Приказ Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 августа 2014 г. № 437/пр
"Об утверждении Требований к проведению технического
обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения
и (или) водоотведения, в том числе определение показателей
технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая
показатели физического износа и энергетической эффективности объектов
централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или)
водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего
водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей"
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября
2013 г. № 1038
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 47, ст. 6117; 2014, №
12, ст. 1296), и пунктом 4 части 2 статьи 4, частью 5 статьи 37 Федерального
закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ
"О водоснабжении и водоотведении" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7358; 2012, № 53, ст. 7614, 7616, 7643;
2013, № 19, ст. 2330, № 30, ст. 4077, № 52, ст. 6976, 6982; 2014, № 26, ст.
3366, 3406; 2014, № 30, ст. 4218) приказываю:
1. Утвердить:
Требования к проведению технического обследования
централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или)
водоотведения согласно приложению № 1 к настоящему приказу;
показатели технико-экономического состояния систем
водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и
энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего
водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов
нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядок их
мониторинга согласно приложению № 2 к настоящему приказу.
2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства,
энергосбережения и повышения энергоэффективности (Демченко О.Н.) направить
настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции
Российской Федерации в срок не позднее 10 дней со дня его подписания.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации А.В. Чибиса.
Министр
|
М.А. Мень
|
|
|
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25
августа 2014 г.
|
|
Регистрационный № 33794
|
|
Приложение
№ 1
Требования к проведению технического обследования
централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или)
водоотведения
(утв. приказом Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 августа 2014 г. № 437/пр)
I. Общие положения
1. Настоящие Требования к проведению технического
обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения
и (или) водоотведения (далее - Требования) определяют цели, задачи и порядок
проведения технического обследования централизованных систем горячего
водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
2. В настоящих Требованиях применяются понятия, используемые
в Федеральном законе от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ
"О водоснабжении и водоотведении" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7358; 2012, № 53, ст. 7614, 7616, 7643;
2013, № 19, ст. 2330, № 30, ст. 4077, № 52, ст. 6976, 6982) (далее -
Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении") и других
нормативных правовых актах в сфере водоснабжения и водоотведения.
3. Цели проведения технического обследования
централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или)
водоотведения (далее - техническое обследование) определяются в соответствии с
положениями Федерального закона "О
водоснабжении и водоотведении". Задачами проведения технического
обследования являются:
а) обеспечение принятия эффективных управленческих решений
органами государственной власти, органами местного самоуправления и
организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и
(или) водоотведение (далее - организации, осуществляющие водоснабжение и (или)
водоотведение) с использованием централизованных систем горячего водоснабжения,
холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
б) определение фактических значений показателей надежности,
качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем
горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
в) получение (подготовка) исходных данных для разработки
схем водоснабжения и водоотведения, планов снижения сбросов, планов мероприятий
по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с
установленными требованиями, установления нормативов водоотведения, а также для
определения расходов, необходимых для эксплуатации объектов централизованных
систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (в
том числе бесхозяйных объектов), исходя из их технического состояния.
4. Обязательное техническое обследование проводится:
а) один раз в течение долгосрочного периода регулирования,
но не реже одного раза в пять лет;
б) при разработке организацией, осуществляющей водоснабжение
и (или) водоотведение, плана снижения сбросов, плана мероприятий по приведению
качества питьевой воды, качества горячей воды в соответствие с установленными
требованиями;
в) при принятии организацией, осуществляющей водоснабжение и
(или) водоотведение, в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных
систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в
соответствии с положениями Федерального закона "О
водоснабжении и водоотведении".
5. При проведении технического обследования для решения
задачи, предусмотренной подпунктом "в" пункта 3 настоящих Требований, организация, осуществляющая
водоснабжение и (или) водоотведение, проводит предусмотренные настоящими
Требованиями действия в том числе в отношении соответствующих бесхозяйных
объектов.
6. Техническое обследование объектов централизованных систем
горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения
проводится организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение,
самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций.
7. В случае, если на момент проведения технического
обследования в отношении централизованной системы холодного водоснабжения и
(или) водоотведения органом местного самоуправления поселения или городского
округа принято решение об определении гарантирующей организации, техническое
обследование такой системы проводится гарантирующей организацией самостоятельно
или с привлечением специализированной организации.
