности (ст.9 Федерального закона N 294-ФЗ).
Сама процедура включения предприятия в годовой план проверки достаточно сложна и весьма продолжительна, но что самое важное – включение организации в план проверок требует обязательного согласования с прокуратурой РФ. И именно на Генпрокуратуру РФ возложена обязанность по формированию сводного плана проверок на будущий год. Более того, на сайте Генеральной прокуратуры РФ genproc.gov.ru ежегодно публикуется сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (всех проверок, кроме налоговых). По ссылке с главной страницы можно перейти на страницу Единого Реестра Проверок, на которой размещён сервис поиска по утверждённому ежегодному сводному плану проведения плановых проверок и результатам проведения внеплановых проверок.
Помимо этого информация о запланированных проверках такого контрольно-надзорного органа как госинспекция по труду размещается на официальных сайтах инспекций труда соответствующих регионов.
Таким образом, предусмотрительный руководитель организации или же грамотный сотрудник ответственного подразделения всегда может узнать о запланированной неналоговой проверке организации заблаговременно, воспользовавшись соответствующим сервисом Генпрокуратуры или других госорганов.
Также не стоит забывать, что на органы государственного и муниципального контроля возложена обязанность предупреждать руководителя организации о предстоящей проверке минимум за три рабочих дня до ее начала. В случае же, если такое предупреждение было сделано несвоевременно или вообще не было сделано, руководитель организации имеет все основания для обращения в вышестоящий орган госконтроля (надзора) или в суд с заявлением об отмене результатов такой проверки. Поскольку результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения организацией обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления организации (ст.20 Федерального закона N 294-ФЗ).
Стоит отметить, что сказанное касается не только сроков уведомления, но и ряда других процедур и требований, указанных все в той же 20 статье 294 Федерального закона.
Теперь, что касается внеплановой проверки. Под внеплановую проверку предприниматели и организации различных видов деятельности могут попасть также по строго закрепленным на законодательном уровне основаниям. Такими основаниями могут являться: истечение срока исполнения ранее выданного предписания; поступившие в органы госконтроля обращения граждан, госорганов, органов МСУ или СМИ; поручения Президента, Правительства РФ или прокурора в рамках надзора за исполнением законов.
Чаще всего основанием для внеплановой проверки госинспекции по труду служат жалобы и обращения самих работников. Например, сотрудник может обратиться в госинспекцию с заявлением о необходимости провести проверку соблюдения условий и охраны труда на его рабочем месте.
Причем, если стандартным требованием об уведомлении работодателя о предстоящей внеплановой проверке являются 24 часа до ее начала, то в случае проведения проверки на основании обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, а также запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте, предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки не допускается. (ст. 360 ТК ФР). То есть, если работник организации обратится в госинспекцию по труду с жалобой на нарушение его трудовых прав или несоблюдение требований охраны труда на его рабочем месте, то проверяющие не будут заранее предупреждать вас о своем визите, а нагрянут неожиданно.
Однако даже если инспектор прибыл к вам с внеплановой проверкой без предупреждения, он все равно обязан соблюсти все установленные законом и административным регламентом требования к организации и процедуре проведения проверки.
Придя с проверкой, инспектор обязан предъявить целый ряд документов. Прежде всего, служебное удостоверение, распоряжение или приказ руководителя госинспекции труда. Также он обязан ознакомить предпринимателя или руководителя организации с целями, задачами и основаниями проведения проверки, видами и объемом проводимых мероприятий, сроками и условиями ее проведения.
Нарушение этих процедур может явиться основание для оспаривания результатов проверки в вышестоящем органе или в суде.
Теперь о том, чего можно ожидать от проверяющего инспектора по труду помимо предписания. Речь идет об административных штрафах. Размеры штрафов за нарушение требований трудового законодательства закреплены в ст. 5.27 КоАП и в зависимости от того, какое именно нарушение и в который раз было допущено варьируются от 1 до 40 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей, и от 10 до 200 тысяч рублей для юридических лиц.
Статья 5.27.1. КоАП содержит информацию о штрафах, которые грозят за нарушение государственных нормативных требований охраны труда. Так, нарушение требований охраны труда может обойтись ИП в сумму от 2 до 5 тысяч рублей, для юридических лиц от 50 до 80 тысяч.
Непроведение СОУТ грозит штрафом 5-10 тысяч рублей для ИП и 60-80 тысяч для юридических лиц.
