Руководство по безопасности
РБ-015-2000
"Требования к составу, содержанию и порядку представления в Госатомнадзор
России информации по безопасности ЯЭУ судов, находящихся в эксплуатации"
(утв. постановлением Госатомнадзора РФ от 28 декабря 2000 г. № 18)
Введено в
действие с 15 апреля 2001 г.
Перечень сокращений
AЗ
|
- аварийная защита (реактора)
|
АТО
|
- (суда) атомно-технологического
обслуживания
|
ЖРО
|
- жидкие радиоактивные отходы
|
ИРГ
|
- инертные радиоактивные газы
|
МКУ
|
- минимально контролируемый
уровень (мощности реактора)
|
ОТВС
|
- отработавшая ТВС
|
РАО
|
- радиоактивные отходы
|
РВ
|
- радиоактивные вещества
|
РУ
|
- реакторная установка
|
СУЗ
|
- система управления и защиты
(реактора)
|
ТВС
|
- тепловыделяющая сборка
|
ТВЭЛ
|
- тепловыделяющий элемент
|
ТРО
|
- твердые радиоактивные отходы
|
ЯЭУ
|
- ядерная энергетическая установка
|
Основные термины и их определения
В тексте
настоящего документа используются следующие определения терминов:
Авария - нарушение эксплуатации
ЯЭУ, при котором произошел выход РВ и (или) ионизирующего излучения за
предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации границы в количествах,
превышающих установленные пределы безопасной эксплуатации ЯЭУ.
Коренная причина нарушения -
событие или обстоятельство, создавшие условия возникновения нарушения эксплуатации
ЯЭУ.
Корректирующие меры - меры,
направленные на устранение причин возникновения нарушения эксплуатации ЯЭУ и
предотвращение его повторения.
Нарушение нормальной эксплуатации ЯЭУ - нарушение эксплуатации ЯЭУ, при котором произошло отклонение от
установленных эксплуатационных пределов и условий. При этом могут быть нарушены
и другие установленные проектом пределы и условия, включая пределы и условия
безопасной эксплуатации ЯЭУ (в тексте для краткости иногда употребляется
"нарушение").
Непосредственная причина нарушения - процесс или состояние, обусловившие непосредственное проявление
нарушения эксплуатации ЯЭУ.
1. Назначение и область распространения
1.1.
Руководство по безопасности "Требования к составу, содержанию и порядку
представления в Госатомнадзор России информации по безопасности ЯЭУ судов,
находящихся в эксплуатации" (далее - Руководство) развивает и
конкретизирует требования раздела "Обеспечение безопасности ЯЭУ при
эксплуатации" "Общих положений обеспечения безопасности ЯЭУ
судов".
1.2.
Руководство содержит рекомендации для эксплуатирующей организации по составу,
содержанию и порядку представления в Госатомнадзор России документов с
информацией по безопасности ЯЭУ судов, находящихся в эксплуатации.
1.3.
Руководство разработано в соответствии с Федеральным законом "Об
использовании атомной энергии" и Положением о Федеральном надзоре России
по ядерной и радиационной безопасности с учетом действующих документов: Правил
Российского Морского Регистра Судоходства, Кодекса по безопасности ядерных
торговых судов, Правил ядерной безопасности судовых атомных энергетических
установок, нормативных документов в области использования атомной энергии,
руководящих документов Госатомнадзора России.
1.4.
Эксплуатирующая организация вправе использовать другую форму и содержание
представления информации, чем указано в настоящем Руководстве, при этом она
должна представить обоснование этого выбора.
2. Состав документов по безопасности ЯЭУ судна и порядок их
представления в Госатомнадзор России
2.1.
Эксплуатирующей организации следует представлять в Госатомнадзор России
следующие документы с информацией по состоянию безопасности ЯЭУ судна в
процессе его эксплуатации:
-
оперативное и последующие уточненные сообщения о нарушении эксплуатации ЯЭУ
судна;
- акт
комиссии по расследованию нарушения эксплуатации ЯЭУ судна;
- годовой
отчет эксплуатирующей организации по безопасности ЯЭУ судна (судов).
2.2.
Оперативное и последующие уточненные сообщения о нарушении эксплуатации ЯЭУ
судна.
2.2.1.
Эксплуатирующей организации в оперативном и последующих уточненных сообщениях о
нарушении эксплуатации ЯЭУ судна следует представлять информацию о нарушении в
работе систем (элементов) ЯЭУ, а также о состоянии важных для безопасности
систем ЯЭУ и систем (элементов), оказавших влияние на процесс протекания
нарушения или получивших повреждения в процессе протекания нарушения.
2.2.2.
Форма, содержание, порядок и сроки передачи оперативного и последующих
уточненных сообщений определяются эксплуатирующей организацией и
согласовываются с Госатомнадзором России.
2.3. Акт
комиссии по расследованию нарушения эксплуатации ЯЭУ судна.
2.3.1. Для
расследования нарушений эксплуатации ЯЭУ судна должна создаваться комиссия
специалистов. Процедура создания комиссии, порядок ее работы и взаимодействия с
организацией, сформировавшей комиссию, и эксплуатирующей организацией
регламентируются Положением о порядке классификации, расследования и учета
аварийных случаев с судами и Положением о порядке классификации, расследования
и информации о нарушениях в работе объектов атомного флота Министерства
транспорта Российской Федерации (эти оба документа необходимо согласовывать с
Госатомнадзором России).
2.3.2.
Комиссией расследуются:
- авария;
-
нарушение нормальной эксплуатации ЯЭУ судна, снижающее или могущее привести к
снижению безопасности ЯЭУ судна, - все нарушения эксплуатации систем, важных
для безопасности (в частности, защитных барьеров РУ, каналов и элементов СУЗ
реактора и др.);
-
нарушение нормальной эксплуатации ЯЭУ судна, имеющее неопределенности
проявления и поэтому не получившее однозначной оценки в оперативном сообщении о
нарушении, составленном в условиях базы или в море;
- другое
нарушение эксплуатации ЯЭУ судна по решению эксплуатирующей организации.
2.3.3.
Комиссия определяет непосредственные и коренные причины нарушения, предлагает
присвоение нарушению определенной категории опасности, разрабатывает
предложения по планам мероприятий по ликвидации последствий нарушения и
корректирующим мерам по предотвращению подобных нарушений при эксплуатации ЯЭУ
судов.
Результаты
своей работы комиссия оформляет в виде акта, направляет его в организацию,
сформировавшую комиссию, и в эксплуатирующую организацию.
Рекомендуемое
содержание акта комиссии по расследованию нарушения эксплуатации ЯЭУ судна
приведено в приложении 1.
2.3.4. Эксплуатирующая организация с
учетом рекомендаций комиссии, изложенных в акте, разрабатывает свои планы
корректирующих мероприятий по предотвращению подобных нарушений при
эксплуатации ЯЭУ судов и направляет их вместе с актом комиссии в Госатомнадзор
России.
2.3.5.
Категория нарушения считается окончательно установленной, а планы
корректирующих мероприятий достаточными, если Госатомнадзор России в течение 1
месяца после получения материалов по п. 2.3.4 не потребует
их переоценки и/или доработки.
2.4.
Годовой отчет эксплуатирующей организации по безопасности ЯЭУ судна.
2.4.1.
Эксплуатирующая организация ежегодно составляет отчет по состоянию безопасности
ЯЭУ судна. Отчет необходимо представлять в виде обобщенной систематизированной
информации о состоянии безопасности отдельно по каждой ЯЭУ. В годовом отчете
следует приводить сравнительный анализ изменений показателей безопасности ЯЭУ
за пять предшествующих лет.
Рекомендуемое
содержание годового отчета эксплуатирующей организации по безопасности ЯЭУ
судна приведено в приложении 2.
Примечание. Информация по безопасности ЯЭУ нескольких атомных судов может
быть объединена в один годовой отчет по ЯЭУ атомных судов с объединением
разделов, общих по содержанию. Годовые отчеты по безопасности ЯЭУ судов,
основное оборудование которых выработало установленный ресурс, представляются в
виде отдельных отчетов.
2.4.2.
Срок представления годового отчета по безопасности ЯЭУ судна в Госатомнадзор
России эксплуатирующей организации следует согласовывать с Госатомнадзором
России.
2.5.
Порядок учета и хранения информации по безопасности ЯЭУ судна.
2.5.1. Для
удобства обращения с информацией по безопасности ЯЭУ судна в эксплуатирующей
организации и в подразделениях Госатомнадзора России, использующих информацию
по безопасности ЯЭУ судна, целесообразно создавать компьютерные базы данных,
которые рекомендуется строить по идентичным принципам, использовать одинаковые
операционные системы и общую индексацию кодирования информации.
2.5.2.
Учет и хранение информации следует строить по принципам и методам,
обеспечивающим ее сохранность, защиту от несанкционированного доступа,
систематизацию и удобство работы с нею. При этом важно обеспечить возможность
оперативного проведения часто требующегося поиска информации.
Рекомендуемое содержание акта комиссии по расследованию нарушения
эксплуатации ЯЭУ судна
Акт
расследования нарушения эксплуатации ЯЭУ судна содержит:
1.
Титульный лист.
2. Описание
нарушения.
3. Анализ
нарушения.
4. Оценку
нарушения с точки зрения безопасности ЯЭУ.
5.
Дополнительные недостатки, выявленные при расследовании нарушения.
6.
Описание предлагаемых корректирующих мер.
7. Выводы.
8.
Приложения.
1.
Титульный лист отражает общую информацию:
- название
органа (организации), сформировавшего (ей) комиссию, номер и дату приказа о
формировании комиссии;
- название
и назначение судна;
- дату и
время нарушения в работе ЯЭУ;
-
категорию нарушения;
- название
нарушения и индекс (номер) поврежденного агрегата (системы);
- место
работы комиссии и дату оформления акта.
2. В
разделе "Описание нарушения" рекомендуется представлять следующую
информацию:
-
состояние судна на момент нарушения: водоизмещение и загрузка судна,
длительность пребывания судна в плавании, местоположение и характер
использования судна, погодные условия;
- краткую
характеристику ЯЭУ и ее состояние, предшествующее нарушению: тип ЯЭУ и ее
номинальную мощность, дату начала эксплуатации ЯЭУ, остаточный от назначенного
ресурс ЯЭУ по эксплуатации (МВт х ч и %), информацию об условиях эксплуатации
ЯЭУ и состоянии ее систем (например, уровень мощности, длительность непрерывной
работы, неисправности или аномалии в работе отдельных элементов, не устраненные
на момент нарушения, перечень введенных ограничений по эксплуатационным
параметрам и др.), даты и содержание последних проверок и технического
обслуживания оборудования, которое отказало или было повреждено при протекании
рассматриваемого нарушения;
- описание
последовательности отказов: временную модель протекания нарушения, начиная от
исходного события, последовательность автоматического или ручного приведения в
действие систем безопасности, способ обнаружения нарушения;
- действия
операторов перед нарушением, во время нарушения и после нарушения эксплуатации
ЯЭУ судна: описание нарушения с точки зрения операторов (т.е. что каждый
оператор наблюдал, понимал/не понимал, делал), оценка действий (бездействия)
операторов, повлиявших на ход развития нарушения, следование эксплуатационным
инструкциям и любые отклонения от них, а также все аспекты взаимодействия в
звене "человек-машина", повлиявшие на исход нарушения;
-
последствия нарушения (если таковые имели место): следует представлять данные о
радиационных поражениях персонала, экипажа и населения, об изменении
радиационной обстановки на судне и в окружающей среде, технические и другие
последствия.
3. В
разделе "Анализ нарушения" следует приводить установленные
непосредственные и коренные причины рассматриваемого нарушения. При анализе
необходимо выявлять специфику нарушения, учитывать отягочающие (или
благоприятные) условия, повлиявшие на процесс развития и последствия нарушения,
а также оценивать достоверность первичной информации и результатов
промежуточных исследований.
4. В разделе
"Оценка нарушения с точки зрения безопасности ЯЭУ" необходимо
приводить оценку нарушения с точки зрения безопасности ЯЭУ и обосновывать
присвоение рассматриваемому нарушению категории в соответствии со степенью его
опасности для экипажа, судна, населения и окружающей среды. Классификация
нарушения должна соответствовать Положению о порядке классификации,
расследования и информации о нарушениях в работе объектов атомного флота,
действующему на момент оформления акта комиссии по расследованию нарушения.
5. В
разделе "Дополнительные недостатки, выявленные при расследовании
нарушения" рекомендуется перечислять недостатки (если в процессе
расследования нарушения комиссия их выявит), которые не связаны непосредственно
с данным нарушением и не относятся к его причинам, но являются потенциальными
источниками других нарушений. Такие недостатки могут быть обнаружены, в
частности:
- в
действиях персонала ЯЭУ;
- в работе
систем (элементов) нормальной эксплуатации ЯЭУ;
- в работе
систем (элементов) безопасности ЯЭУ;
- в
техническом обслуживании и ремонте систем и элементов ЯЭУ;
- в
эксплуатационной документации;
- в
организации эксплуатации ЯЭУ и др.