8. Показатели технико-экономического состояния объектов
централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или)
водоотведения являются основой для определения организацией, осуществляющей
водоснабжение и (или) водоотведение, фактических значений показателей
надежности, качества и энергетической эффективности и подготовки проекта
плановых значений показателей надежности, качества и энергетической
эффективности.
II. Объекты технического обследования
9. Объектами технического обследования в соответствии с
настоящими Требованиями являются все объекты централизованных систем горячего
водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, соответствующие
требованиям статьи 2 Федерального закона "О
водоснабжении и водоотведении".
III. Состав работ по техническому обследованию
10. Состав работ по техническому обследованию включает в себя:
а) камеральное обследование;
б) техническую инвентаризацию имущества, включая натурное,
визуальное-измерительное обследование и инструментальное обследование объектов
централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или)
водоотведения;
в) определение технико-экономической эффективности объектов
централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и
водоотведения.
11. При проведении камерального обследования водопроводных и
канализационных сетей рассматривается следующая нормативно-техническая
документация:
а) проектная документация (включая чертежи - план, профиль,
спецификации, пояснительная записка), содержащая функционально-технологические,
конструктивные и инженерно-технические решения;
б) исполнительная документация, содержащая сведения о
технических характеристиках инженерных сетей, о соответствии фактически
выполненных работ проектной документации, о внесенных в них по согласованию с
проектировщиком изменениях;
в) эксплуатационная документация в соответствии с
регламентом эксплуатации водопроводной (канализационной) сети;
г) иная документация, содержащая сведения:
о техническом состоянии водопроводных и канализационных
сетей и элементов сети, в том числе отчеты по телевизионной диагностике сетей,
дефектные ведомости;
об аварийности сооружений, сетей горячего водоснабжения,
водопроводных и канализационных сетей, уровне потерь в сетях и сооружениях
водоснабжения;
о сроках эксплуатации и износе сетей и сооружений;
о результатах определения качества воды (исходной и после
водоподготовки) в точках, определенных в программе производственного контроля
качества питьевой воды, горячей воды;
о результатах определения качества сточных вод в точках,
определенных программой контроля состава и свойств сточных вод, для определения
технической возможности очистных сооружений по соблюдению проектных параметров
очистки сточных вод и установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих
веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы за период не менее 2
лет.
При отсутствии перечисленной технической информации
составляется конструктивная схема объектов - основание для натурного
обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного
водоснабжения и (или) водоотведения (включая установленное на таких объектах
оборудование).
12. При проведении камерального обследования оборудования,
установленного на объектах централизованных систем горячего водоснабжения,
холодного водоснабжения и (или) водоотведения, рассматривается следующая
нормативно-техническая документация: паспорт на оборудование, руководство
(инструкция) по эксплуатации оборудования, проектная документация,
исполнительная документация (содержащая сведения о соответствии выполненных в
натуре работ с проектной документацией или о внесенных в них по согласованию с
проектировщиком изменениях), план-график планово-предупредительного ремонта,
отчет о выполнении планово-предупредительного ремонта, акт технического
освидетельствования объекта, аварийный акт (содержащий сведения о повреждения
трубопроводов, сооружений и оборудования на водопроводной сети или нарушение их
эксплуатации).
13. При наличии в организациях, осуществляющих водоснабжение
и (или) водоотведение, информационных систем учета, созданных для
централизованного ведения и актуализации данных о местоположении, технических
характеристиках водопроводных и канализационных сетей, сооружений,
оборудования, а также бухгалтерской, эксплуатационной, ремонтной и иной
информации, отражающей техническое состояние объектов, камеральное обследование
проводится на основании анализа сведений таких информационных систем.
14. По результатам анализа нормативно-технической
документации на объекты централизованных систем горячего водоснабжения,
холодного водоснабжения и (или) водоотведения должны быть установлены следующие
данные:
а) год постройки объектов централизованных систем горячего
водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения;
б) дата ввода в эксплуатацию объектов централизованных
систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
в) материал, диаметр трубопроводов по проекту и по
исполнительной документации, их фактическое состояние, процент износа;
г) расчетные и фактические параметры давления и пропускной
способности трубопровода и иных объектов централизованных систем горячего
водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
д) сведения об аварийности объектов централизованных систем
горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения за период
с момента проведения предыдущего технического обследования, а в случае
проведения технического обследования в соответствии с настоящими требованиями
впервые - за последние 5 лет;
е) информация о проведении аварийных и ремонтных работ на
объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного
водоснабжения и (или) водоотведения с указанием точных мест проведения
(адресов) выполнения таких работ, их фактических объемах, результатов
проведенных работ (влияние результатов работ на функционирование систем);
ж) информация о наличии или отсутствии технической
возможности сооружений водоподготовки, работающих в штатном режиме,
обеспечивать подготовку питьевой воды в соответствии с требованиями,
установленными законодательством в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом состояния
источника водоснабжения;
з) информация о наличии или отсутствии технической
возможности канализационных очистных сооружений обеспечивать проектные
параметры очистки сточных вод и соблюдение нормативов допустимых сбросов
загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и лимитов на сбросы,
установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области
охраны окружающей среды.
15. Техническая инвентаризация централизованной системы
горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения
осуществляется на основании плана технического обследования с определением
параметров технической инвентаризации по каждому инвентаризационному объекту,
сформированному организацией, осуществляющей водоснабжение и (или)
водоотведение, на основании камерального обследования.
Техническая инвентаризация объектов централизованной системы
горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения включает
в себя:
а) натурное обследование месторасположения объекта и
определение основных технических параметров (диаметр, материал, типоразмеры);
б) визуально-измерительное обследование, в том числе
включая: наружный и внутренний осмотр насосных станций и сооружений, трубопроводов;
оценку технического состояния объекта обследования по
совокупности и характеру визуально наблюдаемых дефектов, повреждений, утечек;
сравнение данных об объектах централизованных систем
горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения,
полученных в ходе камерального обследования, с фактическими характеристиками
систем, установленными при визуально-измерительном обследовании.
в) выборочное инструментальное обследование, проводимое в
случае, если камеральное и визуально-измерительное обследование не позволяют
достичь целей технического обследования, включающее в том числе:
проведение теледиагностики трубопроводов;
поиск утечек и дефектоскопии инструментальными методами;
диагностику оборудования, установленного на водозаборных сооружениях,
сооружениях водоподготовки, сооружениях очистки сточных вод и обработки осадка
сточных вод, водопроводных и канализационных насосных станциях, диагностику
зданий и сооружений;
замер фактических характеристик оборудования,
инструментальное обследование оборудования, включая при необходимости частичную
или полную разборку оборудования.
16. Программа инструментального обследования разрабатывается
на основе результатов и выводов камерального, натурного и
визуально-измерительного обследований, при этом инструментальное обследование
обязательно проводится:
а) в случае предварительного вывода о необходимости
модернизации объекта;
б) в случае предварительного вывода о предаварийном
состоянии.
В иных случаях решение о проведении инструментального
обследования принимается по усмотрению организации, осуществляющей
водоснабжение и (или) водоотведение, при недостаточности данных камерального и
визуально-измерительного анализа для достижения целей технического обследования
17. Программы обследований разрабатываются в зависимости от
вида, материала изготовления и состояния объектов централизованных систем
горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и условий
их эксплуатации.
Программы обследований должны быть нацелены на выявление и
оценку дефектов и повреждений, характерных для объектов централизованных систем
горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения с учетом
материала изготовления и состояния обследуемых объектов и условий их
эксплуатации.
18. По итогам технической инвентаризации определяются:
а) уровень износа объектов централизованной системы горячего
водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
б) актуальное техническое состояние объекта на дату
обследования.
в) предельные сроки проведения ремонта или реконструкции
объектов.
19. Износ трубопроводов и других недоступных для осмотра
сооружений определяется по срокам службы как соотношение фактически
прослуженного времени к средненормативному сроку службы.
В тех случаях, когда фактически прослуженное время
приближается к нормативному или превышает его, а предположительный (остаточный)
срок службы сооружения, определяемый экспертным путем, превышает нормативный
срок, то процент износа определяется отношением фактически прослуженного
времени к сумме прослуженного и предположительного (остаточного) срока службы.
В случаях, когда фактически прослуженное время приближается
к нормативному или превышает его, а трубопроводы и другие объекты и сооружения
доступны для осмотра и инструментального обследования, физический износ
трубопровода и других объектов определяется организацией, осуществляющей
водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением
специализированной организации в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального
закона "О
водоснабжении и водоотведении".
