С декабря 2017 года Минтруд будет составлять рейтинг субъектов РФ по уровню соблюдения трудового законодательства. Методика его формирования уже разработана. Мероприятие будет проводиться ежегодно в целях реализации «Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015 - 2020 годы». Концепция содержит и ряд других мероприятий, призванных решить проблемы во взаимодействии контрольно-надзорных органов и работодателей.
Ключевые направления мероприятий:
обеспечение определенности, прозрачности и открытости федерального надзора в сфере труда (сюда входят актуализация НПА; подготовка методичек для работодателей по самообследованию на предмет соблюдения требований трудового законодательства; обеспечение информационного доступа к системе обязательных требований трудового законодательства);
формирование и пропаганда системы внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства («режим самоинспектирования» - работодатель самостоятельно проводит предварительную оценку соответствия своей деятельности требованиям трудового законодательства и своевременно принимает меры, направленные на предупреждение и устранение возможных нарушений, в частности путем разработки и реализации программ по улучшению условий труда);
создание условий для развития мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, к улучшению условий труда работников (сейчас работодатель замотивирован лишь экономически – штрафы за нарушения по КоАП; планируется создать систему стимулирования, при которой работодатель сам заинтересуется улучшением условий труда работников);
внедрение риск-ориентированных подходов к организации федерального надзора в сфере труда (методика определения категорированности предприятий по риску уже существует – по ссылке можно воспользоваться модулем для расчета категории риска своего предприятия);
развитие потенциала федеральной инспекции труда при осуществлении федерального надзора в сфере труда (разработка системы оценки эффективности деятельности государственных инспекторов труда; разработка профессиональных стандартов "государственный инспектор труда по правовым вопросам", "государственный инспектор труда по вопросам охраны труда");
оптимизация процессов взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками и работодателями (создание комплекса клиентоориентированных интерактивных онлайн-сервисов для работников и работодателей; повышение количества и улучшение качества оказанных информационно-консультационных услуг по телефону заявителям; повышение качества личного приема работников и работодателей должностными лицами государственных инспекций труда).
Непосредственно план мероприятий на 2015-2020 годы включает 31 позицию. Ближайшие – создание информационного справочника «Библиотека трудовых ситуаций» для работников и работодателей (декабрь 2017 г.); апробация системы добровольного внутреннего контроля работодателя на соблюдение требований трудового законодательства (в пилотных регионах, 2017-2018 гг.); обзор лучших практик самоинспектирования (ежегодно с декабря 2017 г.); внедрение риск-ориентированного подхода к организации федерального надзора в сфере труда (январь 2018 г.); разработка и реализация образовательных программ высшего образования по подготовке государственных инспекторов труда (август 2018 г.); мониторинг и оценка государственных программ регионов по улучшению условий и охраны труда (ежегодно с декабря 2017 г.); формирование ежегодного рейтинга субъектов РФ по уровню соблюдения трудового законодательства (ежегодно с декабря 2017 г.).
Само формирование рейтинга необходимо для повышения активности регионов в сфере охраны труда. Установлен ряд показателей, объединенных в 7 групп:
«Уровень соблюдения трудового законодательства»;
«Уровень соблюдения прав работников по вопросам оплаты труда»;
«Уровень соблюдения прав работников в области охраны труда»;
«Уровень легализации трудовых отношений»;
«Уровень ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства»;
«Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости»;
«Уровень производственного риска хозяйствующих субъектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации».
Рейтинговый балл по каждому показателю рассчитывается в интервале от единицы до ста. Наибольший балл (100) присваивается субъекту РФ с наилучшим значением показателя, наименьший (1) – с наихудшим значением. Затем вычисляется итоговый балл равный среднему геометрическому рейтинговых баллов по каждой группе показателей. Рейтинг субъектов РФ формируется по убыванию итогового рейтингового балла.
Каждый уровень содержит отдельные показатели, рассчитываемые по формулам.
«Уровень соблюдения трудового законодательства» определяется с учетом проверок, выявивших нарушения как непосредственно в регионе, так и в целом по экономической отрасли. Также учитывается количество обращений граждан в государственные инспекции труда по отрасли.
«Уровень соблюдения прав работников по вопросам оплаты труда» зависит от количества предприятий, задерживающих выплату заработной платы работникам; от количества предприятий, выплачивающих зарплаты ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда.
«Уровень соблюдения прав работников в области охраны труда» вычисляется по 2-м относительным показателям: количество работников, отстраненных от работы по требованию госинспекторов труда в связи с непрохождением подготовки по охране труда; количество запрещенных к использованию единиц средств индивидуальной защиты работников.
«Уровень легализации трудовых отношений» учитывает наличие в регионе комиссии по легализации трудовых отношений; количество оформленных трудовых договоров взамен гражданско-правовых договоров (либо при отсутствии таковых) при выявлении наличия факта трудовых отношений по отрасли.
«Уровень ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства» определяется по наличию сформированной системы ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства в регионе и на муниципальном уровне; количеству ведомственных проверок, выявивших нарушения.
«Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости» оценивается по относительным показателям численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с потерей трудоспособности на 1 рабочий день и более, со смертельным исходом, с установленным в текущем году профессиональным заболеванием; удельный вес сокрытых НС в общем числе расследованных НС.
«Уровень производственного риска хозяйствующих субъектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации» определяет долю предприятий в регионе, имеющих одну из категорий риска.
Заметно, что мероприятия по улучшению условий труда в стране всё больше стали приобретать научно-исследовательский уклон. Точно оценить благоприятность этого направления пока нельзя. Ведь только после продолжительной апробации применения методик можно судить об их пользе. Ясно одно, чтобы разобраться в большом объеме расчетов, нужно проявить усидчивость, а также запастись свободным временем.
Комментарии
количество запрещенных к использованию единиц средств индивидуальной защиты работников - ???
Если по этим показателям чем больше тем лучше..по пипец нам..
Ну что сказать преллестно, преллестно - еще адын не нужный дохумент для РБЛ
Куча никому ненужных бумаг в региональных департаментах...а как гибли в колодцах по трое-четверо, так и будут - к сожалению. Ибо правильно сказано А.Г.Федорцом - их так называемая "охрана труда" никакого, кроме случайного совпадения, отношения к реальным мероприятиям обеспечения безопасности человека на работе и мотивации рабовладельца не имеет.