Ќа главную
Ќа главную
/ /  онсультации и разъ€снени€

 онсультант по охране труда. ¬ыпуск є18 - „его ждать от проверки государственной инспекции труда?

 онсультант по охране труда. ¬ыпуск є18 - „его ждать от проверки государственной инспекции труда?

¬ работе каждого из нас есть одна вещь, при мысли о которой невольно напр€гаютс€ даже самые опытные и законопослушные работники   - это ѕ–ќ¬≈– ј. ¬ частности, проверка государственной инспекции труда. ƒа, что и говорить,  отношение российского человека к инспекторам,  как к люд€м значимым и где-то даже всемогущим закладываетс€ в нас со школьной скамьи. Ќе случайно столь острые реакции у общественности  до сих пор вызывают современные постановки  √оголевского Ђ–евизораї, демонстрирующие страх перед провер€ющим, присущий люд€м вне зависимости от времени и места их проживани€.

Ќо так ли страшен черт, как его малюют? » стоит ли страшитьс€ гр€дущей проверки сегодн€, когда полномочи€ провер€ющих строго регламентированы законом и соответствующим административным регламентом, и когда любой предприниматель на вполне законных основани€х может оспорить результаты проверки госинспектора?

ѕолагаем, что нет. √лавное в этом деле Ц знать свои права. »так, прежде всего, следует понимать, когда стоит ожидать визита представител€ госинспекции по труду.

ќтвет на данный вопрос содержитс€ в ‘едеральном законе N 294-‘«, который так и называетс€ Ђќ защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контрол€ (надзора) и муниципального контрол€ї, в частности в ст. 9 и 10 данного нормативного правового акта содержат перечень оснований дл€ проведени€ плановой или внеплановой проверки.

“ак под плановую проверку можно попасть, если прошло три года со дн€ государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимател€ или регистрации юридического лица; или прошло три года со дн€ окончани€ последней плановой проверки; или  прошло три года с начала фактического ведени€ юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской де€тельности. ѕри этом в большинстве случаев плановые проверки должны проводитьс€ не чаще чем один раз в три года.

ќднако законом закреплен перечень сфер де€тельности, требующих особенного отношени€ со стороны контрольно-ревизионных органов. ¬ таких организаци€х проверки могут проводитьс€ чаще, чем раз в три года. Ёто  организации, работающие в сфере образовани€, здравоохранени€, социальной сфере, теплоснабжении, энергосбережении и некоторых других. ѕеречень таких  - требующих особого внимани€ государства, сфер де€тельности, закрепл€етс€ соответствующим нормативным актом ѕравительства –оссийской ‘едерации.  роме того, под пристальное внимание госинспекции могут попасть также и организации, чь€ де€тельность или используемые ими производственные объекты  относ€тс€ к определенной категории риска или повышенной опасности (ст.9 ‘едерального закона N 294-‘«).

—ама процедура включени€ предпри€ти€ в годовой план проверки достаточно сложна и весьма продолжительна, но что самое важное Ц включение организации в план проверок требует об€зательного согласовани€ с прокуратурой –‘. » именно на  √енпрокуратуру –‘  возложена об€занность по формированию сводного плана проверок на будущий год. Ѕолее того, на сайте √енеральной прокуратуры –‘ genproc.gov.ru ежегодно публикуетс€ сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (всех проверок, кроме налоговых). ѕо ссылке с главной страницы  можно перейти на страницу ≈диного –еестра ѕроверок, на которой размещЄн сервис поиска по утверждЄнному ежегодному сводному плану проведени€ плановых проверок и результатам проведени€ внеплановых проверок.

ѕомимо этого информаци€ о запланированных проверках такого контрольно-надзорного органа как госинспекци€ по труду размещаетс€ на официальных сайтах инспекций труда соответствующих регионов.

“аким образом, предусмотрительный руководитель организации или же грамотный сотрудник ответственного подразделени€ всегда может узнать о запланированной неналоговой проверке организации заблаговременно, воспользовавшись соответствующим сервисом √енпрокуратуры или других госорганов.

“акже не стоит забывать, что на органы государственного и муниципального контрол€ возложена об€занность предупреждать руководител€ организации о предсто€щей проверке минимум за три рабочих дн€ до ее начала. ¬ случае же, если такое предупреждение было сделано несвоевременно или вообще не было сделано, руководитель организации имеет все основани€ дл€ обращени€ в вышесто€щий орган госконтрол€ (надзора) или в суд с за€влением об отмене результатов такой проверки. ѕоскольку результаты проверки, проведенной с грубыми нарушени€ми требований к организации и проведению проверок, не могут €вл€тьс€ доказательствами нарушени€ организацией об€зательных требований и подлежат отмене вышесто€щим органом государственного контрол€ (надзора) или судом на основании за€влени€ организации (ст.20 ‘едерального закона N 294-‘«).

—тоит отметить, что сказанное касаетс€ не только сроков уведомлени€, но и р€да других процедур и требований, указанных все в той же 20 статье 294 ‘едерального закона.

“еперь, что касаетс€ внеплановой проверки. ѕод внеплановую проверку предприниматели и организации различных видов де€тельности могут попасть также по строго закрепленным на законодательном уровне основани€м. “акими основани€ми могут €вл€тьс€: истечение срока исполнени€ ранее выданного предписани€; поступившие в органы госконтрол€ обращени€ граждан, госорганов, органов ћ—” или —ћ»; поручени€ ѕрезидента, ѕравительства –‘ или прокурора в рамках надзора за исполнением законов.

„аще всего основанием дл€ внеплановой проверки госинспекции по  труду служат жалобы и обращени€ самих работников. Ќапример, сотрудник может обратитьс€ в госинспекцию  с за€влением о необходимости провести проверку соблюдени€ условий и охраны труда на его рабочем месте.

ѕричем, если стандартным требованием об уведомлении работодател€ о предсто€щей внеплановой проверке €вл€ютс€ 24 часа до ее начала, то в случае проведени€ проверки на основании обращени€ или за€влени€ работника о нарушении работодателем его трудовых прав, а также запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте, предварительное уведомление работодател€ о проведении внеплановой выездной проверки не допускаетс€. (ст. 360 “  ‘–). “о есть, если работник организации обратитс€ в госинспекцию по труду с жалобой на нарушение его трудовых прав или несоблюдение требований охраны труда на его рабочем месте, то провер€ющие не будут заранее предупреждать вас о своем визите, а нагр€нут неожиданно.

ќднако даже если инспектор прибыл к вам с внеплановой проверкой без предупреждени€, он все равно об€зан соблюсти все установленные законом и административным регламентом требовани€ к организации и процедуре проведени€ проверки.

ѕрид€ с проверкой,  инспектор об€зан предъ€вить целый р€д документов. ѕрежде всего, служебное удостоверение, распор€жение или приказ руководител€ госинспекции труда. “акже он об€зан ознакомить предпринимател€ или руководител€ организации  с цел€ми, задачами и основани€ми проведени€ проверки, видами и объемом проводимых меропри€тий, сроками и  услови€ми ее проведени€.

Ќарушение этих процедур может €витьс€ основание дл€ оспаривани€ результатов проверки в вышесто€щем органе или в суде.

“еперь о том, чего можно ожидать от провер€ющего инспектора по труду помимо предписани€. –ечь идет об административных  штрафах. –азмеры штрафов за нарушение требований трудового законодательства закреплены в ст. 5.27  ојѕ и в зависимости от того, какое именно нарушение  и в который раз было допущено варьируютс€ от  1 до 40 тыс€ч рублей дл€ индивидуальных предпринимателей, и от 10 до 200 тыс€ч рублей дл€ юридических лиц.

—тать€ 5.27.1.  ојѕ содержит информацию о штрафах, которые гроз€т за нарушение государственных нормативных требований охраны труда.  “ак, нарушение требований охраны труда может обойтись »ѕ в сумму от 2  до 5 тыс€ч рублей, дл€ юридических лиц от 50 до 80 тыс€ч

Ќепроведение —ќ”“ грозит штрафом 5-10 тыс€ч рублей дл€ »ѕ и 60-80 тыс€ч дл€ юридических лиц.

ƒопуск работников без об€зательного медосмотра или проверки знаний по охране труда влечет наложение штрафа от 15 до 20 тыс€ч дл€ »ѕ и 110-130 тыс€ч дл€ юр лиц.

ј необеспечение —»« может стоить работодателю  20-30 тыс€ч руб. дл€  »ѕ и 130-150 тыс€ч рублей дл€ юридических лиц. ѕри повторном нарушении штраф может вырасти почти в 2 раза.

 онечно, платить штрафы никому не хочетс€, поэтому если есть законные основание оспорить результаты проверки Ц грех ими не воспользоватьс€. ј дл€ того, чтобы грамотно отстаивать свои права и знать какими пон€ти€ми можно апеллировать в ходе проверки, разумному предпринимателю стоит внимательно ознакомитьс€ с основными положени€ми  ‘едерального закона N 294-‘« и приказом ћинтруда –оссии от 30.10.2012 є 354н, утверждающим  јдминистративный регламент проверок.  ƒанные документы содержат массу интересных и полезных вещей, владение которыми позволит вам чувствовать себ€ увереннее р€дом с провер€ющим и поможет избежать многих непри€тностей.

 

јнна –епина
9 291 11 18
ћне нравитс€
 омментировать ƒобавить в закладки

 омментарии

0 ћне нравитс€
јртем Ќиколаев
ѕравильна€ стать€.
"...отношение российского человека к инспекторам,  как к люд€м ... всемогущим ..." и безнаказанным. ¬семогущим и безнаказанным за счет низкой информированности граждан. » повышение юридической грамотности позволит наладить уверенный диалог с власт€ми.
0 ћне нравитс€
¬ладимир јстапенко
—огласен, стать€ нужна€ и полезна€. ¬от только сводные планы на сайте ген. прокуратуры заканчиваютс€ 2013 годом.
1 ћне нравитс€
¬ладимир јстапенко
1 ћне нравитс€
Ћариса ¬острикова
к нам пришли 29 окт€бр€ 2015 г. ѕредупредили 28.10.15 г. ƒиректора и гл. инженера нет уехали в москву на 3 дн€.....из руководителей только гл. бух.......это не помешало проверке.....накопали в ок в разделе трудового договора не было прописана спецодежада.....6 но€бр€ поедим за штрафом...виноват инженер по охране труда!!!!! дальше копать не стали.....
0 ћне нравитс€
јндрей
¬ладимир јстапенко  можете еще поискать тут - http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/
1 ћне нравитс€
јндрей √усев
ƒл€ Ћарисы ¬остриковой.
¬ трудовом договоре совершенно не об€зательно прописывать спецодежду работника.
¬ трудовом кодексе указано, что должен содержать трудовой договор стать€ 57, про перечень спецодежды ничего нет.
ј про спецодежду в "ћежотраслевых правилах обеспечени€ специальной одеждой ...." приказ 290н в пункте 9 указано:
"ѕри заключении трудового договора работодатель должен ознакомить работников с насто€щими ѕравилами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи —»«".
≈сли в программу вводного инструктажа вписано "ознакомить работника с нормами выдачи спецодежды" и в журнале вводного инструктажа имеетс€ роспись работника за вводный инструктаж, считайте что инженер по охране труда ознакомил работника с нормами выдачи спецодежды.
“ак мы докатимс€, что в трудовом договоре нужно будет прописывать должностные об€занности работника, инструкцию по охране труда, об€занность проходить медосмотры, проверку знаний по электробезопасности и безопасных методов и приемов выполнени€ работ.
” ¬ас есть возможность поспорить с инспектором. ≈сли штраф большой предложите ему сделку уменьшить штраф.
ј если штраф небольшой - 5 тыс. рублей - закройте на него глаза и пусть инспектор будет доволен , что он победитель.
Ѕез штрафа они жить не могут - это показатель их работы "палочна€ система". ћне например инспектора из смежных структур так и говор€т, нам нельз€ без санкций, начальство посчитает их неквалифицированными: " ак это ¬ы нарушени€ не нашли?"
0 ћне нравитс€
He-man
—тать€ јнны –епиной во многих отношени€х спорна€.  ѕрежде всего, не внушает никакого довери€ безосновательное утверждение автора, что "любой предприниматель на вполне законных основани€х может оспорить результаты проверки госинспектора". ¬ принципе, оспорить то результаты проверки он может попытатьс€, только вот благопри€тные последстви€ спора вызывают большие сомнени€.  ак говоритс€, плетью обуха не перешибЄшь. “ем более, с нашими законами, нашей судебной системой и бюрократией. » даже если удастс€ обжаловать в суде неправомерные действи€ инспектора и его постановлени€, работодатель вр€д ли будет защищен от дальнейших инспекторских "накатов".  
—оставление планов ежегодных проверок может и быть продолжительным зан€тием и раст€нуто в течение года, но никак не €вл€етс€ сложным, т. к. состоит из стандартных упор€доченных процедур.  стати, срок уведомлени€ о проверке, установленный почему-то в 3 дн€, €вл€етс€ очень малым. ¬ такой срок трудно полноценно и хорошо подготовитьс€ к плановой проверке. ѕочему нельз€ было установить иной срок, например, две недели, непон€тно. ћожет быть, тогда повысилась ответственность инспекторов за подготовку к предсто€щей проверке и отпала бы необходимость оспаривать в суде результаты проверки из-за нарушени€ сроков. ¬ообще-то представл€етс€ наивным предложение обращатьс€ работодателю в суд по этим основани€м, так как щекотливость последующей ситуации после судебного разбирательства не вызывает оптимизма. ѕросто будет назначена нова€ проверка, но уже с непредсказуемыми дл€ работодател€ результатами. Ѕлаго правовые нормы нашего законодательства позвол€ют провер€ющим манипулировать им по своему усмотрению. Ќо даже если инспектор настроен благожелательно, это не гарантирует объективности проверки вседствие слабой квалификации и компетентности многих инспекторов в вопрсах охраны труда и размытости самих требований, по которым вы€вл€ютс€ нарушени€. «десь уже приводилс€ пример с неправильной трактовкой содержани€ трудового договора.
ѕочему-то в статье не обращаетс€ внимание на важный момент содержани€ и цели проверки: если при плановой проверке еЄ предметом €вл€етс€ де€тельность работодател€ по вопросам охраны труда, а в некоторых случа€х и промышленной безопасности, то при неплановой проверке она ограничиваетс€ только узким вопросом, €вившимс€ причиной проверки: (обращением работника, поручением прокуратуры, выполнением предписани€ и т. п.). »ные вопросы не подлежат проверке.
» теперь о штрафах. ¬ насто€щее врем€ все более находит практическое применение судами санкций в виде штрафов за каждое нарушение норм ќ“, вы€вленное при проверках. “о есть если инспектор вы€вил 10 нарушений, то суд может наложить 10 административных наказаний в виде штрафов, причем как на должностное лицо, так и на юридическое лицо.  ѕоэтому каждое написанное инспектором нарушение нужно тщательно прорабатывать и так как многие из них писаны вилами на воде, писать свои возражени€.  стати, дл€ сведени€: многие Ќѕј, на которые ссылаютс€ инспекторы при проверках, не имеют юридической силы и, как Ќѕј, содержащие государственные нормативные требовани€ по охране труда, не подлежат применению.
0 ћне нравитс€
Max Zimain
≈сли быть точным, то за допуск работникј (не работникќ¬) без об€зательных ћќ и без проверки знаний по ќ“ влечет наложение штрафа за  ј∆ƒќ√ќ работника. “.е если у вас работают 10 человек на каждого могут выписать штраф.
„.3, ст.5.27.1  ојѕ –‘
0 ћне нравитс€
Max Zimain
÷итата
Max Zimain пишет:
≈сли быть точным, то за допуск работникј (не работникќ¬) без об€зательных ћќ и без проверки знаний по ќ“ влечет наложение штрафа за  ј∆ƒќ√ќ работника. “.е если у вас работают 10 человек на каждого могут выписать штраф.
„.3, ст.5.27.1  ојѕ –‘
¬ бытность моей службы инспектором √»“ (до ма€ 2015), провер€ли одну фирму. ” них не было журнала инструктажей на рабочем месте, а на объекте более 100 человек. ¬ыписывали штраф, пол минималке на должностное лицо, пор€дка 1 500 000 рублей,  на следующее утро нашлись журналы, с подпис€ми, с заполнением и т.д.  ак то так.
0 ћне нравитс€
Svoi S
—пасибо за статью!
  • 1
  • 2

 омментарии могут оставл€ть только зарегистрированные пользователи.

ѕожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.