Грянуло 1 января и в законопослушных компаниях уже стоят на полках новенькие папочки с результатами специальной оценки условий труда (СОУТ) всех своих рабочих мест. Не важно, находятся эти заветные папочки в кабинете кадровика или специалиста по охране труда, главное помнить, что расслабляться этим службам рано и своевременно завершенная процедура СОУТ еще не гарантия избежать штрафов за её результаты.
Обратим внимание на «слабые места», которые могут возникнуть из-за нерасторопности кадровой службы и недостаточного контроля со стороны специалиста по ОТ.
И так, штраф в 100 тыс. рублей на предприятие (компанию) и 20 тыс. рублей на должностное лицо, согласно части 4 статьи 5.27 КоАП, инспектор выпишет за то, что спецоценку на рабочих местах провели и даже провели вовремя, но не внесли в трудовой договор с работниками изменившиеся условия их труда. Это расценивается как нарушение ст. 57 ТК РФ:
«...Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора»
Взять и примитивно сослаться на карту спецоценки не будет считаться правильным действием. В трудовом договоре необходимо четко указать класс (подкласс) условий труда, взятые из 030 строки карты спецоценки. Со старыми работниками, у которых уже есть трудовой договор, придется заключить допсоглашение и указать в нем особенности условий труда, полученные в результате СОУТ на его рабочем месте.
Особое внимание стоит обратить на тех сотрудников, у которых спецоценка выявила «вредность». В этом случае необходимо внести в трудовой договор (допсоглашение) все изменившиеся условия – обязательный медосмотр, время труда и отдыха, особенности оплаты, обеспечение молоком и проч. Гарантии и компенсации на которые работник получил право после проведения СОУТ перечислены в строке 040 карты спецоценки и их стоит рассмотреть с пристрастием, что бы не допустить ошибок.
С какого момента работник - вредник может рассчитывать на предоставление положенных ему льгот? Этот момент так же нельзя упустить - результаты СОУТ применяются с даты утверждения отчета о её проведении (письмо Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).
Следовательно, работодатель обязан предоставлять льготы своим работникам со дня подписания отчета, а не тогда, когда кадровик «раскачается» и, подготовив допсоглашения к трудовым договорам, начнет вручать их работникам.
Но и это еще не всё! Вредникам в допсоглашении требуется перечислить все вредные факторы, которые обнаружились на их рабочих местах. А уже на основании оформленных допсоглашений необходимо выпустить приказ об изменении условий труда у данной категории работников, с которым нужно будет ознакомить их под роспись. Вот тогда даже самый дотошный инспектор не найдет повод для штрафа, связанного со своевременно проведенной СОУТ.
Новым сотрудникам, принятым после завершения спецоценки, условия их труда сразу прописываются в трудовом договоре.
Наверняка во многих компаниях найдутся такие работники, у которых условия труда, а значит - гарантии и компенсации, не изменились. В этом случае, с трудовым договором таких работников делать ничего не нужно, он остается прежним.
Казалось бы очевидно – причем тут СОТ? Поучаствовал в спецоценке, получил реальную картину состояния рабочих мест и рекомендуемые мероприятия по улучшению условий труда, внедряй их потихонечку, разбавляя своими предписаниями. А все эти «заморочки» с допсоглашениями, вроде как и не его дело, а прямая обязанность кадровых служб. К сожалению, не все работодатели так считают и услышав фразу про «условия труда на рабочем месте» в различных её модификациях, разворачивают свой грозный взгляд с кадровика на СОТа и требуют держать ответ за всё, что связано с СОУТ, её результатами и последствиями.
Про потенциальный штраф в 80 тыс. рублей, который навис в 2019 году и еще туже, чем СОУТ, связал кадровика и СОТа в один узел, поговорим в следующий раз.
Комментарии
охрана труда должна только контролировать
А работать кто будет?
Вопрос в статье должен звучать так:
Кто согласно НПА должен отвечать в компании за СОУТ и ознакомление работников с условиями труда по её результатами? Специалист по охране труда или инспектор по ОТ. К сожалению (или к счастью?) такого НПА нет
Я считаю что отвечать за СОУТ должно компетентное лицо, имеющие понятия и разбирающееся в этой СОУТ. И умеющее проводить всякие фокусы с документацией. А также осознающее ответственность за проведение СОУТ. А вот как определить - разбирается это лицо в СОУТ или нет? На основании корочки от УЦ? Провести государственный экзамен в Минтруде? Решить в судебном порядке? Определить по должностной инструкции?
И отвечать за СОУТ будет СОТ как наиболее компетентный работник в организации. Все мы знаем что в большинстве организаций работники отдела кадров не проходят никакое обучение в УЦ. Не проходят обучение в УЦ, не читают никаких НПА по ОТ, не ведут документацию по ОТ и поэтому имеют очень смутные понятия о этой самой СОУТ. Конечно, есть и исключения. Исключения есть всегда. Но что СОТ будет отвечать - это правило.
[QUOTE]А уже на основании оформленных допсоглашений необходимо выпустить приказ
Ева Панина, в каком документе сказано про данный приказ?
Если не провели СОУТ отвечает работодатель. А за ознакомление отвечает спец. по ОТ т .к. он может и разъяснить и пояснить работнику результаты СОУТ.
Вопрос, а при инструктаже, стажировке, ознакомлении с инструкцией по охране труда, обучении и проверке знаний по охране труда работник с условиями труда не знакомиться?
ГИТ сначала отвечала, что с вновь принятыми работниками ознакомление нужно проводить при приеме на работу с отражением условий труда в трудовом договоре, но не с ознакомлением в карте специальной оценки условий труда. А потом мнение свое поменяло и указало, что нужно ставить подпись в картах. Процедура ознакомления вновь принятых работников законодательно не определена (одни только мнения отдельных специалистов), поэтому существует возможность разночтения.
Считаю, должно быть так: работник расписался в трудовом договоре, значит знает условия труда.
А за ознакомление отвечает спец. по ОТ т .к. он может и разъяснить и пояснить работнику результаты СОУТ.
Руководителям ознакомить работников с результатами СОУТ. Далее
СОТу - ознакамвливать с условиями труда на вводном инструктаже.
Кадрам внести изменения в ТД.
А каким ещё локальным документом можно внести изменения на ваш взгляд?
Но что СОТ будет отвечать - это правило.