ФЕДЕРАЛЬНАЯ
СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
НОРМЫ И ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
|
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Федеральной службы
по
экологическому, технологическому и
атомному
надзору
от
24 февраля 2016 г. № 68
|
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ АВАРИЙНОЙ
ОБСТАНОВКИ, ОПЕРАТИВНОЙ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
И ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ
АТОМНЫМ СТАНЦИЯМ В СЛУЧАЯХ
РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ
НП-005-16
Введены в действие
с 10 апреля 2016 г.
Москва
2016
Настоящие федеральные нормы и правила в области
использования атомной энергии «Положение о порядке объявления аварийной
обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи
атомным станциям в случаях радиационно-опасных ситуаций» (НП-005-16)*
устанавливают порядок и критерии объявления на атомных станциях состояний
«Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка», порядок оповещения и передачи
информации при возникновении радиационно опасной ситуации на атомных станциях, а
также требования к организации оказания экстренной помощи атомным станциям со
стороны эксплуатирующей организации при возникновении радиационно опасной
ситуации.
Настоящие федеральные нормы и правила распространяются на
все действующие, строящиеся и проектируемые атомные станции Российской
Федерации с реакторами всех типов.
Выпускаются взамен федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии «Положение о порядке объявления аварийной
обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи
атомным станциям в случаях радиационно-опасных ситуаций» (НП-005-98).
Разработаны на основании нормативных правовых актов
Российской Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной
энергии с учетом рекомендаций международных организаций, в том числе стандартов
безопасности Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Приказ Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 24 февраля 2016 г. № 68 «Об утверждении
федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Положение о
порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и
организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных
ситуаций» зарегистрирован в Минюсте России 25 марта 2016 г. № 41573.
_____________
*
Разработаны в ФБУ «НТЦ ЯРБ» при участии Курындина А.В., Шаповалова А.С.,
Верника А.Л., Тимофеева Н.Б.
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области
использования атомной энергии «Положение о порядке объявления аварийной
обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи
атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций» (далее - Положение)
разработаны в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ
«Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949;
2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, №46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607;
2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418;
№ 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30,
ст. 4590, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26,
ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3451), постановлением Правительства Российской
Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1511
«Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил
в области использования атомной энергии» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1997, № 49, ст. 5600; 1999, № 27, ст. 3380; 2000, № 28, ст. 2981;
2002, № 4, ст. 325; № 44, ст. 4392; 2003, № 40, ст. 3899; 2005, № 23, ст. 2278;
2006, № 50, ст. 5346; 2007, № 14, ст. 1692; № 46, ст. 5583; 2008, № 15, ст.
1549; 2012, № 51, ст. 7203).
2. Настоящее Положение устанавливает:
критерии объявления на атомных станциях (далее - АС)
состояний «Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка»;
порядок объявления на АС состояний «Аварийная готовность» и
«Аварийная обстановка»;
порядок оповещения и передачи информации при возникновении
радиационно опасных ситуаций на АС;
требования к организации оказания экстренной помощи АС со
стороны эксплуатирующей организации при возникновении радиационно опасных
ситуаций.
3. Требования настоящего Положения распространяются на все
действующие, строящиеся и проектируемые АС Российской Федерации с реакторами
всех типов.
4. Требования настоящего Положения должны выполняться при
проектировании, сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации АС, а также
при взаимодействии организаций, осуществляющих реагирование при возникновении
радиационно опасных ситуаций на АС.
Используемые термины и определения приведены в приложении № 1 к настоящему Положению.
5. Критериями объявления состояния «Аварийная готовность»
являются:
превышение значений мощностей доз в помещениях и на
территории АС, в санитарно-защитной зоне (далее - СЗЗ) и зоне наблюдения,
приведенных в приложении № 2
к настоящему Положению, при нарушении пределов и условий безопасной
эксплуатации АС;
внешнее воздействие природного и/или техногенного
происхождения, взрыв, пожар или затопление на территории АС, нарушившие
нормальную работу систем и/или элементов, важных для безопасности, и приведшие
к нарушению пределов и/или условий безопасной эксплуатации.
6. В качестве критериев объявления состояния «Аварийная
обстановка» должны использоваться:
значения мощностей доз в помещениях и на территории АС, в
СЗЗ и зоне наблюдения, указанные в приложении № 2 к настоящему Положению;
факт введения в действие административным руководством АС
руководства по управлению запроектными, в том числе тяжелыми, авариями.
(Измененная редакция. Изм. от 11.10.2016 г.)
7. Решения об объявлении на АС состояний «Аварийная
готовность» и «Аварийная обстановка» принимает директор АС или лицо,
исполняющее его обязанности. Одновременно с принятием данного решения директор
АС или лицо, исполняющее его обязанности, а при их отсутствии - начальник смены
АС принимает решение о введении в действие плана мероприятий по защите
персонала в случае аварии на АС.
8. При принятии директором АС или лицом, исполняющим его
обязанности, решения об объявлении на АС состояния «Аварийная готовность» или
«Аварийная обстановка» и о введении в действие плана мероприятий по защите
персонала в случае аварии на АС данные лица должны немедленно отдать указание
начальнику смены АС об объявлении на АС состояния «Аварийная готовность» или
«Аварийная обстановка» и о введении в действие плана мероприятий по защите
персонала в случае аварии на АС.
9. Информация об объявлении на АС состояний «Аварийная
готовность» и/или «Аварийная обстановка» и о введении в действие плана
мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС доводится до сведения
работников (персонала) АС согласно утвержденным схемам оповещения с применением
средств оповещения и связи.
10. После объявления на АС состояния «Аварийная готовность»
должны быть приведены в состояние готовности силы ликвидации чрезвычайных
ситуаций и средства для ослабления, локализации и ликвидации последствий
радиационно опасных ситуаций, определенные в документах эксплуатирующей организации.
11. До завоза ядерного топлива на АС директором АС должна
быть утверждена схема оповещения организаций, участвующих в аварийном
реагировании.
12. Не позднее чем через 15 минут после объявления на АС
состояний «Аварийная готовность» и/или «Аварийная обстановка» и введения в
действие плана мероприятий по защите персонала информация об этом должна быть
доведена до органа повседневного управления функциональной подсистемы контроля
за ядерно и радиационно опасными объектами и органа повседневного управления
функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
13. Информирование участников аварийного реагирования при
радиационно опасной ситуации на АС должно быть оперативным, лаконичным,
исчерпывающим и достоверным для достижения своевременного и адекватного
реагирования на возможное развитие радиационно опасной ситуации.
14. Лица, передающие и принимающие сообщения об объявлении
состояний «Аварийная готовность» и/или «Аварийная обстановка», должны
регистрировать их с обязательным указанием даты, времени передачи/приема
сообщения и лиц, передавших и принявших сообщение.
15. В случае возникновения радиационно опасной ситуации
эксплуатирующая организация не реже одного раза в сутки должна информировать
Ростехнадзор и уполномоченный орган управления использованием атомной энергии о
радиационной обстановке, осуществляемых мерах по обеспечению безопасности и
принимаемых мерах оказания помощи АС.
16. В случае возникновения радиационно опасной ситуации
административное руководство АС не реже одного раза в сутки должно
информировать работников (персонал) АС о радиационной обстановке,
осуществляемых мерах по обеспечению безопасности АС в зависимости от масштабов
радиационно опасной ситуации.
17. Эксплуатирующая организация должна планировать и
обеспечивать выполнение организационных и технических мер по ослаблению,
локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций и оказанию
экстренной помощи АС.
18. В эксплуатирующей организации должна быть создана группа
оказания экстренной помощи АС (далее - группа ОПАС). Эксплуатирующая
организация должна обеспечить функционирование группы ОПАС для оказания
научно-технической и консультативной поддержки при организации и осуществлении
мер по локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций на АС.
19. Руководитель и заместитель (заместители) руководителя
группы ОПАС назначаются уполномоченным органом управления использованием
атомной энергии по представлению эксплуатирующей организации.
20. С целью выполнения анализа, прогноза
развития и масштабов последствий радиационно опасных ситуаций, выработки
рекомендаций по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при
оказании экстренной помощи АС эксплуатирующая организация должна привлекать для
формирования группы ОПАС и участия в ее работе проектные, научные,
конструкторские, ремонтные и другие организации, выполняющие работы и
предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации.
21. Для оказания научно-технической
поддержки группе ОПАС эксплуатирующая организация должна обеспечить создание и
функционирование центров технической поддержки (далее - ЦТП) на базе
организаций, участвующих в формировании и работе группы ОПАС.
ЦТП по направлению своей деятельности должны решать
следующие задачи:
анализ радиационно опасных ситуаций на АС, идентификация
причин их возникновения и прогнозы возможных путей развития;
оценка степени повреждения оборудования и конструкций
реактора (реакторной установки), состояния критических функций безопасности и
физических барьеров АС;
разработка вариантов возвращения АС в контролируемое
состояние и мероприятий по ликвидации радиационно опасных ситуаций и их
последствий;
анализ и прогнозы развития радиационно опасных ситуаций и их
последствий для АС, персонала, населения и окружающей среды;
подготовка рекомендаций по защите персонала;
подготовка рекомендаций по оказанию медицинской помощи
персоналу, в том числе в зависимости от полученной дозы облучения;
подготовка предложений по защите населения с учетом состояния
АС и результатов мониторинга компонентов окружающей среды;
проведение необходимых расчетов, подготовка предложений:
по замене вышедшего из строя оборудования;
по сохранению/восстановлению работоспособности систем,
зданий и сооружений АС.
22. Эксплуатирующая организация должна
обеспечивать постоянную готовность группы ОПАС к выполнению функций аварийного
реагирования.
23. Для обеспечения постоянной готовности
группы ОПАС к выполнению своих функций у каждого члена группы ОПАС должен быть
дублер.
24. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать:
финансирование мероприятий по защите работников организаций
и подведомственных объектов производственного и социального назначения при
радиационно опасных ситуациях;
оснащение группы ОПАС материальными ресурсами, транспортными
средствами, средствами связи, а также проектной, нормативной и технической
документацией;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для
обеспечения мероприятий по локализации и ликвидации последствий радиационно
опасных ситуаций;
финансирование создания и функционирования центров
технической поддержки.
25. В эксплуатирующей организации для координации
противоаварийной деятельности должен быть создан и функционировать кризисный
центр (далее - КЦ).
26. КЦ должен включать:
специально оснащенные помещения;
персонал, обеспечивающий работу КЦ, включая
дежурно-диспетчерскую службу эксплуатирующей организации.
27. КЦ должен обеспечивать:
работу группы ОПАС;
информационное взаимодействие между участниками аварийного
реагирования;
функционирование единого для всех участников аварийного
реагирования информационного пространства, где в режиме реального времени
обеспечивается предоставление данных о состоянии всех блоков АС, радиационной и
метеорологической обстановке в районе площадки АС, СЗЗ и зоне наблюдения.
28. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать
оснащение КЦ:
средствами связи;
транспортными средствами;
документацией;
системой автоматизированного оповещения;
программно-техническими комплексами для работы группы ОПАС.
29. Для организации проведения работ по аварийному
реагированию эксплуатирующая организация должна разработать и утвердить
документы (положения, инструкции), определяющие:
организацию оповещения участников аварийного реагирования в
случаях радиационно опасных ситуаций;
организацию оказания экстренной помощи АС;
порядок формирования, задачи и функции группы ОПАС;
регламент работы и режимы функционирования КЦ, аварийных
центров АС, центров технической поддержки;
порядок имущественного, транспортного, медико-санитарного
обеспечения и обеспечения средствами связи КЦ, группы ОПАС;
перечень необходимой технической документации и порядок
обеспечения КЦ технической документацией для каждого блока АС.
30. До завоза ядерного топлива на АС руководством АС должна
быть образована из состава руководителей и персонала АС комиссия по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной
безопасности АС (далее - КЧСПБО) для выполнения функций координационного органа
при осуществлении противоаварийных действий на АС в условиях радиационно
опасных ситуаций.
31. На АС должны функционировать внутренний (в составе
защищенного пункта управления противоаварийными действиями на территории АС) и
внешний (в составе защищенного пункта управления противоаварийными действиями в
городе при АС) аварийные центры (далее - АЦ), служащие местом сбора и работы
участников аварийного реагирования КЧСПБО и группы ОПАС после ее прибытия на
аварийную АС.
32. Размещение и техническое оснащение АЦ должно быть
предусмотрено проектом АС.
33. АЦ должен включать:
специально оснащенные помещения;
персонал, обеспечивающий функционирование АЦ.
34. Помещения АЦ должны быть защищены от внешних
радиационных и иных техногенных и (или) природных воздействий для обеспечения
безопасности персонала, выполняющего работы по аварийному реагированию и
находящегося в этих помещениях.
35. АЦ должны иметь технические возможности для обеспечения
информационного взаимодействия с КЦ, организациями, осуществляющими действия по
аварийному реагированию, и органами местного самоуправления.
36. В АЦ должно быть предусмотрено наличие:
систем обеспечения жизнедеятельности;
средств связи с участниками аварийного реагирования;
технических средств, обеспечивающих поступление, обработку,
отображение, регистрацию информации о технологических параметрах АС и
радиационной обстановке на площадке АС, в СЗЗ и зоне наблюдения;
средств связи с блочными пунктами управления (блочными
щитами управления), резервными пунктами управления (резервными щитами
управления) блоками АС, начальниками смен цехов (служб) АС, а также с
организациями, осуществляющими действия по аварийному реагированию;
технических средств, необходимых для функционирования АЦ в
условиях радиационно опасной ситуации;
технической документации для всех блоков данной АС;
средств аварийного электроснабжения АЦ.
37. На момент завоза ядерного топлива на АС материальные и
технические средства, необходимые для обеспечения функционирования АЦ, должны
быть полностью укомплектованы, а в дальнейшем находиться всегда в наличии в
состоянии готовности к применению. Использование этих средств допускается
только при осуществлении аварийного реагирования и при проведении учений и
тренировок.
38. Руководство АС должно обеспечивать содержание,
техническое обслуживание и ремонт АЦ, комплектование АЦ технической
документацией.
39. Подразделение радиационной безопасности АС должно быть
оснащено таким образом, чтобы в условиях радиационно опасных ситуаций на АС для
целей аварийного реагирования выполнять:
контроль радиационной обстановки на территории площадки АС,
в СЗЗ и зоне наблюдения;
анализ проб компонентов окружающей среды (например, воздуха,
воды, почвы);
контроль и учет индивидуальных доз облучения работников
(персонала) и лиц, привлекаемых к работам по локализации аварии и ликвидации ее
последствий.
40. Оповещение населения производится с использованием
локальной системы оповещения АС (далее - ЛСО). Запуск ЛСО осуществляется в
автоматизированном режиме с одного из пультов управления, расположенных на
рабочих местах начальника смены станции, а также в защищенных пунктах
управления противоаварийными действиями, расположенных на территории
промплощадки АС и в городе при АС. Пульт управления ЛСО может устанавливаться
на рабочем месте другого должностного лица (оператора), назначенного приказом
(распоряжением) директора АС.
41. Для поддержания в постоянной готовности к работе
автоматизированной ЛСО должны проводиться регламентные и контрольные проверки
ее работоспособности.
42. Необходимо обеспечивать четкое разграничение между
сообщениями, передаваемыми о реальных ситуациях, и сообщениями в целях проверок
и тренировок. Сообщения, передаваемые в целях проверок и тренировок, должны
иметь однозначно трактуемое название («Проверка», «Учение», «Тренировка»),
43. Работники (персонал) АС и все лица, находящиеся на
площадке АС и в СЗЗ, должны быть заранее проинструктированы о действиях после
получения сигнала оповещения о введении на АС состояний «Аварийная готовность»
и/или «Аварийная обстановка» при радиационно опасной ситуации.
44. Для осуществления проверок практических навыков и
готовности к выполнению действий аварийного реагирования, а также всех
организационных взаимосвязей эксплуатирующая организация и руководство АС
должны обеспечивать организацию и проведение в установленные сроки
противоаварийных учений и тренировок.
45. Противоаварийные учения с участием группы ОПАС и
привлечением сил и средств ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций
должны проводиться эксплуатирующей организацией не реже одного раза в год
согласно утвержденному эксплуатирующей организацией графику проведения
противоаварийных учений.
46. Противоаварийные тренировки на АС с участием группы ОПАС
и привлечением организаций, указанных в пунктах 20
и 21 настоящего Положения, должны
проводиться по сценариям радиационных аварий согласно ежегодно разрабатываемому
графику.
(Измененная
редакция. Изм. от 11.10.2016 г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к федеральным нормам и
правилам в
области использования
атомной энергии
«Положение о порядке
объявления
аварийной обстановки,
оперативной
передачи информации и
организации
экстренной помощи атомным
станциям в
случаях радиационно
опасных ситуаций»,
утвержденным приказом
Федеральной
службы по
экологическому,
технологическому и
атомному надзору
от 24 февраля 2016 г. №
68
Термины и определения
1. Аварийное реагирование - согласованные действия
эксплуатирующей организации, федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций, направленные на предупреждение чрезвычайных
ситуаций, ослабление и ликвидацию последствий радиационно опасных ситуаций.
2. Радиационно опасная ситуация - авария на АС либо
угроза возникновения аварии на АС вследствие внешних воздействий природного и
техногенного происхождения, террористических актов или изменения
технологических параметров АС.
3. Состояние «Аварийная готовность» - состояние АС,
объявление которого требует введения режима функционирования системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций «Повышенная готовность» с
установлением объектового уровня реагирования с целью предупреждения
чрезвычайной ситуации.
4. Состояние «Аварийная обстановка» - состояние АС,
объявление которого требует введения режима функционирования системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций «Чрезвычайная ситуация» с установлением
объектового уровня реагирования с целью ликвидации чрезвычайной ситуации.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к федеральным нормам и
правилам в
области использования
атомной энергии
«Положение о порядке
объявления
аварийной обстановки,
оперативной
передачи информации и
организации
экстренной помощи
атомным станциям в
случаях радиационно
опасных ситуаций»,
утвержденным приказом
Федеральной
службы по
экологическому,
технологическому и
атомному надзору
от 24 февраля 2016 г. №
68
Значения мощностей доз в помещениях и на территории
атомной станции, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, при превышении
которых объявляются состояния «Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка»
Критерий для определения состояния
|
Состояние
|
«Аварийная готовность»
|
«Аварийная обстановка»
|
Помещения
постоянного пребывания персонала зоны контролируемого доступа
|
10 мкЗв/ч
|
600 мкЗв/ч
|
Территория
промплощадки и СЗЗ
|
2,5 мкЗв/ч
|
200 мкЗв/ч
|
Территория
зоны наблюдения АС
|
0,1 мкЗв/ч*
|
20 мкЗв/ч
|
_____________
*
Превышение естественного радиационного фона.
СОДЕРЖАНИЕ