6. В
разделе "Описание предлагаемых корректирующих мер" по результатам
расследования нарушения следует приводить описание и обоснование корректирующих
мер, включая мероприятия по снижению вероятности подобных нарушений при
эксплуатации ЯЭУ судов в будущем.
7. В
выводах рекомендуется приводить:
- итоги
работы комиссии: присвоение нарушению категории опасности, выявленные непосредственная
(ые) и коренная (ые) причины нарушения, предлагаемые корректирующие меры;
- перечень
организаций, в которые, по мнению комиссии, необходимо разослать настоящий акт;
- оценку
важности итогов расследования нарушения для безопасности ЯЭУ других судов (если
комиссия отметит это);
- условия
работы комиссии, предложения по совершенствованию организации работы подобных
комиссий в будущем и др.
Акт
расследования подписывается председателем и всеми членами комиссии.
Здесь же,
после выводов, приводятся особые мнения (если они имеются) членов комиссии.
8.
Рекомендуемый перечень приложений к акту расследования нарушения эксплуатации
ЯЭУ судна.
8.1.
Состав комиссии по расследованию нарушения в работе ЯЭУ.
Необходимо
перечислять должности, место работы, фамилии и инициалы председателя и членов
комиссии.
8.2.
Основные исходные и аналитические данные:
-
обобщающий документ эксплуатирующей организации, суммирующий представленную
ранее информацию в оперативном и последующих уточненных сообщениях о нарушении;
- результаты
расчетов, выявивших изменения основных параметров систем (элементов), и копии
распечаток регистрации соответствующих измерений;
- данные
обследования радиационной обстановки, данные об облучении персонала;
- копии
объяснительных записок персонала;
-
необходимые технологические, электрические схемы или их фрагменты, чертежи,
эскизы, фотографии поврежденных элементов и мест повреждения;
- копии
протоколов и актов после аварийных проверок, результаты металлографических и
других исследований, копии актов вскрытия (разборки) поврежденных элементов;
-
необходимая проектная и эксплуатационная документация ЯЭУ, содержащая
требования к обслуживанию и расчеты рабочих и аварийных режимов работы систем и
элементов ЯЭУ, относящихся к рассматриваемому нарушению;
-
результаты расчетов процесса развития нарушения, включая описания
использованных методик расчетов;
- при
воздействии погодных факторов - копии справок метеостанции, при других внешних
воздействиях - копии сообщений соответствующих компетентных органов, а также
выписки из разделов проекта ЯЭУ, освещающих пределы устойчивости ЯЭУ к имевшим
место внешним воздействиям;
- другие
материалы, подтверждающие выводы комиссии о причинах нарушения;
- особые
мнения членов комиссии.
8.3.
Справочные данные по каждому отказавшему, поврежденному или дефектному
элементу:
-
обозначение по схеме ЯЭУ судна;
- тип
(марка), заводской номер, организация-изготовитель;
- даты
изготовления и ввода в эксплуатацию;
- краткое
описание отказа, повреждения или дефекта;
-
установленная периодичность (со ссылкой), дата проведения и вид последнего
(перед нарушением) осмотра, обслуживания отказавшего элемента, фамилии и
должности исполнителей и принявших работу.
Рекомендуемое содержание годового отчета по безопасности ЯЭУ судна
В Годовой
отчет по безопасности ЯЭУ судна за год (далее - годовой отчет) следует помещать
информацию, достаточную для адекватного понимания состояния безопасности ЯЭУ
судна при эксплуатации за истекший год, а также отражать все изменения состава
ЯЭУ и условий эксплуатации, касающихся безопасности.
1. Структура годового отчета
1.1.
Титульный лист.
На
титульном листе необходимо помещать названия эксплуатирующей организации и
органа управления использованием атомной энергии, название годового отчета,
реквизиты утверждающего должностного лица эксплуатирующей организации и его
подпись, дату утверждения, заверенные печатью эксплуатирующей организации.
Ниже
названия годового отчета и его регистрационного номера следует помещать подписи
руководителей подразделений эксплуатирующей организации, ответственных за
содержание отдельных разделов отчета.
Внизу
титульного листа приводится место (город, поселок и т.п.) дислокации
эксплуатирующей организации и год выпуска годового отчета.
1.2.
Список исполнителей.
Следует
указывать должности, фамилии и инициалы ответственных исполнителей по
соответствующим разделам годового отчета.
1.3.
Содержание.
В
содержании необходимо представлять названия разделов годового отчета с
указанием номеров их первых страниц.
1.4.
Перечень принятых сокращений.
Сокращения
следует приводить в алфавитном порядке.
1.5.
Введение.
Во
введении необходимо указывать краткую информацию об эксплуатации ЯЭУ судна за
отчетный период:
- общие
итоги работы ЯЭУ судна (время работы в море, энерговыработка РУ (МВт х ч),
общее число нарушений);
-
особенности эксплуатации ЯЭУ судна за отчетный период (наличие длительных
ремонтов ЯЭУ, нарушений в работе, состояние финансирования эксплуатации ЯЭУ
судна и т.п.);
- принятые
административные и технические решения, касающиеся безопасности ЯЭУ судов;
- итоги
работы комиссий эксплуатирующей организации и Госатомнадзора России.
1.6. Общие
сведения о ЯЭУ судна.
Следует
приводить:
-
наименование судна, номер проекта, проектантов судна, ЯЭУ и РУ, год ввода в
эксплуатацию судна;
- типы и
основные технические характеристики ЯЭУ и РУ;
- этапы
эксплуатации ЯЭУ за отчетный период (эксплуатация в навигации, ремонт,
модернизация, консервация, подготовка к утилизации и т.п.).
1.7. Итоги
эксплуатации ЯЭУ судна (по каждой РУ) за отчетный период:
-
установленная (разрешенная) тепловая мощность РУ;
-
энерговыработка (МВт х ч) за отчетный период и со времени ввода в эксплуатацию;
- время
работы на мощности РУ за отчетный период и со времени ввода в эксплуатацию,
остаточный ресурс по эксплуатации (МВт х ч) и по цикличности нагружений систем
и основного оборудования РУ;
- время
работы на мощности паротурбинной установки, электроэнергетической системы (ч);
- средние
мощности РУ, рассчитанные по измерениям нейтронных и тепловых параметров РУ
(МВт) и % от номинальных значений;
-
ограничения параметров ЯЭУ (мощности, давления, температуры, скорости изменения
мощности и др. - если они вводились);
- причины
ограничений параметров ЯЭУ, условия их снятия.
1.8.
Состояние физических барьеров безопасности:
- герметичность
оболочек твэлов (по результатам радиохимического контроля теплоносителя I
контура);
-
герметичность I, II и III контуров РУ (по результатам испытаний их на
герметичность, по активности в реакторных помещениях и во II и III контурах, а
также по учету подпиток этих контуров теплоносителем);
-
герметичность защитной оболочки и защитного ограждения (по результатам их
испытаний и по анализу режима работы системы поддержания вакуума в
предусмотренных помещениях ЯЭУ).
1.9.
Оценка состояния систем безопасности ЯЭУ и поддержания их эффективности.
1.9.1.
Информация о готовности и срабатываниях систем безопасности за отчетный период
в виде следующих показателей:
-
неготовности систем безопасности (отдельно для каждой системы);
- частоты
срабатываний систем безопасности;
-
неготовности СУЗ реактора;
- частоты
срабатывания АЗ реактора.
Примечание. Значения перечисленных показателей:
-
под показателем неготовности системы безопасности понимается часть времени, в
течение которого система не была способна выполнять назначенную функцию в то
время за отчетный период, когда от нее требовалось быть готовой к запуску и
работе;
-
под показателем частоты срабатываний систем безопасности понимается общее
количество включений систем безопасности, резервных и аварийных источников
питания ЯЭУ за время работы реактора за отчетный период (на режимах МКУ и
выше);
-
под показателем неготовности СУЗ реактора понимаются отказы элементов СУЗ за
время работы реактора за отчетный период. Последствием таких отказов является
невозможность выполнить функцию безопасности по требованию (непрохождение
сигнала, заклинивание приводов и т.п.) или наоборот несанкционированное
перемещение органов СУЗ;
- показатель частоты срабатывания АЗ
реактора определяется суммой количества достижений предельных значений
параметров и следующих за ними срабатываний АЗ (автоматически или вручную),
количества невыполнений поступивших сигналов АЗ на перемещение органов СУЗ (по
программе АЗ), а также количества срабатываний АЗ по ложным сигналам за время
работы ЯЭУ за отчетный период.
1.9.2.
Показатели качества технического обслуживания и ремонта: 1) общее время
простоев ЯЭУ из-за некачественного ремонта систем и/или элементов ЯЭУ; 2) общее
количество отказов, обусловленных некачественным техническим обслуживанием и ремонтом,
все - за время работы реактора в отчетном периоде.
1.9.3.
Информация о нарушениях водно-химического режима рабочих систем ЯЭУ.
1.9.3.1. Следует приводить
среднемесячные результаты измерений нормируемых показателей водно-химического
режима I, II и III контуров и чистоты газа высокого давления РУ, химического
состава жидкостей контуров охлаждения оборудования.
1.9.3.2.
Необходимо приводить перечень нарушений водно-химического режима и чистоты
рабочих сред по п. 1.9.3.1, величины отклонений от
нормируемых значений концентраций примесей, длительность работы ЯЭУ на
нарушенном режиме. Следует указывать причины этих нарушений и корректирующие
меры по их недопущению.
1.10.
Действия персонала в отчетный период.
Следует
представлять:
1.10.1.
Перечень неправильных действий (бездействия) персонала, приведших к нарушениям
эксплуатации ЯЭУ: дату и название нарушения, его категорию и причины
(непосредственные и коренные), описание неправильных действий персонала, их
последствия.
Также необходимо
указывать данные о динамике изменения количества неправильных действий
персонала в отчетном периоде по сравнению с предыдущими годами.
Кроме
того, следует представлять информацию о количестве и квалификации оперативного
персонала, обслуживающего ЯЭУ, и отдельно операторов пультов.
1.10.2.
Мероприятия по повышению качества работы персонала.
Необходимо
приводить перечень мероприятий, направленных на исключение повторения ошибок
персонала и на повышение качества его работы. В перечне следует отражать: содержание
мероприятий, обоснование необходимости их проведения (например, номера
сообщений о характерных нарушениях), сроки реализации мероприятий,
ответственных исполнителей, отметки о выполнении.
1.11.
Состояние радиационной безопасности.
При
разработке этого раздела годового отчета необходимо использовать положения
руководства по безопасности "Обеспечение безопасности при обращении с РАО
судов и иных плавсредств с ядерными реакторами и радиационными
источниками".
1.11.1.
Радиационная защита персонала, населения и окружающей среды.
1.11.1.1.
Следует указывать:
- годовые
коллективные дозы (Зв х чел) по персоналу и отдельно по прикомандированным
лицам;
- случаи
облучения персонала сверх пределов доз обучения работников (экипажа, персонала)
и населения, а также случаи облучения кожи и других критических органов
человека, их причины, последствия, принятые меры;
- случаи
превышения нормативов радиационного воздействия по выбросам, сбросам и
концентрациям РВ в различных природных средах (воздухе, акватории);
- эффективность
очистки воздуха, удаляемого судовыми и специальными системами вентиляции:
результаты измерений активности выбросов по основным радионуклидам, величины
выбросов и их продолжительность в процессе эксплуатации.
1.11.1.2.
В качестве приложения к этому подразделу необходимо приводить следующие данные:
-
численность контролируемых лиц (персонал, прикомандированные лица) по
категориям персонала;
- число
контролируемых лиц, получивших дозы облучения, превышающие пределы для
персонала по категориям при нормальной эксплуатации;
- принятые
на судне контрольные уровни облучения персонала по категориям;
- типы
дозиметрических приборов (включая индивидуальные), используемых на судне с ЯЭУ.
1.11.2.
Обращение с отработавшим ядерным топливом.
Необходимо
анализировать результаты перезарядки реакторов, организацию выгрузки ОТВС и
загрузки свежих ТВС. При наличии нарушений проведения указанных операций с
ядерным топливом следует приводить их описание и результаты анализа отмеченных
нарушений. Выявлять непосредственные и коренные причины и последствия
нарушений, приводить результаты выполнения действий по предотвращению подобных
нарушений.
При этом
следует приводить описания превышений нормативных значений показателей
радиационной обстановки в реакторном помещении после вскрытия крышки реактора,
показывать увеличение выбросов радионуклидов в защитную оболочку и во внешнюю
среду, обусловленное выгрузкой ОТВС с негерметичными твэлами.
1.11.3.
Обращение с РАО.
1.11.3.1.
В годовом отчете следует представлять значения (по году в целом) следующих
показателей, характеризующих степень потенциальной опасности радиоактивного
загрязнения помещений судна и окружающей среды от находящихся на судне РАО:
- годовое
поступление отходов в монжусы (цистерны) ЖРО всего, м3;
-
активность ЖРО, собранных за год всего, Бк (Ки);
- удельная
объемная активность ЖРО, Бк/л (Ки/л), солесодержание, г/л;
- годовое
поступление отходов в помещения ТРО, кг;
-
активность ТРО, собранных за год, Бк (Ки);
- удельная
массовая активность ТРО, Бк/кг (Ки/кг).
