Вчера, 6 февраля, в рамках Недели российского бизнеса в Москве состоялся форум «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность: интересы бизнеса и государства».
С докладом выступил куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. В наступившем году российские работодатели уже не так обеспокоены вопросами контрольно-надзорной деятельности. На первый план вышли проблемы, связанные с тарифами, высокими налогами и недостатком квалифицированных кадров. Впрочем, более половины из них всё же ожидают необходимых преобразований в этой сфере и снижение административной нагрузки, связанной с госконтролем. Основными направлениями контрольно-надзорной реформы в 2018 году станут устранение избыточных и устаревших требований, пересмотр Кодекса об административных правонарушениях, внедрение информационных технологий, а также доработка проверочных листов для предприятий и профилактика нарушений у работодателей. Модернизация системы государственного и муниципального контроля и надзора зафиксирована законопроектом, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме.
«Избыточное давление со стороны надзорных органов испытывают почти 40 % бизнесменов» - утверждает глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Эти данные получены в ходе опроса бизнес-сообщества. Уточним, что в 2017 году плановые проверки проходили в 87 % компаний-респондентов, а внеплановые — в 47 %. За 3 года плановых проверок стало меньше. Однако ситуация с внеплановыми проверками практически не изменилась, подчеркнул Александр Шохин.
«Михаил Анатольевич (Абызов) активно подталкивает бизнес к тому, чтобы он своевременно реагировал на инициативы правительства и федеральных органов власти в области контрольно-надзорной деятельности. Это наиболее продуктивный диалог в рамках всех программных комитетов, мы его пытаемся использовать и по другим приоритетным государственным программам», — сообщил глава РСПП.
Предприниматели ведут активную работу по продвижению контрольно-надзорной реформы. На сегодняшний день подготовлено более 400 предложений по актуализации предъявляемых к предпринимателям требований, которые преобразованы в так называемые «дорожные карты». Правда, реакция властей на поступившие предложений пока не оперативна. Для снижения нагрузки на предприятия предлагается ограничить проверку обязательных требований, которые установлены до введения процедуры оценки регулирующего воздействия (в 2014 году). Также предложены инициативы по внедрению принципа one in — two out (каждое новое требование вводится после отмены двух других), пересмотру КоАП и совершенствованию проверочных листов.
Михаил Абызов согласен с тем, что темпы реализации «дорожных карт» по пересмотру требований действительно пока невелики. Однако, в 2018 году планируется рассмотреть их в полном объеме. В отношении пересмотра КоАП министр настроен решителен - «Сегодня его структура не учитывает соразмерность штрафов объёмам бизнеса. В результате штрафы, которые предъявляются бизнесу, зачастую приводят к его закрытию». Что касается доработки проверочных листов – планируется выделить требования, являющиеся основополагающими для осуществления государственного контроля. Лишние требования, по-видимому, уберут.
Насчёт соотношения плановых и внеплановых проверок Михаил Абызов сообщил следующие важные статистические данные: «За 2017 год количество плановых проверок на федеральном уровне было сокращено в сравнении с 2016 годом на 30%. Сокращение в 2016 году по сравнению с 2015 годом составило 15%. Таким образом, за два года количество плановых проверок с более миллиона единиц сокращено до 450 тысяч. И в 2018 году в заявке, которую мы согласовали с органами прокуратуры, по плановым проверкам также есть снижение на 8%. В итоге в 2018 году мы сократили объём плановых проверок в два с половиной раза от уровня 2015 года. Это значительное снижение административной нагрузки. Не так успешно обстоят дела с внеплановыми проверками, их число в 2017 году по предварительным данным чуть сократилось. Количество внеплановых проверок всё ещё остаётся на уровне более миллиона, и это означает, что нам необходимо в приоритетном порядке в 2018 году с нашими государственными контрольными органами сконцентрироваться на реформе института внеплановых проверок».
Усовершенствованные механизмы проведения внеплановых проверок отражены в новом законе о госконтроле, который находится сейчас в Госдуме. Контрольно-надзорный орган, согласно документу, сможет, не инициируя внеплановую проверку, запросить информацию у предпринимателя либо использовать иные инструменты реагирования на целостный сигнал об опасности и угрозе, пояснил Михаил Абызов. Он заявил, что каждая из сторон заинтересована в более скором принятии закона о госконтроле. Законопроект уже собрал заключения от 47 субъектов, из них 46 положительны. Председатель комитета нижней палаты парламента по контролю и регламенту Ольга Савастьянова отмечает: «Мы понимаем, что та практика, которая на сегодняшний день существует в контрольно-надзорной деятельности, очень затратна по ресурсам, неэффективна по своим результатам и ущербна для бизнеса и экономики, должна уйти в прошлое. Оценивая тот законопроект, который поступил в Госдуму, можно сказать, что тут противоречий нет. Основные цели закона ориентированы на то, чтобы повысить безопасность граждан, качество продукции и услуг, радикально снизить административную нагрузку на бизнес. Он создаёт развёрнутую систему гарантий прав граждан и предпринимателей».
Еще одним инструментом реформирования системы контрольно-надзорной деятельности в 2018 году станет развитие современных информационных технологий и дистанционного взаимодействия между предпринимателями и надзорными органами. Вся отчётность будет переведена в электронный вид, а общение с инспекторами будет осуществляться через личные кабинеты. Заместитель главы Минэкономразвития Савва Шипов объявил о разработке программы «Цифровая экономика», позволяющей выполнить намеченные планы. «Мы предполагаем, что необходимо уйти от миллиардов сведений, которые предоставляет бизнес, к чёткой, понятной, прозрачной системе. Для этого необходимо создать реестр всех форм и требований по отчётности, которые существуют, и перейти к системе "одного окна". Это означает, что все данные, которые собираются с бизнеса, должны предоставляться один раз в понятной и прозрачной форме. Дальше все органы власти, которым требуются эти данные, должны получать их из одного места», — уточнил замглавы Минэкономразвития Савва Шипов.
Своя роль в оптимизации контрольно-надзорной деятельности и у Генеральной прокуратуры. В ведомстве подготовили законопроект, который расширяет перечень проверок, требующих согласования с прокуратурой. Данная мера снизит необоснованное давление на предприятия. Генеральный прокурор РФ Александр Буксман сообщает, что В 2017 году прокурорами выявлено около 170 тысяч нарушений закона в области контрольно-надзорной деятельности, внесено 33 тысяч представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 24 тысяч должностных лиц, а к административной — более 4 тысяч. На рассмотрение в суд направлено 2200 исков в защиту предпринимателей. «В психологии прокуроров произошли серьёзные изменения. Прежде их представляли как дубину, которая крушит всех налево и направо. Сегодня это совершенно другое ведомство, можно сказать, с человеческим лицом», — заявил Александр Буксман.
Министр Михаил Абызов поддерживает уход от «палочной» системы: «В 2017 году было принято революционное решение — перейти на новую систему оценки результативности и эффективности. Теперь мы проверяем эффективность работы территориальных органов по тому, как они смогли своей работой предотвратить ущерб и улучшить статистику по нанесённому вреду. Здесь крайне важно развитие элементов и институтов профилактики. По нашим данным, профилактикой можно охватить в 20 раз больше поднадзорных субъектов, чем контрольными мероприятиями».
Уже в феврале ожидается принятие обновлённого стандарта по профилактике нарушений, и, вместе с тем, увеличение охвата предприятий профилактическими мероприятиями.
Презентация Заместителя Министра экономического развития РФ Шипова С.В
Комментарии
свежо придание да вериться с трудом!