Как известно, предрейсовый медосмотр (ПМО) обязаны проходить водители транспортных средств перед началом смены. Для этого необходимо заключать договор с лицензированной медицинской организацией. Если есть медпункт на предприятии, то мед. работник проводит ПМО именно там. Если нет – перед сменой необходимо ехать в мед. организацию для осмотра. Как правило, второй вариант очень неудобен. Поэтому даже в отсутствии медпункта ПМО проводят в специально отведенном кабинете на территории предприятия. Ведь в рамках ПМО проводят достаточно простые манипуляции - измеряют давление, пульс и проверяют на трезвость. Если с работником всё в порядке – в путевом листе ставится отметка о прохождении ПМО. В случае обнаружения отклонений в здоровье – направляют в поликлинику для обследования.
Возникает вопрос, водитель транспортного средства это только тот, кто устроен по этой профессии? Или даже работник, пользующийся в служебных целях автомобилем, должен проходить ПМО?
На эти вопросы отвечает материалы судебной практики. В соответствии с
Постановлением Верховного суда от 19 декабря 2016 г. N 18-АД16-173 работники, которым по должности предписаны передвижения с оформлением путевого листа, относятся к водителям транспортного средства, подлежащих ПМО. По материалам дела водительские обязанности были прописаны в должностной инструкции торгового представителя. Также было указано, что для приема на это место необходимо наличие водительского удостоверения и стажа за рулем.
К тому же обязанность проведения ПМО может быть установлена, если ранее организация заключала договора на ПМО, а потом по неизвестным (скорее всего финансовым) обстоятельствам перестала это делать (
решение Октябрьского районного суда г. Саратова Саратовской области от 22 декабря 2016 г. по делу № 12-309/2016).
Хорошо, при условии всех вышеперечисленных обстоятельств понятно кто подлежит ПМО. А если сотрудник использует свою личную машину для передвижений по работе? Как в этом случае ГИТ может доказать, что он использует её в служебных целях и также подлежит ПМО? Это можно сделать, доказав факт оплаты топлива за счет работодателя. Для учета расхода ГСМ как раз и необходимо оформлять путевой лист. Потому как в нем указана информация о пробеге автомобиля, расходе горючего за рабочий день. Некоторые компании не заморачиваются ведением путевых листов и оплачивают бензин по чекам с заправок. Однако, данный способ может не понравится налоговикам. Так как путевой лист является первичным документом бухгалтерского учета.
Поэтому так или иначе от ведения путевых листов никуда не денешься. Соответственно, и факт вождения автомобиля в служебных целях будет подтвержден, а с ним и необходимость прохождения ПМО.
Следует отметить, что часто предприятиям для перевозки сотрудников выгодней заключить договор на оказание транспортных услуг с подрядной компанией. Сразу списывается много статей расходов: ремонт автомобиля, оплата ГСМ, замена заболевшего сотрудника, оплата больничных, проведение всех видов медосмотра, уплата налогов. Также у транспортных компаний лучше налажены связи с ГИБДД и страховыми компаниями.
В общем, выбор удобного способа оказания водительских услуг остается за руководством предприятия. Главное не забывать, чтобы он соответствовал требованиям закона в области охраны труда.
Комментарии
А как быть с руководителями, которым выдается служебный автомобиль?