На главную
На главную

Новое ЧП с поднятым кузовом грузовика – есть ли пути решения застарелой проблемы? Новые правила по ОТ на автомобильном транспорте.

Новое ЧП с поднятым кузовом грузовика – есть ли пути решения застарелой проблемы? Новые правила по ОТ на автомобильном транспорте.
ФОТО: 66.mchs.gov.ru

Шокирующие кадры дорожного ЧП с КАМАЗом в Екатеринбурге увидели миллионы соотечественников в различных соцсетях и мессенджерах. Примечательно это происшествие тем, что оно на первый взгляд является прямым следствием нарушений правил по охране труда.

Трагедия с летальным исходом для водителя произошла вечером 29 сентября. Самосвал «КамАЗ» ехал с поднятым кузовом, в результате чего кузов зацепил пешеходный мост, который сошел с опор и обрушился прямо на кабину.

По случайности пешеходов в этот момент на переходе не было, в противном случае могли бы быть многочисленные жертвы.

В пресс-службе Свердловской областной прокуратуры сообщили «В ходе надзорных мероприятий прокуратура выяснит причину обрушения моста. Будет установлено, когда проводился ремонт или обследование моста на предмет устойчивости его конструкции. Также будут запрошены документы о техническом состоянии самосвала, будет установлено, проводился ли перед выходом в рейс техосмотр грузовика. По предварительным данным, у самосвала открылся кузов, в результате чего КамАЗ снёс часть моста. Пешеходов на мосту в момент обрушения не было.»

На сайте регионального отделения Роструда информации о данном происшествии нет.

Очевидно, что в результате расследования будет наверняка установлена вина водителя, который ехал с поднятым кузовом. Маловероятно, но также можно допустить, что причиной ЧП явилось и техническая неисправность автомобиля, в силу которой кузов поднялся самопроизвольно.

Вне зависимости от этого мы хотим акцентировать Ваше внимание на том, что подобные происшествия с поднятыми кузовами грузовых автомобилей происходят достаточно регулярно. Это десятки, сотни ежегодных случаев. И последствия такой безалаберности водителей весьма печальны: человеческие жертвы и огромные экономические потери в результате повреждений транспортных средств, мостов, линий электропередач, теплотрасс и т.д.

Человеческий фактор – официальная причина в подавляющем большинстве всех таких происшествий.

Есть ли реальное решение этой застарелой проблемы? 

Есть. Здравомыслящие работодатели понимают, что человеческий фактор будет всегда присутствовать, человек не робот. Поэтому многие из них самостоятельно ставят зуммер, дублируют штатную сигнальную лампу на яркую и в видном месте и т.д.

Но самое грамотное и эффективное решение – установка устройства ограничения скорости (УОС). Если кузов поднят, датчик срабатывает и снижает скорость до 5 км/ч, и только после того, как кузов полностью опустится, водитель сможет набрать необходимую скорость.

Думается, что на законодательном уровне, необходимо обязать владельцев и производителей самосвальной техники устанавливать такие устройства в обязательном порядке. Сколько можно отыгрываться на уставших водителях. 

Как урегулирована эта проблема в НПА по охране труда.

Требования есть и впервые они появились в приказе Минтруда России от 06.02.2018 N 59 “Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте”.

пункт 91. Запрещается: Пускать двигатель и перемещать транспортное средство при поднятом кузове
пункт 274. Запрещается: Движение автомобиля-самосвала с поднятым кузовом.

В настоящий момент на федеральном портале проектов нормативно правовых актов размещен проект новых Правил по охране труда на автомобильном транспорте. Имеются ли в них указанные выше требования? Да имеются, и в точно такой же формулировке, но с новой нумерацией самих пунктов, теперь это пункт 81 и 261. 

Каких-либо изменений конкретно по данной проблематике в новых правилах нет. И раз проблема не решена, то очевидно, что имеющихся формулировок недостаточно. Пора вводить дополнительные требования, в т.ч. технические требования к самому автотранспорту.

Немного о проекте новых правил по ОТ на автомобильном транспорте.

О формальном подходе к пересмотру всех правил по охране труда мы уже неоднократно писали ранее. Везде зачем-то меняется нумерация всех пунктов, удаляется несколько единичных положений, меняется несколько слов русского языка на синонимы и не более. Все делается под копирку. Не являются исключением и новые правила по ОТ на автомобильном транспорте.

На что мы обратили внимание в этот раз - к требованиям охраны труда при эксплуатации транспортных средств в правилах отведено всего 20% от общего объема их содержания. Это неправильно. В тоже время в правилах есть такие разделы, как например, «Требования ОТ при выполнении плотницких работ». Нужен ли он на самом деле и зачем?

Очевидно, что нельзя охватить необъятное. И скорее всего правила не станут хуже, если там не будет таких странных и устаревших требований, как «при работе с топором ступни ног работника должны быть поставлены на расстоянии не менее 30 см друг от друга» или «не брать рукоятку (речь о той, которой заводят старые автомобили) в обхват большим пальцем - пальцы руки должны быть с одной стороны». Регуляторная гильотина отдыхает. Да и сам Минтруд определил в качестве цели текущего обновления «исключение устаревших и избыточных требований». Кто-нибудь когда-нибудь измерял расстояние между ступнями работников? Проводил ли кто-то вообще исследование почему 30, а не 31 см или 33 см. Даже интересно, какое заключение ОРВ будет в отношении этих Правил.

Но самое интересное в сводном отчете к новым правилам на автомобильном транспорте, который также опубликован на портале проектов нормативно правовых актов, в нем путают по тексту названия самих правил - их вдруг решили назвать Правилами по ОТ в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

правила по ОТ на автотранспорте - ошибка.JPG

А дальше в отчете в описании проблемы еще интересней - ответственные за подготовку правил пришли к тому, что необходимо установление актуализированных требований охраны труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ путем издания ведомственного приказа.

правила по ОТ на автотранспорте - ошибка2.JPG

Это сказать в переносном смысле слова вообще "каша" какая-то получается и в определенный момент разум перестает вникать в суть документа, подписанного кстати Руководителем структурного подразделения разработчика, ответственного за подготовку нормативно-правового акта, т.е. Департамента условий и охраны труда Минтруда РФ.

Андрей Петровский
2 234 5 14
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии

3 Мне нравится
Александр ГЕС
Итак камазист ехал с поднятым кузовом и снес мост.. То что кузов поднят - виноват водитель. Водитель виноват в том что он не поставил в камаз УОС. Решение проблемы - обязать водителей ставить такие устройства путем издания новых правил по охране труда. Которые после издания водитель прочитает и под страхом штрафа непременно поставит УОС.

Или может работодатель прочитает новые правила и поймет - ага тут не хватает УОС а наш камаз без УОСа всегда ездит с поднятым кузовом.

Ваще не фтыкаю причем тут Минтруд и разве поднятый кузов это проблема работодателя? Поднятый кузов у камаза это проблема эксплуатирующией камаз организации. Ага! Но камазист может быть ИП а камаз черти у кого арендован. Разве может сам ИП сам себя контролировать как работодатель?

Итак за поднятый кузов камаза и отсутствие УОС оштрафуют либо самого водителя либо работодателя.

С разрабами НПА понятная и банальная проблема - у них просто не хватает компетенции написать все правильно и они просто отрабатывают заказ Минтруда - накропать столько страниц требований.
2 Мне нравится
Попова Светлана
Да, действительно, "каша".
Но каша, как правило, варится из какого-либо одного вида крупы, а в рассматриваемом Сводном отчете законодатели умудрились перемешать "несколько видов круп".

В п.6.3 отчета они ссылаются на ТК РФ. Этот документ разработан на принципах научного исследования - через анализ разделения по частям (парадигма редукционизма).

Люди согласно ТК разделены по профессиям и должностям. Взаимодействия между работниками и внешними участниками движения не рассматриваются в принципе. Трудовые функции зафиксированы (статичны) в письменном ТД. Охрана труда - комплекс зафиксированных в ТК мероприятий. Динамики в виде "управления изменениями" - нет. В документе строгая трудовая дисциплина и подчиненность. Линейность в расследованиях. Опасный производственный фактор и вредный производственный фактор - строго зафиксированы и перечислены в инструкциях и правилах, потенциально статичны.

И вот в эту описанную выше систему охраны труда ( простую как Запорожец) законодатели решили добавить немного "изученного международного опыта". Написала "немного", потому что директив ЕЭС гораздо больше, чем упоминается в отчете. Более того эти европейские директивы еще и взаимосвязаны, а из "песни", как говорится, "слов не выкинешь".
Есть Директивы 89/391 (рамочная), 89/654 (рабочие места), 89/656 (СИЗ), 90/269 (ручное перемещение грузов), 90/270 (дисплеи) и еще много-много всего прочего. Ссылка - ниже.

https://osha.europa.eu/en/legislation/directives/2

Но, главное даже не это. Парадигма (представления, терминология) "редукционизма" в некотором роде противоположна по смыслу парадигме "холизм", в которой написаны директивы ЕЭС.

