Документ разработан в соответствии с требованиями ст. 211 Трудового кодекса РФ и Постановления Правительства РФ № 1160 от 27.12.2010 г. «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».
Целью законопроекта является улучшение условий и охраны труда, снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, осуществляющих работы в морских и речных портах.
Правила по охране труда (ПОТ) в морских и речных портах устанавливают требования охраны труда при погрузочно- разгрузочных и портовых работах (перегрузочные процессы, перевозка судами работников и пр.). При этом Правила не распространяются на работы в гаражах, на нефтебазах, ремонтно-механических и ремонтно-строительных участках портов. Они не распространяются на вредные и опасные грузы, а также на жидкие и газообразные грузы, транспортируемые наливом.
Ответственность за соблюдение ПОТ возлагается на работодателя, Правила действуют в отношении всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в независимости от их организационно-правовой формы.
В соответствии с Правилами работодатель обязан:
обеспечить безопасность портовых работ;
содержать технологическое оборудование и технологическую оснастку (инструмент) в исправном состоянии, эксплуатировать их в соответствии с требованиями охраны труда и технической документацией завода-изготовителя;
проводить обучение и проверку знаний требований охраны труда у работников;
разрабатывать и утверждать инструкции по охране труда для профессий и видов выполняемых работ с учетом требований технической (эксплуатационной) документации завода-изготовителя технологической оснастки и технологического оборудования;
контролировать соблюдение работниками требований инструкций по охране труда.
Следует упомянуть, что если выполнение работ связано с воздействием на работников вредных или опасных производственных факторов, то работодатель обязан принять меры по их исключению (или снижению). При выполнении портовых работ на работников возможно воздействие следующих вредных и (или) опасных производственных факторов:
движущиеся части портовых перегрузочных машин, подвижных элементов оборудования, перемещаемых грузов;
движение промышленного транспорта;
падение предметов (перемещаемого груза, элементов оборудования и пр.);
повышенный уровень шума, вибрации;
повышенная (или пониженная) температура воздуха рабочей зоны;
неблагоприятные климатические условия на открытых площадках (снег, дождь, ветер и пр.);
недостаточная освещенность рабочей зоны;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
повышенное значения напряжение в электрических цепях;
повышенный уровень статического электричества;
расположение рабочих мест на высоте (относительно водной поверхности и поверхности рабочих площадок);
В случае, если в связи с условиями производственного процесса исключить или снизить уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов до допустимых значений невозможно, то производство работ без обеспечения работников соответствующими средствами индивидуальной защиты запрещено.
Правилами установлены следующие основные требования охраны труда:
к организации выполнения портовых работ;
к производственным территориям (зданиям, сооружениям, участкам производства портовых работ);
к оборудованию морских и речных портов;
к выполнению работ, эксплуатации технологического оборудования и организации рабочих мест;
к складированию грузов и выполнению складских операций. Следует отметить, что приложением к Правилам установлены нормы допустимых высот складирования различных грузов и способы их штабелирования на складских участках.
Помимо этого работодатель вправе устанавливать дополнительные требования безопасности при выполнении портовых работ, улучшающие условия труда работников.
Проект приказа, утверждающий Правила по охране труда в морских и речных портах, размещен на Федеральном портале проектов нормативных и правовых актах (ID проекта 02/08/12-17/00076374). Публичное обсуждение продлится до 7 марта 2018 г. До этого момента можно ознакомиться с текущей версией законопроекта и внести свои предложения и замечания. В случае принятия, Правила по охране труда в морских и речных портах заменят «ПОТ РО-152-31.82.03-96. Правила охраны труда в морских портах», действующие с 1996 года.