Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425
"Об утверждении Положения об округах
санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и
курортов федерального значения"
(с изменениями от 20 декабря
2002 г., 19 июля 2006 г., 15 февраля, 4 сентября 2012 г., 5 июня 2013 г.)
Во исполнение Федеральных законов "О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, № 9, ст.713) и "Об особо охраняемых природных
территориях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №
12, ст. 1024) Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение об округах санитарной и
горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов
федерального значения.
Председатель
Правительства Российской Федерации
|
В.
Черномырдин
|
|
|
Москва
|
|
7
декабря 1996 г.
|
|
№
1425
|
|
Положение об округах
санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и
курортов федерального значения
(утв.
постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425)
(с изменениями от 20 декабря
2002 г., 19 июля 2006 г., 15 февраля, 4 сентября 2012 г., 5 июня 2013 г.)
Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок организации
округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей
и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования,
проживания и природопользования в пределах их территории.
2. Лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального
значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо
охраняемыми природными территориями. Для охраны этих местностей и курортов
создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным
режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим
сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и
преждевременного истощения.
3. Округа санитарной охраны устанавливаются для
климатических лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального
значения, если их природные лечебные факторы не относятся к недрам.
4. Округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если:
в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах
федерального значения в комплексе природных лечебных факторов имеются объекты,
относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные
ископаемые, отнесенные к категории лечебных);
лечебно-оздоровительная местность или курорт федерального
значения находится в районе с повышенной сейсмичностью, развитым карстом или в
районе, где происходят оползневые, селевые и другие процессы.
5. В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны
защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты):
месторождения минеральных вод (или их участки),
предназначенных для использования в лечебных целях на месте и разлива;
месторождения лечебных грязей, предназначенных для
использования в лечебных целях на месте и расфасовки;
месторождения природных газов и пара, имеющих лечебное
значение;
месторождения других полезных ископаемых, отнесенных к
категории лечебных (бишофит, нафталан, озокерит, глины, соли и другие);
лечебный климат;
рапа лиманов и озер;
акватории морей, озер, рек и других водных объектов,
предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей;
пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории,
используемые для лечебных процедур на воздухе;
леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения,
имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические
функции;
участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и
курортов федерального значения, занимаемые зданиями и сооружениями
санаторно-курортных учреждений и предназначенные для санаторно-курортного
строительства.
6. В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны
экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние объектов и природных ресурсов,
не отнесенных к лечебным ресурсам (источники хозяйственно-питьевого
водоснабжения, почвы, недра, воздушный бассейн, поверхностные водоемы и другие
объекты), должно соответствовать законодательству Российской Федерации.
7. Территория и режим округов санитарной и горно-санитарной
охраны учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем
функционального зонирования, схем землеустройства, проектов районной планировки
и генеральных планов развития территорий.
Разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения
8. Разработка проектов округов санитарной охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения
производится организациями по заданиям заказчика, согласованным с Федеральной
службой по надзору в сфере природопользования и органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, а проектов округов горно-санитарной охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения - также с
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, при
наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии выбранного
участка требованиям санитарного законодательства, выданного Федеральной службой
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
9. Проект округа санитарной охраны лечебно-оздоровительной
местности и курорта федерального значения согласовывается с Федеральной службой
по надзору в сфере природопользования и органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, а проект округа горно-санитарной охраны
лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения - также с
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при
наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта
требованиям санитарного законодательства, выданного Федеральной службой по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения
10. На территориях округов санитарной и горно-санитарной
охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения
устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы,
загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям,
ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные
лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный
режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных,
природоохранных и других мероприятий.
11. Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в
себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального
значения. Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и
курортов федерального значения, представляющих собой единый курортный регион
(район), может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также
может быть установлен для территории отдельно расположенного природного
объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение
лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной или
горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности,
курорта федерального значения, курортного региона (района).
В составе округа выделяется до трех зон. Для
лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, не имеющих
на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и
других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон
может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных
местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, -
до одной (второй) зоны. Округа санитарной и горно-санитарной охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, имеющие в
своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях
корректируются с выделением в их пределах третьей зоны.
Для отдельно расположенных природных объектов
(высокодебитных восходящих источников, скважин, грязевых сопок и других),
имеющих высокую степень естественной защищенности, может быть организована одна
(первая) зона. Для указанных объектов, не имеющих высокой степени защищенности,
выделяются первая, вторая и при необходимости третья зоны округа
горно-санитарной охраны.
12. Режим первой зоны устанавливается для
месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных
грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных
целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.
На территории первой зоны запрещаются проживание и
осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ,
связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и
оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и
рациональных технологий.
На указанной территории разрешается осуществление связанных
с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ,
строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций,
трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов,
эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей,
выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а
также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не
наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.
