Меню
Навигация
Пробный доступ к системе Гарант

Консультант по охране труда. Выпуск №18 - Чего ждать от проверки государственной инспекции труда?

Консультант по охране труда. Выпуск №18 - Чего ждать от проверки государственной инспекции труда?

В работе каждого из нас есть одна вещь, при мысли о которой невольно напрягаются даже самые опытные и законопослушные работники   - это ПРОВЕРКА. В частности, проверка государственной инспекции труда. Да, что и говорить,  отношение российского человека к инспекторам,  как к людям значимым и где-то даже всемогущим закладывается в нас со школьной скамьи. Не случайно столь острые реакции у общественности  до сих пор вызывают современные постановки  Гоголевского «Ревизора», демонстрирующие страх перед проверяющим, присущий людям вне зависимости от времени и места их проживания.

Но так ли страшен черт, как его малюют? И стоит ли страшиться грядущей проверки сегодня, когда полномочия проверяющих строго регламентированы законом и соответствующим административным регламентом, и когда любой предприниматель на вполне законных основаниях может оспорить результаты проверки госинспектора?

Полагаем, что нет. Главное в этом деле – знать свои права. Итак, прежде всего, следует понимать, когда стоит ожидать визита представителя госинспекции по труду.

Ответ на данный вопрос содержится в Федеральном законе N 294-ФЗ, который так и называется «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в частности в ст. 9 и 10 данного нормативного правового акта содержат перечень оснований для проведения плановой или внеплановой проверки.

Так под плановую проверку можно попасть, если прошло три года со дня государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или регистрации юридического лица; или прошло три года со дня окончания последней плановой проверки; или  прошло три года с начала фактического ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности. При этом в большинстве случаев плановые проверки должны проводиться не чаще чем один раз в три года.

Однако законом закреплен перечень сфер деятельности, требующих особенного отношения со стороны контрольно-ревизионных органов. В таких организациях проверки могут проводиться чаще, чем раз в три года. Это  организации, работающие в сфере образования, здравоохранения, социальной сфере, теплоснабжении, энергосбережении и некоторых других. Перечень таких  - требующих особого внимания государства, сфер деятельности, закрепляется соответствующим нормативным актом Правительства Российской Федерации. Кроме того, под пристальное внимание госинспекции могут попасть также и организации, чья деятельность или используемые ими производственные объекты  относятся к определенной категории риска или повышенной опасности (ст.9 Федерального закона N 294-ФЗ).

Сама процедура включения предприятия в годовой план проверки достаточно сложна и весьма продолжительна, но что самое важное – включение организации в план проверок требует обязательного согласования с прокуратурой РФ. И именно на  Генпрокуратуру РФ  возложена обязанность по формированию сводного плана проверок на будущий год. Более того, на сайте Генеральной прокуратуры РФ genproc.gov.ru ежегодно публикуется сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (всех проверок, кроме налоговых). По ссылке с главной страницы  можно перейти на страницу Единого Реестра Проверок, на которой размещён сервис поиска по утверждённому ежегодному сводному плану проведения плановых проверок и результатам проведения внеплановых проверок.

Помимо этого информация о запланированных проверках такого контрольно-надзорного органа как госинспекция по труду размещается на официальных сайтах инспекций труда соответствующих регионов.

Таким образом, предусмотрительный руководитель организации или же грамотный сотрудник ответственного подразделения всегда может узнать о запланированной неналоговой проверке организации заблаговременно, воспользовавшись соответствующим сервисом Генпрокуратуры или других госорганов.

Также не стоит забывать, что на органы государственного и муниципального контроля возложена обязанность предупреждать руководителя организации о предстоящей проверке минимум за три рабочих дня до ее начала. В случае же, если такое предупреждение было сделано несвоевременно или вообще не было сделано, руководитель организации имеет все основания для обращения в вышестоящий орган госконтроля (надзора) или в суд с заявлением об отмене результатов такой проверки. Поскольку результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения организацией обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления организации (ст.20 Федерального закона N 294-ФЗ).

Стоит отметить, что сказанное касается не только сроков уведомления, но и ряда других процедур и требований, указанных все в той же 20 статье 294 Федерального закона.

Теперь, что касается внеплановой проверки. Под внеплановую проверку предприниматели и организации различных видов деятельности могут попасть также по строго закрепленным на законодательном уровне основаниям. Такими основаниями могут являться: истечение срока исполнения ранее выданного предписания; поступившие в органы госконтроля обращения граждан, госорганов, органов МСУ или СМИ; поручения Президента, Правительства РФ или прокурора в рамках надзора за исполнением законов.

Чаще всего основанием для внеплановой проверки госинспекции по  труду служат жалобы и обращения самих работников. Например, сотрудник может обратиться в госинспекцию  с заявлением о необходимости провести проверку соблюдения условий и охраны труда на его рабочем месте.

Причем, если стандартным требованием об уведомлении работодателя о предстоящей внеплановой проверке являются 24 часа до ее начала, то в случае проведения проверки на основании обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, а также запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте, предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки не допускается. (ст. 360 ТК ФР). То есть, если работник организации обратится в госинспекцию по труду с жалобой на нарушение его трудовых прав или несоблюдение требований охраны труда на его рабочем месте, то проверяющие не будут заранее предупреждать вас о своем визите, а нагрянут неожиданно.

Однако даже если инспектор прибыл к вам с внеплановой проверкой без предупреждения, он все равно обязан соблюсти все установленные законом и административным регламентом требования к организации и процедуре проведения проверки.

Придя с проверкой,  инспектор обязан предъявить целый ряд документов. Прежде всего, служебное удостоверение, распоряжение или приказ руководителя госинспекции труда. Также он обязан ознакомить предпринимателя или руководителя организации  с целями, задачами и основаниями проведения проверки, видами и объемом проводимых мероприятий, сроками и  условиями ее проведения.

Нарушение этих процедур может явиться основание для оспаривания результатов проверки в вышестоящем органе или в суде.

Теперь о том, чего можно ожидать от проверяющего инспектора по труду помимо предписания. Речь идет об административных  штрафах. Размеры штрафов за нарушение требований трудового законодательства закреплены в ст. 5.27 КоАП и в зависимости от того, какое именно нарушение  и в который раз было допущено варьируются от  1 до 40 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей, и от 10 до 200 тысяч рублей для юридических лиц.

Статья 5.27.1. КоАП содержит информацию о штрафах, которые грозят за нарушение государственных нормативных требований охраны труда.  Так, нарушение требований охраны труда может обойтись ИП в сумму от 2  до 5 тысяч рублей, для юридических лиц от 50 до 80 тысяч

Непроведение СОУТ грозит штрафом 5-10 тысяч рублей для ИП и 60-80 тысяч для юридических лиц.

Допуск работников без обязательного медосмотра или проверки знаний по охране труда влечет наложение штрафа от 15 до 20 тысяч для ИП и 110-130 тысяч для юр лиц.

А необеспечение СИЗ может стоить работодателю  20-30 тысяч руб. для  ИП и 130-150 тысяч рублей для юридических лиц. При повторном нарушении штраф может вырасти почти в 2 раза.

Конечно, платить штрафы никому не хочется, поэтому если есть законные основание оспорить результаты проверки – грех ими не воспользоваться. А для того, чтобы грамотно отстаивать свои права и знать какими понятиями можно апеллировать в ходе проверки, разумному предпринимателю стоит внимательно ознакомиться с основными положениями  Федерального закона N 294-ФЗ и приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н, утверждающим  Административный регламент проверок.  Данные документы содержат массу интересных и полезных вещей, владение которыми позволит вам чувствовать себя увереннее рядом с проверяющим и поможет избежать многих неприятностей.

 

