Не прошло и года, после того как РЖД попыталось поставить точку в бесконечной борьбе пассажиров верхних и нижних полок за свои законно приобретенные места в плацкартных или купейных вагонах. Вполне четкие разъяснения были даны на письменную претензию очередного недовольного пассажира, который обратился к перевозчику с вопросом о возможности нахождения на нижнем месте пассажиров сверху.
«Приобретая проездной документ (билет), пассажир вступает в договорные отношения с АО «ФПК» и соглашается на условие проезда в поезде дальнего следования именно на верхней полке. Следовательно, право находиться на нижнем месте, оплаченном другим пассажиром, без его согласия отсутствует» - вот такой был ответ РЖД и даже юридическое обоснование (п. 51 Правил перевозок) приведено.
После такого категоричного утверждения РЖД, страсти в интернете о правах путешествующих в поездах дальнего следования на полки, багажные места и столики разгорелись не меньше чем в самих поездах и не прекращаются до сих пор. Многих интересует вопрос: в чем причина такой дискриминации пассажиров верхних полок? Ответ сторонников РЖД достаточно прост, - это не дискриминация, а вполне логичные последствия сторон договора. Человек, приобретающий билет, знает, на что соглашается. Если его что то не устраивает, можно покупать билет в СВ, где верхних полок нет совсем. В итоге каждый получает тот уровень комфорта и обслуживания, за который платит.
Исходя из п. 112 тех же Правил перевозок, которыми руководствуется РЖД, вытекает, что пассажир сверху не может требовать место для своего багажа под нижней полкой. В Правилах не указано, что это место является общим и его надо делить пополам.
Так же в Правилах отсутствуют разъяснения, как пользоваться общим столиком и есть ли на него приоритеты у кого-то из пассажиров. Получается, что оставлять на столике чашки, напитки и кушать за ним могут все. Но требовать от хозяина нижней полки подвинуться, пересесть или уступить место на время обеда – нельзя. Об этом можно только попросить в надежде на адекватность «нижнего» попутчика. Что же делать, если он откажется временно уступить своё место? РЖД предлагает пассажирам следующие варианты:
- сказать о проблеме проводнику, который поищет вам подходящее место, что бы перекусить;
- при наличии свободных мест в вагоне более высокого класса перейти туда с соответствующей доплатой;
- сходить в вагон ресторан и покушать там.
По утверждению некоторых интернет-знатоков, вагон ресторан это единственный ресторан, куда можно приходить со своей едой и вас никто не имеет право прогнать. В официальных правилах об этом ничего не сказано.
После своего письменного ответа въедливому клиенту и возникшей в СМИ шумихи, РЖД/ФПК опубликовали своеобразное Опровержение. Что именно они опровергли не совсем понятно, но «стрелки перевели» это точно:
«Федеральная пассажирская компания (холдинг «РЖД») никогда не вводила запрет на проезд пассажиров, купивших билет на верхнюю полку, на нижней полке плацкартного вагона или купе.
Право пассажира проезжать в вагонах поездов дальнего следования только на том месте, что указано в его проездном документе, без возможности занять иное утверждено пунктом 51 приказа Министерства транспорта Российской Федерации N 473, вступившего в законную силу в 2014 году после актуализации аналогичных приказов Минтранса. Данный порядок не является новшеством, а действует на протяжении многих лет...».
Далее в Опровержении следовал призыв ко всем клиентам не забывать о взаимопонимании и общечеловеческих ценностях и относиться к соседям по купе с тем же вниманием и уважением, которое хотели бы получить в свой адрес.
Может быть, действительно, планы РЖД предложить пассажирам, в недалеком будущем, вместо стандартных полок отдельные капсулы не лишены глубокого смысла?
С декабря прошлого года появилась возможность покупать билеты на поезда по России за 90 дней. Поэтому, если человек планирует дальнюю поездку, взять с собой ребенка или имеет проблемы со здоровьем, лучше не оттягивать время покупки билетов и выбрать заранее удобные для себя места.
Экстренные поездки не всегда могут быть обеспечены билетами на места, которые хотелось бы приобрести потенциальному пассажиру, поэтому, покупая «неудобный» билет важно помнить, что никто не обязан уступать вам свои лучшие места, даже если вы пенсионер, инвалид или беременная женщина. Хотя, безусловно, среди наших пассажиров всегда такие найдутся.
Комментарии
пять лет мотался поездом по направлениям: Новороссийск-Минск, Минск-Новороссийск
В белорусских поездах есть свои заморочки, там вроде можно верхним клиентам сидеть внизу всё время, кроме периода с 22 до 6 час.
"Да, свешу ноги над столиком и буду мешать соседу снизу им пользоваться"
и за
"Да, тогда я покушаю на верхней полке, насыплю вниз крошек и пролью чай"?
)
2.А между тем то недавно отмечали 100 лет Комсомолу. Какие люди то были! На фотке то как раз советские актеры едут в купе. Но все давно понимают что СССР мертв. А панибратство больше не в культуре. Сегодня хочется лечь на полку и уткнуться в свои Вконтакте чтобы никто не видел.
А какое отношение это имеет к охране труда?
Но обычно до этого не доходит, так как орешки и партколла всегда с собой)))
а не мнимая европейская толерантность, где все якобы друг друга терпят
- и по той же толерастности, взять и попросить человека с нижней полки, мол дай пообедаю (всегда слышал - да конечно, пожалуйста, да ради Бога....), а у них только одно на уме: сразу бежать к проводнику, стучать, или ещё хуже полицаев вызывать!
- совершенно верно про советского человека и про эту, толерастность. Кто вообще завёз эту бациллу в Россию
Но в прошлом году ехали с мужем в купе,где были еще две "дамы" (а судя по поведению-бабы),так вот,обычно,когда заселяются,все переодеваются.Они переоделись,а чтобы догадаться выйти из купе,чтобы мужчина переоделся в трико-нет,как сидели,так и продолжали треп.Он выходил,а они нет.
Он таких "мурлын мурло" сразу вычеркивает.Взял и стал переодеваться при них.Вы думаете они смутились?
Может,хотели увидеть мужской стриптиз :))
Хорошо,что мы берем два места с одной стороны,верх и низ.
Есть те,которые садятся в купе,ложатся спать,телефон внизу на зарядку (мне под ухо).Нет,чтобы догадаться выключить звук.Естественно,когда засыпаешь,телефон вдруг решает позвонить.И ничего,никаких извините.Как у себя дома.
В общем,хамство процветает.Особенно сейчас с телефонами.
Значит ли что лесенка моя и трогать ее пассажир снизу не имеет права?
А я писить желаю часто .. Значит лесенка должна стоять постоянно! Причем там где мне удобно...
Или вот... лесенки нет а слезть желаю... а клиент зловредный внизу кушает. Могу я на его колбасу наступить? когда слезать буду?
и переодеться не дам.... буду внимательно рассматривать какого цвета трусы у дамы Телефон будет звонить постоянно, и я по нему громко разговаривать.... часа в три ночи.
Ноги у меня обязательно будут у зеркала торчать а вещи с вешалки будут падать ибо мне некуда ноженьки свои высунуть.
С такими инструкциями у клиентов, отбить охоту ездить поездом, пять минут... ибо купе и самолет это, по деньгам, одно и тоже
Кто вообще завёз эту бациллу в Россию
Мне все равно, что там РЖД написали - ибо ничего умного эта организация давно уже не пишет.
Нет ничего хуже, чем из-за какой-то тысячи-двух рублей иметь проблемы на весь пусть следования, особенно если ты едешь в командировку/из нее...