Постановление Правительства РФ от 3 октября 2000 г. № 748
"Об утверждении пределов допустимых концентраций и условий сброса вредных
веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации"
(с
изменениями от 1 февраля 2005 г.)
В целях реализации Федерального закона "Об
исключительной экономической зоне Российской Федерации" Правительство
Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые пределы
допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых в исключительной
экономической зоне Российской Федерации разрешен только в процессе нормальной
эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов,
искусственных островов, установок и сооружений, и условия сброса вредных
веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации в процессе
нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов,
искусственных островов, установок и сооружений.
Председатель Правительства
|
|
Российской Федерации
|
М. Касьянов
|
Москва
|
|
3 октября 2000 г.
|
|
№ 748
|
|
Пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых в
исключительной экономической зоне Российской Федерации разрешен только в
процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных
аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений
(утв.
постановлением Правительства РФ от 3 октября 2000 г. № 748)
Категория веществ по МАРПОЛ 73/78*
|
Пределы допустимых концентраций веществ в сбросе,
млн-1
|
за пределами особых районов**
|
в пределах особых районов
|
Категория "В"
|
1
|
1
|
Категория "С"
|
10
|
1
|
Категория "D"
|
1 часть вещества в 10 частях воды
|
Нефть и нефтепродукты
|
15
|
15
|
______________________________
* МАРПОЛ
73/78 - Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года
(с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года).
** Особые районы - районы,
определенные МАРПОЛ 73/78.
Примечания: 1. Пределы допустимых концентраций вредных веществ в сбросе с летательных аппаратов (самолетов, вертолетов,
планеров, аэростатов, дирижаблей, воздушных шаров) не установлены, так как
сброс вредных веществ в процессе нормальной эксплуатации летательных аппаратов
не предусмотрен.
2. Категории вредных веществ,
сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации
разрешен, определяются в соответствии с положениями МАРПОЛ
73/78.
3. Для кораблей и судов
Военно-Морского Флота предел допустимых концентраций нефти и нефтепродуктов в
сбросе за пределами особых районов составляет 100 млн.
Условия сброса вредных веществ в исключительной экономической
зоне Российской Федерации в процессе нормальной эксплуатации судов, других
плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и
сооружений
(утв.
постановлением Правительства РФ от 3 октября 2000 г. № 748)
(с изменениями от 1 февраля 2005 г.)
1. Настоящие условия устанавливаются для всех российских и
иностранных судов, других плавучих средств любого типа, летательных аппаратов,
искусственных островов, установок и сооружений.
2. Сброс вредных веществ в процессе
нормальной эксплуатации судов и других плавучих средств в исключительной
экономической зоне Российской Федерации запрещен, за исключением случаев,
предусмотренных пунктами 3-5 настоящих условий.
3. Для вредных веществ категорий "B"
и "С", определенных Международной конвенцией по предотвращению
загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года),
сброс разрешен, когда соблюдаются сразу все следующие условия:
а) самоходное судно следует со скоростью не менее 7 узлов
либо несамоходное судно буксируется со скоростью не менее 4 узлов;
б) сброс вредного вещества производится в смеси с водой;
в) в сбрасываемой смеси вредного вещества с водой
присутствует только одно вредное вещество соответственно категории "B" или "С";
г) максимальная концентрация вредного вещества в
кильватерной струе не превышает предела допустимой концентрации, установленного
соответственно для веществ категории "В" или "С";
д) максимальное количество
вредного вещества, сброшенного в исключительной экономической зоне Российской
Федерации с судна или другого плавучего средства из каждой емкости и связанной
с ней системы трубопроводов, не превышает:
1 м3 или 1/3000
емкости, где находилось это вещество, в зависимости от того,
что больше - для вредных веществ категории "В", а также для
вредных веществ категории "С" при сбросе в особых районах;
3 м3 или 1/1000
емкости, где находилось это вещество, в зависимости от того,
что больше - для вредных веществ категории "С";
е) сброс производится ниже ватерлинии с учетом расположения
отверстий для приема забортной воды;
ж) сброс производится на глубине свыше 25 метров.
4. Для веществ категории "D",
определенных Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов
1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года), сброс разрешен,
когда соблюдаются сразу все следующие условия:
а) самоходное судно следует со скоростью не менее 7 узлов
либо несамоходное судно буксируется со скоростью не менее 4 узлов;
б) сброс вредного вещества производится в смеси с водой;
в) в сбрасываемой смеси вредного вещества с водой присутствует
только одно вредное вещество категории "D";
г) максимальная концентрация вредного вещества (частей
вещества в частях воды) в сбросе не превышает предела допустимой концентрации,
установленного для вредных веществ категории "D";
д) сброс производится на
расстоянии свыше 12 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется
ширина территориального моря Российской Федерации.
5. Для нефти и нефтепродуктов сброс разрешен, когда
соблюдаются сразу все следующие условия:
при сбросе с нефтяного танкера
а) танкер находится вне пределов особого района;
б) танкер находится на расстоянии более 50 морских миль от
ближайшего берега;
в) танкер на ходу по пути следования;
г) интенсивность сброса нефти не превышает 30 литров на
морскую милю;
д) общее количество сброшенной в
море нефти с существующих танкеров* не превышает 1/15000 общего количества
данного вида груза, частью которого является остаток, а с новых танкеров* -
1/30000 общего количества данного вида груза, частью которого является остаток;
е) на танкере работают система автоматического замера,
регистрации и управления сбросом нефти и отстойный танк;
при сбросе с судна, не являющегося нефтяным танкером, а
также из льял машинных помещений нефтяного танкера;
ж) источником льяльных вод не являются льяла отделения
грузовых насосов;
з) льяльные воды не смешаны с
остатками нефтяного груза;
и) судно на ходу по пути следования;
к) содержание нефти в стоке без разбавления не превышает 15 млн-1;
л) на судне работает оборудование для фильтрации нефти,
одобренное органом технического надзора и классификации судов, который
сертифицирован соответствующей международной организацией на соответствие
стандартам Международной организации по стандартизации;
м) система фильтрации оборудована устройством,
обеспечивающим автоматическое прекращение сброса, когда содержание нефти в
стоке превышает 15 млн-1.
6. Условия сброса вредных веществ,
образующихся в процессе нормальной эксплуатации искусственных островов,
установок и сооружений (включая буровые суда и платформы), в исключительной
экономической зоне Российской Федерации устанавливаются с учетом рыбохозяйственного значения акватории, обеспечения
экологического равновесия, а также природно-климатических особенностей,
наиболее эффективных технологий, нормативов предельно допустимых вредных
воздействий и предельно допустимых концентраций вредных веществ в морских водах
и в соответствии с требованиями природоохранительного законодательства
Российской Федерации, международных конвенций и соглашений, участником которых
является Российская Федерация.
7. Сброс вредных веществ в процессе
нормальной эксплуатации летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, планеров,
аэростатов, дирижаблей, воздушных шаров) не предусмотрен.
8. Настоящие условия не применяются в случае
форсмажорных обстоятельств, когда создается опасность
для человеческой жизни или реальная угроза судам, другим плавучим средствам,
летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, при
этом сброс представляется единственным способом предотвращения угрозы или
существует уверенность в том, что ущерб, причиненный сбросом, будет меньше
ущерба, который был бы нанесен, если бы сброс не производился. Сброс
должен осуществляться таким образом, чтобы свести к минимуму возможный ущерб
жизни людей или морской флоре и фауне.
Информация о таком сбросе должна немедленно передаваться в
территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
и диспетчерские службы соответствующих федеральных органов исполнительной
власти.
_______________________________
* Понятия "существующий
танкер" и "новый танкер" употребляются в значении, определенном
Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с
изменениями, внесенными Протоколом 1978 года).