В нашей предыдущей статье "Аутсорсинг в охране туда" мы подробно рассмотрели преимущества использования передачи охраны труда на предприятии полностью или частично на аутсорсинг. Однако, как и в любом другом деле все положительные моменты могут быть с легкостью нивелированы недостаточной компетентностью или непрофессиональным подходом нанятого аутсорсера.
Выбор специалиста или компании, которая будет оказывать вам услуги по охране труда – тонкий и весьма щепетильный вопрос, к решению которого нужно подойти не менее, а может быть даже и боле осознанно чем к подбору штатного персонала для вашей организации.
На деле руководитель организации часто не знает, что именно входит в круг обязанностей службы или специалиста по охране труда и соответственно не может объективно оценить объем работ. Поэтому столь важно на начальном этапе обозначить для себя перечень задач, которые необходимо решить привлекаемой организации, и составить список конкретных функций службы охраны труда, которые будут передаваться на аутсорсинг. Для этого необходимо:
1. Проанализировать имеющиеся в организации материально-технические ресурсы, необходимые для должной организации охраны труда и возможности штатного персонала. В том числе его численность, квалификацию, объем возложенных обязанностей.
2. Определить какова будет себестоимость самостоятельного выполнения работ по охране труда в нужном объеме (затраты на оплату труда штатных специалистов, отчисления во внебюджетные фонды, дополнительное обучение сотрудников, организация рабочего места для собственного персонала и т.п.).
3. Выяснить, что требуется и какие затраты необходимы для повышения эффективности работы собственной службы охраны труда (найм новых сотрудников, обучение сотрудников, приобретение методической литературы, специального оборудования и т.п.).
4. Провести оценку рисков при сохранении существующих проблем и недоработок в системе управления охраной труда в организации (влияние охраны труда на производительность труда в организации, оценка потерь от возможных аварий, простоев, штрафов, повышающих коэффициентов, выплат по больничным листам и пр.).
Если в результате такого анализа на предприятии принято взвешенное решение о необходимости заключения договора со сторонней организацией, для передачи ей функций по охране труда, то далее следует провести детальную работу по анализу претендентов.
1. Проверить наличие у организации законных правовых оснований для оказания данного вида услуг (организационно-правовая форма, наличие аккредитации).
2. Провести оценку специалистов компании, на основании сведений об их образовании в том числе дополнительном, опыте работы, собственных разработок, статей и т.п.
3. Изучить выполненные работы. Количество заказчиков, сферы деятельности, на которых специализируется аутсорсер, продолжительность сотрудничества с другими заказчиками.
4. Провести сверку рекомендаций и оценить деловую репутацию фирмы. Для этого весьма полезным будет позвонить нескольким заказчикам, с которыми работала ли работает компания и поинтересоваться их мнением о качестве предоставляемых услуг. Также о многом может сказать и продолжительность работы компании на рынке предоставляемых услуг. Или хотя бы просто набрать в Интернете запрос на отзывы по конкретной фирме или фамилии ее директора.
5. Узнать не возбуждено ли в отношении предполагаемого аутсорсера судебных дел и неисполненных судебных решений (помимо неофициальных каналов сделать это можно воспользовавшись открытыми данными с сайтов арбитражного суда РФ и судебных приставов соответствующего региона).
6. Запросить информацию о стоимости предлагаемых услуг. Слишком низкая стоимость при всей ее привлекательности вполне может явиться тревожным сигналом.
7. Оцените предложения компании с точки зрения стандартизации и систематизации предлагаемых услуг. Как показывает практика, опытные специалисты склонны объединять свои услуги в бизнес-пакеты и предлагать заказчику готовые решения. Возможно кто-то из аутсорсеров в качестве своего конкурентного преимущества попробует назвать гибкость и индивидуальный подход к решению задач клиента, однако, эффективность сотрудничества при таком подходе будет под вопросом. Невозможно достичь высокой результативности, пытаясь охватить все. Компаниям с узкой специализацией гораздо эффективнее пользоваться готовыми решениями, объединёнными в стандартные наборы услуг и дополнительно к этому при необходимости предлагать индивидуальные решения отдельных задач.
Данные шаги позволят вам составить достаточно полную картину об уровне профессионализма и деловой репутации компаний-претендентов и сделать верный выбор.
Однако выбрать надежного партнера этом вопросе это только полдела. Часто эффективность совместной работы снижается если компания-заказчик игнорирует рекомендации нанятого аутсорсера. Ведь весь смысл совместной работы заключается в использовании узким специалистом наиболее эффективных и работающих методик при встраивании системы управления охраной труда на предприятии. При таком подходе каждая деталь может оказать существенное влияние на результат и отказ от каких-либо рекомендаций неизбежно приведет к снижению эффективности системы в целом.
Легкомысленно полагать, что, заключив договор с компанией, оказывающей услуги в области охраны труда, вы разом решите все проблемы на предприятии, и про охрану труда можно больше не вспоминать. Компания - аутсорсер подготовит для вас необходимую документацию, организует проведение медосмотров, инструктажей и обучения по ОТ, оценит условия труда работников, проконсультирует какие недостатки нужно устранить, но практическая реализация требований, изложенных в локальных документах так и останется в руках руководства предприятия. И только осознанный подход к управлению охраной труда может принести ощутимые результаты и сохранить не только деньги собственников компании, но и жизнь и здоровье работающих на них людей.
Комментарии
а эта статья для специалистов по охране труда или для руководителя предприятия ?
Кто будет делать пункты с 1 по 4 ? СОТ или РБТД. Неужели СОТ будет под себя "рыть яму" чтобы потом ему выразили "недоверие" :(
а эта статья для специалистов по охране труда или для руководителя предприятия ?
Вот пришел аутсорсер в компанию, собственник которой один. У него 4 организации ООО "Мародер", ООО "Мародер НН", ООО"Мародер Профи", "ООО Рабовладелец";
1) гена, агент; рембаза;
2) транспорт и дир;
3) склад - директор, нач базы, грузчики;
4) поставка -директор, агенты.
При этом кадровики, бухи, водители во всех фирмах на 0,1 ставки...одни и те же.
Фамилиё работников тоже совпадет...из тех кто официально.
Все работают на одной территории, на одном неизвестно чьем оборудовании (бумаг то- нет, на руинах советского завода), трудятся сдают друг другу помещения, склады, на одном заточном станке ежедневно без экрана болтается разноплеменный персонал..
Незарегистрированная ржавая 12,5 тонная кран-балка и пара воздухосборников дополняет бардак...
никто не обучен, не отсоучен, трудовых договоров ровно 10 на 100 человек....
причем грустные работяги даже не могут ОТВЕТИТЬ, В КАКОМ ИЗ МАРОДЕРОВ РАБОТАЮТ,
говорят - вон, начальника моя пошла, он мне зряплату налом выдает...
Однако управление изменениями не успевает за изменениями.
Пришла ГИТ - сварщику ..як - и в другую организацию пульнули, которой в плане проверки нет!
Пришел прокурор - всех водителей перевели, машины на другу территорию поставили.
Пришел Ростехнадзор - сосуд ДСП фальш-перегородкой закрыли, кран-балку отключили - сказали - не наше.
ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ ОПТИМИЗАЦИЯ В РОССИИ. У нас таких мародеров много....
О чем там в Минтруде смеют планировать, когда вот с этим вот кто будет бороться?
И попробуйте ка разработать для всех 4 фирм действующую СУОТ хотя бы на основании 438н приказа...а потом я посмотрю и поаплодирую за очередной и никому не нужный. но хоть оплаченный - труд.