На главную
На главную

Новые правила по охране труда увеличат финансовую нагрузку на бизнес

Новые правила по охране труда увеличат финансовую нагрузку на бизнес
22 января 2021 | Законотворчество

Хотели как лучше, получилось как всегда..
(Виктор Степанович Черномырдин)

Каждый специалист по охране труда знает, что такое регуляторная гильотина и для чего она нужна. Охрана труда – сфера, в которой больше всех должно быть отменено нормативно-правовых актов - сокращение на 93,3% !

Очевидно, что Минтруд уже на протяжении многих лет просто не справлялся с работой, связанной со своевременной и грамотной актуализацией существовавших 1100 нормативных акта по охране труда.

Решили оставить минимум. Решение кардинальное и во многом преследовавшее интересы только министерства. Ведь те же типовые инструкции по охране труда всегда оказывали незаменимую поддержку бизнесу в подготовке собственных инструкций, но теперь и их даже нет.

Естественно, что с поставленными задачами к концу 2020 года Правительство РФ не справилось и целый блок самых базовых и важных документов по охране труда остался не актуализированным, взгляните на список, в нем буквально все, на чем строится охрана труда – вопросы обучения персонала, организации службы охраны труда, система управления ОТ, спецодежда, медосмотры и т.д. А ведь пересмотра буквально каждого документа специалисты просят уже много лет, к примеру, установленному порядку обучения исполнилось 18 лет.

В тоже время Минтруд в конце 2020 словно ровняясь на Государственную думу включил и свой бешеный принтер. Только за ноябрь-декабрь было утверждено более 30 новых правил по охране труда. О качестве такой работы умолчим.

Ранее мы писали, к примеру о том, как пересматривались Правила по охране труда при работе с инструментом, которые затрагивают 1,5 млн работодателей и более 35 млн работников. В проекте правил нового не было решительно ничего, в итоговом варианте было вычеркнуто 9000 знаков (19 пунктов). Практически аналогичным образом пересматривались другие правила, по которым мы делали обзор. В них множество требований «являются устаревшими и несоответствующими современным технологиям, не предусматривают использование более современного оборудования» - цитаты из оценок регулирующего воздействия. А где же международный передовой опыт? Корректировки, внесенные с учетом многолетнего анализа травматизма?

Стоит отметить, что отрицательное решение по итогам процедуры ОРВ было выдано по всем проектам условно обновленных правил. 

Надо отдать должное и сказать, что варианты уже принятых правил стали лучше, чем первоначальные их проекты. Мы обязательно продолжим обзор новых правил с целью продолжения поиска в них норм, разработанных с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития.

Итак, страна вошла в новый 2021 год с полным комплектом обновленных правил по охране труда.

Отгремели новогодние каникулы и Минтруд России издает письмо от 14 января 2021 г. № 15-2/10/В-167 «О новых правилах по охране труда, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по видам экономической деятельности и видам выполняемых работ, разработанных в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины".

Мы прикрепляем к новости текст этого письма, т. к. на официальном сайте Минтруда на сегодняшний день оно не было опубликовано. По данным Консультанта Плюс также значится – «Документ опубликован не был». 

без публикации.png

Согласно содержания указанного письма в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по видам экономической деятельности и видам выполняемых работ:

1)      Всеми работодателями должна быть организована внеочередная проверка знаний по охране труда работников в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников. Работодатель вправе организовать проведение внеочередной проверки знания в своей комиссии, созданной в соответствии со старым Порядком, срок действия, которого был продлен Постановлением Правительства от 31 декабря 2020 года.

2)      Минтруд считает, что члены комиссии работодателя в связи с выходом новых правил по охране труда должны пройти обучение в учебных центрах, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.

3)      Всеми работодателями должна быть организована работа по актуализации комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, в том числе инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников, информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.

Очевидно, что в рамках страны суммарная финансовая нагрузка на бизнес от внедрения новых правил по охране труда становится просто колоссальной. Это платное обучение комиссий в учебных центрах, поголовное обучение персонала в рамках предприятий, переработка программ и экзаменационных вопросов, покупка обновлений для программного обеспечения по проверке знаний, переработка всех инструкций по охране труда и множества другой документации, например технологических карт, приобретение обновленных плакатов и т. д.

Напомним, что основной целью регуляторной гильотины являлось создание новой системы понятных и четких требований к бизнесу, которая сняла бы избыточную административную, а следовательно, и финансовую нагрузку. Достигнута цель в сфере охраны труда? На данном этапе - сомнительно.

Второй целью регуляторной гильотины являлось введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанных с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах. Может быть достигнута эта цель в сфере охраны труда? Также сомнительно, посмотрите на заключения ОРВ по всем правилам.

И тут возникает самый большой вопрос – зачем именно сейчас появилось письмо от 14 января 2021 г. № 15-2/10/В-167, чтобы реально напрячь бизнес?

Может быть стоило сделать исключение и наоборот издать постановление правительства РФ, которым бы снималась необходимость всей этой работы до следующей плановой даты проверки знаний персонала и плановой даты пересмотра инструкций и иной документации? 

Это логично, особенно с учетом того, что 1) бизнесу требуются благоприятные условия для экономического восстановления после кризиса вызванной пандемией; 2) внеочередная проверка знаний всего персонала не будет благоприятствовать стабилизации и так непростой ситуации с распространение COVID-19 (ежедневно в России фиксируется порядка 600 смертей от этого заболевания и количество заболевших не снижается) и наконец главное 3) зачем все это затевать, если суть старых правил сохранилась, а новых положений минимум или вообще нет. Сменили нумерацию пунктов, некоторые слова были заменены на синонимы, некоторые пункты исчезли. Нововведений практически нет. 

Более правильным была бы публикация подробного документа с анализом нововведений в правилах по охране труда, знание которых критически важно с точки зрения обеспечения безопасности персонала. На основе этого документа работодатель смог бы сам определить персонал, которого необходимо незамедлительно обучить конкретно по новым положениям. 

Но власть ведет нас своим особенным мудрым путем, именно поэтому, к примеру, в скором времени только по одним «Правилам по охране труда при работе с инструментом» 35 миллионов работников будут проходить внеочередную проверку знаний. Как вы думаете: фиктивно или нет?


P.S. Согласно Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1580 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440" - проведение проверки знания требований охраны труда и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках, проверки знания требований по безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения до 1 июля 2021 г. не требуется. 

Считаете ли Вы в текущей ситуации требование Минтруда о внеочередной проверке знаний всего персонала действительно необходимым?

  
Андрей Петровский
5 820 28 11
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии

6 Мне нравится
Инспектор Бывший
Андрей Петровский, благодарю за объективную оценку!
3 Мне нравится
VOLVO
Всю Россию Минтруд нагнул :abuse4: . Получается все должны работников отстранить, обучиться, потом только работать (((((((((((((( :headwall:
Статья :up4: Автор молодец :appl2:
4 Мне нравится
Иван Белов
Все по делу! Автору респект!
3 Мне нравится
Dexter Morgan
Маленькая рекомендация.
Для тех, кто не попал в проверки и нет угрозы несчастных случаев, не спешите с проверками знаний в УЦ.
В течении года будут не раз меняться нормы и вам надо загонять в УЦ комиссию каждый раз.
Выждите паузу, потом разом всё окучите.
0 Мне нравится
Александр ГЕС
А что велика сумма постраченная на обучение чтоле? Это же по сути от 2500 до 15000. Это же не ДЕНЬГИ! если считать по доходам крупных предприятий. Росгнефть и прочие крупные конторы.
0 Мне нравится
Сергей Шилов
Так то оно так, но есть дополнения:
1. "Замена слов на синонимы" порой более глубокий процесс, и там меняетс один термин на другой. Хотя ситуацию с заменой слов на синонимы просто так никто не отменял.
2. Обучение можно проводить дистанционно, и тут никакой опасности по инфекционной линии нет.
3. Обучающие организации тоже малый бизнес и им тоже надо кушать.
4. Средний уровень специалистов в облсти ОТ, говорит о том что неплохо бы обновить зания, желательно по новым программам с учетом новых ФЗ, например об "Обязательных требованиях". К сожалению некоторые про регуляторную гильотину не слышали.
В целом ситуация не очень хорошая, запланированная работа по пересмотру правил не выполнена.
0 Мне нравится
Екатеринна А.
Цитата
Сергей Шилов пишет:

Обучение можно проводить дистанционно,
а для этого надо каждому работнику дать по компьютеру и организовать, написать, начитать на цифровой носитель материалы. Плюс программу установить для проверки знаний. Плюс всех рабочих дернуть минимум на 2 рабочих для, плюс переделать удостоверния. Мда, о снижении нагрузки говорить не приходится.
3 Мне нравится
Михаил И
Цитата
Сергей Шилов пишет:
4. Средний уровень специалистов в облсти ОТ, говорит о том что неплохо бы обновить зания, желательно по новым программам с учетом новых ФЗ, например об "Обязательных требованиях
Сергей Шилов, к сожалению, спец по ОТ в настоящий момент просто негде обновить знания. Да и спец по ОТ сейчас нигде не готовят. Даже в инете нет ни одного вменяемого обзора ФЗ - 247, 248. Единственный способ обновить знания спец ОТ вот уже 20 лет был и остается сайт "Охрана труда в России".
0 Мне нравится
Александр ГЕС
Цитата
Михаил И пишет:
Единственный способ обновить знания спец ОТ вот уже 20 лет был и остается сайт "Охрана труда в России".

