В Тверской области работница зверохозяйства, в чьей зоне ответственности находились вопросы охраны труда была освобождена от уголовной ответственности в связи с применением к ней судебного штрафа. Между тем, женщина обвинялась по статье УК РФ, связанной с причинением смерти по неосторожности.
Несчастный случай произошел в ООО «Зверохозяйство «Знаменское», в котором обвиняемая отвечала за выполнение требований охраны труда. Правда делала она это в статусе врио, временно исполняющей обязанности бригадира кормоцеха, ушедшего в очередной оплачиваемый отпуск. Основная же должность женщины - кладовщик холодильника.
Должностные инструкции бригадира кормоцеха предусматривают знание производственной санитарии, правил и норм охраны труда, техники безопасности. Кроме того, в обязанности бригадира кормоцеха входит контроль за выполнением рабочими требований охраны труда.
Как утверждается в постановлении суда, во время одной из смен в сентябре 2020 года, находясь на рабочем месте, подсудимая не обеспечила необходимый контроль за выполнением производственных работ в части ограничения доступа сотрудников к ключу принадлежащего предприятию автопогрузчика.
В результате один из работников самовольно сел за руль транспортного средства, не имея необходимой квалификации и удостоверения на право управления автопогрузчиком. Он привел в движение спецтехнику и поехал по территории кормоцеха. В этот момент к нему подошел один из рабочих и попросил доставить пустой мусорный контейнер, которых находился на эстакаде кормоцеха.
Сотрудник, взявший без разрешения автопогрузчик, уступил место коллеге, который попытался заехать на эстакаду. При этом он не обеспечил безопасную скорость передвижения, начал совершать левый поворот, что в итоге привело к опрокидыванию машины на правую сторону по ходу движения. Завалившийся автопогрузчик придавил рабочего, нанеся ему множественные телесные повреждения. В их числе разрыв пристеночной плевры, переломы костей скелета, геморрагический шок. Травмы оказались не совместимы с жизнью и 27 сентября 2020 года пострадавший работник скончался.
Женщине инкриминировали преступность деяния по ч.2 ст.143 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за причинение человеку смерти по неосторожности. Однако следствие направило ходатайство о прекращении уголовного преследования в отношении бригадира и назначении ей меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Обоснованием ходатайства стало признание вины подозреваемой в полном объеме, принесение с ее стороны извинений потерпевшей. Кроме того, предприятие компенсировало вред потерпевшей в размере 500 тысяч рублей. В пользу смягчения наказания оказался факт отсутствия со стороны подсудимой судимости и совершения ей преступления, относящегося к категории средней тяжести. После совершения преступления, подозреваемая предприняла активные меры, которые были связаны с восстановлением нарушенных прав и законных интересов личности.
Статья, по которой было возбуждено уголовное дело (ч.2 ст.143 УК РФ) предусматривает наказание в виде принудительных работ на срок до 4 лет или лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на период до 3 лет или без такового.
Напомним, в соответствии с ч.1 ст.446.2 УПК РФ уголовное дело либо уголовное преследование может быть прекращено судом с назначением гражданину, освобождаемому от уголовной ответственности, судебного штрафа, который предусмотрен ст.104.4 УК РФ.
Данный случай выглядит очень неоднозначно. Нельзя исключать, что до момента вступления в должность бригадира ключ от автопогрузчика хранился иначе и рабочие без разрешения не могли его эксплуатировать. С другой стороны, возможно все было точно так же и ничего не поменялось. Что было в реальности нам не известно. В любом случае, ожидать обеспечения в кормоцехе полного соблюдения всех требований охраны труда от кладовщицы, временно исполняющей обязанности бригадира, действительно очень сложно. Знакомилась ли она, вступая временно в должность бригадира, с многочисленными правилами по охране труда, и, в частности, с п.4.1.12 ПОТ РМ -008-99 - вопрос риторический.
Комментарии
Был ли приказ о ее назначении врио "бригадира кормцеха"? вряд ли.
Ознакамливалась ли она с приказом об этом назначении под роспись? врядли.
Ознакамливалась ли она с должностной "бригадира кормцеха" под роспись? вряд ли.
Есть ли на этом предприятии ЛПА где указан регламент получения ключей от автопогрузчика? врядли.
Распределяется ли вообще ответственность за эксплуатацию ТС и погрузчиков, а если распределяется то на кого?
Есть ли там вообще ИОТ для водителя погрузчика? Обучены ли работники на водителя погрузчика? Закреплена ли техника за конкретными водителями? Проходят ли они соответствующие инструктажи? Осуществляется ли контроль за техсостоянием?
Полагаю, ничего этого небыло. И изначально шел договорняк у работника и директора, с целью ухода директора от ответственности. Но кто и что там расследовал... И как вообще? Это же НС на производстве! Где был ГИТ??!
п.4.1.12 ПОТ РМ -008-99