Пошаговый алгоритм расследования лёгкого несчастного случая
Расследование лёгкого несчастного случая — это 5 шагов и много документации, которую необходимо оформить. Для того, чтобы сделать это правильно, нужно придерживаться чёткой схемы.
Шаг 1. Происшествие. Обязанности работодателя
Обязанности работодателя при несчастном случае (в том числе — групповом) на производстве:
1) оказать первую помощь пострадавшему, вызвать «скорую», доставить его в медицинское учреждение (в случае необходимости);
2) не допустить увеличения количества пострадавших, остановить развитие аварийной ситуации;
3) по возможности сохранить обстановку несчастного случая в том виде, какой она была на момент происшествия. Если это угрожает жизни и здоровью других людей — зафиксировать обстоятельства происшествия (сфотографировать, составить схему, снять на видео и пр.)
4) проинформировать о несчастном случае в течение первых суток:
4.1) при одном пострадавшем — известить Социальный фонд России (СФР) по месту регистрации работодателя;
4.2) при двух и более пострадавших по установленной форме известить по месту происшествия:
Государственную инспекцию труда (ГИТ);
прокуратуру;
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия по реализации государственной политики в области охраны труда на территории субъекта Российской Федерации;
орган местного самоуправления;
работодателя, направившего работника, с которым произошёл несчастный случай (если несчастный случай произошёл с работником из другой организации);
территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошёл в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;
соответствующий федеральный орган исполнительной власти, если несчастный случай произошёл в подведомственной ему организации;
соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов;
5) принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.
Шаг 2. Создание комиссии по расследованию несчастного случая
Комиссия по расследованию несчастного случая в количестве не менее трёх человек (число членов должно быть нечётным) создаётся приказом руководителя. Возглавляет её работодатель или его представитель.
Состав комиссии:
специалист по охране труда;
представители работодателя;
представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при его наличии), уполномоченный по охране труда (при наличии).
В состав комиссии не входят лица, которые непосредственно отвечают за соблюдение требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай.
Работодатель — физическое лицо сам расследует несчастный случай со своими работниками. Также в комиссию по расследованию входят: доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая, в том числе и по гражданско-правовому договору.
Несчастный случай, с командированным сотрудником расследует комиссия по месту происшествия. В её состав входит представитель командировавшего работодателя. Если он приехал или опоздал к началу расследования, сроки не переносятся.
Несчастный случай, происшедший с работником, который выполнял свою задачу на территории другого работодателя, расследует комиссия, образованной тем работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа. При необходимости — с участием работодателя (его представителя), за которым закреплена данная территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях.
Несчастный случай с работником, выполнявшим работу на выделенном участке другого работодателя, расследуется комиссией, образованной тем, кто дал задание, с обязательным участием представителя работодателя, на территории которого оно выполнялось.
Несчастный случай, происшедший при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту работы по совместительству. В этом случае работодатель (его представитель), проводивший расследование, с письменного согласия работника может информировать о результатах расследования работодателя по месту основной работы пострадавшего.
Шаг 3. Расследование несчастного случая
1. В течение первых суток после наступления несчастного необходимо известить СФР при одном пострадавшем; ГИТ, прокуратуру, органы местного самоуправления и профсоюзы, если пострадавших несколько.
2.1. Если после несчастного случая прошло более 1 суток, нужно получить от пострадавшего или его представителя Заявление от о расследовании несчастного случая, после чего следует создать комиссию по расследованию.
2.2. Если прошло менее 1 суток, то комиссия создаётся без соответствующего заявления постардавшего.
3. Приказом по компании следует создать комиссию по расследованию несчастного случая.
В течение первых-вторых суток необходимо:
3.1. Провести осмотр места происшествия. Сфотографировать место происшествия или зафиксировать его на видео, составить схему. На этом этапе должен быть составлен протокол о случившемся.
3.2. Направить запросы:
в медицинское учреждение, куда поступил пострадавший, о степени тяжести и нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. В течение 3-х суток должен быть ответ;
в полицию (если есть состав преступления);
в ГИБДД (если несчастный случай в результате дорожно-транспортного происшествия).
3.3. Оформить протокол опроса пострадавшего.
3.4. Оформить протокол опроса очевидцев (свидетелей) несчастного случая.
3.5. Оформить протокол опроса должностного лица.
3.6. Собрать материалы расследования, в которые следует включить:
приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени тяжести;
лист ознакомления с положением об оплате труда;
лист ознакомления с правилами внутреннего трудового распорядка;
лист ознакомления с локальными и другими нормативными актами в области охраны труда, действующими в организации;
лист ознакомления с положением о защите персональных данных работников;
протокол опроса пострадавшего;
протокол осмотра места несчастного случая;
протокол опроса очевидцев (свидетелей);
протокол опроса должностного лица;
СНИЛС пострадавшего;
трудовой договор пострадавшего;
карточку Т2 пострадавшего;
приказ о приёме на работу пострадавшего;
табель учёта рабочего времени;
должностную инструкцию пострадавшего;
инструкцию по охране труда по профессии пострадавшего;
выписку из журнала вводного инструктажа по охране труда;
выписку из журнала регистрации инструктажа на рабочем месте;
документы по стажировке, проверке знаний требований охраны труда;
карту СОУТ пострадавшего;
журнал регистрации несчастных случаев;
нормы выдачи СИЗ;
личную карточку учета выдачи СИЗ;
положение о системе управления охраной труда;
карту оценки профессиональных рисков;
иные документы в зависимости от характера и обстоятельств лёгкого несчастного случая.
3.7. Оформить Акт по форме Н-1, подписать его у членов комиссии и утвердить у генерального директора.
Шаг 4. Завершение расследования
В течение трех дней с даты утверждения акта Н-1 необходимо:
1. Выдать Акт по форме Н-1 каждому пострадавшему (законному представителю или иному доверенному лицу). Передача происходит либо по акту, либо высылается по почте России заказным письмом с уведомлением.
2. В случае с одним пострадавшим — направить материалы расследования в СФР с сопроводительным письмом.
Если пострадавших несколько, — направить материалы расследования (копии) с сопроводительными письмами в следующие инстанции:
в инспекцию по труду;
в прокуратуру по месту происшествия;
в администрацию;
в соответствующий надзор (если произошёл в подведомственной организации);
в СФР;
в территориальный профсоюз.
3. Зарегистрировать несчастный случай в журнале регистрации несчастного случая.
4. Подать запрос в медицинское учреждение о последствиях травмы и получить заключение оттуда по форме 316/У.
5. Составить сообщение о последствиях несчастного случая и приказ о мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев в дальнейшем.
6. Направить с сопроводительным письмом сообщение о последствиях несчастного случая в следующие инстанции:
СФР;
ГИТ;
в соответствующий орган надзора (если произошёл в подведомственной организации).
7. Внести в Журнал регистрации несчастных случаев записи о принятых в результате несчастного случая мерах.
Шаг 5. Окончание процедуры
Дело отправляется в архив на хранение.
Формы всех документов, о которых идёт речь в статье, можно скачать из приложенного архива.
Дмитрий Рогинин,
руководитель службы охраны труда
ГК «Серконс»
Комментарии
Запрос на медицинское заключение формы 315/У, а не 316
Запрос на медицинское заключение формы 315/У, а не 316
А откуда взят перечень документов, перечисленных в п.3.6?
316/у
На каком этапе оформляется Акт расследования несчастного случая