Анна Репина

Комментарии

5 ноября 2015 10:24
Правильная статья.
"...отношение российского человека к инспекторам,  как к людям ... всемогущим ..." и безнаказанным. Всемогущим и безнаказанным за счет низкой информированности граждан. И повышение юридической грамотности позволит наладить уверенный диалог с властями.
5 ноября 2015 10:36
Согласен, статья нужная и полезная. Вот только сводные планы на сайте ген. прокуратуры заканчиваются 2013 годом.
5 ноября 2015 10:39
5 ноября 2015 11:58
к нам пришли 29 октября 2015 г. Предупредили 28.10.15 г. Директора и гл. инженера нет уехали в москву на 3 дня.....из руководителей только гл. бух.......это не помешало проверке.....накопали в ок в разделе трудового договора не было прописана спецодежада.....6 ноября поедим за штрафом...виноват инженер по охране труда!!!!! дальше копать не стали.....
5 ноября 2015 13:18
Владимир Астапенко  можете еще поискать тут - http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/
5 ноября 2015 17:05
Для Ларисы Востриковой.
В трудовом договоре совершенно не обязательно прописывать спецодежду работника.
В трудовом кодексе указано, что должен содержать трудовой договор статья 57, про перечень спецодежды ничего нет.
А про спецодежду в "Межотраслевых правилах обеспечения специальной одеждой ...." приказ 290н в пункте 9 указано:
"При заключении трудового договора работодатель должен ознакомить работников с настоящими Правилами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ".
Если в программу вводного инструктажа вписано "ознакомить работника с нормами выдачи спецодежды" и в журнале вводного инструктажа имеется роспись работника за вводный инструктаж, считайте что инженер по охране труда ознакомил работника с нормами выдачи спецодежды.
Так мы докатимся, что в трудовом договоре нужно будет прописывать должностные обязанности работника, инструкцию по охране труда, обязанность проходить медосмотры, проверку знаний по электробезопасности и безопасных методов и приемов выполнения работ.
У Вас есть возможность поспорить с инспектором. Если штраф большой предложите ему сделку уменьшить штраф.
А если штраф небольшой - 5 тыс. рублей - закройте на него глаза и пусть инспектор будет доволен , что он победитель.
Без штрафа они жить не могут - это показатель их работы "палочная система". Мне например инспектора из смежных структур так и говорят, нам нельзя без санкций, начальство посчитает их неквалифицированными: "Как это Вы нарушения не нашли?"
5 ноября 2015 23:55
Статья Анны Репиной во многих отношениях спорная.  Прежде всего, не внушает никакого доверия безосновательное утверждение автора, что "любой предприниматель на вполне законных основаниях может оспорить результаты проверки госинспектора". В принципе, оспорить то результаты проверки он может попытаться, только вот благоприятные последствия спора вызывают большие сомнения. Как говорится, плетью обуха не перешибёшь. Тем более, с нашими законами, нашей судебной системой и бюрократией. И даже если удастся обжаловать в суде неправомерные действия инспектора и его постановления, работодатель вряд ли будет защищен от дальнейших инспекторских "накатов".  
Составление планов ежегодных проверок может и быть продолжительным занятием и растянуто в течение года, но никак не является сложным, т. к. состоит из стандартных упорядоченных процедур. Кстати, срок уведомления о проверке, установленный почему-то в 3 дня, является очень малым. В такой срок трудно полноценно и хорошо подготовиться к плановой проверке. Почему нельзя было установить иной срок, например, две недели, непонятно. Может быть, тогда повысилась ответственность инспекторов за подготовку к предстоящей проверке и отпала бы необходимость оспаривать в суде результаты проверки из-за нарушения сроков. Вообще-то представляется наивным предложение обращаться работодателю в суд по этим основаниям, так как щекотливость последующей ситуации после судебного разбирательства не вызывает оптимизма. Просто будет назначена новая проверка, но уже с непредсказуемыми для работодателя результатами. Благо правовые нормы нашего законодательства позволяют проверяющим манипулировать им по своему усмотрению. Но даже если инспектор настроен благожелательно, это не гарантирует объективности проверки вседствие слабой квалификации и компетентности многих инспекторов в вопрсах охраны труда и размытости самих требований, по которым выявляются нарушения. Здесь уже приводился пример с неправильной трактовкой содержания трудового договора.
Почему-то в статье не обращается внимание на важный момент содержания и цели проверки: если при плановой проверке её предметом является деятельность работодателя по вопросам охраны труда, а в некоторых случаях и промышленной безопасности, то при неплановой проверке она ограничивается только узким вопросом, явившимся причиной проверки: (обращением работника, поручением прокуратуры, выполнением предписания и т. п.). Иные вопросы не подлежат проверке.
И теперь о штрафах. В настоящее время все более находит практическое применение судами санкций в виде штрафов за каждое нарушение норм ОТ, выявленное при проверках. То есть если инспектор выявил 10 нарушений, то суд может наложить 10 административных наказаний в виде штрафов, причем как на должностное лицо, так и на юридическое лицо.  Поэтому каждое написанное инспектором нарушение нужно тщательно прорабатывать и так как многие из них писаны вилами на воде, писать свои возражения. Кстати, для сведения: многие НПА, на которые ссылаются инспекторы при проверках, не имеют юридической силы и, как НПА, содержащие государственные нормативные требования по охране труда, не подлежат применению.
6 ноября 2015 06:11
Если быть точным, то за допуск работникА (не работникОВ) без обязательных МО и без проверки знаний по ОТ влечет наложение штрафа за КАЖДОГО работника. Т.е если у вас работают 10 человек на каждого могут выписать штраф.
Ч.3, ст.5.27.1 КоАП РФ
6 ноября 2015 06:26
Цитата
Max Zimain пишет:
Если быть точным, то за допуск работникА (не работникОВ) без обязательных МО и без проверки знаний по ОТ влечет наложение штрафа за КАЖДОГО работника. Т.е если у вас работают 10 человек на каждого могут выписать штраф.
Ч.3, ст.5.27.1 КоАП РФ
В бытность моей службы инспектором ГИТ (до мая 2015), проверяли одну фирму. У них не было журнала инструктажей на рабочем месте, а на объекте более 100 человек. Выписывали штраф, пол минималке на должностное лицо, порядка 1 500 000 рублей,  на следующее утро нашлись журналы, с подписями, с заполнением и т.д. Как то так.
6 ноября 2015 06:49
Спасибо за статью!
6 ноября 2015 10:22
Цитата
Лариса Вострикова пишет:
к нам пришли 29 октября 2015 г. Предупредили 28.10.15 г. Директора и гл. инженера нет уехали в москву на 3 дня.....из руководителей только гл. бух.......это не помешало проверке.....накопали в ок в разделе трудового договора не было прописана спецодежада.....6 ноября поедим за штрафом...виноват инженер по охране труда!!!!! дальше копать не стали.....
Ну, и что? Накопали... Закопали... Виноват... А кто от вашей конторы подписывал акт? Кому-то руководитель предприятия доверил, или нет? 29 октября пришли, а 28-ого предупредили... Вы законы-то читайте!! Опротестовывайте всё и вся!!
6 ноября 2015 10:23
Дуракам закон не писан, в том числе и Рострудинспекции!!
6 ноября 2015 14:43
Цитата
Семен Свистопляс пишет:
Дуракам закон не писан, в том числе и Рострудинспекции!!
Поэтому связыватся с ними - себе дороже.
6 ноября 2015 23:16
Не совсем про проверки, но вопрос важный.

