Начнется ли когда-то реальный пересмотр правил по ОТ - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Академия

Начнется ли когда-то реальный пересмотр правил по ОТ

Начнется ли когда-то реальный пересмотр правил по ОТ

Российские профсоюзы в очередной раз подняли вопрос о качестве нормотворчества в сфере охраны труда – пишет центральная профсоюзная газета  Солидарность. Чиновники во многих случаях сводят «регуляторную гильотину» к формальному переписыванию старых правил ОТ, используя принцип «здесь добавим, тут убавим». При этом содержание многих норм по сути остается прежним, хотя именно оно и должно коренным образом меняться.

Яркий пример отсутствия внятных изменений — утвержденные Минтрудом РФ Правила по охране труда в строительстве, Правила ОТ при работе на высоте, Правила ОТ при эксплуатации электроустановок. У чиновников нее было никаких препятствий для разумных корректировок, ликвидирующих пробелы в правилах охраны труда. Вместо этого была создана видимость эффективной нормотворческой работы.

Статистика подтверждает «активность» регуляторной гильотины — в ходе реформирования системы обязательных требований охраны труда, включенных в нормативные акты, в РФ были приняты и приобрели законную силу 40 новых правил по ОТ. На момент начала реформы таких документов насчитывалось 113.

Такое сокращение вызывает тревогу профсоюзов, так как для многих отраслей правила не разработаны. Среди них есть и те, где функционируют предприятия с чрезвычайно высоким и высоким уровнем риска, а также опасные производственные объекты. К таким отраслям относится образование, геологоразведка, авиация, сфера использования беспилотников и др. Также отсутствуют внятные критерии, определяющие количество правил.

Между тем, именно в правилах по охране труда устанавливаются ключевые принципы организации безопасного производственного процесса. В них прописываются нормы, выполнение которых гарантирует продуктивный и безопасный труд работников.

У работодателей остается множество вопросов и недопониманий. Непонятно в соответствии с каким графиком или планом нужно разрабатывать правила охраны труда. Какие органы и организации обязаны этим заниматься. Чиновники Минтруда РФ пока не дают разъяснений, что способствует усугублению негативных последствий, связанных с отсутствием правил. В таком случае «регуляторная гильотина» превращается в простую формальность, поэтому не стоит удивляться перспективе увеличения числа фактов производственного травматизма. Одновременно усложняется применение мер юридической ответственности по отношению к виновным должностным лицам за несчастные случаи на производстве и профзаболевания.

Накопившиеся проблемы необходимо решать на законодательном уровне. Следует утвердить четкие планы разработки Правил по ОТ с установлением сроков и перечнем субъектов, обязанных заниматься такой деятельностью. Нужно выделить приоритеты подготовки правил, основываясь на особенностях классов профессиональных рисков, определить меру ответственности лиц за неисполнение обязанности по разработке правил.

Тема, поднятая в очередной раз, профсоюзами действительно серьезная. Обратите внимание, например, к нашей «публикации о пересмотре правил в 2021 году, мы приводили тогда цитаты из заключений на правила об оценке регулирующего воздействия: «В проекте правил содержатся положения, не соответствующие современному уровню технологического развития» или «Требования правил являются устаревшими, несоответствующими современным технологиям и не предусматривающими использование более современного оборудования». А чего стоят только текущие требования безопасности к «уборке крыш от снега» -  А ведь травматизм на этих видах работ сохраняет свои высокие показатели. И аналогичные проблемы есть в этом разрезе практически по всем основным правилам. Еще лет 30 такого подхода к пересмотру правил по ОТ и отдельные их положения точно начнут отмечать свое столетие.

Денис Ронжин

array_merge(): Argument #1 must be of type array, null given