[
Судья Шиндяпин Д.О. № 21-1530/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 22 декабря 2022 года
Судья Самарского областного суда Чемерисова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Группа компаний «Электрощит» - ТМ Самара» ФИО2 на решение судьи Октябрьского районного суда г.Самары от 15.09.2022, которым постановление № главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Группа компаний «Электрощит»- ТМ Самара», оставлено без изменения, а жалоба начальника ДПО Правового Департамента АО «Электрощит»- ТМ Самара» Волкова А.Е. – без удовлетворения,
установила:
постановлением № главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО4 от 23.05.2022 Акционерное общество «Группа компаний «Электрощит» - ТМ Самара» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением должностного лица, защитник АО «Группа компаний «Электрощит»- ТМ Самара» ФИО2 обратился с жалобой, по результату рассмотрения которой 15.09.2022 судьей Октябрьского районного суда г. Самары постановлено вышеуказанное решение.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, защитник АО «Группа компаний «Электрощит» - ТМ Самара» ФИО2 просит отменить постановление государственного инспектора и решение суда по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, выслушав защитника АО «Группа компаний «Электрощит» ФИО3, допросив должностное лицо ФИО4, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 вышеуказанного Кодекса).
Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
В соответствии со ст. 1 Трудового Кодекса РФ целями трудового законодательства являются создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Согласно статьи 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Как следует из положений статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников.
Также, в силу статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Согласно статьи 220 Трудового кодекса Российской Федерации, работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Порядок прохождения такого освидетельствования, его периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
На дату вмененного административного правонарушения, действовали Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695. Данными правилами определялся порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования названной категорией работников, в том числе работающих в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением.
Постановлением Правительства РФ от 05.07.2022 N 1207 "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695 утратило силу с 01.09.2022.
Вместе с этим, с 01.09.2022 действует Приказ Минздрава России от 20.05.2022 N 342н "Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование", в силу пункта 3 которого освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Закон) для проведения психиатрического освидетельствования в медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием работ (услуг) по психиатрическому освидетельствованию (далее - врачебная комиссия).
В силу части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в Государственную инспекцию труда в Самарской области 01.03.2022 поступило извещение о смертельном несчастном случае, произошедшем 01.03.2022 с работником АО «ГК «Электрощит»-ТМ Самара» ФИО5
В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании комиссии по расследованию смерти оператора станков с ПУ МехОП ФИО5» проведено расследование несчастного случая в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе расследования несчастного случая комиссией установлено, что с работником ФИО5 заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым работник принят в АО «ГК «Электрощит» - ТМ Самара» в МЕТ (метизный цех) учеником оператора станков с программным управлением. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № работник переведён в операторы станков с программным управлением. ДД.ММ.ГГГГ работник ФИО5 прошел периодический медицинский осмотр. По результатам проведенного периодического медицинского осмотра, медицинские противопоказания к работе не выявлены, о чем выдано заключение.
Работодателем АО «ГК «Электрощит» - ТМ Самара» предоставлено решение врачебной психиатрической комиссии о прохождении ФИО5 обязательного психиатрического освидетельствования. ДД.ММ.ГГГГ решение выдано <данные изъяты>
Согласно частям 1, 2, 5 статьи 65 Федерального закона «Об основах охраны труда здоровья граждан в Российской Федерации» медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Психиатрическое освидетельствование является одним из видов медицинского освидетельствования и проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний, и может быть обжаловано в суд.
В рамках реализации полномочий по организации психиатрического освидетельствования в подведомственных организациях Министерством здравоохранения Самарской области издан приказ от 12.10.2015 № «Об образовании врачебных комиссий государственных учреждений здравоохранения психиатрического и наркологического профиля, подведомственных министерству здравоохранения Самарской области, для проведения обязательного психиатрического освидетельствования отдельных категорий работников (далее - приказ №). Из пункта 2 приказа № следует, что главным врачам государственных учреждений здравоохранения психиатрического и наркологического профиля, подведомственных министерству здравоохранения Самарской области, предписано образовать соответствующие врачебные комиссии.
При этом в рамках действующего правового регулирования Министерство здравоохранения Самарской области не уполномочивало <данные изъяты>» на проведение обязательного психиатрического освидетельствования, в списке приказа № данная организация отсутствует.
Вопрос о наличии/отсутствии оснований для признания гражданина непригодным к выполнению отдельных видов деятельности, в том числе деятельности, связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов) решается в особом порядке врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
В связи с чем, у <данные изъяты> отсутствует право на проведение обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности. Таким образом, работник АО «ГК «Электрощит» - ТМ Самара» ФИО5 допущен к осуществлению своей трудовой деятельности, связанной с влиянием вредных веществ и (или) неблагоприятных производственных факторов, предусмотренных Постановлением №, как не прошедший обязательное психиатрическое освидетельствование.
Выявленные нарушения закона свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами АО «ГК «Электрощит»-ТМ Самара» обязанностей по соблюдению требований охраны груда, а также влечет нарушение законных прав и интересов работников Общества, ставит под угрозу безопасность их производственной деятельности.
Вышеуказанные нарушения послужили основанием для возбуждения государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> дела об административном правонарушении в отношении АО «Группа компаний «Электрощит» - ТМ Самара» и привлечения его к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами: распоряжением о проведении расследования (л.д.76); актом о расследовании несчастного случая, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 102-107); копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении работника ФИО5 с дополнительным соглашением к трудовому договору (л.д.86-94); копией решения врачебной психиатрической комиссии (л.д. 97-98); копией выписки из акта судебно-медицинского исследования № в отношении работника ФИО5 (л.д.100-101) и иными материалами дела, которые оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Названным доказательствам была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АО «ГК «Электрощит»- ТМ Самара», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, АО «ГК «Электрощит»- ТМ Самара» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия АО «ГК «Электрощит» - ТМ Самара» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и трудового законодательства.
Доводы защитника АО «ГК «Электрощит» ТМ Самара» о том, что срок давности привлечения к административной ответственности истек, не могут быть приняты во внимание и подлежат отклонению.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда РФ, изложенным в пункте 22 Постановления № 45 от 23.12.2021 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных осмотров является длящимся административным правонарушением, поскольку оно выражается в длительном непрекращающемся невыполнении работодателем обязанности отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения необходимого обучения, проверки знаний, а также обязательных осмотров или при наличии медицинских противопоказаний является длящимся административным правонарушением, поскольку оно выражается в длительном непрекращающемся невыполнении работодателем обязанности отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, обязательный медицинский осмотр, обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором (часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, абзацы третий - пятый части первой статьи 76 ТК РФ).
Следует учитывать, что фактическое допущение каждого работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения необходимого обучения, проверки знаний или обязательных осмотров подлежит квалификации в качестве отдельного административного правонарушения с назначением административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Таким образом, довод о повторном привлечении к административной ответственности, так как в 2019 году АО «ГК «Электрощит» ТМ Самара» было привлечено к ответственности за однородное правонарушение, основан на неверном толковании норм права.
Из постановления № от 14.05.2019 о привлечении ЗАО «ГК «Электрощит – ТМ Самара» по части 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не следует, что общество было привлечено к ответственности за привлечение к трудовой деятельности работника ФИО5 не прошедшего в установленном порядке психиатрическое освидетельствование.
Таким образом, являются верными выводы судьи районного суда о том, что работодатель АО «ГК «Электрощит – ТМ Самара» допускал работника ФИО5 к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование вплоть до 01.03.2022 и срок привлечения АО «ГК «Электрощит»- ТМ Самара» к административной ответственности за нарушение требований трудового законодательства подлежит исчислению с 20.04.2022, то есть со дня обнаружения административного правонарушения.
Срок привлечения к административной ответственности юридического лица на дату вынесения обжалуемого постановления, не истек.
Доводы о необоснованности привлечения к административной ответственности, поскольку работодателем в подтверждение выполнения требования предписания представлялись решения врачебной комиссии о прохождении работниками психиатрического освидетельствования, в том числе и решение врачебной психиатрической комиссии <данные изъяты> о прохождении ФИО5 обязательного психиатрического освидетельствования от 23.07.2019, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не имеют правового значения.
Таким образом, вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Обстоятельства, указанные в жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемых актов, вынесенных по делу об административном правонарушении, поскольку вина АО «ГК «Электрощит»-ТМ Самара» подтверждается собранными доказательствами по делу, которые получили юридическую оценку нижестоящих судебных инстанций по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Каких-либо противоречий имеющиеся в материалах дела доказательства не содержат, неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу заявителя, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, направлены на иную оценку исследованных доказательств, установленные обстоятельства и выводы о виновности АО «ГК «Электрощит»-ТМ Самара» в совершении указанного административного правонарушения не опровергают. Аналогичные по существу доводы жалобы являлись предметом проверки суда первой инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующем судебном решении.
Порядок и срок давности привлечения АО «ГК «Электрощит»-ТМ Самара» к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание назначен юридическому лицу в соответствии с требованиями статьей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признакам индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Оснований для отмены состоявшихся по делу актов и прекращения производства по делу, не имеется
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
Решила:
Решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 15.09.2022 и постановление № главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО4 от 23.05.2022, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – АО «Группа компаний «Электрощит» - ТМ Самара», оставить без изменения, а жалобу начальника ДПО Правового Департамента АО «Электрощит» - ТМ Самара» ФИО2 – без удовлетворения.
В соответствии со ст. 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Самарского областного суда п/п О.В. Чемерисова
«КОПИЯ ВЕРНА»
Судья ____________________ (подпись)
Помощник судьи Е.М. Соловьева
_______________ (подпись)
«___»__________ 20__ г. |