Форум информационного портала "ОХРАНА ТРУДА В РОССИИ"
Меню
Сфера
Велко
НАОТ
Новатика - обучение для СОТ

Охрана труда в Беларуси

Страницы: Пред. 1 2 3 След.
Охрана труда в Беларуси, Тема для тех, кто хочет обсудить ситуация в сфере охраны труда в Беларуси. Понимаю, что здесь Россияне, но может быть и вам будет интересно.
 
щ
Изменено: Уланович Сергей Валентинович - 6 октября 2022 13:46
Я инженер по охране труда в сельском хозяйстве из Беларуси. https://vk.com/blog_ot - моя группа в ВКонтакте. https://www.youtube.com/user/SerjUlanov/videos - канал на Ютубе.
 
ж
Изменено: Уланович Сергей Валентинович - 6 октября 2022 13:47
Я инженер по охране труда в сельском хозяйстве из Беларуси. https://vk.com/blog_ot - моя группа в ВКонтакте. https://www.youtube.com/user/SerjUlanov/videos - канал на Ютубе.
 

л

Изменено: Уланович Сергей Валентинович - 6 октября 2022 13:47
Я инженер по охране труда в сельском хозяйстве из Беларуси. https://vk.com/blog_ot - моя группа в ВКонтакте. https://www.youtube.com/user/SerjUlanov/videos - канал на Ютубе.
 

р

Изменено: Уланович Сергей Валентинович - 6 октября 2022 13:47
Я инженер по охране труда в сельском хозяйстве из Беларуси. https://vk.com/blog_ot - моя группа в ВКонтакте. https://www.youtube.com/user/SerjUlanov/videos - канал на Ютубе.
 

н

Изменено: Уланович Сергей Валентинович - 6 октября 2022 13:48
Я инженер по охране труда в сельском хозяйстве из Беларуси. https://vk.com/blog_ot - моя группа в ВКонтакте. https://www.youtube.com/user/SerjUlanov/videos - канал на Ютубе.
 

р

Изменено: Уланович Сергей Валентинович - 6 октября 2022 13:48
Я инженер по охране труда в сельском хозяйстве из Беларуси. https://vk.com/blog_ot - моя группа в ВКонтакте. https://www.youtube.com/user/SerjUlanov/videos - канал на Ютубе.
 

н

Изменено: Уланович Сергей Валентинович - 6 октября 2022 13:48
Я инженер по охране труда в сельском хозяйстве из Беларуси. https://vk.com/blog_ot - моя группа в ВКонтакте. https://www.youtube.com/user/SerjUlanov/videos - канал на Ютубе.
 

к

Изменено: Уланович Сергей Валентинович - 6 октября 2022 13:49
Я инженер по охране труда в сельском хозяйстве из Беларуси. https://vk.com/blog_ot - моя группа в ВКонтакте. https://www.youtube.com/user/SerjUlanov/videos - канал на Ютубе.
 
Как банят за правду!

Я инженер по охране труда в сельском хозяйстве из Беларуси. https://vk.com/blog_ot - моя группа в ВКонтакте. https://www.youtube.com/user/SerjUlanov/videos - канал на Ютубе.
 
н
Изменено: Уланович Сергей Валентинович - 6 октября 2022 13:49
Я инженер по охране труда в сельском хозяйстве из Беларуси. https://vk.com/blog_ot - моя группа в ВКонтакте. https://www.youtube.com/user/SerjUlanov/videos - канал на Ютубе.
 
й
Изменено: Уланович Сергей Валентинович - 6 октября 2022 13:49
Я инженер по охране труда в сельском хозяйстве из Беларуси. https://vk.com/blog_ot - моя группа в ВКонтакте. https://www.youtube.com/user/SerjUlanov/videos - канал на Ютубе.
 
Цитата
Сергей Уланович написал:
Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко
- Наивный Чукотский Белорусский юноша! Вам хоть ответили.
- В своё время я писал ВВП, выдвигал предложения, приводил доводы. Просил поставить меня во главе министерства (которое и до сих пор в ...опе) .... Ответа так и не последовало.
Доказать можно тому-кому можно доказать (Я)
 
Ответили, перенаправив обращение в минтруда, а оттуда дали тот ответ,который здесь выложен.
Я инженер по охране труда в сельском хозяйстве из Беларуси. https://vk.com/blog_ot - моя группа в ВКонтакте. https://www.youtube.com/user/SerjUlanov/videos - канал на Ютубе.
 
Цитата
Пётр написал:
- Наивный Чукотский Белорусский юноша! Вам хоть ответили.- В своё время я писал ВВП, выдвигал предложения, приводил доводы. Просил поставить меня во главе министерства
Да уж, и кто тут наивный?
 
Сергей Уланович а должностной СОТа нет случаем? По НПА Беларуси. Сравним с нашим профстандартом.
 
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНЖЕНЕРОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В БЕЛАРУСИ


Приложение 1

к постановлению
Министерства труда
и социальной защиты
Республики Беларусь

30.12.1999 № 159 Выпуск 1 ЕКСД

Должности служащих, общие для всех отраслей экономики.

ИНЖЕНЕР ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Должностные обязанности. Организует работу по охране труда; координирует деятельность структурных подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, функционированию и совершенствованию Системы управления охраной труда; реализует в пределах предоставленных прав и полномочий государственную политику в области охраны труда.

Проводит анализ состояния условий и охраны труда, производственного травматизма, профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости. Участвует в разработке мероприятий по улучшению условий труда, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Вносит предложения о внедрении передового опыта и научных разработок по безопасности и гигиене труда, разработке и внедрении более совершенных конструкций защитных, предохранительных и блокировочных устройств, других средств защиты работников от воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов.

Оказывает методическую помощь руководителям подразделений в: разработке и пересмотре инструкций по охране труда, организационно-методических стандартов организаций, содержащих требования охраны труда; проведении обучения, инструктирования и проверки знаний работников по охране труда; составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры; подготовке перечней (списков) профессий и категорий работников, имеющих в соответствии с законодательством право на компенсации по условиям труда; паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда; проведении аттестации рабочих мест по условиям труда; оборудовании информационных стендов, уголков по охране труда.

Организует обеспечение структурных подразделений необходимыми законодательными, нормативными правовыми и техническими нормативными правовыми актами по охране труда, информирует и консультирует работников по вопросам охраны труда, в том числе об их правах и обязанностях в этой сфере, состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах коллективной и индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда и другим вопросам, связанным с обеспечением охраны труда. Руководит работой кабинета по охране труда, пропагандирует передовой опыт работы по охране труда.

Проводит вводные инструктажи по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработке мероприятий по их профилактике, подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников, связанного с исполнением ими трудовых обязанностей. Осуществляет контроль за соблюдением в подразделениях организации трудового законодательства (в части охраны труда, а также охраны труда женщин и работников моложе восемнадцати лет), выполнением должностными лицами, другими работниками функциональных обязанностей, предусмотренных Системой управления охраной труда, другими локальными нормативными актами, своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний в части охраны труда, всех видов инструктажа, соответствием государственным нормативным требованиям охраны труда оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, электроустановок, зданий и сооружений, материалов, сырья и химических веществ, технологических процессов, организации производства и труда, коллективных и индивидуальных средств защиты, эффективностью работы вентиляционных и аспирационных систем, наличием соответствующей эксплуатационной документации, своевременным обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, их применением, содержанием (хранение, выдача, стирка, чистка, сушка, обезвреживание, ремонт и т.п.), обеспечением и правильным применением работниками смывающих и обезвреживающих средств, обеспечением санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с действующими нормами и правилами. Подготавливает статистическую отчетность по охране и условиям труда по установленным формам и информацию по этим вопросам.

Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы по вопросам охраны труда; требования безопасности к основным технологическим процессам производства продукции организации; методы изучения условий труда на рабочих местах; организацию работы по охране труда; психофизиологические требования к работникам исходя из категории тяжести работ, ограничения применения труда женщин, подростков, работников, переведенных на легкий труд; требования безопасности при эксплуатации и ремонте оборудования, применяемого в организации; правила и средства контроля технического состояния оборудования на соответствие требованиям охраны труда; передовой опыт по охране труда; методы и формы пропаганды и информации по охране труда; порядок и сроки составления отчетности о выполнении мероприятий по охране труда; основы экономики, организации труда и управления; основы трудового законодательства.

Квалификационные требования.

Инженер по охране труда I квалификационной категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по охране труда II квалификационной категории не менее 3 лет.

Инженер по охране труда II квалификационной категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по охране труда или других инженерных должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.

Инженер по охране труда: высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I квалификационной категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным (техническим) образованием, не менее 5 лет.

ИНЖЕНЕР ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ДЛЯ СВЕДЕНИЯ, ТАК КАК ВСЁ РАВНО ИХ ОБЯЗЫВАЮТ ЭТИМ ЗАНИМАТЬСЯ, КАК И ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ И ЭКОЛОГИЕЙ)

Должностные обязанности. Осуществляет планирование пожарно-профилактической работы в организации. Анализирует состояние пожарной безопасности объектов организации (сооружений, зданий, помещений, наружной установки, складов, транспортных средств, открытых площадок), технологических процессов, технологического оборудования, продукции и материально-технических ресурсов организации. На основании анализа разрабатывает: организационные и инженерно-технические мероприятия, направленные на усиление противопожарной защиты и предупреждение пожаров, предложения руководству о включении их в планы экономического и социального развития организации; обязанности инженерно-технических работников, ответственных за обеспечение пожарной безопасности объектов организации, а также за эксплуатацию технических средств противопожарной защиты и систему контроля, обеспечивающие пожарную безопасность во всех технологических звеньях и на этапах производственной деятельности. Проводит пожарно-техническое обследование объектов, принимает участие в мероприятиях по предписаниям, заключениям и предупреждениям органов государственного пожарного надзора.

Обеспечивает выполнение и соблюдение требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом переоснащении и ремонте объектов, а также при изготовлении, транспортировке и использовании выпускаемых веществ, материалов, продукции, машин, приборов и оборудования; выполнение инструкций о мерах пожарной безопасности; реализацию планов мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности. Вносит предложения по внедрению научно-технических достижений в противопожарную защиту объектов, организует проведение работы по изобретательству и рационализации, направленной на обеспечение пожарной безопасности технологических процессов производств.

Организует разработку инструкций о мерах пожарной безопасности в целом по организации, а также по каждому объекту организации. Контролирует содержание в исправном состоянии пожарной техники, оборудования и инвентаря, технических средств противопожарной защиты, использование их по прямому назначению. Выявляет виновных в нарушении законодательства о пожарной безопасности, обеспечивает своевременное внесение руководству предложений о принятии мер дисциплинарного воздействия к данным лицам. Представляет руководителю организации предложения по назначению работников, ответственных за пожарную безопасность объектов организации, организует обучение и практические занятия с этими работниками. Организует обучение работников правилам пожарной безопасности, систему контроля по недопущению к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж.

Организует и контролирует деятельность добровольных пожарных дружин. Представляет по требованию государственных инспекторов по пожарному надзору сведения и документы о состоянии пожарной безопасности в организации, в том числе о пожарной опасности производимой организацией продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях. Незамедлительно сообщает в соответствующие территориальные органы или подразделения по чрезвычайным ситуациям информацию о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов. Руководит действиями работников при пожаре (организует: эвакуацию людей, горючих веществ и материальных ценностей, остановку технологического оборудования, отключение вентиляции и электрооборудования, применение технических средств противопожарной защиты).

Организует работу по содействию подразделениям по чрезвычайным ситуациям при тушении пожаров. В необходимых случаях вносит руководству организации предложения по представлению в установленном порядке подразделениям по чрезвычайным ситуациям техники, горюче-смазочных материалов, продуктов питания и мест отдыха для личного состава при тушении пожаров. Инициирует проведение ведомственного расследования по произошедшим пожарам, принимает участие в работах по установлению их причин и обстоятельств. Оказывает содействие государственным инспекторам по пожарному надзору при проведении проверок на территории организации, контролирует правильность оформления документов по результатам проверок (актов, протоколов), дает объяснения, высказывает свои замечания по действиям инспекторов и оформлению документов. Представляет интересы организации в государственных органах, судах при рассмотрении дел о нарушении правил пожарной безопасности.

Организует разработку плана действий работников на случай возникновения пожара и обеспечивает проведение практических тренировок по его отработке. Организует приобретение технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, оказывает методическую помощь в организации работы по обеспечению пожарной безопасности. При выявлении нарушений технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, которые могут привести к пожару, имеет право приостановить до устранения указанных нарушений работу отдельных установок, видов оборудования, если это не ведет к остановке производства в целом.

Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие и методические материалы и документы, регламентирующие вопросы пожарной безопасности; методики проведения пожарного надзора; пожарную опасность объектов, технологии, продукции организации, материально-технических ресурсов, используемых при производстве продукции, отдельных видов работ; правила разработки инструкций по пожарной безопасности; нормы административного и уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за нарушение законодательства в области пожарной безопасности; правила эксплуатации средств пожаротушения; схемы действий персонала организации при пожарах; основы административной работы, педагогики и психологии; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования.

Инженер по пожарной безопасности I квалификационной категории: высшее техническое образование, специальная подготовка по пожарной безопасности, стаж работы в должности инженера по пожарной безопасности II квалификационной категории не менее 3 лет.

Инженер по пожарной безопасности II квалификационной категории: высшее техническое образование, специальная подготовка по пожарной безопасности, стаж работы в должности инженера по пожарной безопасности не менее 3 лет.

Инженер по пожарной безопасности: высшее техническое образование, специальная подготовка по пожарной безопасности без предъявления требований к стажу работы.

Также о службе охраны труда рассказывает Статья 227 трудового кодекса: Служба охраны труда (специалист по охране труда).

Для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель в установленном законодательством порядке создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью.

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы создают службу охраны труда или вводят в штат должность специалиста по охране труда в пределах установленной численности работников.

Должности специалистов по охране труда в организациях производственной сферы вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек. При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 июня 2008 г. N 356-З ОБ ОХРАНЕ ТРУДА в ред. Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 61-З)

Статья 20. Служба охраны труда (специалист по охране труда).

Для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель в установленном законодательством порядке создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством. Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью. Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы создают службу охраны труда или вводят в штат должность специалиста по охране труда в пределах установленной численности работников. Должности специалистов по охране труда в организациях производственной сферы вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности - свыше 200 человек.

При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством. Служба охраны труда (специалист по охране труда) подчиняется непосредственно руководителю организации или уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю.

Служба охраны труда (специалист по охране труда) организует работу по охране труда в соответствии с настоящим Законом, иными актами законодательства. Специалисты по охране труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Типовое положение о службе охраны труда утверждается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь. Нормативы численности специалистов по охране труда разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь. Исключение из структуры организации службы охраны труда, сокращение должности специалиста по охране труда допускаются только в случаях реорганизации (ликвидации) организации, сокращения численности или штата работников.

Статья 21. Полномочия работников службы охраны труда (специалиста по охране труда).

Работники службы охраны труда (специалист по охране труда) в соответствии со своими полномочиями имеют право: проводить проверки состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда, знакомиться с документами по вопросам охраны труда; запрашивать и получать необходимую информацию по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от должностных лиц и других работников, допустивших нарушения требований по охране труда; выдавать должностным лицам нанимателя обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований по охране труда; приостанавливать (запрещать) в установленном законодательством порядке эксплуатацию оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ (оказание услуг) при выявлении нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих и окружающих, до их устранения; организовывать и проводить информационно-разъяснительную работу с работниками по вопросам охраны труда; вносить предложения нанимателю по улучшению условий и охраны труда работников, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Предписание работника службы охраны труда (специалиста по охране труда) может быть отменено руководителем службы охраны труда либо руководителем организации в письменной форме с указанием обоснованных причин. Полномочия служб охраны труда холдингов определяются уставом (учредительным договором) управляющей компании и уставами дочерних компаний холдинга, договорами доверительного управления либо иными договорами.

Я инженер по охране труда в сельском хозяйстве из Беларуси. https://vk.com/blog_ot - моя группа в ВКонтакте. https://www.youtube.com/user/SerjUlanov/videos - канал на Ютубе.
 
Это не то! Меня интересует должностная инструкция на основе НПА и существующей практики. Есть такая?
 
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 15.05.2020 № 51 утверждена Инструкция о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях.

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях
Настоящая Инструкция определяет порядок осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях (далее – контроль за соблюдением требований по охране труда)
.

Для целей настоящей Инструкции используются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «Об охране труда».

На основании настоящей Инструкции и в соответствии с системой управления охраной труда (далее – СУОТ) в организации определяется порядок осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда.

Порядок осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда может предусматривать систему персонифицированного учета допускаемых работниками нарушений требований по охране труда.

Основными задачами контроля за соблюдением требований по охране труда являются:
обследование состояния условий труда работников;
анализ соблюдения требований по охране труда;
предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний; выполнение работниками обязанностей в области охраны труда.

Контроль за соблюдением требований по охране труда осуществляется:
руководителем организации или уполномоченным в соответствии с СУОТ его заместителем (далее – руководитель организации или его заместитель);
должностными лицами, ответственными за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда, а также при выполнении отдельных видов работ, назначенными из числа работников, в непосредственном подчинении которых находятся другие работники (далее – непосредственные руководители), руководителей структурных подразделений;
работниками службы охраны труда (специалистом по охране труда или уполномоченным должностным лицом нанимателя, на которого возложены обязанности специалиста по охране труда).

В осуществлении контроля за соблюдением требований по охране труда могут принимать участие:
члены комиссии по охране труда (при ее создании);
представители профессиональных союзов (далее – профсоюзы), в том числе общественные инспекторы по охране труда.

В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации контроль за соблюдением требований по охране труда может осуществляться с участием юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда, привлекаемого в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и заключенным договором на оказание услуг в области охраны труда.

Контроль за соблюдением требований по охране труда проводится:
ежедневно на рабочих местах работников их непосредственными руководителями (далее – ежедневный контроль);
ежемесячно в каждом структурном подразделении организации руководителями этих структурных подразделений (далее – ежемесячный контроль);
ежеквартально в организации руководителем организации или его заместителем с участием работников службы охраны труда (специалиста по охране труда или уполномоченного должностного лица нанимателя, на которого возложены обязанности специалиста по охране труда), членов комиссии по охране труда, руководителей структурных подразделений и непосредственных руководителей, иных работников организации (далее – ежеквартальный контроль);
по мере необходимости в каждом структурном подразделении организации работниками службы охраны труда (специалистом по охране труда или уполномоченным должностным лицом нанимателя, на которого возложены обязанности специалиста по охране труда).
Иная периодичность осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда, но не реже одного раза в месяц, может быть установлена в соответствии с СУОТ в организациях сферы услуг и микроорганизациях.

При осуществлении ежедневного контроля устанавливаются:
соответствие содержания территории, проходов, проездов, прилегающих к рабочему месту, состоянию, обеспечивающему беспрепятственное и безопасное движение транспортных средств и работников;
соответствие оснащения и организации рабочих мест, оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств требованиям по охране труда;
наличие (исправность) освещения, отопления, вентиляции;
применение работниками безопасных способов хранения и транспортирования материалов, готовой продукции;
наличие, использование и правильное применение работниками средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты, их исправное состояние;
прохождение работниками обязательных предсменных (перед началом работы, смены) медицинских осмотров либо освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, установленных законодательством;
поддержание работниками своего рабочего места, оборудования и приспособлений в исправном состоянии, порядке и чистоте;
соблюдение иных требований по охране труда.

При осуществлении ежемесячного контроля помимо соблюдения требований по охране труда, предусмотренных пунктом 9 настоящей Инструкции, устанавливаются:
выполнение мероприятий по устранению несоблюдения требований по охране труда, выявленных в ходе ежедневного контроля;
выполнение мероприятий по устранению причин несчастного случая на производстве, профессионального заболевания (на основе документов по расследованию таких происшествий);
проведение технического обслуживания, ремонта, испытаний, осмотров, технических освидетельствований производственного оборудования в порядке и сроки, установленные соответствующими техническими нормативными правовыми актами, являющимися в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, эксплуатационными документами организаций-изготовителей;
прохождение работниками обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда в случаях и порядке, установленных законодательством;
предоставление работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
оснащение санитарно-бытовых помещений необходимыми устройствами и средствами.

При осуществлении ежеквартального контроля помимо соблюдения требований по охране труда, предусмотренных пунктами 9 и 10 настоящей Инструкции, устанавливаются:
выполнение мероприятий по устранению несоблюдения требований по охране труда, выявленных в ходе ежемесячного контроля;
своевременность пересмотра инструкций по охране труда;
выполнение требований (предписаний) контролирующих (надзорных) органов об устранении нарушений законодательства об охране труда, а также рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных ими в результате мониторинга;
выполнение представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда, коллективного договора (соглашения), выданных техническими инспекторами труда профсоюзов при осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок за соблюдением законодательства об охране труда;
выполнение рекомендаций по устранению выявленных нарушений требований по охране труда, коллективного договора (соглашения), выданных представителями профсоюзов при осуществлении общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок;
выполнение предписаний об устранении нарушений требований по охране труда, выданных работниками службы охраны труда (специалистом по охране труда) (далее – предписание);
выполнение планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
обеспечение безопасности при эксплуатации территории, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ;
соответствие устройств противоаварийной защиты, блокировки, сигнализации требованиям по охране труда;
соответствие установленным нормам санитарно-бытового обеспечения, медицинского обслуживания работников;
своевременность прохождения работниками обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров в случаях и порядке, установленных законодательством;
обеспечение надлежащего хранения выданных работникам средств индивидуальной защиты и ухода за ними (осуществление химчистки, стирки, ремонта, дегазации, дезактивации, дезинфекции, дезинсекции и обеспыливания);
соответствие средств коллективной защиты условиям труда;
своевременность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

В ходе осуществления ежедневного контроля непосредственными руководителями принимаются меры по устранению нарушений требований по охране труда.

О нарушениях требований по охране труда, создающих угрозу жизни или здоровью работников и окружающих, а также нарушениях, которые не могут быть устранены непосредственными руководителями, они информируют руководителей структурных подразделений и работников службы охраны труда (специалиста по охране труда) для принятия мер по приостановлению эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений, транспортных средств, используемых в организации, выполнения работ (оказания услуг) или руководителя организации (его заместителя) для принятия необходимых мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников.

Руководители структурных подразделений, работники службы охраны труда (специалист по охране труда) о выявленных нарушениях требований по охране труда информируют руководителя организации или его заместителя для принятия необходимых мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников.

При выявлении нарушений требований по охране труда, создающих угрозу жизни или здоровью работников и окружающих, эксплуатация оборудования, инструментов, приспособлений, транспортных средств приостанавливается руководителем организации или его заместителем до устранения нарушений.

Работник службы охраны труда (специалист по охране труда) при выявлении нарушений требований по охране труда ИММЕТ ПРАВО:
требовать письменные объяснения от должностных лиц и других работников, допустивших нарушения требований по охране труда;
выдавать должностным лицам обязательные для исполнения предписания и вести их учет в письменной форме в порядке, установленном в СУОТ.

В предписании указываются:
дата и номер;
наименование структурного подразделения, в котором выявлено нарушение требований по охране труда;
фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), должность служащего, которому выдано предписание;
выявленные нарушения требований по охране труда;
требование о приостановлении эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений, транспортных средств, используемых в организации, выполнения работ (оказания услуг) в случае выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу жизни или здоровью работников и окружающих.
Предписание, выданное работником службы охраны труда (специалистом по охране труда), может быть отменено полностью или частично руководителем службы охраны труда либо руководителем организации или его заместителем в письменной форме с указанием обоснованных причин.

Эксплуатация оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ (оказание услуг), которые были приостановлены в связи с угрозой жизни или здоровью работников и окружающих, могут быть возобновлены после устранения нарушений, изложенных в предписании, с письменного разрешения руководителя организации или его заместителя по согласованию с работником службы охраны труда (специалистом по охране труда) в порядке, установленном в СУОТ.

Результаты ежедневного и ежемесячного контроля заносятся в журнал контроля за соблюдением требований по охране труда (далее – журнал контроля), в котором должны быть указаны:
наименование структурного подразделения;
дата проведения ежедневного или ежемесячного контроля;
фамилия, инициалы непосредственных руководителей, руководителей структурных подразделений, их подписи;
выявленные нарушения требований по охране труда;
мероприятия по устранению нарушений требований по охране труда, сроки их выполнения, фамилия, инициалы и должность служащего (профессия рабочего), ответственных за выполнение этих мероприятий, их подписи;
информация о выполнении мероприятий по устранению нарушений требований по охране труда.
При наличии у непосредственных руководителей и руководителей структурных подразделений электронной цифровой подписи допускается ведение журналов контроля, выдача, ведение и учет предписаний в электронном виде путем их оформления в электронном виде с соблюдением норм Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

Результаты ежеквартального контроля оформляются актом, в котором указываются дата проведения ежеквартального контроля, фамилии, инициалы, должности служащих, участвующих в проведении ежеквартального контроля, выявленные нарушения требований по охране труда, сроки устранения этих нарушений, фамилии, инициалы и должности служащих, ответственных за устранение нарушений.

Результаты осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев, рассматриваются в организации с участием руководителя организации или его заместителя, руководителей структурных подразделений, непосредственных руководителей, работников службы охраны труда (специалиста по охране труда или уполномоченного должностного лица, на которого возложены обязанности специалиста по охране труда), членов комиссии по охране труда (при ее создании).

В организациях сферы услуг и микроорганизациях результаты осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда рассматриваются по мере необходимости в порядке, установленном в СУОТ.

По итогам рассмотрения результатов осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда могут приниматься решения о совершенствовании организации работы по охране труда, поддержании функционирования СУОТ и иным вопросам охраны труда.

Решения оформляются протоколом, который подписывается руководителем организации или его заместителем либо председателем комиссии по охране труда (при ее создании).

По результатам осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда работники информируются о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте в порядке, установленном в СУОТ.
Изменено: Александр ГЕС - 5 июня 2020 16:43
 
Можно брать для примера в свое СУОТ и должностные инструкции. Вот только слово КОНТРОЛЬ у СОТА УБИРАТЬ НАПРОЧЬ И ЗАМЕНЯТЬ НА ПРОВЕРКУ.

Контроль это проверка + непосредственое вмешательство в процесс. А когда СОТ проверяет и обнаруживает нарушение это нифига не Контроль. Обычнейшая проверка. Что господа аутсорсеры называют АУДИТ.

Да и не можент СОТ направо и налнево раздавать предписания. Не заточены на это многие организации. Останови оборудование блин как же! На этом оборудовани миллионы зарабатываются. А ты - Останови. Нужно преде всего понять поитику предприятия и понять есть ли бабки на эти устранения нарушения. А то вы прекдписания направо и налево разщдаете как будто у РСП склад и слесарная мастерская за углом. Щас надо ширче смотреть на мир и погибче реагировать - предписание, акт, докладная да что угодно надо и можно использовать.
Изменено: Александр ГЕС - 5 июня 2020 16:52
 

16.04.2020

СУОТ: итоги десятилетия

Автор: Игорь Витальевич Жук

С целью улучшить условия и охрану труда, профилактику производственного травматизма, снизить количество профессиональных заболеваний, в организациях в 2011 году в межотраслевые общие правила по охране труда было внесено требование о разработке и внедрении системы управления охраной труда (СУОТ) обеспечивающая идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления ими и анализ их эффективности.

В помощь организациям в 2009 году Госстандарт Республики Беларусь утвердил и ввел в действие СТБ 18001-2009 «Система управления охраной труда. Требования». Предполагалось, что в условиях развивающейся экономики, работа по охране труда, которая велась до сих пор, не могла дать уверенности в том, что результативность системы управления охраной труда не только отвечает, но и в дальнейшем будет отвечать требованиям, предусмотренным законодательством и политикой в области охраны труда.

Достоинства системы управления профессиональными рисками виделись в переходе:
от системы реагирования на происшествия и материальной компенсации неблагоприятных последствий – к системе оценки и управления профессиональными рисками, устранению причин опасностей;
от системы формальных наказаний за несоответствие требованиям действующего законодательства – к системе экономических стимулов обеспечения безопасных условий труда и внедрения безопасных технологий, т.е. от репрессивной системы к системе профилактики и предупреждения.
При этом роль государства сводилась к формированию побудительных мотивов к тому, чтобы создающий профессиональные риски работодатель предпринимал все необходимые меры к их снижению. Но, революции не произошло, СТБ 18001 не прижился, внедрённые системы управления охраной труда оказались дополнительным ворохом бумаг, бесполезно занимающих место на полке.

Зарубежный опыт, который попытались отразить в СТБ 18001 при механическом копировании, без участия непосредственно специалистов-экспертов в охране труда, как практиков, так и теоретиков, привел к чудовищному искажению самой сути систем управления охраной труда, действующих в социально-ориентированных зарубежных странах. Работа по адаптации СУОТ к сложившимся в Республике Беларусь требованиям и практике работы по охране труда результатов не принесла, потому что не был приняты основополагающие принципы обеспечения безопасности труда демократических стран.

Внедрение СУОТ на основе СТБ 18001 привело к наслоению «современной» системы на существовавшую систему охраны труда со времён СССР. Возникло нагромождение не совместимых в своей основе систем, как если из танка пытаться сделать гоночный автомобиль, попробовав поставить в него двигатель от спорткара «Ламборджини». Не произошёл отход от советской системы управления экономикой, первоочередной задачей которой было обслуживание политических интересов кучки госчиновников и в основе которой лежала унификация производства, стандартизация и взаимозаменяемость, отсутствие многообразия форм собственности, к рыночной модели управления экономикой, где в приоритете стояло решение экономических задач, что подразумевало и безопасность работников в первую очередь.

Поэтому, большинство организаций не увидело целесообразности во внедрённой СУОТ, т.к. кроме временных затрат на обеспечение ее функционирования, подходы к реальной работе по охране труда не изменились. Вместе с тем, некоторые недобросовестные организации оказывающие услуги по охране труда стали предлагать на рынке «уникальные» системы управления охраной труда, которые, по их словам, должны были обеспечить спокойствие руководителю организации и решить вопросы производ-ственного травматизма. Не обеспечат и не решат!

В государственной политике по охране труда не произошёл переход от карательных, репрессивных мер к мерам по профилактике и предупреждению несчастных случаев, для чего изначально и задумывалась СУОТ зарубежными социально-ориентированными странами. Не изменились обязательные требования относительно планирования работы по охране труда, разработки инструкций по ОТ, инструктирования работников, осуществления многочисленных обязательных видов контроля (к которым добавились внутренние аудиты) и др. Избавление от административно-командных методов не случилось. Государство придумало новые виды проверок (мониторинги, мобильные группы, проверки по заявлениям субъектов хозяйствования). Но как ни подавай блюдо под другим соусом, методы работы госорганов как были, так и остались карательными, направленными на поиски и наказание «виновных стрелочников».

Работа служб по охране труда как не была направлена на предупреждения несчастных случаев, так и осталась реакционной, реагирующей на происшедшие н/с и выявление лиц, допустивших нарушения по охране труда и привлечению их к ответственности. Убедиться в том, что служба по охране труда работает старыми советскими методами, можно по наличию в организации предписаний по охране труда о выявленных нарушениях с требованиями их устранить. Причина кроется в самом подходе к проведению проверки состояния условий охраны труда. До того момента как инженером по охране труда было выявлено нарушение по охране труда и составлено предписание о его устранении, работник уже находил-ся в условиях или создал их, которые в любой момент могли привести к несчастному случаю. И, то что случай не произошёл до прихода инженера по ОТ, можно считать везением, удачным стечением обстоятельств. Количество предписаний об устранении нарушений как система мер, говорит о том, что ни условия труда, ни действия самого работника, ни его отношение к работе, НИЧЕГО не соответствуют требованиям безопасности и не обеспечивают её. И никакая СУОТ не в силах изменить существующую модель «охраны труда».

С внедрением СТБ 18001 в организациях на имевшуюся систему контроля наслоились осуществление мониторинга со стороны «высшего» руководства (надо же было так неудачно перевести «top management») и аудиты функционирования СУОТ. На практике осуществление несовместимых видов деятельности привело к путанице, дублированию и увеличению документооборота. В некоторых руководствах по СУОТ организаций негосударственной формы собственности я даже встречал в качестве «высшего» руководства – исполнительный комитет данной местности.

Проводимая работа по идентификации опасностей и оценке связанных с ними профессиональных рисков не имеет никакого отношения к реальности. Результаты оценки рисков никакой существенной роли в производственном процессе не играют, а для проверяющих служат доказательством того, что СУОТ внедрена, а идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков проведена.

Перенимая чужой опыт и переводя руководство, послужившее основой СТБ 18001, была сделана, намеренно или случайно, принципиальная ошибка, ставшая тем самым «слабым звеном» во всех последующих безрезультатных действий по внедрению СУОТ в организациях. Определение «occupational safety and health management system» (OSHMS) переведённое как «система управления охраной труда», было переведено абсолютно некорректно и сложно для понимая обычными людьми. Ведь сам термин «охрана труда» не подразумевает охранять труд, но «специалисты» не нашли ничего лучше, чем дать этому термину определение (объять необъятное и впихуть невпихуемое в него), вместо того чтобы упростить себе задачу, сделав перевод доступным для понимания рядовым работником. Согласитесь, что прямой перевод – «руководство по управлению профессиональной безопасностью и охраной здоровья» будет понятен большинству работников, не обладающих глубокими знаниями в охране труда.

Отдаю должное, что, изучая чужой опыт, его требовалось подстроить под наши экономические реалии, с учётом наших, оставшихся со времён СССР, требований к охране труда. В этом и заключалась основная ошибка, чужой опыт был «притянут за уши», т.к. польза от него и реальное применение могло быть только в моделях с сильной экономической системой. Печально, что наша страна выбрала свой собственный путь экономического развития, в котором здоровье и безопасность человека труда лишь декларируется в Конституции и в инструкциях по охране труда, которые никто кроме инженера по ОТ обычно не читает, где оборудование, машины, механизмы ежегодно подкрашивается, а не заменяются, как только истёк срок эксплуатации, где техпроцессы «модернизируются», но не совершенствуется с точки зрения их экологичности и безопасности.

Приведу примеры из «настоящего» СУОТ (OSHMS), который рекомендован для применения в социально-ориентированной зарубежной стране, для обеспечения безопасности труда работников.

Основная мысль разработчиков в обеспечении безопасности состояла в том, что контроль рисков должен устанавливаться и осуществляться в соответствии с уровнем выявленных рисков с учётом последовательности и приоритета элементов управления.

На практике это значило следующее. Если оборудование представляло опасность для работников оно должно быть ликвидировано. Если в случаях, когда ликвидация оборудования не была возможной, но в оборудовании можно было заменить его часть или механизм, который представлял опасность, то производилась замена этой части. Если по каким-то причинам технологического или производственного характера невозможно было выполнить два вышеуказанных условия, такое оборудование необходимо было изолировать или его оградить. Следующий этап в обеспечении безопасности стало осуществление контроля средним звеном (мастером, механиком и т.п.). Чтобы контроль не был формальным, нашли применение и чек-листы, которые могли дать ответ на вопрос почему те или иные действия работник совершает с определённой долей опасности, при том что само оборудование безопасно. После контроля со стороны среднего звена следовал контроль со стороны администрации (служба охраны труда, руководителей). И завершающим звеном в этой цепочке было обеспечение работника СИЗ.

«Руководство по управлению профессиональной безопасностью и охраной здоровья» отмечало, что СИЗ следует рассматривать на предмет остаточного риска. Остаточный риск – это оставшийся риск после введения всех других механизмов контроля рисков. Только если после выполнения всех возможных и доступных мероприятий остаточный риск повреждения здоровья работника сохранялся, то СИЗ были необходимы.

Последовательность и приоритет элементов управления в OSHMS назвали "иерархией элементов управления OSH (профессиональной безопасностью и охраной здоровья)". Это:
Ликвидация
Замена
Изоляция
Инженерный контроль
Административный контроль
Индивидуальная защита (СИЗ)
"Иерархия элементов управления OSH " служит для определения допустимости рисков и определение надлежащих механизмов контроля рисков, когда они оказываются необходимыми. Опасности на рабочем месте и способы их контроля должны публиковаться регулирующими (надзорными) органами и в отраслевых руководящих документах.

Чтобы понять, что у нас эта иерархия перевернута с ног на голову, достаточно изучить материалы специальных расследований несчастных случаев на производстве государственных инспекторов труда. Во всех случаях при проведении расследования инспектор обязан указывать сначала организационные (обучение, проверка знаний, контроль) причины несчастного случая и только потом технические, и личностные. Причина такого подхода понятна – для устранения технических причин (неисправность оборудования, несовершенство технологического процесса и т.д.) необходимы финансовые средства, которых никогда нет. Существование такой перевернутой модели СУОТ подтверждают и информационные письма Департамента государственной инспекции труда, республиканских органов власти и облисполкомов, которые требуют в большинстве случаев соблюдения дисциплины и организации контроля то ли должным, то ли надлежащим образом. Т.е. именно то, на что денег выделять не требуется.

Рассмотрим, как на практике строится работа по предупреждению инцидентов и травматизма на рабочем месте согласно Руководству по управлению профессиональной безопасностью и охраной здоровья.

Рабочий пример: Процесс резки пиломатериалов

Два работника управляют станком поперечной распиловки древесины. Их работа включает в себя загрузку пиломатериала на станок, распиловка древесины, выгрузку распиленной древесины. Они также должны регулярно ремонтировать и обслуживать станочное оборудование, а также менять лезвия станка (внимание: этот пример может быть неприменим к подобной работе на вашем рабочем месте).

Первоначально на рабочее место вызывается инженер по охране труда (HSE менеджер) и совместно с бригадиром, оператором(ами) проводит идентификацию опасностей. Идентификация опасностей проводится не только для самих работников, которые уже имеют обучение работе на соответствующем оборудовании, но и для всех остальных звеньев производственного процесса (мастер, снабженец, ме-ханик и т.п.). После анализа остаточного риска, с учётом уже существующего контроля рисков, инженером по ОТ разрабатываются рекомендуемые меры контроля и указывается конкретный исполнитель.

В такой ситуации ознакомление с мероприятиями, которые необходимо выполнить, помогает определить конкретные обязанности каждого работника по обеспечению безопасности, а также юридически закрепляют ответственность исполнителя за их невыполнение. Теперь каждый работник, занятый в процессе, чётко осведомлён о том, какие действия он обязан выполнить для обеспечения безопасности своей и других работников. Так СУОТ (OSHMS) работает на предупреждение инцидентов и травматизма среди работников.

Отмечу, что идентификация опасностей проводится на конкретном рабочем месте, где учитываются конкретные вредные и опасные производственные факторы, а не выдумываются, как у нас, несуще-ствующие опасности, к примеру, такие как «падение на улице во время передвижения». Если работник упал при передвижении по улице, по причине отсутствия ровной дороги, то это не является опасностью, связанной с его работой или профессией. Это связано только с отсутствием дорог, когда сами «дороги» обозначают всего лишь направления движения. Если уж «городить огород» и заниматься выдумыванием несуществующих опасностей, предложу более «реальную» опасность, такую как «встреча с инопланетянином на улице». Согласен «вероятность» такого риска близка к минимальной, но серьёзность последствий от встречи не хочется даже представлять. Достаточно вспомнить встречи с инопланетянами по фильмам «Чужой», «Бой за Лос-Анджелес», «День независимости», «Люди в чёрном» и другие.

Преодолеть инертность мышления и сложившиеся стереотипы намного проще, чем изменить подходы к экономике и отказаться от той «философии», которую исповедует существующий режим. Что бы не го-ворили в СМИ, на совещаниях чиновников на разных госуровнях, наша страна не является социально-ориентированной страной, что показал возникший в стране вопрос о ценности человека во время эпи-демии. Государство дало понять, что главное в стране не отдельный человек, его жизнь и здоровье, а оно (или ОН) - государство, его величие и авторитет. И чтобы доказать это, нельзя останавливать экономику, надо любой ценой провести военный парад и, что самое страшное, за ценой мы не постоим. Человек и его безопасность не является приоритетом для нашего не социально-направленного, а авторитарного государства с элементами феодального строя.

А что самое главное в авторитарном государстве? Превыше всего там ценится порядок и контроль за всем и вся. Оно страшно боится чего-то неконтролируемого, например, паники. Тотальный контроль во всем считался чуть ли не преимуществом перед соседними странами, вставшими в 90-е годы на путь рыночных реформ и демократии. Власть постоянно показывала, как легко и быстро способна взять любую ситуацию под контроль. Оказалось, что кроме взятия под контроль необходимо своевременно реагировать на внешние изменения, происходящие в мире (включая экономические кризисы и чрезвычайные ситуации), чего существующая власть сделать не смогла по причине той самой законтролируемости.

Госорганы, в непривычной для них ситуации, когда всё на контроле, но необходимо брать на себя ответственность и что-то решать, просто потерялись, возникло состояние ступора перед острой проблемой. В итоге жизнь людей подвергается опасности (мнимой или реальной – риск оценить невозможно, т.к. нет достоверной информации от соответствующих министерств и ведомств) и в который раз страна становится заложницей представлений о мире одного человека, который создал свою собственную реальность, цинично оставив граждан один на один с внешними проблемами.

Поэтому охрана труда в существующей экономико-политической системе координат, когда денег нет, но «вы держитесь», вряд ли обойдется без планирования работы по охране труда, контроля за её осу-ществлением, без других таких привычных форм и методов работы.
Страницы: Пред. 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 1)
модератор форума: Павел.


Наша библиотека: | Инструкции по охране труда | Госты | Нормативы | Законодательство по ОТ |

Файлообменник (файлы по охране труда, промышленной и пожарной безопасности)