Меню
Навигация
Пробный доступ к системе Гарант

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ на 2018-2020 годы

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ на 2018-2020 годы
13 февраля 2018 | Законотворчество

29 января 2018 года состоялась церемония подписания Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ на 2018-2020 годы.

Под документом поставили подписи председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.

Данное Соглашение провозглашает принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне, а также совместные действия сторон по их реализации.

Истоки такого рода взаимоотношений берут своё начало в Советском союзе. В те времена вопросы социально-трудовых отношений решались на уровне государственных ведомств: Государственного планового комитета (Госплана) и Госкомитета по труду и социальным вопросам при координации со Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов (ВЦСПС).

Когда в 1989-1991 годах Россия перешла на рыночную модель экономики, сформировались основные негосударственные отраслевые союзы. В качестве альтернативы ВЦСПС были созданы независимые профсоюзы - "Соцпроф", ФНПР, "Защита труда".

В декабре 1991 года начал свою работу Российский союз промышленников и предпринимателей. Однако, порядок взаимодействия между ними к началу рыночных реформ хоть и был узаконен, но на практике еще не реализовывался. Потому профсоюзы и работодатели «жили» по советским правовым нормам. По указу президента РФ Бориса Ельцина "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)", подписанного 15 ноября 1991 года требовалось принять ряд документов. Как раз одним из них было Генеральное соглашение о принципах трехстороннего взаимодействия между правительством, союзами работников и работодателей. Соглашение необходимо было составить для определения обязательств сторон в области занятости населения, роста доходов и повышения социальных гарантий, обеспечения социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, реализации республиканских социально-экономических программ.

Впервые Генеральное соглашение подписали 25 марта 1992 года члены Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В её состав вошли 43 человека под председательством государственного секретаря РФ Геннадия Бурбулиса. Первый документ действовал до конца 1992 года. Он установил основные направления деятельности в области законотворчества. Прежде всего,  Генеральное соглашение предусматривало внесение в Верховный Совет РФ предложений о скорейшем принятии законов "Об охране труда", "Об отпусках", "О рабочем времени и времени отдыха". Правда, отдельные законы всё же приняты не были. Однако 25 сентября 1992 года  Кодекс законов о труде РСФСР пополнился первоочередными поправками.

В последующие годы (с 1992 по 2013) было подписано 12 Генеральных соглашений. Первое время срок их действия составлял 1 год. В 1995 году подписано первое двухлетнее соглашение (на 1996-1997 годы), а 20 декабря 2001 года - первое трехлетнее. С 2002 года Генеральные соглашения принимаются в рамках Трудового кодекса РФ. Предыдущее соглашение на 2014-2016 годы, подписанное в 2013 году, продлили на 2017 год.

Новый документ  содержит 7 разделов.

1) Экономическая  политика.

Основные направления экономической политики в РФ включают 9 наименований. Среди них - обеспечение соответствия трудовых ресурсов потребностям экономики; содействие созданию высокопроизводительных рабочих мест; повышение общественного статуса и значимости предпринимательства и профсоюзов в развитии экономики страны.

2) Заработная плата, доходы и уровень жизни населения.

Для реализации этого направления необходимо в предстоящий период разработать и реализовать меры, обеспечивающие право работника на достойный труд, реализацию государственных гарантий по оплате труда, повышение уровня реальной заработной платы, совершенствование политики доходов и повышение уровня жизни населения.

3) Развитие рынка труда и содействие занятости населения.

Согласно этому направлению, приоритетной государственной задачей станет создание достойных рабочих мест, обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения России.

4) Социальное страхование, социальная защита, развитие отраслей социальной сферы.

Данное направление предполагает развитие эффективной и устойчивой системы обязательного социального страхования, повышения уровня социальной защиты работающих граждан.

5) Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность.

Главенствующее для пользователей сайта направление содержит ряд мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Прежде всего, предполагается принятие новых и пересмотр действующих норм и правил в сфере охраны труда. Кроме того, будет обеспечена разработка и внедрение новых механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, в том числе за счет повышения заинтересованности работодателей и работников в обеспечении безопасности труда и сохранении здоровья. Дублирующие требования, содержащиеся в законодательной и нормативной правовой документации по вопросам безопасности труда, будут исключены.

Планируется установить критерии безопасности и (или) безвредности гигиенических и иных нормативов среды обитания, а также контроль за их применением с учетом допустимого (приемлемого) риска. Целью таких преобразований является обеспечение единообразия в практике применения санитарных правил и нормативов в отношении рабочих мест с вредными условиями труда.

Для повышения эффективности методики по установлению категории риска предприятия будет разработан проект Концепции оценки профессионального риска причинения вреда жизни и здоровью работника.

К тому же, в рамках завершающегося периода по окончанию которого требовалось провести спец.оценку условий труда на рабочих местах всех организаций (до 31.12.2018), будет проведён мониторинг практики применения законодательства о спец.оценке в целях совершенствование ее нормативной базы.

Система и методы проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, также будут совершенствоваться.

Также Стороны договорились содействовать развитию корпоративных систем медицины труда. Медицина труда – это профилактическое направление медицины, изучающее все аспекты воздействия окружающей среды и техногенных производственных нагрузок, социальной обстановки на здоровье трудового населения с акцентированием внимания на факторы влияния негативных производственных и технологических циклов, токсических веществ и вредных отходов производства.

В Соглашении указано требование по актуализации перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, проект которого в прошлом году так и не был представлен широкой общественности.

В Порядок обучения по охране труда и проверке знаний планируется ввести новую систему гибких форм обучения, в том числе дистанционной.  Систему подготовки и переподготовки специалистов по охране труда также ожидают изменения, направленные на внедрение  современных технологий обучения.

Будет разработана и реализована подпрограмма "Безопасный труд на 2018 - 2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения".  В дальнейшем под неё будут переработаны и региональные программы.

Несмотря на название раздела, в качестве мер по промышленной безопасности установлено лишь одна - обеспечение формирования предложений по созданию нормативно-правовой базы применения системы дистанционного контроля за промышленной безопасностью опасных производственных объектов. Впрочем, в отношении экологической безопасности никаких мероприятий не предложено вовсе.

6) Социально-экономические проблемы развития регионов России, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Приоритетными задачами этого раздела являются сбалансированное социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации, развитие производительных сил северных регионов, социальные гарантии гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

7) Развитие социального партнерства и координация действий Сторон Соглашения.

В основе направления лежит принцип согласования интересов работников, работодателей и государства и распределения между основными субъектами экономики социальной ответственности за благосостояние населения страны. Стороны считают необходимым обеспечить максимальное использование возможностей социального партнерства в сфере труда при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития, по вопросам регулирования трудовых отношений, а также гарантируют безусловное выполнение обязательств содержащихся в Соглашении.

В целом, документ описывает практически все направления  трёхстороннего взаимодействия. Надеемся, что результаты реализации содержащихся в нём мер, в частности касающихся сферы охраны труда и промышленной безопасности,  будут достигнуты в намеченный срок.

Мария Гаврилова

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл