Текущая позиция исполнительной власти остается неизменной — количество проверок бизнеса в России должно быть сведено к минимуму. Об этом еще раз заявил премьер Михаил Мишустин во время заседания Кабинета министров, состоявшегося 2 июня.
Глава правительства напомнил, что единым принципом всех проверок выступает риск-ориентированный подход. Интенсивность мероприятий определяется тяжестью категории риска проверяемых объектов. Максимально строгий надзор остается только в сферах, связанных с вопросами защиты жизни и здоровья граждан. Чтобы реализовать обозначенный подход было серьезно обновлено законодательство. Принято 12 общих и 80 федеральных постановлений, а также около 2500 региональных нормативных актов. Это позволило уменьшить число проверок относительно доковидного 2019 года практически вдвое.
Начал внедряться механизм досудебного обжалования. Сейчас предприниматели имеют право указать на ошибку контрольно-надзорным органам и доказать свою позицию без времязатратного и дорогого судебного разбирательства. За период с июля по декабрь 2021 года поступило около 1,4 тысяч жалоб на деятельность надзорных органов, из которых треть была удовлетворена.
Информационные технологии позволяют взаимодействовать в дистанционном формате. По требованию представителей контрольных органов бизнес может дополнять пакет документов без посещения их офисов.
Во время заседания Минэкономразвития РФ в лице своего главы Максима Решетникова представило сводный доклад о государственном и муниципальном надзоре за 2021 год. Документ является публичным отчетом деятельности контроля и надзора и подготовлен в соответствии с требованиями законодательства. Авторы доклада проанализировали 100 видов федерального контроля, 33 регионального и 7 муниципального.
По словам Решетникова, была создана технологическая инфраструктура, позволяющая получать оперативные сведения о проверках в режиме реального времени. Наибольшая доля проверок в 2021 году пришлась на пожарный надзор (около ⅓ проверок), санитарно-эпидемиологический контроль (20%), далее по количеству контрольные мероприятия по линии Роструда.
Объекты проверки были распределены по категориям риска. В группу чрезвычайного риска вошло 1,7% объектов контроля (в абсолютных цифрах немногим более 400 тысяч) — предприятия с вредной и опасной химией, шахты, большое количество объектов социальной сферы, в том числе с круглосуточным пребыванием граждан.
Около 71% объектов отнесены к низком риску, что исключает для них проведение плановых проверок.
В 2021 году начала внедряться новая форма взаимодействия контроллеров с бизнесом — профилактические визиты. Наиболее продуктивно работало в этом направлении МЧС — при незначительных нарушениях его сотрудники перестали наказывать предпринимателей рублем. Вместо этого было выписано около 83 тысяч предупреждений.
Одновременно начала работу модель цифровой трансформации. Были запущены три большие цифровые системы — Единый реестр контрольных мероприятий, Единый реестр видов контроля и Единая система показателей (дашборд) для отслеживания в онлайн режиме аналитических данных о надзоре, включая конкретные виды проверок. Была проведена интеграция аналитических средств Минэкономразвития РФ с ФНС РФ, что позволило наладить четкий мониторинг проверок в сегменте МСП. В 2021 году под проверки попали 305 тысяч субъектов — около трети от всех мероприятий.
Снижение регуляторной нагрузки идет на фоне уменьшения размеров штрафов для субъектов МСП, ограничений на возбуждение дел против предпринимателей без правильно оформленных актов проверки. Продолжается работа с Минюстом РФ над другими поправками в КоАП.
В 2022 году правительство планирует заняться корректировкой требований в отношении бизнеса. Предполагается менять подход к проверке образовательных и социальных организаций. Пока при выявлении нарушений финансовая нагрузка ложится на их бюджет, что снижает эффективность профильной деятельности учреждений. Будет сделан акцент на профилактику и детально выделены категории риска. Также планируется разработать единый реестр объектов контроля для запуска приложения дистанционных проверок.
Комментарии
а я за то, чтобы за пожарку штрафовали как сидоровых коз!
почему сознательный руководитель убеждает инвесторов тратить на эту тему прорву денег, с целью максимального снижения рисков аналога Хромой лошади или Зимней вишни на своей производственной площадке, а условные конкуренты и так плевать хотели на все риски, а теперь ещё и "профилактироваться" будут в щадящем режиме?
вообще дополнительно к штрафам пора телесные наказания вводить.