В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного
пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными
системами водоснабжения и канализации. Режим работы питьевых галерей и бюветов,
размещенных в первой зоне, допускает их посещение в лечебных целях.
Для скважин, источников и других очагов разгрузки
минеральных вод границы первой зоны устанавливаются в зависимости от степени
естественной защищенности месторождения, но на расстоянии не менее 15 метров от
оголовка скважины или контура очага разгрузки.
Для месторождений лечебных грязей границы первой зоны
устанавливаются в зависимости от естественной защищенности месторождения, его
типа и гидрологического режима, но на расстоянии не менее 25 метров от нулевых
границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема.
Для лечебных пляжей, выделенных с учетом геоморфологических
элементов и расчетных норм, а также для акваторий, предназначенных для лечебных
купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров
от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории
водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 метров - по его
противоположному берегу.
13. Режим второй зоны устанавливается для территории,
с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям
лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого
залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных
хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых
насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями
санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного
строительства.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и
сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы
курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую
природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том
числе:
строительство новых и расширение действующих промышленных
объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с
освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и
благоустройством курорта;
строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и
ферм, устройство навозохранилищ;
размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и
горюче-смазочных материалов;
строительство транзитных автомобильных дорог;
размещение коллективных стоянок автотранспорта без
соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и
сточных вод;
строительство жилых домов, организация и обустройство
садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без
централизованных систем водоснабжения и канализации;
размещение кладбищ и скотомогильников;
устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной
фильтрации и накопителей сточных вод;
складирование и захоронение промышленных, бытовых и
сельскохозяйственных отходов;
массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих
организацию кумысолечения);
использование минеральных удобрений и навозных стоков,
применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и
сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов;
сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за
исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а
также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и
экологическое состояние этих объектов;
вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и
санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и
водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества
природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта
федерального значения.
При массовом распространении опасных и карантинных
вредителей и болезней растений в парках, лесопарках и других зеленых
насаждениях разрешается применение по согласованию с органами
санитарно-эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и быстро
разлагающихся в природной среде ядохимикатов при условии выполнения этой работы
специализированными организациями.
Границы второй зоны устанавливаются:
для месторождений минеральных вод с учетом геоструктурных и
гидрогеологических условий территории;
для месторождений лечебных грязей по линии ближайших
водоразделов поверхностного и грунтового стоков;
для других месторождений полезных ископаемых, отнесенных к
категории лечебных, с учетом геоструктурных и геоморфологических особенностей
их залегания;
для природных лечебных факторов, не относящихся к недрам, с
учетом рельефа и ландшафта местности, розы ветров, других возможных природных
особенностей, а также с учетом соответствующих нормативных документов.
При необходимости границы второй зоны могут обосновываться
гидродинамическими и другими расчетами.
14. Режим третьей зоны устанавливается для ближайших
областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей
месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых,
отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту
природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на
размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также
на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением
окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на
природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной
местности или курорта федерального значения.
Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей
распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного
воздействия на них источников загрязнения.
15. Границы округа санитарной или горно-санитарной охраны
совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении
на отдельных участках с границами второй либо первой зоны - с внешними
границами этих зон.
16. Проектируемые в пределах округов санитарной и
горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и
санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.
17. Развитие и застройка территорий в пределах округов
санитарной и горно-санитарной охраны осуществляются в строгом соответствии с
генеральным планом курорта федерального значения, утвержденным в установленном
порядке.
18. Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной
охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения
утверждаются Правительством Российской Федерации по совместному представлению
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерства
здравоохранения Российской Федерации.
19. В случае, когда округ санитарной или горно-санитарной
охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения
распространяется на территории двух или более субъектов Российской Федерации,
предложения по установлению его границ и режима функционирования
согласовываются в установленном порядке с соответствующим органом
исполнительной власти каждого субъекта Российской Федерации.
Обеспечение санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных
местностей и курортов федерального значения
20. Обеспечение установленного режима санитарной и
горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов
федерального значения осуществляют:
в первой зоне пользователи природных лечебных ресурсов;
во второй и третьей зонах пользователи природных лечебных
ресурсов, землепользователи и проживающие в этих зонах граждане.
21. Вынесение на местность установленных границ округа
санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного
самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа.
Оповещение физических и юридических лиц об установленных
границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или
горно-санитарной охраны, производится в установленном порядке.
22. Мероприятия по контролю за разработкой на территориях
лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения природных
ресурсов, отнесенных к категории полезных ископаемых, осуществляют органы
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной
службы по надзору в сфере природопользования в пределах своей компетенции.
23. Государственный надзор в области обеспечения санитарной
или горно-санитарной охраны природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территориях
лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, а также на
объектах, расположенных за пределами этих территорий, но оказывающих на них
вредное техногенное воздействие, осуществляют в пределах своей компетенции
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования при осуществлении
федерального государственного экологического надзора и Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при
осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического
надзора.