20. Технико-экономическая эффективность объектов
централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и
(или) водоотведения определяется для каждого объекта технического обследования
либо группы объектов, имеющих единые признаки (расположение, функциональное
назначение, модель и марка).
Для каждой группы объектов обследования формируется перечень
показателей, которые отражают его технико-экономические характеристики. Данные
характеристики отражают эффективность использования ресурсов для выполнения
полезной функции объектом и выражаются как удельный показатель (например:
фактическое потребление электроэнергии на транспортировку единицы объема
сточных вод (кВт-час/куб. м.), периодичность технического обслуживания ед./час
наработки). К показателям технико-экономической характеристики объекта также
относится коэффициент полезного действия.
Технико-экономическая эффективность объекта определяется в
сопоставлении с технико-экономическими характеристиками лучших отраслевых
аналогов.
21. Для объектов централизованных систем водоснабжения
производится определение (оценка):
а) проектных и фактических характеристик объектов
водоснабжения на период проведения оценки с целью определения дефицита
(профицита) производственных мощностей, полезного объема резервуарного парка;
б) технических характеристик сооружений водоподготовки с
учетом состояния источника водоснабжения и его сезонных изменений;
в) соответствия применяемых технологических решений
требуемой эффективности очистки на основе учета сведений о качестве питьевой
(горячей) воды, подаваемой водопроводными станциями в распределительную
водопроводную сеть, требованиям, установленным законодательством в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством и
законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения;
г) оптимальности эксплуатационных характеристик сооружений
водозабора, водоподготовки, насосных станций и водопроводной сети;
д) удельного количества повреждений на водопроводной сети,
продолжительности перерывов водоснабжения;
е) технологических нарушений на сооружениях водоподготовки и
водопроводной сети за год, предшествующий проведению оценки;
ж) оперативности реагирования и общего времени устранения
аварий и технологических нарушений при работе оборудования и инженерных сетей;
з) качества питьевой (горячей) воды на выходе с
водопроводных станций и в распределительной водопроводной сети на соответствие
требованиям, установленным законодательством в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Рекомендуемая форма оценки технических возможностей
сооружений водоподготовки на соответствие проектным параметрам качества
питьевой воды (горячей воды), соответствующей требованиям действующих
нормативов по санитарно-химическим и микробиологическим показателям на выходе с
водопроводных станций и в распределительной водопроводной сети, приведена в
приложении № 1.
22. Для объектов централизованных систем водоотведения
производится определение (оценка):
а) объемов сброса сточных вод, подвергающихся очистке, в том
числе:
доли сточных вод, подвергающейся очистке в общем объеме
сточных вод, сбрасываемых в централизованные общесплавные и бытовые системы
водоотведения;
доли поверхностных сточных вод, подвергающихся очистке в
общем объеме поверхностных сточных вод, принимаемых в централизованную ливневую
систему водоотведения;
доли промывных вод водопроводных станций, подвергающихся
очистке, в общем объеме сброса промывных вод водопроводных станций;
доли сточных вод, прошедших обеззараживание, обеспечивающее
нормативное качество сточных вод по микробиологическим показателям, в общем
объеме сброса сточных вод;
б) объемов сброса неочищенных сточных вод;
в) наличия прямых выпусков с формированием сведений по
водоему-приемнику, диаметрам, расходам сточных вод;
г) проектных и технических характеристик объектов
водоотведения в период проведения оценки с целью определения дефицита
(профицита) производственных мощностей;
д) технического состояния тоннельных коллекторов на основе
результатов технического осмотра, обследования с использованием мобильных
диагностических средств;
е) аварийности на сооружениях водоотведения и количества
засоров в канализационной сети за год, предшествующий проведению оценки;
ж) технологических нарушений на сооружениях водоотведения и
канализационной сети за год, предшествующий проведению оценки;
з) оперативности реагирования и общего времени устранения
аварий и технологических нарушений при работе оборудования и инженерных сетей;
и) технических характеристик и возможности канализационных
очистных сооружений и сооружений по обработке осадка сточных вод обеспечивать
проектные параметры качества очистки сточных вод и обработки осадка сточных
вод;
к) технических характеристик объектов для хранения осадка
сточных вод и наличия дефицита или резерва их мощности;
л) соответствия применяемых технологических решений
требуемой эффективности очистки на основе учета сведений о качестве,
соответствующем требованиям, установленным законодательством в области охраны
окружающей среды, водным законодательством и законодательством в сфере
водоснабжения и водоотведения;
м) оптимальности эксплуатационных характеристик
канализационной сети, канализационных очистных сооружений, сооружений по
обработке осадка сточных вод (в том числе, с определением доли осадка сточных
вод, обработанного или утилизированного до экологически безопасного состояния);
н) содержания загрязняющих веществ, иных веществ и
микроорганизмов в составе сточных вод и соответствия состава и свойств сточных
вод требованиям, установленными законодательством в области охраны окружающей
среды.
