На главную
На главную

Оценка профессиональных рисков – что делать с результатами?

Оценка профессиональных рисков – что делать с результатами?

Безусловно, оценка профессиональных рисков на рабочих местах это прямая обязанность специалиста по охране труда (СОТа), по крайней мере – организация данной работы. К подобной оценке могут привлекаться и различные технические специалисты, и лаборатории (естественно - при необходимости), да и представители службы по персоналу тоже не должны оставаться безучастными, но в любом случае, возглавить эту работу придется СОТу. С него же потом за её результаты и последствия будет спрос.

О том, насколько тесно иногда связана работа СОТа и кадровика уже говорилось в статье про штрафы за СОУТ. Почти такая же зависимость возникает и при проведении оценки профессиональных рисков.

Начнем с того, что инспектора ГИТ единодушны в данном вопросе - если предприятие не разработало у себя систему управления охраной труда, в которую включено управление профрисками,  значит оно игнорирует требования статьи 209 ТК РФ, где дается понятие этого самого действия:

«Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков»

Следовательно, работодатель не оценивающий профриски с учетом своей специфики, не выявляющий, не устраняющий и не снижающий их воздействие, дает возможность ГИТ оштрафовать себя на 80 тыс. рублей, согласно ч.1 ст 5.27.1 КоАП.

Можно долго спорить и рассуждать о том, что по оценке профрисков отсутствует законодательная база, нет официальной методики этой оценки утвержденной федеральным органом исполнительной власти, как прописано в ч.14 ст.209 ТК РФ. К тому же инспектор ГИТ во время проверки не должен выходить за рамки проверочных листов (контрольных вопросов), среди которых пока не наблюдаются конкретные требования к наличию на предприятии оцененных и управляемых профессиональных рисков.

Но факт остается фактом – и штрафы предприятия получают, причем не только за отсутствие работы специалистов по охране труда в направлении оценки профрисков, но и за то, что с полученными результатами этой самой оценки работники предприятия не ознакомлены как положено.

И вот тут возникает два логичных вопроса:

1.  Как же правильно провести оценку рисков на рабочих местах, особенно, если на предприятии не одна сотня рабочих мест (РМ) и профессий?

2. Как правильно ознакомить работников с их профессиональными рисками, что бы проделанная работа не пропала даром и принесла понимание не только самим работникам, но и удовлетворила инспекторов ГИТ?

На первый вопрос однозначного ответа нет. Но, в любом случае, на начальном этапе оценки рисков, если уж за неё браться, СОТу и кадрам усилия придется объединить.

Оптимальный порядок работы выглядит почти так же, как процедура специальной оценки условий труда (СОУТ):

1. Составление перечня РМ и профессий, на которых намечено провести оценку рисков.

2. Уточнение количества работающих на каждом РМ, подлежащем оценке профриска.

Без помощи кадров в первых двух вопросах  СОТу разобраться будет трудно, да и не совсем в его компетенции.

Далее, желательно привлекать технологов и «узких» специалистов, что бы точно определить:

3. Какие конкретно операции и с какой частотой совершают работники на своих рабочих местах.

4. Выявление опасных операций (их и стоит рассматривать, как наличие риска).

5. Определение количества и частоты опасных операций (рисков).

6. Поиск технических и административных возможностей для снижения тяжести выявленного риска или его полного устранения.

А вот следующим пунктом, СОТу, скорей всего, предстоит заниматься самостоятельно.

7. Анализ выявленных рисков и расчет их значимости.

Здесь, как правило, используются понятия – низкий, средний или высокий риск, которые зависят от числовых значений, полученных при расчетах значимости рисков. Единой методики нет, но можно выбрать для себя наиболее приемлемый вариант из того что есть.

Если уж для СОТа работа по оценке рисков окажется непосильной задачей, а у предприятия найдутся лишние средства, то всегда можно обратиться к независимым экспертам и специалистам аккредитованных организаций, которые не откажут в квалифицированной помощи.

Последний, завершающий пункт в процедуре:

8. Информирование работников о наличии и уровне профрисков на их рабочих местах.

Инспектор ГИТ останется доволен, если обнаружит, что в трудовые договора (допсоглашения) трудящихся внесены не только сведения по СОУТ, но и информация о профессиональных рисках. Аргументируется требование тем, что понятие "условия труда" включает в себя не только класс/подкласс, взятый из карты спецоценки, а нечто большее, например - факторы трудового процесса и производственной среды, в которой этот процесс происходит. Всё вместе и оказывает влияние на здоровье работающего человека (ч. 2 ст. 209 ТК РФ) и может причинять ему вред, а значит, является профриском.

Если кадровик не захочет отразить в трудовом договоре данные по выявленным рискам, то хотя бы ссылку, например на карту оценки рисков, которую составил СОТ, ему сделать придется. Главное, что бы сотрудник ознакомился под роспись с такой картой и его информировали не только о результатах спецоценки, но и о собственных профессиональных рисках.

Вот тогда СОТ и кадровик могут вздохнуть спокойно, ведь им будет не сложно доказать любому инспектору, что задачи, связанные с условиями труда работников реализованы в полном объеме, люди с результатами ознакомлены, меры приняты, а требования ТК РФ выполнены.

На Вашем предприятии (организации) проведена оценка профессиональных рисков на рабочих местах?

  
Ева Панина
7 166 6 18
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии

1 Мне нравится

Есть ответ онлайн-инспекции труда о необходимости проведения оценки рисков.

Штрафовать пока незачто.

0 Мне нравится
Елена Пан
Цитата
Константин Амелькин пишет:
Штрафовать пока незачто.
Главное, что бы инспектора это знали. Методики нет, а требование - есть.
Вроде даже тут на форуме попадались пострадавшие от штрафов за отсутствие оценки рисков в своем управлении охраной труда. :dontknow:
0 Мне нравится
AGVeles
Из этой статьи так и не ясно были ли случаи штрафов. И сколько. И чем такие случаи отличаются от курьезов.
1 Мне нравится
Попова Светлана
Концептуальный подход к управлению профессиональными рисками, изложенными в статье 209 Трудового Кодекса находится в остром противоречии с концептуальным подходом международного стандарта ГОСТ Р ИСО 26000-2012 "Руководство по социальной ответственности". Совершенно разная терминология и смыслы.

Управление рисками прописано в п.6.4.6 Руководства "Проблемы трудовых практик. Охрана труда на рабочем месте".
Используются термины "организация" и "трудящийся". Под "трудящимся" понимается лицо, выполняющее работу, будь то работник или кто-либо кто работает не по найму.

Профессиональный риск - это риск, связанный с профессиональной деятельностью человека ( не работника).

В понимании концепции Минтруда получилось, что это риск , связанный с профессией человека, трудоустроенного по трудовому договору. Это большая концептуальная ошибка, не делающая чести стране в международном плане.
0 Мне нравится
Сергей.мозпит
Что за зверь - "Руководство "Проблемы трудовых практик. Охрана труда на рабочем месте""?.
0 Мне нравится
Сергей.мозпит
Цитата
Елена Пан пишет:
Вроде даже тут на форуме попадались пострадавшие от штрафов за отсутствие оценки рисков в своем управлении охраной труда.
Писала про это МаринаR (07 Сентября 2018г.) здесь: https://ohranatruda.ru/ot_forum/forum19/topic15010/?sphrase_id=414528
"...штрафуют. Аж семь пунктов расписывают..."
ГИТ ссылается на
ст. 209, ст. 211, ст. 212, ст. 219 ТК РФ,
п. 2 Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требова-ния охраны труда",
п.п. 33, 34, 35, 41, 42 Типового положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России от 19.08.2016 № 438н

Правда, неясно
- сама ли МаринаR попала под "молох" ГИТа
-- было ли бодание (и если - да, то какие итоги)
0 Мне нравится
Попова Светлана
ГОСТ Р ИСО 26000 -2012 - это российский аналог международного стандарта ISO 26000,
В подготовке стандарта принимали участие эксперты 90 стран и 40 международных организаций.

Полную информацию можно найти по ссылке на Википедию и на сайте ИСО.

https://ru.wikipedia.org/wiki/ISO_26000

В РФ этот стандарт продвигает (или должен продвигать) российский бизнес. Да, да именно так.

Вот ссылка на страницу сайта Российского союза промышленников и предпринимателей- РСПП по продвижению Руководства.

http://www.rspp.ru/simplepage/448

Технически, если посмотреть, то в стандарте учтен системный подход, и он полностью согласуется с другими стандартами высшего управления организациями, в т. числе с ISO 45000 по безопасности труда.
0 Мне нравится
Елена Пан
Цитата
Сергей.мозпит пишет:
Правда, неясно
- сама ли МаринаR попала под "молох" ГИТа
-- было ли бодание (и если - да, то какие итоги)
Да, это интересный опыт. Надо на форуме эту тему продолжить, найти пострадавших или победивших, что бы узнать результат. Многих СОТов это может коснуться в 2019 году.
0 Мне нравится
Лариса Погодина
В годовых отчетах есть вопросы о проф. рисках, "нормативки" конкретной не встречала, что нужно здесь делать думаю не знаю, не только я
0 Мне нравится
Сергей.мозпит
Цитата
Попова Светлана пишет:
ГОСТ Р ИСО 26000 -2012
И что в нем про риски? Это - "Проблема 2: Ситуации, связанные с риском для прав человека"?
Тогда уж (до кучи):

ТК РФ

п. 12, абз. 2, ст. 212 ТК РФ

п. 3, абз. 1, ст. 219 ТК РФ

приказ Минтруда от 19.08.2016 г. № 438н

Типовое положение о СУОТ

ГОСТ 12.0.002-2014

ССБТ

Термины и определения

ГОСТ 12.0.003-74

ССБТ

Опасные и вредные производственные факторы. Классификация

ГОСТ Р 12.0.006-2002 .ССБТ.

Общие требования к управлению охраной труда в организации

ГОСТ Р 12.0.007-2009 ССБТ

. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию

ГОСТ Р 12.0.010-2009 ССБТ

Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков

ГОСТ Р 12.0.011- 2017

ССБТ

Методы оценки и расчета профессиональных рисков работников железнодорожного транспорта

ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ

. Системы управления охраной труда. Общие требования

ISO 31000 от 2009 года

Общие указания по принципам и реализации менеджмента риска

OHSAS 18001:2007

Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности – Требования

OHSAS 18002:2008

. Системы менеджмента в области охраны труда и техники безопасности. Руководящие указания по применению OHSAS 18001:2007

0 Мне нравится
Сергей.мозпит
Еще до кучи

Менеджмент риска

ГОСТ Р 51897-2002

.Менеджмент риска. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО 31000-2010

. Менеджмент риска. Принципы и руководство

ГОСТ Р 51901.1-2002

Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем

ГОСТ Р ИСО/МЭК

31010-2011

Менеджмент риска. Методы оценки риска"

ГОСТ ISO 12100-2013

Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска

ГОСТ Р 56275-2014.

Менеджмент рисков. Руководство по надлежащей практике менеджмента рисков проектов

ГОСТ Р 51901.10-2009

Менеджмент риска. Процедуры управления пожарным риском на предприятии

ГОСТ Р 5901.11-2005

Исследование опасности и работоспособности

ГОСТ 51897-2002

Менеджмент риска

ГОСТ 51898-2002:

Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты

ГОСТ Р 51898-2002

Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты.

ГОСТ 27.310-95

Анализ видов, последствий и критичности отказов

ГОСТ Р 51901.2-2005

Менеджмент риска. Системы менеджмента надежности

ГОСТ Р 51901.13-2005

Менеджмент риска. Анализ дерева неисправностей

МДС 12-28.2006

Методическое руководство по проведению экспертной оценки безопасности нестационарных рабочих мест на строительных объектах

МДС 12-35.2007

Методическое пособие по разработке распорядительной и регламентной документации системы управления охраной труда строительной организации

2.8. Макет распорядительного документа о проведении анализа действующих ОПФ, об оценке профессионального риска воздействия их на работников и планировании мер безопасности

"Методические материалы по страхованию строительных рисков" (рекомендованы письмом старого Минстроя России от 30.08.1996 №ВБ -13-185/7)

Р 2.2.1766-03

Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки»

Что еще (кроме Конституции (и - Конвенции № 187 Международной организации труда «Об основах, содействующих безопасности охраны труда»)?
0 Мне нравится
Попова Светлана
Нужно смотреть не на "кучу", а вот сюда по ссылке.

https://www.iso.org/management-system-standards-list.html

По ссылке на сайте ISO вы найдете список High Level Structure - HSL.
Это перечень стандартов Высшего уровня Системы управления современными организациями.
Все эти стандарты имеют одинаковую структуру и содержат одинаковую терминологию управления. Поэтому - системный и процессный подход.

В этом списке есть и стандарт по безопасности ISO 45000 вместе со всеми.
Локомотивом в производстве считается стандарт по качеству ISO 9001:2015. Технология и ключевая терминология - в нем учтена. Потому что цель любой организации - это выпуск качественной продукции (никто не хочет работать на склад). Некачественное - не продашь. Мы приходим на работу с целью создавать продукцию, а безопасность - при нем - при процессе. В этом логика для бизнеса (производства).

Технология и процессы порождают производственные риски и они действуют на всех (работников, подрядчиков, субподрядчиков, временных, индивидуальных предпринимателей). Современная окружающая среда изменчива, сложна, неопределенна, неоднозначна. Международные стандарты объединяют людей, всех кто связан с производством.

Наш Трудовой кодекс написан только для работников, которые подписывают трудовой договор. Таким образом не подписавшие бумагу, но фактически работающие - не учтены. Закон разделяет людей. Соответственно, остальные нормативы, которые ссылаются на ТК, - тоже разделяют людей.

В п.6.4.3 Руководства ISO 26000 сказано " Не вся работа выполняется в рамках трудовых отношений" и далее читайте пояснение по тексту...

В п.6.4.6.2 Руководства сказано "Организации следует.." и далее по пунктам, включая
"анализировать и контролировать риски, связанные с охраной труда" .
1 Мне нравится
Сергей
Оценка рисков по охране труда без обучения ничего не дает. Мое мнение. Отдельно оценивать риски не нужно. При процедуре пересмотра ИОТ предусмотреть идентификацию опасностей из п.35 (номенклатура рисков) "Типового положения о системе управления охраной труда", утв.прик МТСЗ от 19.08.2016г. Имеющиеся опасности (риски) отразить в ИОТ и расписать, что с ними нужно делать.
Инструктирование работников может подтвердить знание и обучение работников оценке рисков.
А трехступенчатый контроль проведение контроля и управления данными рисками.
А по ГОСТ Р 12.0.010-2009 пусть институты дипломы пишут.
1 Мне нравится
Сергей.мозпит
Цитата
Попова Светлана пишет:
Наш Трудовой кодекс написан только для работников
Спорное утверждение :D
0 Мне нравится
Василий Носов
Сергей.мозпит, по гражданско-правовому договору вам ни вводный инструктаж не нужно, ни инструктаж на рабочем месте, ни обучение, ни СИЗ выдавать. Так или не так?
Подписали такой договор и вперёд - выполняйте работу: леса вам в аренду дали, вместе с автоподъёмником. СИЗ и инструмент - вам тоже в аренду дали.
Так или не так.
Вот и получается: за Вас ответственность никто не несёт, инструктажи Вам не проводит...
0 Мне нравится
Татьяна Лужных
Все равно надо обучится по какой методике проводить, утвердить разрешение руководителем и тогда только работать с профессиональными рисками. Вот так думаю надо.
0 Мне нравится
Сергей.мозпит
Цитата
Василий Носов пишет:
Так или не так.
В ТК вроде как и РБТД фигурирует?
0 Мне нравится
Сергей Мисик
Еще раз убеждаюсь в том, что мы отстали от западного мира на десятилетия, поскольку в Европе и США методология оценки рисков очень хорошо разработана, и эта деятельность для любой компании является рутинным занятием, а у нас днем с огнем не сыщешь СОТ, который бы знал как это сделать, а тем более, практически реализовывал на своем предприятии. А между тем, оценка рисков - основа управления ОТ, без которой ни одно предприятие просто не в состоянии эффективно управлять опасными производственными процессами, что, как следствие, приводит к значительным показаниям травматизма и профзаболеваемости. Мы продолжаем хоронить людей на производстве, расписываясь в собственном невежестве и бессилии, вместо того, чтобы поинтересоваться как это делается на западе. Кому интересно, загуглите, что такое АБР (JSA, THA, TRA). Это просто и эффективно, если знать как это делается.
0 Мне нравится
Павел
Сергей Мисик, в России оценка рисков с 1971 года ведется... они у нас и сперли систему...

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.