Наверное, каждый знает, что гильотина была изобретена еще в 18 веке. Она стала самым известным орудием смертной казни благодаря молниеносному отсечению головы, что справедливо считалось самым гуманным способом.
В январе 2019 года председатель Правительства РФ Д. Медведев констатировал, что контрольно-надзорные органы оказывают на отечественный бизнес серьезную избыточную нагрузку, что, по сути, препятствует развитию страны и ее экономическому рывку. В качестве решения этой проблемы была запущена масштабная реформа законодательства с названием «регуляторная гильотина», которая должна была БЫСТРО и ЭФФЕКТИВНО отсечь все избыточные и устаревшие обязательные требования.
Согласно Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Правительство РФ до 1 января 2021 года должно было признать утратившими силу нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). С 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года, а несоблюдение требований не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
Т.е. все обязательные требования должны были быть пересмотрены и актуализированы в течении 2020 года.
Однако закон, как всегда, оставил лазейку на случай, если правительство вовремя не справится с поставленной задачей, так согласно закона оно вправе определить перечень нормативных правовых актов, в отношении которых не действуют положения закона об отмене с 1 января 2021 года всех обязательных устаревших требований.
Напомним, что в 2019 году Медведев уточнил количество нормативных актов, устанавливающих обязательные требования – их немногим более 9 тыс. штук.
Итак, 31 декабря 2020 года, когда вся страна по настоятельной рекомендации кремля уже отдыхала, кабинет министров не покладая рук в срочном порядке подводил итоги прошедшего года и принял последнее в году Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2467. Данным постановлением был утвержден перечень из 1275 нормативных правовых актов, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Таким образом из 9 тысяч устаревших документов регуляторная гильотина не успела отрубить 1275 штук, т.е. почти 15%.
Причиной этому скорее всего стала как бюрократия и нерасторопность чиновников, так и пандемия. И это произошло несмотря на регулярные требования главы государства работать быстрее – уже неоднократно звучал призыв «времени на раскачку нет». Мы надеемся, что продекларированная массовая вакцинация населения и дополнительное материальное стимулирование чиновников, предусмотренное очередной весенней реформой в органах исполнительной власти, не позволит больше сорвать уже новые установленные сроки окончания действия устаревших нормативных актов. Большая часть документов прекратит свое действие в 2021 году, но часть их будет действовать еще до середины 2022 года.
Мы прикрепляем к новости текст Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в РФ" и утвержденного им перечня, чтобы Вы смогли самостоятельно и внимательно с ним ознакомиться.
А специалистам по охране труда рекомендуем посмотреть на выдержку из утвержденного перечня со списком знакомых всем документов. Работать Вам в 2021 году придется все еще по ним. Увы, но даже гильотина не смогла их отрубить в установленный срок.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности";
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров".
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты";
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами".
Постановление Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 1, Министерства образования Российской Федерации N 29 от 13 января 2003 г. "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций";
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. N 105 "О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную";
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет";
Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 апреля 1999 г. N 7 "Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную";
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы";
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 г. N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов";
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 482 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников";
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 45н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов";
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 46н "Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания";
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 290 "Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей";
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 599 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда";
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 614 "О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования";
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению";
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 февраля 2014 г. N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда";
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 653 "О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и об особенностях расследования несчастных случаев на производстве";
Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. N 56 "Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания";
Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях";
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 275 "О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве";
Постановление Министерство труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях";
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 марта 2012 г. N 181 н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков";
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами";
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда".
Комментарии
Даже МЧС не успел, хотя с законодательства МЧС, Минтруду надо брать пример.
А вы в курсе, что одно из самых тупых и дебильных министерств РФ, а именно Минтруд, хотел поначалу вообще соскочить с рег-гильотины, чтобы ничего не менять, мотивировав, что нечем будет кошмарить бизнес и драть штрафы.
Понятно, что пандемия и всё такое, но даже самый основной документ по обучению, вместо 1/29 не смогли в срок разработать, хотя проектов за последнюю пятилетку был не один.
Нашлёпали зачем-то каких-то ПОТ в декабре, которые вообще нет необходимости менять так быстро, а основные доки отложили на потом.
Как результат, несколько раз в течении 2021 надо будет лепить протоколы внеочередной проверки знаний и внеплановые инструктажи в связи с изменением законодательства.
Больше скажу, всех обученных надо протянуть несколько раз через проверку знаний в учебном центре, где они обучались за денежку и только потом делать свои внутренние протоколы и инструктажи. Думаю, не все рабовладельцы правильно поймут такие траты.