Оценка технической возможности канализационных очистных
сооружений очищать сточные воды до нормативных показателей производится путем
сравнения фактических показателей состава и свойств очищенных сточных вод
(включая бактериологические показатели) на соответствие проектным параметрам
очистки сточных вод, установленным нормативам допустимых сбросов загрязняющих
веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимитам на сбросы, а в части
определения эффективности сооружений обеззараживания сточных вод - на
соответствие санитарным нормам и правилам. Для канализационных очистных
сооружений, не обеспеченных узлами обеззараживания сточных вод, оценка
эффективности обеззараживания не производится.
Для оценки используются среднегодовые значения состава и
свойств сточных вод за период не менее двух лет (за исключением случаев
отсутствия таких данных при передаче бесхозяйных объектов), а также информация
о количестве проб очищенных сточных вод, не соответствующих проектным
параметрам очистки и установленным нормативам допустимых сбросов загрязняющих
веществ и микроорганизмов (НДС), лимитам на сбросы по каждому нормируемому
показателю. При соответствии фактического среднегодового качества сточных вод
проектным параметрам очистки или концентрации в составе НДС, лимитов на сбросы
окончательная оценка производится с учетом числа проб сточных вод, не
соответствующих проектным или нормативным показателям. В результате выявляются
показатели, по которым не достигается стабильного нормативного качества сточных
вод.
Рекомендуемая форма оценки технических возможностей
канализационных сооружений по очистке сточных вод до проектных параметров и
установленных нормативов (лимитов) приведена в приложении № 2.
23. Помимо указанных в настоящем разделе требований, в
соответствии с положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 48, ст. 5711; 2010, №
19, ст. 2291; № 31, ст. 4160, ст. 4206; 2011, № 29, ст. 4288, ст. 4291; № 30,
ст. 4590; № 49, ст. 7061; № 50, ст. 7344, ст. 7359; № 51, ст. 7447; 2012, № 26,
ст. 3446; № 29, ст. 3989; № 53, ст. 7595; 2013, № 14, ст. 1652; № 23, ст. 2871;
№ 27, ст. 3477; № 52, ст. 6961, ст. 6964, ст. 6966), Федерального закона от 1
декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, № 49, ст. 6076; 2008, № 30, ст.
3604, ст. 3616; 2009, № 18, ст. 2142; № 52, ст. 6450; 2010, № 31, ст. 4209;
2011, № 27, ст. 3880; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7061; 2012, № 26, ст. 3446;
2013, № 23, ст. 2871), приказом Министерства энергетики Российской Федерации от
19 апреля 2010 г. № 182
"Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по
результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому
паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил
направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам
обязательного энергетического обследования" (зарегистрирован в
Министерстве юстиции Российской Федерации 7 июня 2010 г., регистрационный №
17498), с изменениями, внесенными приказом Минэнерго России от 8 декабря 2012
г. № 577 "О внесении изменений в требования к энергетическому паспорту,
составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и
энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и
в правила направления копии энергетического паспорта, составленного по
результатам обязательного энергетического обследования, утвержденные приказом
Минэнерго России от 19 апреля 2010 г. № 182" (зарегистрирован в Министерстве
юстиции Российской Федерации 28 февраля 2012 г., регистрационный № 23360),
организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение,
специализированной организацией должен проводиться энергетический аудит с
составлением энергетического паспорта организации.
IV. Порядок проведения технического обследования
24. В соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона
"О
водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая
водоснабжение и (или) водоотведение, информирует органы местного самоуправления
поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления) о датах
начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения.
25. В информации, направляемой организацией, осуществляющей
водоснабжение и (или) водоотведение, в органы местного самоуправления
содержатся сведения о лицах, в том числе специализированных организациях (в
случае их привлечения), которые будут осуществлять техническое обследование, а
также план проведения технического обследования, разрабатываемый в соответствии
с пунктом 27 настоящих Требований.