Обратила внимание на фото к статье. На фото - инспектор  в желтой каске и надпись "Роструд идет к Вам".
Полагаю - на фото не инспектор Роструда или же инспектор, но не российский.

Есть документ, который включен в доказательную базу Технического регламента Таможенного союза "О безопасности СИЗ" (в сокращенном варианте ТР ТС 019/2011), который прописывает технические требования к защитным каскам. Это действующий в странах Таможенного союза ГОСТ 12.4.087-84.

Согласно п. 2.2 ГОСТ 12.4.087-84 ССБТ. Строительство. Каски строительные. Технические условия
"корпуса касок должны выпускаться четырех цветов:
Белого - для руководящего состава организаций и предприятий, начальников участков и цехов, общественных инспекторов по охране труда, работников службы техники безопасности;
Красного - для мастеров, прорабов, ИТР, главных механиков и главных энергетиков;
Желтого (!) и оранжевого - для РАБОЧИХ и младшего ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО персонала".

Кто же на  фото? Переодетый РАБОЧИЙ, обслуживающий персонал,  инспектор другого государства или же инспектор иностранной компании, в которой желтый цвет является, возможно, "корпоративным" цветом?

В безопасности труда мелочей не бывает. Цвет каски передает информацию, помогает взаимодействовать, координирует действия работников.
Есть еще непонятный момент. Если на фото у "инспектора" каска - значит есть риск падения предмета на голову. Возможно это стройка. Непонятно, для чего тогда на стройке белая рубашка и галстук - вредная пыль кругом?


Такие  казусы могут быть не только на фото, но и при проверках. Человек, который приходит проверять производственные объекты, в первую очередь сам должен понимать - куда он пришел и соблюдать требования безопасности.

С уважением,
7 ноября 2015 15:55
Такой подлый вопрос (если допустить, что в коррупции и т.п. нет):
Даже по официальным данным доля людей, работающих во вредных и/или опасных условиях неуклонно растёт. На форумах специалисты по ОТ необнократно писали, что руководители поручают им заниматься разной работой, не связанной с ОТ  и ТБ.
- Может ли визит инспектора побудить работодателя больше внимания уделять улучшению условий труда, и придавать больше значения рекомендациям специалиста по ОТ? Ка Вы считаете?
13 ноября 2015 12:06
Да, если все так, как написала Лариса, то имеет смысл "ткнуть носом" инспектора в эти ляпсусы при составлении протокола. Если его не проймет, то обратиься к его руководителю - по крайней мере в акте и других документах будет меньше спорных моментов. А по поводу обращения в суд - ситуация двоякая: с одной стороны конечно могут и прессануть потом, а с другой стороны не будут писать спорные нарушения, которые легко можно будет "отбить" в суде.
А насчет увеличения внимания к От после проверки - незнаю, могут и наоборот успокоиться - проверка ведь уже прошла, "подарки"выданы... :D
13 марта 2016 06:20
Цитата
Андрей Гусев пишет:
Так мы докатимся, что в трудовом договоре нужно будет прописывать должностные обязанности работника, инструкцию по охране труда, обязанность проходить медосмотры, проверку знаний по электробезопасности и безопасных методов и приемов выполнения работ.
Ну количество выдаваемого мыла в трудовых договорах уже надо указывать :D .
Мы можем долго обсуждать тему проверок, но учитывая наше доблестное законодательство, количество нормативных документов по ОТ и т.д. я думаю инспектор в любом случае найдёт нарушения ОТ. Есть слабая надежда на новые подходы в работе инспекции по первоначальным предупреждениям, но думаю и они понемногу сойдут на нет. Пока инспекциям не отменят нак называемые "Рекомендуемые плановые показатели по суммам штрафов" на штрафы будут налетать все и сумма этих штрафов будет только увеличиваться.
20 января 2017 14:58
А почему на картинке написано: "Роструд идёт в вам"

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл