Меню по разделу
+
Ранее наш портал неоднократно писал об экологической катастрофе на севере Красноярского края, в результате которой в воду и почву попали тысячи тонн дизельного топлива, которые вытекли из резервуара №5 ТЭЦ-3 Норильска. Позднее Росприроднадзор назвал рекордную сумму компенсации, которую должна заплатить «Норильско-Таймырская энергетическая компания», входящая в состав ГК «Норникель» - это 148 миллиардов рублей.
ПАО «ГМК Норильский никель» не согласился с позицией ведомства и намерен оспорить сумму компенсации в Арбитражном суде Красноярского края. Как утверждают в компании, в соответствии с принятой методикой определения масштабов ущерба и с учетом обстоятельств катастрофы размер экологического вреда составляет всего 21,4 млрд рублей, что в семь (!) раз меньше озвученной ранее Росприроднадзором суммы.
Кроме того, в оплату иска Росприроднадзора должны быть включены средства, которые «Норникель» в добровольном порядке выплатил в счет ликвидации последствий аварии, а это порядка 12 млрд рублей.
Ранее эксперты Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) провели собственный подсчет ущерба и сделали вывод, что для восстановления водных биоресурсов после экологической катастрофы под Норильском понадобится 40 млрд рублей. Плюс к этому в 3,5 млрд рублей была оценена стоимость погубленных водных биоресурсов для компенсации государству. При этом в расчет ВНИРО не попал ущерб, который был нанесен почвенным ресурсам.
Между тем, проблемы окружающей чреды сейчас рассматриваются на самом высоком уровне. Минувшим летом в Основной закон страны был внесен ряд экологических поправок. Одна из них (ст.114 Конституции РФ пункт Е5) обязывает правительство принимать меры для сокращения неблагоприятного воздействия на окружающую среду и обеспечивать сохранение природного богатства и биологического разнообразия страны. Граждане приобрели инструмент влияния на власть, ссылаясь на нормы Конституции, для защиты экологических прав, в том числе через обращение в суды.
По словам депутата Госдумы В. Бурматова, люди проголосовали не только за «зеленые» поправки, но и за экологическую доминанту в государственной политике, которая должна стать стратегией развития России. Экологические вопросы находятся в одном ряду с основными проблемами страны. И это хорошо, подчеркнул депутат.
Новая стратегия, однако, еще не всегда находит воплощение в жизни, что наглядно иллюстрирует ситуация с мусором.
Несмотря на проведение мусорной реформы в РФ все еще 90% мусора направляется на свалки и полигоны и только 7% перерабатывается. Таковы итоги анализа аудиторов Счетной палаты, позволяющие назвать ситуацию КРИТИЧЕСКОЙ.
В 17 субъектах РФ уже к 2022 году будут исчерпаны мощности мусорных полигонов. При этом в программу федерального проекта «Чистая страна» попала только 191 городская свалка, хотя в пределах российских городов находится 916 таких объектов.
Тем временем депутаты Госдумы выступили с инициативой отменить проведение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) в ходе возведения наиболее опасных объектов, включая мусоросжигательные заводы и предприятия по утилизации мусора. Скорее всего, это предложение поддержит бизнес, так как процедура ГЭЭ переносит сроки сдачи объектов на 7-8 месяцев. Отмена ГЭЭ может повысить шансы техногенных ЧС и нанесение ущерба природным ресурсам и населению.
На фоне дискуссий о появлении новой экологической доминанты в государственной политике в СМИ достаточно часто продолжают появляться очередные факты, свидетельствующие о неблагополучии в сфере природопользования. Так буквально на днях стало известно еще об одной экологической катастрофе. На Камчатке специалисты Кроноцкого заповедника совместно с сотрудниками КамчатНИРО и регионального филиала Тихоокеанского института географии провели исследование части акватории Авачинской бухты. Во время погружения на глубину 10-15 метров они обнаружили массовую гибель бетноса – порядка 95% всех организмов, обитающих на грунте и в грунте, мертвы. В живых остались отдельные особи креветок, крабов, рыб, но в малом количестве. Причиной гибели бетноса называется загрязнение водных ресурсов, при этом в версиях загрязнения упоминается Козельский полигон ядохимикатов. Ученые предполагают, что масштаб этого бедствия на самом деле может быть гораздо больше, чем площадь обследованной ими акватории.
Комментарии