МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ГЛАВНОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ
ПО
ГИГИЕНИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ
ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ, СТРОИТЕЛЬСТВОМ
И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
г. Москва
«Методические указания по гигиеническому
контролю за проектированием, строительством и эксплуатацией высших учебных
заведений» разработаны докт. мед. наук В.И. Берзинь (кафедра гигиены Рижского
медицинского института).
Методические
указания касаются условий размещения вузов и учебно-научных комплексов,
функционального зонирования их территории, гигиенических особенностей
проектирования специализированных структурных подразделений вузов, их
планировки, оснащения, микроклимата, условий видимости, оснащения техническими
средствами обучения. Настоящие указания дополняют и разъясняют отдельные положения главы СНиП II-68-78 «Высшие учебные заведения. Нормы проектирования». Указания составлены
на основании результатов специально проведенных исследований.
Методические указания предназначены для органов
санитарно-эпидемиологической службы, работников проектных и строительных
организаций и сотрудников высших учебных заведений.
УТВЕРЖДАЮ:
Начальник Главного
санитарно-эпидемиологического
управления Министерства
здравоохранения СССР
В.Е. Ковшило
10 апреля 1980 года
№ 2164-80
Высокие темпы развития
народного хозяйства в нашей стране, предусмотренные решениями XXVI
съезда КПСС, требуют расширения подготовки высококвалифицированных специалистов,
строительства новых и реконструкции существующих высших учебных заведений.
В процессе обучения студенты
встречаются со многими производственными факторами. Интенсивность и
длительность их воздействия ниже, чем на промышленных предприятиях, однако, как
показывают исследования, сочетание этого воздействия с интенсивной умственной
нагрузкой определяет не только уровень работоспособности, но и состояние
здоровья, эффективность учебного процесса и труда студентов и сотрудников
ВУЗов.
Условия труда студентов
определяются с одной стороны спецификой учебного процесса, а с другой -
материально-технической базой ВУЗов, состояние которой во многом определяется
качеством проектирования и строительства объектов.
Здания ВУЗов в настоящее
время проектируются в соответствии с главой СНиП’а II-68-78 «Высшие учебные
заведения. Нормы проектирования» и других его глав. Настоящие методические
указания разъясняют и дополняют основные положения этой главы, регламентирующие
условия размещения ВУЗов и учебно-научных комплексов, функционального
зонирования территории, особенности проектирования учебных специализированных
структурных подразделений, планировку, микроклимат, освещение, оснащение
техническими средствами различных групп учебных помещений.
Методические указания*
разработаны доктором мед. наук В. И. Берзинь (Рижский медицинский институт) и
предназначены для санитарных врачей, архитекторов и сотрудников ВУЗов.
* Примечание: настоящие указания
распространяются на высшие учебные заведения всех типов: институты, университеты,
академии, высшие школы, высшие училища, консерватории.
1. Гигиенические требования к
территории ВУЗов
1.1. Размещение высших учебных заведений в генеральном плане города
определяется профилем и размерами ВУЗа.
Университеты, крупные
технические и политехнические ВУЗы, институты физической культуры следует
размещать в зеленой зоне города или в пригороде. Малые и средние по вместимости
ВУЗы (педагогические, экономические институты, ВУЗы культуры и искусства) можно
размещать на селитебной территории города. Медицинские ВУЗы следует размещать
на базе крупных больниц. Сельскохозяйственные институты - в пригороде на базе
учебно-производственных хозяйств. ВТУЗы допустимо размещать на периферии
промышленных зон.
1.2. На территории ВУЗа предусматриваются следующие основные зоны:
учебно-научная с лабораторными корпусами, аудиторными блоками и
научно-исследовательскими подразделениями; хозяйственная с подсобными
мастерскими, гаражами, складами и т.п.; жилая со студенческими общежитиями и
домами для сотрудников; спортивная с закрытыми и открытыми спортивными
сооружениями. Последние две зоны могут быть общими для нескольких ВУЗов.
1.3. Плотность застройки учебно-научной зоны должна быть в пределах 20 -
30 %. Зонирование территории ВУЗа производится с учетом смежного размещения
спортивной зоны с учебно-научной и жилой. Не менее 40 % земельного участка ВУЗа
отводится под озеленение.