26. В соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона
"О
водоснабжении и водоотведении" по решению органов местного
самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться
представители органов местного самоуправления.
В случае принятия решения о привлечении к проведению
технического обследования представителей органов местного самоуправления
организациям, осуществляющим водоснабжение и (или) водоотведение, направляется
уведомление с указанием информации о представителях органа местного
самоуправления, привлекаемых к проведению технического обследования.
27. План проведения технического
обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного
водоснабжения и (или) водоотведения содержит:
а) перечень объектов, подлежащих техническому обследованию;
б) сроки (этапы) проведения технического обследования;
в) перечень параметров, технических характеристик или иных
показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного
водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении которых будет проведено
техническое обследование;
г) сведения об уполномоченном лице организации,
осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, утвердившем план.
28. После проведения натурного и выборочно-инструментального
обследования план проведения технического обследования централизованных систем
горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения может
быть откорректирован, о чем организации, осуществляющие водоснабжение и (или)
водоотведение, информируют органы местного самоуправления.
29. В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона
"О
водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления вправе
запросить у организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение,
информацию о результатах проведения технического обследования, необходимую для
осуществления полномочий, установленных Федеральным законом "О
водоснабжении и водоотведении".
30. По итогам завершения технического
обследования составляется акт технического обследования (далее - акт), содержащий
результаты проведенного технического обследования, подписываемый уполномоченным
лицом организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.
Акт содержит:
а) перечень объектов, в отношении которых было проведено
техническое обследование;
б) перечень параметров, технических характеристик,
фактических показателей деятельности организации, осуществляющей водоснабжение
и (или) водоотведение, или иных показателей объектов централизованных систем
горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения,
выявленных в процессе проведения технического обследования;
в) описание выявленных дефектов и нарушений с привязкой к
конкретному объекту с приложением фотоматериалов, результатов инструментальных
исследований (испытаний, измерений);
г) заключение о техническом состоянии объектов
централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения,
водоотведения;
д) оценка технического состояния объектов централизованных
систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в момент
проведения обследования;
е) заключение о возможности, условиях (режимах) и сроках
дальнейшей эксплуатации объектов централизованных систем горячего
водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения;
ж) ссылки на строительные нормы, правила, технические
регламенты, иную техническую документацию;
з) анализ технико-экономической эффективности существующих
технических решений, применяемых в соответствующей централизованной системе, в
сравнении с лучшими отраслевыми аналогами;
и) предлагаемые рекомендации, в том числе предложения по
плановым значениям показателей надежности, качества, энергетической
эффективности, по режимам эксплуатации обследованных объектов централизованных
систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, по
мероприятиям с указанием предельных сроков их проведения (включая проведение
капитального ремонта и инвестиционные проекты), необходимых для достижения
предложенных плановых значений показателей надежности, качества, энергетической
эффективности, рекомендации по способам приведения объектов централизованных
систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в
состояние, необходимое для дальнейшей эксплуатации и возможные проектные
решения.
31. Предложения о проведении мероприятий (ремонт,
восстановление, модернизация, замена) на объектах централизованных систем
горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения формулируются с
учетом:
а) аварийности в течение срока эксплуатации;
б) технических характеристик водопроводных сетей и насосных
станций, в том числе уровня потерь, энергетической эффективности станций,
оптимальности топологии и степени резервирования мощности и (или) технических
характеристик канализационных сетей, канализационных насосных станций, в том
числе их энергетической эффективности и степени резервирования мощности;
в) ремонтопригодности объектов централизованных систем
горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения;
г) расчетных остаточных сроков эксплуатации объектов
централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения,
водоотведения;
д) технической возможности сооружений водоподготовки по
подготовке питьевой воды в соответствии с установленными требованиями с учетом
состояния источника водоснабжения и (или) технической возможности
канализационных очистных сооружений по соблюдению проектных параметров очистки
сточных вод и установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ
и микроорганизмов, лимитов на сбросы;
е) технико-экономической эффективности существующих
технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и
целесообразности проведения модернизации и внедрения наилучших существующих
(доступных) технологий;
ж) сопоставления фактических значений показателей надежности,
качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем
горячего водоснабжения, холодного водоснабжения с фактическими значениями этих
показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного
водоснабжения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими горячее
водоснабжение, холодное водоснабжение и использующими наилучшие существующие
(доступные) технологии.
V. Согласование результатов технического обследования с органами местного
самоуправления
32. В соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального закона
"О
водоснабжении и водоотведении" результаты технического обследования
подлежат согласованию с органом местного самоуправления поселения, городского
округа.
33. После подписания акта организация, осуществляющая
водоснабжение и (или) водоотведение, направляет его в двух экземплярах в орган
местного самоуправления.
34. По итогам рассмотрения акта организация, осуществляющая
водоснабжение и (или) водоотведение, уведомляется о принятом решении.
35. Основанием для отказа в согласовании акта является
выявление несоответствия акта положениям пункта 30
настоящих Требований или порядку проведения и (или) результатам технического
обследования.
В случае отказа в согласовании акта указывается причина
отказа.
36. Согласование акта осуществляется путем его подписания
уполномоченным представителем органа местного самоуправления, принимавшего
участие в проведении технического обследования в соответствии с настоящими
Требованиями, либо уполномоченным представителем органа местного самоуправления
соответствующего поселения, городского округа.
37. В случае отказа в согласовании акта, акт дорабатывается
организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, и
направляется на согласование повторно в порядке, предусмотренном настоящей
главой.
38. В случае возникновения разногласий между организацией,
осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, и органом местного
самоуправления рекомендуется создание согласительной комиссии.
Приложение
№ 2
Показатели технико-экономического состояния объектов
централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или)
водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего
водоснабжения и порядок их мониторинга
(утв. приказом Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 августа 2014 г. № 437/пр)
1. Настоящий документ определяет показатели технического
обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного
водоснабжения и водоотведения, в том числе определяет показатели
технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая
показатели физического износа и энергетической эффективности объектов
централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или)
водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего
водоснабжения, и порядок осуществления мониторинга таких показателей.
2. При формировании показателей технико-экономического
состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного
водоснабжения и (или) водоотведения учитываются:
1) достижение показателей надежности и качества при обеспечении
потребителей питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению;
2) создание условий для привлечения инвестиций в сферу
водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных
инвестиций;
3) обеспечение технологического и организационного единства
и целостности объектов систем централизованных систем горячего водоснабжения,
холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
3. Технико-экономическое состояние объектов централизованных
систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и
нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения оценивается по
показателям, характеризующим:
состояние объектов централизованных систем горячего
водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных
систем холодного и горячего водоснабжения, находящихся в эксплуатации;
объекты, планируемые к строительству реконструкции или
модернизации при реализации инвестиционных программ.
4. Показатели технико-экономического состояния объектов централизованных
систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и
нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, находящихся в
эксплуатации:
а) оценка степени физического износа оборудования объектов
централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или)
водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения
(далее - физический износ);
б) оценка состояния оборудования объектов централизованных
систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и
нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения;
в) показатель технического состояния сетей;
г) энергетическая эффективность объектов централизованных
систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и
нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения;
д) оценка экономической эффективности работы объекта
централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или)
водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения.
5. Оценка степени физического износа оборудования объектов
централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или)
водоотведения (реального состояния) и нецентрализованных систем холодного и
горячего водоснабжения осуществляется по 5 основным группам:
а) оборудование новое или почти новое, нарушений в работе не
выявляется, к состоянию и внешнему виду нареканий нет;
б) оборудование в работе, находится не в аварийном
состоянии, но периодически возникают технические неполадки, которые устраняются
в межремонтные интервалы;
в) оборудование в работе, находится не в аварийном
состоянии, но периодически возникают технические неполадки (чаще, чем указанные
заводом изготовителем межремонтные интервалы);
г) оборудование в работе, но по выявленным показателям
находится в предаварийном или аварийном состоянии, эксплуатация оборудования
нежелательна или опасна;
д) оборудование не работает по причине невозможности
эксплуатации вследствие явных нарушений конструкций или элементов.
Для каждого вида оборудования групп "в" и
"г" рекомендуется указать возможность ремонта и узлы/элементы,
нуждающиеся в ремонте. В случае, если бухгалтерский износ данного оборудования
не более 50 %, рекомендуется выяснить причины такого несоответствия.
Рекомендуется учитывать факторы, влияющие на оборудование.
В том случае, если оборудование работает с нарушениями
вследствие несоблюдения технологических режимов, это рекомендуется указать
отдельно.
6. Для учета степени физического износа оборудования при
определении технико-экономического состояния применительно к оборудованию групп
"в" и "г" рекомендуется указывать стоимость замены
оборудования, а также стоимость годового обслуживания (ремонт, материалы и
запчасти).
При проведении ремонтных работ оборудования при
необходимости составляется дефектная ведомость.
7. Оценка состояния объектов централизованных систем
горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и
нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения проводится на
основании акта технического обследования с учетом оценки степени физического
износа оборудования объектов централизованных систем горячего водоснабжения,
холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем
холодного и горячего водоснабжения:
для группы "а" в интервале от "0 %" до
"15 %";
для группы "б" в интервале от "16 %" до
"40 %" - если оборудование по наработке прошло капитальный ремонт, а
в межремонтные интервалы оборудование работает без аварий (допустимы
незначительные сбои);
для группы "в" в интервале от "41 %" до
"60 %" - оборудование прошедшее более 1 капитального ремонта и (или)
имеющее сбои в работе чаще, чем положено проведением ППР (при этом оборудование
не вызывает аварийных ситуаций);
для группы "г" в интервале от "61 %" до
"80 %" - оборудование находится в аварийном состоянии, оборудование
опасно в эксплуатации - нарушением работы водопроводных и канализационных сетей
или подвергающее опасности жизнь и здоровье обслуживающего персонала находящегося
в непосредственной близости. Оборудование не может эксплуатироваться без
постоянного надзора;
для группы "д" от "81 %" до "100
%" - оборудование, включение которого невозможно и (или) опасно для сетей,
и (или) жизни и здоровья обслуживающего персонала. Эксплуатация такого
оборудования неминуемо приведет к аварии и (или) такое оборудование физически
невозможно включить в работу.
В том случае, если нарушение целостности оборудования носит временный
характер, и его возможно устранить в результате ремонта, для такого
оборудования указываются две группы, например: "в (б)" - то есть на
данный момент оборудование соответствует группе "в", но ожидающийся
плановый ремонт изменит группу на "б".
8. Оценка технического состояния водопроводных и
канализационных сетей характеризуется долей ветхих, подлежащих замене сетей
(водопроводных или канализационных), и определяется по формуле:

где
- протяженность сетей (водопроводных
или канализационных), находящихся в эксплуатации;
- протяженность ветхих сетей
(водопроводных или канализационных), находящихся в эксплуатации.
9. Оценка энергетической эффективности объектов централизованных
систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения
определяется исходя из расхода электрической энергии на горячее водоснабжение,
холодное водоснабжение и (или) водоотведение на расчетную единицу измерения.
10. Оценка экономической эффективности работы объектов
централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или)
водоотведения, в том числе по группам однородных объектов, проводится путем
сравнения удельных расходов на эксплуатацию различных объектов, а также путем
оценки величины снижения таких расходов в случае модернизации или реконструкции
объекта.
11. В соответствии с пунктом 10.1 части 1 статьи 5
Федерального закона "О
водоснабжении и водоотведении" мониторинг показателей
технико-экономического состояния объектов централизованных систем горячего
водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и
нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения (далее -
мониторинг показателей) осуществляется уполномоченным органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
12. Мониторинг показателей проводится с целью выявления,
сбора, анализа и систематизации информации в целях определения результатов
достижения плановых значений показателей надежности, качества, энергетической
эффективности, установленных инвестиционными и производственными программами,
путем проведения технического обследования объектов централизованных систем
горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и
нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, а также анализа и
оценки мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по приведению качества
питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планом мероприятий
по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными
требованиями, планом снижения сбросов.
13. Основными задачами мониторинга показателей являются:
а) оценка и анализ выполнения показателей
технико-экономического состояния объектов централизованных систем горячего
водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и
нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения;
б) предложения по корректировке инвестиционных и
производственных программ с учетом происходящих изменений.
14. Организация, осуществляющая водоснабжение и (или)
водоотведение, после согласования акта с органом местного самоуправления
направляет в уполномоченный орган акт и значения показателей
технико-экономического состояния объектов централизованных систем горячего
водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или)
нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, определенные по
итогам проведения технического обследования.