Меню по разделу
+
Глава Правительства М. Мишустин подписал распоряжение, предусматривающее формирование межведомственной рабочей группы по вопросам управления данными в сфере контрольно-надзорной деятельности (КНД). Ее возглавит руководитель Аппарата Правительства Д. Григоренко.
Полномочия новой структуры включают создание унифицированных подходов и разработку предложений по управлению данными в сфере КНД. Среди них формирование автоматизированного мониторинга КНД. Быстрый доступ Правительства к данным мониторинга увеличит качество и скорость принятия управленческих решений в области контрольно-надзорной деятельности.
В состав межведомственной группы войдут представители (некоторые в статусе министров) Минцифры РФ, Минэкономразвития РФ, МЧС РФ, Росаккредитации, Росздравнадзора, Ростехнадзора, Генпрокуратуры.
Напомним, в минувшем году прошла реформа в сфере контрольно-надзорной деятельности. С этой целью был принят Федеральный закон от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Об этом ранее подробно писал наш портал.
Нововведения изменили порядок осуществления государственного и муниципального контроля (надзора). Теперь приоритет в проведении проверок скорректирован в сторону профилактики и предупреждения нарушений и предоставление гарантий предприятиям при взаимодействии с сотрудниками контрольно-надзорных органов.
В числе профилактических мероприятий предусматривается проведение компаниями самообследования, которое заключается в автоматизированной оценке выполнения обязательных требований. При получении высокой оценки предприятие либо ИП смогут принять декларацию соблюдения обязательных требований.
Еще одна мера связана со стимулированием добросовестности выполнения обязательных требований в форме нематериального поощрения компаний. Также сотрудниками контролирующих органов может быть организован профилактический визит на предприятие. С его руководителями проведут беседу и даже если будут обнаружены нарушения предписание об их устранении выдано не будет.
Комментарии
Не знаю, как будет со скоростью принятия решений, а вот в технической части у проверяемых будет полная путаница с "обязательностью", особенно, если СИЗ, оборудование, материалы, технологии иностранного производства.
Поясню, на примере - так понятнее. Ссылка на видео по защитным каскам.
На видео - техническое представление защитных касок. Мы такие видим на выставках по ОТ. Они разного цвета в зависимости от функционального назначения и разных технических характеристик. При этом консультант ссылается одновременно на 2 стандарта : OSHA (пишет обязательные для применения правила и нормы) и ANSI (пишет добровольные стандарты консенсуса или "отраслевые" стандарты).
Для защитных касок - OSHA устанавливает обязательные требования: общее положение или процедуры, а ANSI - технические детали. Вместе и получается безопасность каски - одно от другого не отделить.
И такая ситуация в основном у иностранных производителей по многим СИЗ, оборудованию, станкам, материалам. Если мы это покупаем и пользуемся, то у нас по нашим законам КНД что будет проверять? А если до суда дойдет? Суд будет смотреть документы, к примеру, на импортную каску, увидят требования добровольного ANSI? Или наши суды технические вопросы проигнорируют как всегда?
В чем же различия между обязательными правилами и добровольными иностранными стандартами? Сошлюсь на статью адвоката, редактора журнала SafetyXChang Glen Demby "What is the Different Between on OSHA Rule and ANSI Standart", которую можно найти в сети на сайте
Со слов автора статьи недостаточно знать обязательные требования OSHA. Нужно учитывать и стандарты технической безопасности ANSI, которые могут стать частью закона. Они выглядят похоже, охватывают одни и те же вопросы.
Стандарты ANSI могут стать обязательными "включением путем ссылки" или когда OSHA цитирует стандарт ANSI.
OSHA может изменить и принять только часть стандарта ANSI. OSHA может обязать работодателя принять добровольный стандарт, к примеру по электробезопасности или пожарной безопасности.
Различия по мнению адвоката связаны с целями разработчиков. Разработчики обязательных правил OSHA пытаются найти баланс между безопасностью работников и расходами работодателя ( в том числе и работающих по государственным контрактам). Поэтому из-за расходов они как бы ограничивают или сдерживают проект и устанавливают минимальные требования по безопасности.
У отраслевых добровольных стандартов ANSI другая мотивация - самая лучшая безопасность и лучшие передовые практики. Добровольные стандарты и кодексы не являются законом, но могут быть включены в деловой Договор. После этого становятся для сторон согласованными обязательствами по Договору. Та же обязательность - только вид сбоку.
У автомобилей Rolls-Royce тоже есть требования к безопасности и они - добровольные. Существует даже понятие "золотого стандарта" безопасности - это так называемые добровольные стандарты CSA, которые носят глобальный характер.
Предполагаю, разработчики ФЗ №248 от 31.07.2020 не совсем понимали технические смыслы "обязательности - добровольности". В тексте закона "добровольность" упоминается только в части добровольной сертификации и добровольного страхования рисков, термин "стандарт" в законе вообще не раскрывается.
После выхода этого закона по госконтролю из-за неопределенности нужно выпускать еще один документ "Интерпретация стандартов" или что может быть доказательством для КНД, для судов, если такая необходимость возникнет.