1.4. В крупных ВУЗах и вузовских комплексах не допускается размещение
учебных корпусов в одну вытянутую линию. Наиболее рационально размещение
специализированных лабораторий в параллельно или периметрально стоящих
корпусах. Максимально допустимое расстояние между учебными корпусами одного
факультета не должно превышать 700 м. Для ВУЗов, размещаемых в 1-м
строительно-климатическом районе, предусматриваются отапливаемые переходы между
отдельными учебными зданиями.
1.5. При наличии магистральных
дорог вблизи учебных зданий, последние должны располагаться не менее чем в 50 м
от границы проезжей части. Земельный участок высшего учебного заведения
ограждается и не должен пересекаться транспортными магистралями.
2.
Гигиенические требования к объемно-планировочным решениям ВУЗов
2.1. Здания ВУЗов следует проектировать с учетом их функционального
назначения, объединяя в планировочные группы:
- общеинститутские помещения
- ректорат, административно-хозяйственные подразделения, мастерские, столовые,
корпуса общеинститутских кафедр, общеинститутский аудиторный блок, технический
центр института, центральная библиотека, блок актового зала и клуба, медицинский
центр;
- факультетские помещения -
корпуса специализированных кафедр факультета, факультетский аудиторный блок,
деканат;
- корпуса
научно-исследовательских подразделений (могут примыкать или объединяться с
учебными зданиями соответствующих факультетов);
- спортивные сооружения;
- корпуса производственных,
складских, хозяйственных и вспомогательных помещении;
- жилые здания для студентов
и сотрудников.
Перечисленные структурные
элементы необходимо размещать на территории ВУЗа в соответствующих функциональных
зонах.
2.2. По характеру учебно-технологического процесса, состоянию
учебно-производственной среды, влиянию ее на функциональное состояние организма
студентов и виду их деятельности учебные помещения ВУЗов распределяются на 5
групп:
I группа. Помещения общего назначения
- лекционные и групповые аудитории, читальные залы библиотек;
II группа. Специализированные учебные
помещения - лаборатории физические, радиотехнические, с вычислительной техникой,
с техническими средствами обучения, лингофонные кабинеты, лаборатории с точными
измерительными приборами и с электро- и радиоаппаратурой, залы курсового и
дипломного проектирования.
III группа. Учебные
лаборатории-практикумы (с выделением производственных вредностей -
стеклодувные, сварочные, химические, со средним и тяжелым машинным
оборудованием);
IV группа. Лаборатории-практикумы со специальным технологическим оборудованием -
технология пищевых продуктов, химическая технология; обработка сырья, металлов,
сплавов, пластмасс; ядерные установки и т.п.;
V группа. Спортивные помещения.
2.3. Поточные лекционные аудитории следует размещать в специализированных
аудиторных блоках. В малых и средних ВУЗах допустимо размещение поточных
аудиторий в торцевой части лабораторного блока (на нижних этажах) или в
пристройке к нему. Изоляция лекционных аудитории от лаборатории в этом случае
достигается посредством холла или вестибюля.
2.4. Размеры площади учебных помещений I и II групп принимаются согласно таблице 1.
Таблица
1
№ пп
|
Наименование помещений
|
Площадь на одно место (в кв. м)
|
I группа - помещения общего назначения
|
1.
|
Аудитория на 50 - 75 мест
|
1,5
|
2.
|
» 100
мест
|
1,3
|
3.
|
» 150
мест
|
1,2
|
4.
|
» 200
мест
|
1,1
|
5.
|
» 300
мест
|
1,1
|
6.
|
» 400
мест
|
1,0
|
7.
|
» 500
мест
|
0,9
|
8.
|
Групповые аудитории на 25 мест
|
2,2
|
II группа - специализированные учебные
помещения
|
1.
|
Полугрупповые аудитории на 12 мест, кабинеты
с вычислительной техникой, лингафонные кабинеты
|
3,0
|
2.
|
Учебные кабинеты на 25 мест
|
2,2
|
3.
|
Аудитории с обратной связью на 50 - 100 мест
|
1,8
|
4.
|
Чертежные залы, залы курсового и дипломного проектирования
|
3,6
|
2.5. Для обеспечения
оптимальных условий видимости на мелковой доске минимально допустимый угол
рассматривания (физиологически обоснованный) должен составлять 35°. Допускается
его уменьшение до 30°, при этом площадь рабочей поверхности меловой доски для
аудитории на 50 - 75 мест должна быть не менее 5 м2, для аудитории
на 100 - 150 мест - не менее 7 м2, для аудитории на 200 и более мест
- не менее 10 м2. Ширина меловой доски должна быть не менее 4 м в
аудиториях до 100 мест и не менее 5 м в аудиториях вместимостью более 100 мест.
