Шокирующие кадры дорожного ЧП с КАМАЗом в Екатеринбурге увидели миллионы соотечественников в различных соцсетях и мессенджерах. Примечательно это происшествие тем, что оно на первый взгляд является прямым следствием нарушений правил по охране труда.
Трагедия с летальным исходом для водителя произошла вечером 29 сентября. Самосвал «КамАЗ» ехал с поднятым кузовом, в результате чего кузов зацепил пешеходный мост, который сошел с опор и обрушился прямо на кабину.
По случайности пешеходов в этот момент на переходе не было, в противном случае могли бы быть многочисленные жертвы.
В пресс-службе Свердловской областной прокуратуры сообщили «В ходе надзорных мероприятий прокуратура выяснит причину обрушения моста. Будет установлено, когда проводился ремонт или обследование моста на предмет устойчивости его конструкции. Также будут запрошены документы о техническом состоянии самосвала, будет установлено, проводился ли перед выходом в рейс техосмотр грузовика. По предварительным данным, у самосвала открылся кузов, в результате чего КамАЗ снёс часть моста. Пешеходов на мосту в момент обрушения не было.»
На сайте регионального отделения Роструда информации о данном происшествии нет.
Очевидно, что в результате расследования будет наверняка установлена вина водителя, который ехал с поднятым кузовом. Маловероятно, но также можно допустить, что причиной ЧП явилось и техническая неисправность автомобиля, в силу которой кузов поднялся самопроизвольно.
Вне зависимости от этого мы хотим акцентировать Ваше внимание на том, что подобные происшествия с поднятыми кузовами грузовых автомобилей происходят достаточно регулярно. Это десятки, сотни ежегодных случаев. И последствия такой безалаберности водителей весьма печальны: человеческие жертвы и огромные экономические потери в результате повреждений транспортных средств, мостов, линий электропередач, теплотрасс и т.д.
Человеческий фактор – официальная причина в подавляющем большинстве всех таких происшествий.
Есть. Здравомыслящие работодатели понимают, что человеческий фактор будет всегда присутствовать, человек не робот. Поэтому многие из них самостоятельно ставят зуммер, дублируют штатную сигнальную лампу на яркую и в видном месте и т.д.
Но самое грамотное и эффективное решение – установка устройства ограничения скорости (УОС). Если кузов поднят, датчик срабатывает и снижает скорость до 5 км/ч, и только после того, как кузов полностью опустится, водитель сможет набрать необходимую скорость.
Думается, что на законодательном уровне, необходимо обязать владельцев и производителей самосвальной техники устанавливать такие устройства в обязательном порядке. Сколько можно отыгрываться на уставших водителях.
Требования есть и впервые они появились в приказе Минтруда России от 06.02.2018 N 59 “Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте”.
В настоящий момент на федеральном портале проектов нормативно правовых актов размещен проект новых Правил по охране труда на автомобильном транспорте. Имеются ли в них указанные выше требования? Да имеются, и в точно такой же формулировке, но с новой нумерацией самих пунктов, теперь это пункт 81 и 261.
Каких-либо изменений конкретно по данной проблематике в новых правилах нет. И раз проблема не решена, то очевидно, что имеющихся формулировок недостаточно. Пора вводить дополнительные требования, в т.ч. технические требования к самому автотранспорту.
О формальном подходе к пересмотру всех правил по охране труда мы уже неоднократно писали ранее. Везде зачем-то меняется нумерация всех пунктов, удаляется несколько единичных положений, меняется несколько слов русского языка на синонимы и не более. Все делается под копирку. Не являются исключением и новые правила по ОТ на автомобильном транспорте.
На что мы обратили внимание в этот раз - к требованиям охраны труда при эксплуатации транспортных средств в правилах отведено всего 20% от общего объема их содержания. Это неправильно. В тоже время в правилах есть такие разделы, как например, «Требования ОТ при выполнении плотницких работ». Нужен ли он на самом деле и зачем?
Очевидно, что нельзя охватить необъятное. И скорее всего правила не станут хуже, если там не будет таких странных и устаревших требований, как «при работе с топором ступни ног работника должны быть поставлены на расстоянии не менее 30 см друг от друга» или «не брать рукоятку (речь о той, которой заводят старые автомобили) в обхват большим пальцем - пальцы руки должны быть с одной стороны». Регуляторная гильотина отдыхает. Да и сам Минтруд определил в качестве цели текущего обновления «исключение устаревших и избыточных требований». Кто-нибудь когда-нибудь измерял расстояние между ступнями работников? Проводил ли кто-то вообще исследование почему 30, а не 31 см или 33 см. Даже интересно, какое заключение ОРВ будет в отношении этих Правил.
Но самое интересное в сводном отчете к новым правилам на автомобильном транспорте, который также опубликован на портале проектов нормативно правовых актов, в нем путают по тексту названия самих правил - их вдруг решили назвать Правилами по ОТ в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
А дальше в отчете в описании проблемы еще интересней - ответственные за подготовку правил пришли к тому, что необходимо установление актуализированных требований охраны труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ путем издания ведомственного приказа.
Это сказать в переносном смысле слова вообще "каша" какая-то получается и в определенный момент разум перестает вникать в суть документа, подписанного кстати Руководителем структурного подразделения разработчика, ответственного за подготовку нормативно-правового акта, т.е. Департамента условий и охраны труда Минтруда РФ.
array_merge(): Argument #1 must be of type array, null given