Международная Организация Труда говорит о том, что достойный труд - это безопасный труд. Тем не менее существующая реальность очень далека от данного требования. Каждый год не менее двух миллионов людей во всем мире погибает из-за несчастных случаев на производстве или из-за полученных профессиональных заболеваний. Всего же в мире ежегодно фиксируется порядка 270 миллионов несчастных случаев производственного характера и 160 миллионов заболеваний профессионального характера. При этом МОТ отмечает, что данные цифры не отражают полную картину в данной области.
Наша страна является лидером по количеству производственных несчастных случаев. Ежегодно предприятия тратят порядка 10 миллионов рублей, чтобы оплатить больничные листы и пособия по нетрудоспособности. Основной причиной такого катастрофического уровня травматизма на производстве, специалисты называют отсутствие должного внимания к обеспечению безопасных условий труда со стороны руководства предприятий.
Нами уже не раз отмечался тот факт, что в должной мере обеспечить своих сотрудников защитным инвентарем и прочим инструментарием для защиты от предполагаемых повреждений во время исполнения своих трудовых обязанностей, в состоянии только крупные предприятия. Труженики небольших компаний зачастую самостоятельно подбирают и покупают для себя необходимые средства защиты, либо вообще работают без них. Но, мы даже не можем говорить о том, что на крупных производствах сотрудники в должном объеме защищены. Для сравнения, в среднем по Европе на охрану труда одного человека компания тратит не меньше 5000 евро, в то время как в России на данные цели уходит не больше полутора - трех тысяч рублей.
Еще одна причина повышенного производственного травматизма в России - это то, что в нашей стране не уделяют в полной мере внимания вредным условиям труда. При чем речь в данном случаи идет не только о промышленных объектах, где отсутствуют элементарные основы обеспечения безопасного труда, но и о строительных объектах.
Именно это является основной причиной большого высокого уровня травматизма, который носит тяжелый характер. Ведь не редки случаи, когда производственный травматизм становится причиной полной потери трудоспособности или смерти.
Помимо двух выше названных причин высокого уровня производственного травматизма в России, есть еще третья - коррупция. Зачастую руководители предприятий, вместо того что бы вложить деньги в улучшение условий труда используют свои “связи” и дает взятки. В следствии чего контролирующие органы закрывают глаза на наличие нарушений охраны труда. Именно это играет не последнюю роль в том, что заводы, фабрики и небольшие цеха становятся опасным местом.
Международная Организация Труда отмечает тот факт, что во всем мире проблема производственного травматизма не осознается в полной мере. Возможно причина в том, что несчастные случаи на производстве не так очевидны. Ведь только единицы из них, как правило это наиболее трагические случаи, придаются громкой огласке. При этом в повседневной жизни мало кто обращает внимание на тех, кто умер или заболел в результате полученной травмы на рабочем месте.
Все вместе взятые случаи производственного травматизма - это социальное явление, которое требует реакции от всего мира. Не принятие мер ведет к огромным человеческим и экономическим потерям. Ведь не смотря ни на что и сотрудники и руководители предприятий начинают осознавать тот факт, что бездействие в данной отрасли отражается на производстве.
По мнению специалистов МОТ большинство несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний можно предотвратить. При этом безопасные условия труда выгодны для всех, как для сотрудников и для руководства отдельно взятой компании, так и для страны в целом.
Комментарии
(
,
недостаточную подготовку — в том числе специалистов по охране труда (как они сами говорят):
,
отсутствие независимых профсоюзов, возможность использования «гастарбайтеров»,
и незаинтересованность некоторых владельцев предприятий во вкладывании своих денег в, фактически, чужую (ворованную, прихватизированную) собственность.
Похоже, что даже выявление проблем - проведение аттестации - начало превращаться в национальный проект типа «Продовольственная программа» или «Жильё — 2000» (кто постарше — те, наверно, помнят).
.
Проблему нужно решать всем вместе. А то получается «разделение обязанностей» - государство выделяет деньги в материнский фонд, общество заботится о воспитании и обучении работника, а некоторые работодатели быстро делают из него алкоголика и/или инвалида. Разделение обязанностей сильно увеличивает производительность труда.
.
Только удастся ли решать проблему вместе с такими работодателями?
Наша страна является лидером по количеству производственных несчастных случаев. Если этот факт из данных МОТ, то это не так. По данным доклада Генерального директора МОТ Хуана Сомавиа, во многих странах система охраны труда несовершенна или ее вообще нет. В ряде государств даже не ведется учет несчастных случаев и заболеваний, связанных с трудовой деятельностью. Так, Индия сообщила о 222 смертельных случаях на производстве, а Чешская Республика с населением около 1 процента от населения Индии – о 231 случае. Эксперты МОТ считают, что в Индии на производстве ежегодно гибнет 40 тысяч человек.
Сложилось прочное мнение, что в России производственный травматизм значительно выше, чем это следует из данных государственного статистического наблюдения. Этой точки зрения придерживается МОТ, основываясь на сопоставлении данных по производственному травматизму ряда европейских стран. Однако в определенной степени это объясняется различными подходами к учету производственного травматизма в различных странах и органами, ведущими такой учет. В России он осуществляется Росстатом, ГИТ и ФСС.
По данным Росстата численность пострадавших неуклонно снижается.
Используемые для оценки уровня производственного травматизма относительные показатели (Кч - коэффициент частоты производственного травматизма, число пострадавших от несчастных случаев на 1000 работающих и К ч см - коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом – число пострадавших от несчастных со смертельным исходом на 1000 работающих) также снижаются из года в год. За период с 2001 г. по 2006 гг. Кч снизился с 5,0 до 2,9; Кч см за тот же период снизился с 0,150 до 0,118. Показатель производственного травматизма за последние 10 лет снизился в 4 раза и стал равен 3,5‰, что составляет всего 4,1% в общей структуре травматизма среди взрослого населения. В самом производственном травматизме 53,4% приходится на повреждения, полученные в промышленности, а 36,5% травм отнесены к разряду прочих, 5,9% составляют транспортные травмы, и 4,2% травм получены в сельском хозяйстве.
Далее: «Ежегодно предприятия тратят порядка 10 миллионов рублей, чтобы оплатить больничные листы и пособия по нетрудоспособности». В России введена система социального страхования и поэтому пособия по временной и постоянной нетрудоспособности оплачиваются Фондом социального страхования, а не предприятия.
«Нами уже не раз отмечался тот факт, что в должной мере обеспечить своих сотрудников защитным инвентарем и прочим инструментарием для защиты от предполагаемых повреждений во время исполнения своих трудовых обязанностей, в состоянии только крупные предприятия». Кто отмечал сей факт о защитном инвентаре, неясно. И что за инвентарь и инструментарий, которые доступны только крупным компаниям, тоже неясно.
«Труженики небольших компаний зачастую самостоятельно подбирают и покупают для себя необходимые средства защиты, либо вообще работают без них.» Тоже неверно. Приобретение в достаточном количестве и ассортименте СИЗ для работников, в первую очередь, зависит не от величины компании, а от технологий, наличия вредных и опасных производственных факторов, технического уровня производства.
«Еще одна причина повышенного производственного травматизма в России - это то, что в нашей стране не уделяют в полной мере внимания вредным условиям труда». Тогда уж следует называть не вредные, а опасные условия труда.
«Зачастую руководители предприятий, вместо того что бы вложить деньги в улучшение условий труда используют свои “связи” и дает взятки. В следствии чего контролирующие органы закрывают глаза на наличие нарушений охраны труда. Именно это играет не последнюю роль в том, что заводы, фабрики и небольшие цеха становятся опасным местом». Именно это явление, хотя и существует, играет, пожалуй, последнюю роль. Так как роль Рострудинспекции в проверках состояния охраны труда сведена к минимуму. В соответствии с законом плановые проверки работодателей проводятся не чаще, чем раз в три года, остальные – по согласованию с прокуратурой или по ее поручению.
«Международная Организация Труда отмечает тот факт, что во всем мире проблема производственного травматизма не осознается в полной мере». Выходит, что у нас только МОТ шагает в ногу со временем, а весь МИР – не в ногу. Смелое заявление.
«Возможно причина в том, что несчастные случаи на производстве не так очевидны. Ведь только единицы из них, как правило это наиболее трагические случаи, придаются громкой огласке. При этом в повседневной жизни мало кто обращает внимание на тех, кто умер или заболел в результате полученной травмы на рабочем месте». Как раз, наоборот. Свойство психики человека – адаптироваться к окружающей среде. Поэтому рост числа происшествий, несчастных случаев, аварий притупляет обостренность внимания. Это проявление защитной реакции человека на внешние стрессовые ситуации. В общем, неудачная статья, к сожалению.
He-man
... Еще одна причина повышенного производственного травматизма в России - это то, что в нашей стране не уделяют в полной мере внимания вредным условиям труда. При чем речь в данном случаи идет не только о промышленных объектах, где отсутствуют элементарные основы обеспечения безопасного труда, но и о строительных объектах.
ОТВЕТ Татьяне:
Как бы помягче, вам Татьяна...
У нас (в РФ) вообще не уделяют внимания не только "вредным условиям труда", но и охране труда в целом. Поскольку это ПОНЯТИЕ (!) существует только в Трудовом кодексе. Охрана труда - это искусственно зачатый ребенок. Мама и папа неизвестны.
За это ПОНЯТИЕ (!), за эту работу по охране никому иникогда ни копейки не заплатили.
Такого ПОНЯТИЯ (!) нет ни в одной речи Президента, Премьера (оговорюсь сразу, пару раз они рот открывали на эту тему, при этом нещадно путая охрану труда, промышленную безопасность, пожарную безопасность, безопасность "типа вообще". Помните, "Хромая лошадь", Саяно_шушенская ГЭС" и т.д.)
Министерства же успешно и удачно сбросили эту ношу вниз - на предприятия. Затраты (финансы) на энто ПОНЯТИЕ (!) не включают в тарифы. Типа, хочешь предОХРАНяться - это твои заботы- нам таких недоделанных детей не нужно!!