При контроле за
эксплуатацией аудиторий следует исходить из физиологически обоснованного
минимального «угла рассматривания» меловой доски в 35°. При величине угла
рассматривания 35° веерообразное размещение рабочих мест (в аудиториях на 100
мест и более) допустимо в пределах рабочего сектора с углом не более 110°. При
соблюдении такой величины угла рабочего сектора приемлемой конфигурацией
лекционных аудиторий может быть прямоугольная, квадратная и трапецевидная.
2.6. Расстояние между оборудованием в аудиториях определяется условиями
видимости объектов на меловой доске, а также органометрическими требованиями и
принимается в соответствии с таблицей 2 (СНиП II-68-78; 3.23).
Ширина коридоров в учебных зданиях и переходов между ними должна быть не менее
2,2 м.
Таблица
2
№№
п/п
|
Расстояние между оборудованием
|
Допустимые величины (см)
|
1.
|
От меловой доски до демонстрационного стола
|
100
|
2.
|
От демонстрационного стола до пюпитров первого ряда в аудиториях:
|
|
|
- до
100 мест включительно
|
110
|
|
- свыше
100 мест
|
250
|
3.
|
От меловой доски до стола преподавателя
|
не
менее 90
|
4.
|
От меловой доски до первого ряда в
аудиториях без демонстрационного стола
|
не
менее 200
|
5.
|
От меловой доски до последнего ряда в
аудиториях
|
не
более 200
|
6.
|
Между аудиторными столами (включая место для
стульев)
|
не
менее 70
|
7.
|
Между торцами столов в аудиториях до 50 мест
|
не
менее 60
|
8.
|
От пола до нижней кромки меловой доски
|
90
|
9.
|
От пола до верхней кромки меловой доски в
рабочем положении
|
не
более 230
|
2.7. Применение технических средств
обучения в ВУЗах требует учета технических возможностей проекционной аппаратуры
и соблюдения гигиенических рекомендаций по оптимальному ее использованию в
лекционных и групповых аудиториях разной вместимости и размеров (табл. 3). С целью сохранения
оптимальных условий в аудиториях вместимостью более 200 мест проекционную
аппаратуру рекомендуется размещать в смежном помещении - аппаратной. При
использовании препараторских для проекции «на просвет» их площадь и глубина принимаются в зависимости
от вида аппаратуры. Расстояние от экрана до спинки первого ряда сидений должна
быть не менее 3 м, а до спинки последнего ряда - не более 20 м.
Таблица
3
Условия использования
проекционной аппаратуры в учебных помещениях ВУЗов
Виды
проекционной аппаратуры
|
Фокусное расстояние (м)
|
Максимальное проекционное расстояние (м)
|
Размеры экрана (м)
|
Расстояние от экрана до 1-го ряда (м)
|
1.
|
Луч
|
18
|
4,50
|
110´80
|
1,65
|
2.
|
Протон
|
75
|
4,00
|
208´112
|
3,12
|
3.
|
Протон
|
100
|
6,15
|
208´141
|
3,12
|
4.
|
Протон
|
150
|
9,20
|
208´141
|
3,12
|
5.
|
Горизонт
|
78
|
4,80
|
209´142
|
3,13
|
6.
|
ЛЭТИ (36´24)
|
92
|
6,83
|
260´170
|
3,90
|
7.
|
ЛЭТИ (36´24)
|
122
|
9,06
|
260´170
|
3,90
|
8.
|
ЛЭТИ (36´24)
|
143
|
10,00
|
260´170
|
3,90
|
9.
|
Украина-4
|
35
|
8,75
|
240´180
|
3,60
|
10.
|
Украина-4
|
50
|
12,50
|
240´180
|
3,60
|
11.
|
Украина-4
|
65
|
16,25
|
240´180
|
3,60
|
12.
|
КПТ-2
|
110
|
16,60
|
320´230
|
4,80
|
13.
|
Черноморец
|
35
|
12,75
|
350´261
|
5,25
|
14.
|
Черноморец
|
50
|
10,25
|
350´261
|
5,25
|
15.
|
Черноморец
|
65
|
23,70
|
350´261
|
5,25
|
2.8. При проектировании учебных
лабораторий и практикумов со специальным учебно-технологическим оборудованием (III и IV группы) следует руководствоваться нормами СНиП для предприятий
соответствующих отраслей промышленности и народного хозяйства. В указанных
помещениях предусматривается защита от газовыделений, шума, вибрации,
ионизирующих излучений, электромагнитных полей, избыточных низких или высоких
температур и т.п. согласно установленным соответствующими документами
нормативам.
2.9. Помещения научно-исследовательских подразделений проектируются в
соответствии с инструкцией по проектированию зданий научно-исследовательских
учреждений.
2.10. Закрытые спортивные помещения и сооружения для ВУЗов проектируются в
соответствии с главой СНиП II-76-78 по проектированию спортивных сооружений. Размещение
крытых спортивных сооружений над учебными помещениями не допускается.
2.11. Спортивные помещения ВУЗов должны размещаться в специальных корпусах.
Размеры и количество спортивных залов принимаются согласно таблице 4. Для ВУЗов или группы ВУЗов
с контингентом более 10 тыс. студентов допускается устройство легкоатлетических
манежей и бассейна для плавания с ванной 50´25 м.
Таблица
4
Виды
спортивных помещений
|
Размеры (м)
|
Количество залов при расчетном числе студентов (тыс. чел.)
|
до 2
|
4
|
6
|
8
|
10
|
12
|
Универсальный зал для спортивных пар и
гимнастики
|
36´18´8
|
2
|
2
|
3
|
3
|
4
|
4
|
Универсальный зал для спортивных игр (с
местами для зрителей)
|
42´24´8
|
-
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
Универсальный специализированный зал для
борьбы, фехтования, бокса и др.
|
24´15´7
|
-
|
1
|
2
|
3
|
4
|
4
|
Зал занятий специальных подготовительных
групп
|
18´12´4
|
-
|
-
|
1
|
2
|
2
|
3
|
2.12. Количество открытых спортивных
сооружений ВУЗов принимается согласно таблице 5. Открытые спортивные
сооружения не должны размещаться со стороны окон учебных и библиотечных
помещений. От окон остальных помещений ВУЗов спортивные площадки должны
размещаться на расстоянии не менее 20 м. Допускается предусматривать лыжные
базы с необходимым инвентарем на 20 % студентов дневной формы обучения. Для
ВУЗов, размещенных в IV строительно-климатическом
районе, допускается устройство открытых бассейнов с подогревом воды.
Таблица
5
Виды
спортивных сооружений
|
Количество спортсооружений при расчетном количестве студентов (тыс.
человек)
|
до 2
|
4
|
6
|
8
|
10
|
12
|
Спортивное ядро с полем для футбола и
беговой дорожкой 400 м
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Площадка для волейбола
|
3
|
3
|
4
|
6
|
7
|
9
|
Площадка для баскетбола
|
2
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Площадка для тенниса
|
2
|
2
|
2
|
4
|
4
|
4
|
2.13. Общая площадь служебных
помещений ВУЗов (ректорат, учебная часть, деканаты, административно-хозяйственные
помещения и др.) принимается в зависимости от численности контингента
студентов:
студентов не менее 1000 - по
1,0 м2 на 1 студента
» 1000 - 2000
- по 0,8 »
» 2000 - 4000
- по 0,7 »
» 4000 - 6000
- по 0,6 »
» 6000 -
10000 - по 0,5 »
» 10000 -
12000 - по 0,4 »
В составе каждой кафедры
предусматривается: кабинет заведующего кафедры - 18 м2, методический
кабинет - 54 м2, кабинеты для преподавателей из расчета по 4 м2
на одного преподавателя.
2.14. Столовые и буфеты высших учебных заведений проектируются в
соответствии с главой СНиП по проектированию предприятий общественного питания.
Количество буфетов в зданиях общежитий принимается в соответствии с главой СНиП
IIА.1.71. «Жилые здания».
Столовые ВУЗов следует
размещать в отдельных зданиях. Наибольшее расстояние от учебно-производственных
помещений до столовых не должно превышать 500 м.
2.15. Общее количество посадочных мест в столовых ВУЗов должно составлять
20 % расчетного контингента студентов. В том числе:
в столовых
для студентов и сотрудников -
13 %
в столовых
для сотрудников -
1 %
в диетических
столовых -
2 %
в буфетах для
студентов -
3 %
в буфетах для
сотрудников -
1 %
Количество посадочных мест в
одном зале буфета должно быть не более 50.
2.16. Для студентов и сотрудников ВУЗов с контингентом 8000 студентов и
более предусматривается поликлиника. В ВУЗах с контингентом до 8000 студентов
должен быть медицинский пункт, состоящий из: кабинета заведующего медпунктом и
дежурной медсестры, терапевтического кабинета с приемной и помещением для
ожидающих, зубоврачебного кабинета, процедурной, физиотерапевтического
кабинета. Площадь указанных помещений принимается по 18 м2. В ВУЗах
с контингентом студентов более 4000, площадь терапевтического и физиотерапевтического
кабинетов и процедурной увеличивается до 36 м2. Для туалета следует
выделять помещение на 2 - 4 унитаза с умывальником.
В составе медпунктов
консерваторий и музыкальных факультетов должен быть фоннатрический кабинет
площадью 54 м2. В учебных корпусах ВУЗов допускается размещение
аптечного киоска.
3.
Естественное и искусственное освещение учебных помещений ВУЗов
3.1. Учебные помещения ВУЗов должны иметь непосредственное естественное
освещение, качественные и количественные показатели которого принимаются в
соответствии с главой СНиП II-4-79 «Естественное и
искусственное освещение. Нормы проектирования». Объемно-планировочные решения
аудиторий и лабораторий ВУЗов и размещение в них учебно-технологического
оборудования должны обеспечить боковое левостороннее естественное освещение
рабочей поверхности. В поточных лекционных аудиториях на 200 и более мест
необходимо предусматривать двустороннее расположение светопроемов.
3.2. Размещение залов курсового и дипломного проектирования, чертежных и
рисовальных залов производится с учетом их ориентации на С, СВ, СЗ. Для
остальных видов учебных помещений допускается свободная ориентация
светопроемов. Солнцезащитные устройства рассчитываются в зависимости от
климатического района и ориентации помещений.
3.3. Помещения, используемые в качестве рекреаций, обеспечиваются
естественным освещением. При освещении коридора с одного торца длина коридора
не должна превышать 24 м, а при освещении с обоих торцов - не более 60 м.
Расстояние между «световыми карманами» в коридорах принимается не более 30 м.
3.4. Коэффициенты отражения ограждающих поверхностей и мебели в учебных
помещениях принимаются не менее:
стены - 0,6
двери - 0,7
потолок - 0,7
оконные
переплеты - 0,7
полы - 0,25
мебель и
оборудование - 0,35
3.5. Физиологически обоснованный минимальный коэффициент естественной
освещенности (К. Е. О.) на рабочих местах в наиболее удаленной от окон точке в
лекционных и групповых аудиториях составляет 2,5 % для помещений. Указанная
величина К. Е. О. может быть обеспечена только за счет верхнего света. При
боковом освещении минимально допустимая величина К. Е. О. составляет 1,5 %.
3.6. Искусственное освещение в аудиториях, читальных залах и лабораториях
ВУЗов должно обеспечивать на рабочих местах не менее 300 лк при использовании
люминесцентных ламп (СНиП II-4-79). Оптимальный уровень
освещенности на рабочих местах студентов составляет 600 лк. В кабинетах
преподавателей искусственная освещенность от общего освещения должна быть не
менее 200 лк с обязательным дополнительным местным освещением; в залах
курсового и дипломного проектирования, а также в чертежных залах требуется 500
лк, в спортивных залах - 400 лк.
4.
Воздушно-тепловой режим в помещениях разного назначения
4.1. