Все самое главное в новом ФЗ "О государственном контроле (надзоре)" - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Новатика - обучение для СОТ
Сфера

Все самое главное в новом ФЗ "О государственном контроле (надзоре)"

Все самое главное в новом ФЗ "О государственном контроле (надзоре)"
3 августа 2020 | Законотворчество

Президент РФ В.Путин 31 июля 2020 подписал закон о государственном контроле в РФ, который должен сократить давление на российский бизнес.

В пояснительной записке к документу утверждается, что он должен ликвидировать "пробельность и несистемность" правового регулирования государственного контроля (надзора), а также повысить эффективность мероприятий по профилактике нарушений.

Предмет регулирования госконтроля

Положения закона применяются ко всем видам госконтроля, за исключением случаев, указанных в ч.2 ст.2. - в статье прописано 35 позиций. Вне сферы государственного и муниципального контроля оказались вопросы, разрешение которых находится в компетенции МВД, ФСБ, внешней разведки, судов, прокуратуры при выполнении прокурорского надзора и ряда других ведомств.

Из определения госнадзора и муниципального контроля также оказались исключены вопросы расследования причин аварий, профзаболеваний, несчастных случаев на производстве, распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней человека, животных и растений.

Новые акценты КНД (контрольно-надзорной деятельности)

Закон разграничивает полномочия органов федеральной, региональной и муниципальной власти в сфере государственного и муниципального контроля.

Приоритетом при выполнении муниципального и государственного контроля (надзора) относительно контрольно-надзорных мероприятий выступает осуществление профилактических мер, связанных с сокращением риска причинения вреда (ущерба). Проведение государственного контроля необходимо только при недостаточности либо неэффективности форм реализации обязательных требований.

В законе закрепляется широкий перечень профилактических мероприятий:

  • обобщение правоприменительной практики;
  • информирование;
  • самообследование;
  • консультирование;
  • издание руководств по соблюдению обязательных требований;
  • профилактическое сопровождение и другие.
Авторы закона подчеркивают, что участие в профилактических мероприятиях - право, но не обязанность контролируемых субъектов и для этого необходимо получать их согласие.

Документ предусматривает добровольное применение негосударственных механизмов контроля и независимой оценки выполнения обязательных требований как дополнительного механизма по стимулированию добросовестного поведения контролируемых субъектов посредством КНД. Они исключают осуществление плановых/внеплановых контрольно-надзорных мероприятий по данному предмету контроля. В числе подобных форм:

  • контроль СРО за работой своих членов;
  • страхование рисков причинения ущерба;
  • подтверждение выполнения обязательных требований независимыми структурами.

В основе нового подхода регулирования КНД - достижение целей с использованием более мягких и менее затратных методов, которые не предполагают прямого взаимодействия с контролируемым субъектом. Это значит, что проверки перестают быть главным инструментом контроля. В качестве альтернативных методов контроля закон предлагает:

  • контрольную и мониторинговую закупку;
  • инспекционный визит;
  • рейд;
  • выездное обследование.
С целью сокращения интенсивности КНД предусмотрено проведение дистанционного мониторинга сведений об объектах контроля с помощью соответствующих технических средств.

Выбор инспектором того или иного контрольно-надзорного мероприятия должен быть соразмерен ущербу, который нанесен (может быть нанесен) ценностям, охраняемым законодательством. Самые затратные и серьезные по процедуре мероприятия необходимо согласовывать с прокуратурой. Для реализации указанных подходов предусмотрен базовый механизм в виде системы управления рисками причинения вреда охраняемым законодательством ценностям. Если объект проверки отнесен к категории низкого риска плановые проверки в отношении него не проводятся.

Выездная проверка может быть организована только в случае отсутствия иной возможности подтвердить полноту и достоверность данных, которые есть в распоряжении контрольно-надзорного органа.

Закон уходит от количественных факторов в оценке деятельности контрольно-надзорных органов (число проверок, размер выписанных штрафов, количество выявленных нарушений) к иному показателю их эффективности - уровню сокращения вреда ценностям, охраняемым законом, и исключения риска его причинения.

Одновременно увеличивается перечень обязанностей инспекторов. В частности они не вправе проявлять неуважение к религиозным обрядам во время проведения проверок или умалять деловую репутацию организации. В то же время при возникновении опасности для жизни и здоровья или противодействии законным требованиям инспектора могут обращаться за помощью в полицию. Законом вводится понятие контрольно-надзорное производство. Оно предполагает процессуальное обоснование действий инспектора и осуществление КНД только после открытия контрольно-надзорного производства. В документе приводится исчерпывающий перечень подобных оснований.

Денис Ронжин

Комментарии

3 августа 2020 11:49
3 августа 2020 13:14
Браво, Владимир аплодирую стоя !!! А кадр из фильма прям - "Что ни строчка, все метко и точно в точку"

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл