МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И
СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE COUNCIL FOR
STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)
Шины и ободья для грузовых автомобилей
и автобусов (метрические серии)
Часть 2
ОБОДЬЯ
ISO
4209-2:2001
Truck and bus tyres and rims (metric series) -
Part 2: Rims
(IDT)

|
Москва
Стандартинформ
2007
|
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной
стандартизации установлены ГОСТ
1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ
1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные,
правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок
разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1
ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 97 «Шины пневматические для
механических транспортных средств, их прицепов и авиационной техники»,
Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-технический центр
«Научно-исследовательский институт шинной промышленности» на основе
собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2
ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии
3
ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации
(протокол № 30 от 7 декабря 2006 г.)
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое
наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
|
Код страны по МК (ИСО 3166)
004-97
|
Сокращенное наименование
национального органа по стандартизации
|
Армения
|
AM
|
Минторгэкономразвития
|
Беларусь
|
BY
|
Госстандарт
Республики Беларусь
|
Казахстан
|
KZ
|
Госстандарт
Республики Казахстан
|
Кыргызстан
|
KG
|
Кыргызстандарт
|
Молдова
|
MD
|
Молдова-Стандарт
|
Российская
Федерация
|
RU
|
Федеральное
агентство по техническому регулированию и метрологии
|
Таджикистан
|
TJ
|
Таджикстандарт
|
Узбекистан
|
UZ
|
Узстандарт
|
4
Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 4209-2:2001 «Шины и ободья
для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии). Часть 2. Ободья» (ISO 4209-2:2001 «Truck and bus
tyres and rims (metric series) - Part 2: Rims»).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо
ссылочного международного стандарта соответствующий ему международный стандарт,
сведения о котором приведены в дополнительном приложении А
5
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от
22 мая 2007 г. № 100-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 4209-2-2006 введен
в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января
2009 г.
6
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о
введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта
публикуется в указателе «Национальные стандарты».
Информация об
изменениях к настоящему стандарту публикуется
в указателе «Национальные стандарты», а текст
изменений - в информационных указателях «Национальные стандарты».
В случае пересмотра или отмены настоящего
стандарта соответствующая информация будет опубликована
в информационном указателе «Национальные стандарты»
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСТ
ИСО 4209-2-2006
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов
(метрические серии)
Часть 2
ОБОДЬЯ
Truck and bus tyres and rims (metric series) Part 2.
Rims
Дата введения - 2009-01-01
Настоящий стандарт устанавливает обозначения и основные размеры профилей
глубоких неразъемных ободьев, предназначенных для монтажа шин, используемых
преимущественно на грузовых автомобилях и автобусах.
Обозначения, размеры и номинальные нагрузки шин приведены в ИСО
4209-1.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий
международный стандарт:
ИСО 4209-1:2001 Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов
(метрические серии). Часть 1. Шины
Обозначение обода должно включать в себя код номинального диаметра,
код номинальной ширины обода (17,5´5,25) и форму бортовой закраины обода при необходимости (например,
15´6 J; 13´5,50 В).
Обозначения форм бортовых закраин и основные размеры профилей
соответствующих ободьев, а также допустимые отклонения приведены на рисунке 1 и в таблицах 1 и 2.

a) Ширина
бортовой закраины включает в себя радиус закругления кромки. Участок закраины
за пределами минимальной ширины должен быть ниже самой высокой точки закраины.
b)
Размеры включают в себя минимальную огибающую монтажного ручья для монтажа шины,
за исключением участков сварного шва или вентильного отверстия.
Примечание - При использовании ободьев
с бескамерными шинами необходимы выступы на наружной стороне и предпочтительны
выступы на внутренней стороне обода.
С, F -
профили посадочных полок; 1 -
отверстие под вентиль; 2 - наружная
сторона автомобиля; 3 -
угол наклона кромки эквивалентен половине минимального радиуса R; 4 - внутренняя сторона автомобиля
Рисунок 1 - Профиль глубокого обода с
углом наклона посадочной полки 5°
Таблица 1 - Размеры профилей ободьев с
углом наклона посадочной полки 5°
В миллиметрах
Код
диаметра
|
Код ширины
|
В, не менее
|
G ± 1,0
|
Р, не менее
|
P1, не менее
|
На)
|
L
|
М, не более
|
R2, не менее
|
10, 12,
13
|
3,00В
|
10,0
|
14,5
|
13,0
|
15,0
|
15,0
|
16
|
28
|
7,5
|
3,50В
|
10,0
|
14,5
|
15,0
|
17,0
|
15,0
|
19
|
34
|
7,5
|
4,00В
|
10,0
|
14,5
|
15,0
|
17,0
|
15,0
|
19
|
45
|
7,5
|
4,50В и
более
|
10,0
|
14,5
|
19,5
|
19,5
|
15,0
|
22
|
45
|
7,5
|
14 и
более
|
31/2J
|
11,0
|
17,5
|
15,0
|
17,0
|
17,3b)
|
19
|
34
|
9,5
|
4J
|
11,0
|
17,5
|
15,0
|
17,0
|
17,3b)
|
19
|
45
|
9,5
|
41/2J и более
|
11,0
|
17,5
|
19,5
|
19,5
|
17,3b)
|
22
|
45
|
9,5
|
16
|
6К и
более
|
11,5
|
20,0
|
19,5
|
19,5
|
20,0
|
22
|
47
|
10,5
|
a) Минимальные
значения глубины монтажного ручья Н и угла наклона полки обода требуются для монтажа камерной
шины. Для установки вентиля бескамерной шины требуются большие размеры.
b) Для ободьев типа J
допускается уменьшение значения Н до 17 мм при соответствующем изменении значения М до 43 мм.
|
Таблица 2 - Коды номинальной ширины
обода
Код
номинальной ширины обода
|
А, мм
|
Код номинальной ширины обода
|
А, мм
|
Код номинальной ширины обода
|
А, мм
|
3,00
|
3
|
76,0
|
6,50
|
61/2
|
165,0
|
10,00
|
10
|
254,0
|
3,50
|
31/2
|
89,0
|
7,00
|
7
|
178,0
|
10,50
|
101/2
|
266,5
|
4,00
|
4
|
101,5
|
7,50
|
71/2
|
190,5
|
11,00
|
11
|
279,5
|
4,50
|
41/2
|
114,5
|
8,00
|
8
|
203,0
|
12,00
|
12
|
305,0
|
5,00
|
5
|
127,0
|
8,50
|
81/2
|
216,0
|
13,00
|
13
|
330,0
|
5,50
|
51/2
|
139,5
|
9,00
|
9
|
228,5
|
14,00
|
14
|
355,5
|
6,00
|
6
|
152,5
|
9,50
|
91/2
|
241,5
|
15,00
|
15
|
381,0
|
Рекомендуемые
исполнения профилей ободьев и их основные размеры приведены на рисунке 2 и в таблице 3.

*
Справочное значение.
С
- профиль с наружной стороны автомобиля; F -
профиль с внутренней стороны автомобиля
Рисунок 2 - Рекомендуемое исполнение профилей полок обода
Таблица 3 - Размер E для
скругленных выступов обода
Обозначение
ширины обода
|
E, мм
|
3,00
|
Не менее 13
|
3,50 (31/2)
и 4,00 (4)
|
Не менее 16
|
4,50 (41/2)
и более
|

|
а) Для ободьев с кодом ширины обода
от 4,50 (41/2) до 7,00 (7) и обода с закраиной типа К допускается значение Е, равное 19,5.
|
Код номинального диаметра обода, соответствующее значение номинального
посадочного диаметра обода D и длина окружности по выступу приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Код номинального диаметра
обода, соответствующее значение номинального посадочного диаметра обода D и длина
окружности по выступу
В миллиметрах
Код
номинального диаметра обода
|
Значение посадочного диаметра
обода 
|
Длина окружности по выступу
|
плоскому

|
скругленному 
|
10
|
253,2
|
795,4
|
797,6
|
12
|
304,0
|
955,0
|
957,6
|
13
|
329,4
|
1034,8
|
1037,0
|
14
|
354,8
|
1114,6
|
1116,8
|
15
|
380,2
|
1194,4
|
1196,6
|
16
|
405,6
|
1274,2
|
1276,4
|
17
|
436,6
|
1371,6
|
1373,8
|
18
|
462,0
|
1451,4
|
1453,6
|
19
|
487,4
|
1531,2
|
1533,4
|
20
|
512,8
|
1611,0
|
1613,2
|
а) Предельные отклонения приведены
только для проектирования. Длину окружности полки обода измеряют рулеткой.
b) Допуск разрешается только для
профиля обода с внутренней стороны автомобиля.
|
Кромки отверстия для вентилей (далее - вентильное отверстие) со
стороны монтажа шины должны быть скруглены или иметь фаску, а с наружной стороны
обода не должны иметь заусенцев, которые могут повредить обрезиненный корпус
вентиля.
Для обеспечения герметичности соединения вентиля с ободом колеса
необходимо поддерживать в чистом и гладком состоянии поверхность вентильного
отверстия на участке толщиной не менее 0,75 мм или составляющем не менее 25 %
толщины обода.
Отверстия для вентилей бескамерных шин должны соответствовать
изображенным на рисунках 3 или 4 для ободьев с глубиной монтажного
ручья не менее 17,3 мм. Отверстия для других вентилей должны рассматриваться
дополнительно.

Рисунок 3 - Размеры вентильного отверстия для бескамерных шин

Рисунок 4 - Исполнение поверхности в зоне вентильного отверстия
Размеры профилей ободьев и соответствующие допуски приведены на
рисунке 5 и в таблицах 5 и 6.

а)
Угол наклона эквивалентен половине минимального радиуса.
b) Размеры
приведены для минимального монтажного ручья обода.
c)
Сторона монтажа шины.
Рисунок 5 - Размеры профиля глубокого обода с углом наклона посадочной
полки 15°
Таблица 5 - Размеры
профилей глубоких ободьев с углом наклона посадочной полки 15° и кодом
номинальной ширины обода £ 9,75
В миллиметрах
Обозначение
обода
|
А ± 3,5
|
На), не менее
|
h, не
менее
|
La), не менее
|
Ма), не менее
|
Р, не менее
|
17,5´5,25
|
133,5
|
24
|
7
|
4
|
55
|
25
|
19,5´5,25
|
27
|
56
|
22,5´5,25
|
30
|
8
|
57
|
17,5´6,00
|
152,5
|
24
27
30
|
8,5
|
11
|
60
|
19,5´6,00
|
62
|
30b)
|
22,5´6,00
|
63
|
30
|
17,5´6,75
|
171,5
|
24
|
9
|
62c)
|
25
|
19,5´6,75
|
27
|
14
|
64
|
30b)
|
22,5´6,75
|
30
|
66c)
|
32
|
17,5´7,50
|
190,5
|
24
|
9,5
|
65с)
|
25
|
19,5´7,50
|
27
|
21
|
67c)
|
30
|
22,5´7,50
|
30
|
10
|
68c)
|
34
|
24,5´7,50
|
70c)
|
17,5´8,25
|
209,5
|
24
|
9,5
|
14
|
55
|
26
|
19,5´8,25
|
27
|
28
|
67
|
30
|
22,5´8,25
|
30
|
10
|
70с)
|
36
|
24,5´8,25
|
72с)
|
19,5´9,00
|
228,5
|
9,5
|
68
|
30
|
22,5´9,00
|
10
|
70c)
|
36
|
24,5´9,00
|
72c)
|
22,5´9,75
|
247,5
|
70c)
|
a)
Размеры приведены для минимального монтажного ручья обода.
b) При
монтаже одинарных шин для легких грузовых автомобилей (индекс нагрузки £ 121)
допускается значение Р, равное 25 мм.
Эти ободья должны быть идентифицированы.
c) Допускается увеличение размеров при условии подтверждения
их испытаниями по монтажу шин.
|
Таблица 6 - Размеры профилей глубоких ободьев
с углом наклона посадочной полки 15° и кодом номинальной ширины обода ³ 10,50
В миллиметрах
Обозначение
обода
|
A ± 3,5
|
На), не менее
|
h, не менее
|
La), не менее
|
Ма), не более
|
Р
|
17,5´10,50
|
266,5
|
24
|
9,5
|
14
|
55
|
26
|
19,5´10,50
|
30
|
10
|
30
|
68b)
|
34
|
22,5´10,50
|
70
|
19,5´11,75
|
298,5
|
68b)
|
22,5´11,75
|
70b)
|
19,5´12,25
|
311,0
|
68b)
|
22,5´12,25
|
70b)
|
19,5´13,00
|
330,0
|
68b)
|
22,5´13,00
|
70b)
|
19,5´14,00
|
355,5
|
68b)
|
22,5´14,00
|
70b)
|
19,5´15,00
|
381,0
|
11
|
68b)
|
22,5´15,00
|
70b)
|
20,5´16,00
|
406,5
|
70b)
|
22,5´16,00
|
70b)
|
20,5´18,00
|
457,0
|
70b)
|
22,5´18,00
|
70b)
|
a) Размеры
приведены для минимального монтажного ручья обода.
b) Допускается увеличение размеров при условии подтверждения
их испытаниями по монтажу шин.
|
Коды номинального диаметра глубоких ободьев с углом наклона посадочной
полки 15° и их значения приведены в таблице 7.
Таблица 7 - Коды номинального диаметра
и соответствующие ему значения диаметра обода
Код
номинального диаметра обода
|
Значение диаметра обода D ± 0,4а), мм
|
17,5
|
444,5
|
19,5
|
495,3
|
20,5
|
520,7
|
22,5
|
571,5
|
24,5
|
622,3
|
а) Предельные отклонения приведены
только для проектирования шин. Длину окружности посадочной полки обода
определяют измерительной рулеткой.
|
Размеры, расположение и исполнение вентильных отверстий обода
приведены на рисунке 6 и в таблице 8.

1 -
сторона шины; 2 - наружная сторона
Рисунок 6 - Размеры вентильных отверстий ободьев
с углом наклона посадочной полки 15°
Таблица 8 - Размеры
вентильных отверстий для ободьев с углом наклона посадочной полки 15°
В миллиметрах
Диаметр
вентильного отверстия А
|
Расположение
|
Минимальный диаметр кольцевой
плоскости в зоне установки вентиля
|
Толщина обода в зоне кольцевой
плоскости С
|
не менее
|
не более
|
В1 - со стороны шины
|
B2 - с наружной стороны
|
не менее
|
не более
|
9,7
|
10,0
|
В
стенке монтажного ручья
|
18,0
|
16,0
|
5,5
|
10,5
|
16,5
|
12,5
|
3,0
|
6,0
|
В
основании монтажного ручья
|
18,0
|
16,0
|
5,5
|
10,5
|
15,7
|
16,1
|
В
стенке монтажного ручья
|
19,3
|
19,3
|
4,8
|
8,0
|
В
основании монтажного ручья
|
19,3
|
19,3
|
4,8
|
8,0
|
27,0
|
27,0
|
3,5
|
6,0
|
Примечания
1
Применение вентилей для отверстий диаметром от 9,7 до 10,0 мм при толщине
обода С более 6,0 мм и для отверстий диаметром от 15,7 до 16,1 мм при
толщине С обода более 8,0 мм - по согласованию с изготовителем
вентилей.
2
Кольцевые плоскости для вентильного отверстия B1 и В2 должны быть параллельными с погрешностью не более 0,2 мм.
3
Шероховатость поверхности вентильного отверстия не должна быть более 3,2 мкм.
|
5.3.1
Характеристики вентильных отверстий обода
5
3.1.1 Кромки вентильных отверстий со стороны шины должны быть скруглены или
иметь фаску.
5.3.1.2 Кромки
вентильных отверстий с наружной стороны обода не должны иметь заусенцев,
которые могут повредить обрезиненный корпус вентиля.
5.3.1.3
Для обеспечения герметичности соединения вентиля с ободом для бескамерной шины
необходимо поддерживать поверхность вентильного отверстия в чистом и гладком
состоянии на участке, составляющем не менее 25 % толщины профиля обода (рисунок
7).

1 - сторона
шины; 2 - наружная сторона
а - см. 5.3.1.1; b - см. 5.3.1.2; с - см. 5.3.1.3; d -
см. 5.3.1.4
Рисунок 7 - Вентильное отверстие обода
5.3.1.4
Вентильное отверстие должно быть цилиндрическим и диаметр его должен быть
одинаковым по всей высоте для обеспечения герметичности вентиля при давлении в
шине более 300 кПа.
5.3.1.5
Вентильное отверстие должно иметь с двух сторон концентрические кольцевые
плоскости, обеспечивающие надежную герметичность соединения вентиля с ободом
для бескамерной шины, что позволяет выдержать давление в шине более 300 кПа.
5.3.1.6 В
ободьях для бескамерных шин угол наклона кольцевой плоскости для вставного
вентиля должен обеспечивать доступ к вентилю при измерении давления в сдвоенной
шине в процессе эксплуатации, а также для подкачивания воздуха в шину.
(справочное)
Таблица А.1
Обозначение
ссылочного международного стандарта
|
Обозначение и наименование
соответствующего межгосударственного стандарта
|
ИСО 4209-1:2001
|
ГОСТ ИСО 4209-1-2006
Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии). Часть
1. Шины
|
Ключевые слова: шины,
ободья, грузовые автомобили, автобусы