и другие сайты по ОТ из коих
- платный сайт по подписке
- бесплатный паблик ВК
- блог инженера по ОТ
- форум Охрана труда в России

Данные сайты заняли свою нишу в ОТ.
0 Мне нравится
Гений Евгенич
Короче пока тихаримся и гоняем балду, а там прорвемся. Редкий директор что-либо понимает в нашем хаосе законов по ОТ.
0 Мне нравится
Попова Светлана
Цитата статьи "Но власть ведет нас своим особенным мудрым путем...". Лучше не скажешь.

А какой он правильный путь? Поясню теории и проблемы.

Школы управленческой мысли. Это теории управления. Сайтов на эту тему в сети огромное количество. Выбрала с картинкой-таблицей. Ссылка.

https://www.referenceforbusiness.com/management/Log-Mar/Management-Thought.html

Поясню по таблице. Представлено 5 ключевых школ -теорий : классическая, поведенческая, количественная или управленческая научная, системная и школа непредвиденных обстоятельств (ситуационная).

В таблице указаны даты возникновения этих школ управления. Все теории написаны для своего времени, для производства того времени, когда разрабатывались. Классические теории -старейшие, они в статье хорошо прописаны.

Три крайние теории, начиная с количественной (математической) называют современными - они возникли уже после второй мировой войны. Это уже современное мышление. Математика проникла в теории принятия решений и стала рассматривать управление как систему математических моделей и процессов. Информационные теории, компьютеризация - вышли отсюда.

Главная особенность количественной школы - смешанные коллективы ученых из разных дисциплин. Они стали рассматривать управление как систему логического процесса. Вот откуда вышло риск-ориентирование, с вероятностью, циклами и диаграммами Венна (пересекающимися кружочками). Так представляют математическую вероятность графически. Но математика не заменяла здравого суждения.

Системный подход австрийского ученого Л. фон Берталанфи попытался объединить предшествующие школы мысли. Организацию стали рассматривать как открытую систему из взаимодействующих и взаимозависимых частей. Мероприятия по безопасности по этой системе являются подсистемой мероприятий по управлению бизнесом (производством).

Пример различий классического и и современных подходов. Если "классическая теория" видела только возможности отдельных футболистов (на тренировке), то в "системной теории" - наблюдатель, как болельщик, видел весь стадион, окружение, всю игру в футбол с взаимодействием футболистов разных команд между собой. Системный подход помогает анализировать сложные организации, но и не лишен недостатков. Он сложен для понимания.

Крайняя теория - теория непредвиденных обстоятельств (ситуационная) - это усовершенствование системного подхода. Организационная структура - это взаимодействие организации и окружающей среды, это широкий взгляд на ситуации. Больше соответствует реальности. Этот подход не допускает универсальных решений. Это конкретные цели, стратегии, политики, планы, динамика ситуаций, управление изменениями. Руководителям советуют ориентироваться на ситуацию (не на стереотипы) и иметь альтернативные варианты решений.

Теперь о нас. Где мы находимся? Ответ - везде и одновременно.

"Мудрый путь" Минтруда (правила) и Росстандарта (стандарты) не только в отсутствии взаимодействия между ними, но и в том, что они не понимали теорий управления в принципе и отличий между ними. Полагаю, Реформу проводили вообще без знания всяких теорий управления.

Принятие Трудового Кодекса - это как бы принятие "Классической школы управления" системы Тейлора.
Техрегламенты без риск-оценки, это.. не современная школа управления, это как "играющий футболист без мяча".
Стандарты управления ИСО. Приняты, перевели и в них "процессный подход", т.е. получается в технической части как бы современная школа управления.
Однако, Правила по ОТ ссылаются на ТК РФ, - все равно тянут страну в "классическую школу" управления.

Смешение теорий недопустимо. Теории управления основаны на естествознании, а у всех школ управленческой мысли, связанных с технологиями - совершенно разная математика и физика.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.