Меню по разделу
+
Год назад уже освещался инцидент с ГИТ в Архангельской области. Однако привлечение общественного внимания не останавливает усердных инспекторов, и вновь на лицо превышение служебных полномочий.
Казалось бы, все нормы проведения плановых и внеплановых проверок достаточно подробно изложены в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля». В тексте закона чётко прописана периодичность проведения плановых проверок для ИП – раз в три года. Однако ГИТ Архангельской области и Ненецкому округу решил пренебречь изложенными в законе требованиями и проверить одну организацию целых два раза за год. Обо всём изложим по порядку.
В середине 2015 года ГИТ назначила плановую проверку в отношении нарьян-марской организации. Тогда никаких нарушений трудового законодательства выявлено не было. Все успокоились, но, как оказалось, напрасно. Весной в фирму приходит письмо, оповещающее, что в мае ей предстоит пройти внеплановую документарную проверку. Естественно, предприниматель возмутился – не успели ещё «остыть» следы старого инспектора, как снова проверка. В телефонном разговоре с инспектором он попытался донести эту мысль, на что получил ответ, мол, уплатите небольшой штраф и всё. Однако предприниматель оказался непоколебимым – написал официальный запрос в ГИТ, с просьбой разъяснить, из-за чего вновь назначают проверку. Ответ ГИТа вызвал недоумение – со ссылкой на Женевскую конвенцию указывалось, что с целью обеспечения эффективного применения действующих документов, касающихся охраны труда, ГИТ может проверять любую организацию так часто, как ему захочется.
Неудивительно, что подобный ответ не удовлетворил предпринимателя. Он обратился напрямую к бизнес-омбудсмену по защите прав предпринимателей Валерию Чупрову. Подобная ситуация, по словам последнего, для него знакома – именно с целью предотвращения незаконных проверок, по местному телевидению неоднократно транслировалась информация, куда следует обратиться в подобном случае. Заручившись поддержкой бизнес-омбудсмена, предприниматель обратился в суд.
В ходе разбирательства дела, ГИТ представил следующий документ. Согласно письму из Пенсионного Фонда РФ по НАО, у предпринимателя «присутствуют нарушения трудового законодательства при выплате работникам заработной платы». На основе этого ГИТ и собирался провести проверку, цитируя Трудовой кодекс, что основанием для проведения проверки может являться поступление «информации от должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль, о фактах нарушений работодателями требований закона». Казалось бы, всё законно, но всплыл нелицеприятный факт – при запросе ИП в Пенсионный Фонд (который, строго говоря, не является органом государственной власти, соответственно, по информации от такого лица нельзя проводить проверку), обнаружилось, что Пенсионный Фонд никакого письма в ГИТ не направлял.
Собрав все данные, мировой судья судебного участка №1 г. Нарьян-Мар пришёл к выводу, что действия Государственной инспекции труда являются незаконными.
К сожалению, судебная тяжба для предпринимателя будет длиться ещё долго – ГИТ, чтобы защитить своего инспектора, подал апелляцию на вынесенное решение. Однако этот инцидент наглядно показывает, как необходимо защищать свои законные права.
Комментарии
Международной организации труда N 81
об инспекции труда в промышленности и торговле
(Женева, 11 июля 1947 г.)
1. Инспектора труда, снабженные
а) беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции;
с) осуществлять любые *проверки, *контроль и *расследования, которые они могут счесть необходимыми,
Статья 16
Предприятия инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений.
Конвенция ратифицирована Российской Федерацией
Тут дело несколько в другом. Да, инспектор может проходить на территорию предприятия в любое время суток, но для этого у него должны быть основания. Как, например, для проведения внеплановой выездной - угроза жизни и здоровью, например. Всего их штук 5-6, оснований этих.
Посещать предприятие он имеет право, если у него есть основания для этого. Т.е. с ноги выбить дверь в продуктовый ларёк, и сказать "Всё, у вас проверка" - он не может. Это превышение.
Я не совсем понял: действие Законов у нас отменили?
Да, согласно Конвенции инспектор для осуществления контроля имеет право "беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие". Но именно для осуществления контроля, а не для экскурсии. В статьях 12 и 16 Конвенции не устанавливается порядок и содержание контроля, а также основания необходимости проверок и обеспечения их эффективности. Эти вопросы входят в компетенцию национального законодательства и подробно регламентированы соответствующими федеральными законами. Именно эти законы обеспечивают возможность реализовать положения Конвенции и никакого правового конфликта норм здесь нет.
В ТК РФ Вы почему-то выделяете из нормы отдельны фразы, игнорируя другие, в результате чего искажаете смысл