Холизм - это цельное представление об исследуемом, как пример, большая комплексная динамическая системная картина дорожного движения и транспортной инфраструктуры. Девиз холизма - "Целое больше составных частей". Поэтому учтены все участники движения (водители, работодатели, эксперты, регуляторы, владельцы и подрядчики по дорожной инфраструктуре и прочие заинтересованные). Риск -ориентирование (управление рисками) можно прописать только при системном подходе, так как только он позволяет видеть динамическую реальную картину, а "риск" величина переменная. Уменьшить риск - означает снизить вероятность или тяжесть предполагаемого события. Решений (управленческих, инженерных, административных) может быть множество, в том числе и замечательное предложение автора статьи " применение устройства ограничения скорости - УОС".

В отчете сказано, что законодатели "изучали международный опыт". Как они изучали?

Ниже ссылки на материалы агентства Европейского союза по безопасности транспортных средств. Электронное руководство доступно на русском языке в машинном переводе - можно выбрать нужный язык. Перевод не идеален, но суть понятна.

По гиперссылкам можно найти очень много материала по хорошей практике, законодательстве ЕЭС и как оно работает, распределении ответственности и т.д.

https://eguides.osha.europa.eu/vehicle-safety/

О самом электронном руководстве можно почитать здесь.

https://eguides.osha.europa.eu/vehicle-safety/about

Рассматриваются безопасность вождения, безопасность на рабочем месте, работа на дороге или рядом с ней, реальность событий.

Самая большая проблема нашего законодательного "редукционизма" в "упрощении" и детализации "мировоззрения".
В частности делать акцент на безопасность в общем и целом по "профессии".
1 Мне нравится
Игорь Завитков
За постперестроечное время ни разу я не слышал упоминания о великих писателях России. Некрасов, Салтыков-Щедрин, Крылов, Грибоедов. А ведь всё осталось прежним. "А вы, друзья, как не садитесь-все в музыканты не годитесь". Смешно слышать околонаучные измышления, личностей, мнящих себя западнофилами.
2 Мне нравится
Владимир Сомов
даже у жигулей есть сигнализация незакрытой двери.
почему в камазе не предусмотрена сигнализация поднятого кузова - единственный вопрос.
всё остальное от лукавого - от мошенников, пытающихся подменить фундаментальную науку, написанную кровью, сетевыми тренингами с целью выклянчить пару грошей :coquet:
2 Мне нравится
Игорь Завитков
Если взять такой ОПО как автокран, подпадающий под 116 ФЗ, то набор подобной сигнализации там есть, как и требование проводить ЧТО и ПТО, а также регистрировать его. Сигнализация безопасности есть даже в современных ножничных автоподъёмниках и даже в ряде авто и электропогрузчиках. Что касается отечественных самосвалов, то тут полное отсутствие требований по сигнализации как в годы пятилеток. За мою бытность, я встречался и был наслышан о целой куче ЧП с самосвалами, экскаваторами и тяжёлыми авто, имеющими крупные габариты. Тут и крушения и кремация водителей разгильдяев под ЛЭП. Вот где простор для московских деятелей, но мне кажется, что они считают что хрустящие французские булки растут на деревьях в г. Париже
1 Мне нравится
Вячеслав Темник
Цитата
Владимир Сомов пишет:
автотранспорту
Вообще то у Камаза есть устройство которое сигнализирует о поднятом кузове, а вот почему оно не работало именно на этой машине вопрос надо задать механику на выпуске, или тому, кто выполняет его обязанности.
1 Мне нравится
Попова Светлана
Описание инженерной системы предупреждения о поднятии кузова (TS Body Raised Warning) можно посмотреть по ссылке. Здесь же можно посмотреть видео инцидентов.

https://www.transportsupport.co.uk/2017/10/10/new-ts-tip-guard-body-raised-warning-system/

Система предотвращает подъем кузова, указывая водителю, что кузов поднят с помощью звукового/визуального предупреждения. Используется звуковой оповещатель 100дБ. Устанавливается в кабине водителя под приборной панелью.

Вся инженерия связана с прикладными науками. Прикладная наука - это практическая наука. Она и развивает технологии.

Фундаментальная наука - это физика, химия. Описывает объекты, силы, отношения между ними. Если бы мы говорили о сумме потенциальной (накопленной) и кинетической энергии (энергии движения), которая была у грузовика и передалась на мост при столкновении, то имели бы в виду фундаментальную науку, в частности физику Ньютона.
0 Мне нравится
Иван Иванов
Про технику можно много говорить, но достаточно вспомнить как зачастую тяжелая техника ежегодный осмотр проходит в органах ГТН, думаю этим все и сказано.
1 Мне нравится
Игорь Завитков
К чему тут Ньютон?. И так ясно что импульс силы колоссальный, высота препятствия, после элементарной проверки на соответствие нормативам даст какой-то ответ, скорее всего нарушений при проектировании не будет обнаружено. Масса спецтехники находится в частных руках или на балансе мутных фирм. Вот пусть владелец и отвечает деньгами и уголовной ответственностью. Народ сильно распустился из-за тотальной коррупции надзора и контроля.
0 Мне нравится
Попова Светлана
"К чему тут Ньютон?"
К тому!!! Мужикам стыдно не знать.

Основной закон динамики - второй закон Ньютона.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Второй_закон_Ньютона

Теорема об изменении количества движения (импульса) системы - является следствием законов Ньютона.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Теорема_об_изменении_количества_движения_системы

Отсюда -из этих формул и берутся Расчеты судебных экпертов, если кому-то и что-то необходимо будет доказать.
Результаты расчетов и составляют объективную базу доказательств в класической механике. Или по-вашему откуда "нормативка" для проектирования берется?

Остальное все ... ваша субьективная ЛИРИКА.
2 Мне нравится
Игорь Завитков
Я, кажется, упомянул про импульс силы, что относится по закону Ньютона, к данному телу с постоянной массой и со скоростью намного меньшей скорости света. По телу с переменной массой выложил законы наш учёный - Циолковский. Я Вам уже не раз писал, чтоб Вы были осторожны, когда включаете "умняк", мне известны все выкладки этих законов по роду моей бывшей деятельности, с применением дифференциального и интегрального исчисления. Но тут всё проще и касается элементарной дисциплинированности и воспитанности. Выполнение правил ОТ на автотранспорте не соблюдалось и судебные эксперты не будут вспоминать физиков и математиков, а проверят может только проектную и исполнительную документацию на сооружение и техническое состояние самосвала. Бросьте преклоняться перед западом и приводить в примеры их методику. Я уже говорил вам, что у них всё жёстче, и подобный водитель с руководителем окончит свою жизнь под мостом или чернорабочим.
2 Мне нравится
Игорь Завитков
Вообще, на западе (перед которым Вы преклоняетесь) не упоминают Русские фамилии учёных. Таблицу Менделеева называют просто периодической, и даже не знают кто он. То же и прочих наших великих людей. У вас чудовищное самомнение, граничащее с невежеством. Изучайте естественные науки не по википедии, которая только наносит только вред, а по учебникам. И поработайте в реальном секторе экономики. Только не называйте посторонних людей мужиками, иначе в коллективе Вас не поймут
1 Мне нравится
Попова Светлана
"У вас чудовищное самомнение, граничащее с невежеством" - пусть это останется на Вашей совести. Я на личности не перехожу.
Если вам не понравилось слово "мужики", и вы приняли близко к сердцу это слово, что же - прошу прощения.

Это было сказано потому, что для меня, как бывшего инженера -конструктора крупного предприятия, ваше " К чему тут Ньютон?" - звучало технически как большое оскорбление. Я не "умничаю" и никогда этого не делаю, а просто делюсь опытом и навыками работы в реальном секторе производства и того, чем хочу поделиться.
Пишу здесь потому, что "за державу обидно" и ничего более. Никаких денег я не получаю и даже не знаю, как в сети зарабатывают.
Мне это неинтересно. Не нужно всех мерить по себе и оскорблять.

Единицей силы в международной системе СИ считается Ньютон. Это факт.
Нагрузки измеряются отношением силы к площади элемента в Ньютонах на метры в квадрате - это тоже факт.
Есть такая наука "сопромат". О каком Циалковском вы говорите? При чем здесь скорость света и ракетостроение?

СОТы повсеместно сталкиваются с такими нагрузками на производстве.
Нагрузки бывают:
постоянные (вес оборудования)
сосредоточенные (колонны, столбы)
подвижные (автомобили)
распределенные (снег, вода)
объемные (вес материала при складировании)
статические (нарастают плавно)
динамические (действуют быстро, к примеру, ударные нагрузки при забивке свай, столкновениях)
циклические (изменяются со временем по циклу)
внешние (реакция связей)
внутренние (внутри опоры, элементов) и т.д.

К сожалению, инженерное дело у нас сейчас - ниже плинтуса. Я это вижу. И обратную связь на свои сообщения вижу.
Написано более 2 десятков статей. Они активно и почему-то именно сейчас увеличивают число просмотров, хотя написаны были более 2 -х лет назад и активно критиковались в комментариях.

Всем добра.
0 Мне нравится
Павел
Цитата
Попова Светлана написал:
инженерное дело у нас сейчас - ниже плинтуса
это точно... одни пальцы...

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.