1.11.3.2.
Анализ поступлений ЖРО и ТРО.
Необходимо
приводить результаты сравнения годовых поступлений ЖРО и ТРО с проектными
показателями: обозначения хранилищ и емкостей, их назначение и объемы (м3),
заполнение (м3, %), время заполнения, оставшиеся свободные объемы монжусов ЖРО
и помещений ТРО (м3). Следует выявлять и указывать виды наиболее радиационно
опасных работ, которые проводились за отчетный период.
По
результатам анализа представленных выше показателей следует указывать:
- причины,
приведшие к превышению допустимых значений показателей;
-
прогнозируемый срок заполнения монжусов ЖРО и помещений ТРО при ожидаемых
темпах их заполнения;
-
состояние монжусов ЖРО (их герметичность);
-
мероприятия, запланированные для снижения количества РАО.
Необходимо
сравнивать значения показателей за отчетный период с соответствующими
значениями за предыдущие пять лет и давать оценку причин их изменения.
1.11.4.
Выводы о состоянии радиационной безопасности с приложением:
- перечня
наиболее радиационно опасных работ, включая информацию о коллективных дозах
облучения, полученных при их выполнении;
-
материалов актов внутренней комиссии эксплуатирующей организации в части
состояния радиационной безопасности;
- перечня
мероприятий, намеченных (выполненных) для снижения облучаемости персонала.
1.12.
Состояние ядерной безопасности.
Результаты
работы внутренней комиссии эксплуатирующей организации по проверке состояния
ядерной безопасности ЯЭУ следует представлять в виде заключения:
- о
соблюдении требований ядерной безопасности, изложенных в инструкциях по
эксплуатации ЯЭУ;
- о
соответствии проектным данным текущих показателей эффективности исполнительных
органов СУЗ;
- о
сравнении результатов нейтронно-физических и теплотехнических измерений
параметров активной зоны реактора с проектными;
- о
состоянии ядерного топлива, исполнительных органов СУЗ и внутриреакторных
элементов;
- о
выполненных ядерно-опасных работах;
- об
оценке состояния ядерной безопасности по акту внутренней комиссии
эксплуатирующей организации.
1.13.
Состояние учета и контроля ядерных материалов и РВ и физической защиты.
1.13.1. В
разделе годового отчета следует представлять информацию, не содержащую
секретных сведений:
- о
состоянии учета и контроля ядерных материалов и РВ;
- о
наличии и состоянии инженерно-технических средств обнаружения нарушений
физической защиты ЯЭУ;
- о
выполнении необходимых организационно-технических мероприятий по учету и
контролю ядерных материалов и РВ и физической защите ЯЭУ;
- о
подготовке экипажа по защите ЯЭУ судна от несанкционированных действий
нарушителей на базе и в море;
- о
наличии на борту судна необходимых нормативных и ведомственных документов по
учету и контролю ядерных материалов и РВ и физической защите ЯЭУ и их
соответствии требованиям Федерального закона "Об использовании атомной
энергии" и Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок
и пунктов хранения ядерных материалов.
1.13.2.
Специальный отчет о состоянии учета и контроля ядерных материалов и РВ и
физической защиты ЯЭУ необходимо оформлять в виде отдельного (от годового
отчета) документа в установленном порядке.
1.14.
Организационные и технические меры по повышению безопасности ЯЭУ.
1.14.1. В
первом годовом отчете, выполненном по данному руководству, необходимо приводить
подробное описание принятой в эксплуатирующей организации системы документов по
управлению эксплуатацией ЯЭУ судна. В дальнейшем следует сообщать только об их
изменениях, описывать причины, вызвавшие эти изменения, и указывать эффект от
них.
1.14.2.
Обеспечение качества эксплуатационных процедур и документов.
Следует
сделать вывод о соответствии эксплуатационной документации требованиям
действующей нормативной документации. При необходимости вносить предложения о
доработке эксплуатационной документации, документации по расследованию нарушений,
указывать изменения, внесенные в эксплуатационную документацию за отчетный
период.
1.14.3.
Организация системы контроля качества эксплуатации,
Необходимо
описать организацию системы контроля качества в эксплуатирующей организации и
на ЯЭУ судна, привести программу обеспечения качества, перечислить выполненные
мероприятия по этой системе и планы по ее совершенствованию.
1.14.4.
Оценка готовности персонала к управлению авариями, ликвидации их последствий.
Необходимо
приводить:
- перечень
документов по планам ликвидации аварий;
-
информацию о наличии неправильных действий (бездействия) персонала (по
категориям) в аварийных ситуациях и при авариях;
- сведения
о выполненных мероприятиях по предотвращению аварий и аварийных ситуаций;
- сведения
о проведенных тренировках и учениях по управлению авариями и ликвидации их
последствий;
-
заключение о готовности персонала к управлению авариями, ликвидации их
последствий.
1.14.5.
Подготовка и поддержание квалификации персонала ЯЭУ.
Следует
приводить сведения о выполнении плана поддержания и повышения квалификации
персонала ЯЭУ, в том числе:
-
информацию о работе учебно-тренировочного центра полномасштабного тренажера,
инструктажах персонала ЯЭУ, организации проверок знаний персонала, планах
совершенствования этой работы;
- о
получении капитаном судна и персоналом ЯЭУ разрешений Госатомнадзора России на
право ведения работ в области использования атомной энергии.
1.14.6.
Организация работы по повышению безопасности при эксплуатации ЯЭУ.
Следует
приводить:
- данные о
выполнении графика работ по техническому обслуживанию и модернизации ЯЭУ за
отчетный период и график на следующий год;
- данные о
выполнении условий действия лицензий на эксплуатацию ЯЭУ;
- перечень
изменений, внесенных за отчетный период в оборудование и системы ЯЭУ, важные
для безопасности;
- итоги
внедрения мероприятий на основе учета опыта эксплуатации ЯЭУ других судов
эксплуатирующей организации.
1.15.
Статистика нарушений эксплуатации ЯЭУ за отчетный период.
Следует
представлять:
- общий
перечень нарушений с разделением по категориям (классам) опасности с указанием
причин и последствий этих нарушений;
- описания
внеплановых остановок ЯЭУ (отдельно - по сигналам АЗ реактора) с указанием
непосредственных и коренных причин, длительности остановок и состояния РУ перед
остановкой;
-
информацию об автоматически вводившихся ограничениях мощности ЯЭУ.
1.16.
Анализ нарушений в работе ЯЭУ за отчетный период и корректирующие меры.
Необходимо
приводить результаты:
-
систематизации нарушений: по видам (наименованиям) нарушенных систем
(элементов), по исходным событиям, по коренным причинам нарушений, по
наложившимся нарушениям, по отказам по общей причине, по видам ошибок
персонала, по видам и тяжести последствий нарушений и др.;
- анализа
показателей безопасности ЯЭУ за отчетный период;
- анализа
тенденций изменения показателей безопасности ЯЭУ за истекшие пять лет и
выявления тревожных и благоприятных тенденций и аномальных показателей;
-
разработки и выполнения перечня мероприятий по ликвидации последствий нарушений;
-
разработки и выполнения перечня намеченных корректирующих мер по фактам
расследования нарушений и информацию об их выполнении;
- оценки
эффективности разработанных эксплуатирующей организацией корректирующих мер по
фактам расследования нарушений и специфики выполнения этих мероприятий,
разработки предложений по уточнению корректирующих мер.
1.17.
Заключение.
Необходимо
указывать состояние безопасности ЯЭУ судна по направлениям:
- наличие
(отсутствие) аварий на ЯЭУ судна;
-
техническое состояние основного оборудования, в том числе состояние физических
барьеров безопасности;
-
состояние радиационной обстановки на судне, дозовые нагрузки на персонал,
состояние ядерной безопасности ЯЭУ судна;
-
состояние учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ;
-
состояние физической защиты ЯЭУ судна;
- оценка
тенденций изменения показателей безопасности ЯЭУ судна;
- итоговая
оценка состояния безопасности ЯЭУ судна за отчетный период.
2. Приложения к годовому отчету
Следует
представлять:
- копии
актов завершенных за отчетный период расследований нарушений;
- итоги
выполнения предписаний Госатомнадзора России, выданных за отчетный период;
- копии
актов внутренних комиссий эксплуатирующей организации по оценке текущего
состояния безопасности ЯЭУ судна за отчетный период эксплуатации;
- сведения
о выполненных работах по модернизации на системах, важных для безопасности ЯЭУ.