Допуск работников без обязательного медосмотра или проверки знаний по охране труда влечет наложение штрафа от 15 до 20 тысяч для ИП и 110-130 тысяч для юр лиц.
А необеспечение СИЗ может стоить работодателю 20-30 тысяч руб. для ИП и 130-150 тысяч рублей для юридических лиц. При повторном нарушении штраф может вырасти почти в 2 раза.
Конечно, платить штрафы никому не хочется, поэтому если есть законные основание оспорить результаты проверки – грех ими не воспользоваться. А для того, чтобы грамотно отстаивать свои права и знать какими понятиями можно апеллировать в ходе проверки, разумному предпринимателю стоит внимательно ознакомиться с основными положениями Федерального закона N 294-ФЗ и приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н, утверждающим Административный регламент проверок. Данные документы содержат массу интересных и полезных вещей, владение которыми позволит вам чувствовать себя увереннее рядом с проверяющим и поможет избежать многих неприятностей.
Комментарии
"...отношение российского человека к инспекторам, как к людям ... всемогущим ..." и безнаказанным. Всемогущим и безнаказанным за счет низкой информированности граждан. И повышение юридической грамотности позволит наладить уверенный диалог с властями.
В трудовом договоре совершенно не обязательно прописывать спецодежду работника.
В трудовом кодексе указано, что должен содержать трудовой договор статья 57, про перечень спецодежды ничего нет.
А про спецодежду в "Межотраслевых правилах обеспечения специальной одеждой ...." приказ 290н в пункте 9 указано:
"При заключении трудового договора работодатель должен ознакомить работников с настоящими Правилами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ".
Если в программу вводного инструктажа вписано "ознакомить работника с нормами выдачи спецодежды" и в журнале вводного инструктажа имеется роспись работника за вводный инструктаж, считайте что инженер по охране труда ознакомил работника с нормами выдачи спецодежды.
Так мы докатимся, что в трудовом договоре нужно будет прописывать должностные обязанности работника, инструкцию по охране труда, обязанность проходить медосмотры, проверку знаний по электробезопасности и безопасных методов и приемов выполнения работ.
У Вас есть возможность поспорить с инспектором. Если штраф большой предложите ему сделку уменьшить штраф.
А если штраф небольшой - 5 тыс. рублей - закройте на него глаза и пусть инспектор будет доволен , что он победитель.
Без штрафа они жить не могут - это показатель их работы "палочная система". Мне например инспектора из смежных структур так и говорят, нам нельзя без санкций, начальство посчитает их неквалифицированными: "Как это Вы нарушения не нашли?"
Составление планов ежегодных проверок может и быть продолжительным занятием и растянуто в течение года, но никак не является сложным, т. к. состоит из стандартных упорядоченных процедур. Кстати, срок уведомления о проверке, установленный почему-то в 3 дня, является очень малым. В такой срок трудно полноценно и хорошо подготовиться к плановой проверке. Почему нельзя было установить иной срок, например, две недели, непонятно. Может быть, тогда повысилась ответственность инспекторов за подготовку к предстоящей проверке и отпала бы необходимость оспаривать в суде результаты проверки из-за нарушения сроков. Вообще-то представляется наивным предложение обращаться работодателю в суд по этим основаниям, так как щекотливость последующей ситуации после судебного разбирательства не вызывает оптимизма. Просто будет назначена новая проверка, но уже с непредсказуемыми для работодателя результатами. Благо правовые нормы нашего законодательства позволяют проверяющим манипулировать им по своему усмотрению. Но даже если инспектор настроен благожелательно, это не гарантирует объективности проверки вседствие слабой квалификации и компетентности многих инспекторов в вопрсах охраны труда и размытости самих требований, по которым выявляются нарушения. Здесь уже приводился пример с неправильной трактовкой содержания трудового договора.
Почему-то в статье не обращается внимание на важный момент содержания и цели проверки: если при плановой проверке её предметом является деятельность работодателя по вопросам охраны труда, а в некоторых случаях и промышленной безопасности, то при неплановой проверке она ограничивается только узким вопросом, явившимся причиной проверки: (обращением работника, поручением прокуратуры, выполнением предписания и т. п.). Иные вопросы не подлежат проверке.
И теперь о штрафах. В настоящее время все более находит практическое применение судами санкций в виде штрафов за каждое нарушение норм ОТ, выявленное при проверках. То есть если инспектор выявил 10 нарушений, то суд может наложить 10 административных наказаний в виде штрафов, причем как на должностное лицо, так и на юридическое лицо. Поэтому каждое написанное инспектором нарушение нужно тщательно прорабатывать и так как многие из них писаны вилами на воде, писать свои возражения. Кстати, для сведения: многие НПА, на которые ссылаются инспекторы при проверках, не имеют юридической силы и, как НПА, содержащие государственные нормативные требования по охране труда, не подлежат применению.
Ч.3, ст.5.27.1 КоАП РФ
Если быть точным, то за допуск работникА (не работникОВ) без обязательных МО и без проверки знаний по ОТ влечет наложение штрафа за КАЖДОГО работника. Т.е если у вас работают 10 человек на каждого могут выписать штраф.
Ч.3, ст.5.27.1 КоАП РФ
к нам пришли 29 октября 2015 г. Предупредили 28.10.15 г. Директора и гл. инженера нет уехали в москву на 3 дня.....из руководителей только гл. бух.......это не помешало проверке.....накопали в ок в разделе трудового договора не было прописана спецодежада.....6 ноября поедим за штрафом...виноват инженер по охране труда!!!!! дальше копать не стали.....
Дуракам закон не писан, в том числе и Рострудинспекции!!
Обратила внимание на фото к статье. На фото - инспектор в желтой каске и надпись "Роструд идет к Вам".
Полагаю - на фото не инспектор Роструда или же инспектор, но не российский.
Есть документ, который включен в доказательную базу Технического регламента Таможенного союза "О безопасности СИЗ" (в сокращенном варианте ТР ТС 019/2011), который прописывает технические требования к защитным каскам. Это действующий в странах Таможенного союза ГОСТ 12.4.087-84.
Согласно п. 2.2 ГОСТ 12.4.087-84 ССБТ. Строительство. Каски строительные. Технические условия
"корпуса касок должны выпускаться четырех цветов:
Белого - для руководящего состава организаций и предприятий, начальников участков и цехов, общественных инспекторов по охране труда, работников службы техники безопасности;
Красного - для мастеров, прорабов, ИТР, главных механиков и главных энергетиков;
Желтого (!) и оранжевого - для РАБОЧИХ и младшего ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО персонала".
Кто же на фото? Переодетый РАБОЧИЙ, обслуживающий персонал, инспектор другого государства или же инспектор иностранной компании, в которой желтый цвет является, возможно, "корпоративным" цветом?
В безопасности труда мелочей не бывает. Цвет каски передает информацию, помогает взаимодействовать, координирует действия работников.
Есть еще непонятный момент. Если на фото у "инспектора" каска - значит есть риск падения предмета на голову. Возможно это стройка. Непонятно, для чего тогда на стройке белая рубашка и галстук - вредная пыль кругом?
Такие казусы могут быть не только на фото, но и при проверках. Человек, который приходит проверять производственные объекты, в первую очередь сам должен понимать - куда он пришел и соблюдать требования безопасности.
С уважением,
Даже по официальным данным доля людей, работающих во вредных и/или опасных условиях неуклонно растёт. На форумах специалисты по ОТ необнократно писали, что руководители поручают им заниматься разной работой, не связанной с ОТ и ТБ.
- Может ли визит инспектора побудить работодателя больше внимания уделять улучшению условий труда, и придавать больше значения рекомендациям специалиста по ОТ? Ка Вы считаете?
А насчет увеличения внимания к От после проверки - незнаю, могут и наоборот успокоиться - проверка ведь уже прошла, "подарки"выданы... :D
Так мы докатимся, что в трудовом договоре нужно будет прописывать должностные обязанности работника, инструкцию по охране труда, обязанность проходить медосмотры, проверку знаний по электробезопасности и безопасных методов и приемов выполнения работ.
Мы можем долго обсуждать тему проверок, но учитывая наше доблестное законодательство, количество нормативных документов по ОТ и т.д. я думаю инспектор в любом случае найдёт нарушения ОТ. Есть слабая надежда на новые подходы в работе инспекции по первоначальным предупреждениям, но думаю и они понемногу сойдут на нет. Пока инспекциям не отменят нак называемые "Рекомендуемые плановые показатели по суммам штрафов" на штрафы будут налетать все и сумма этих штрафов будет только увеличиваться.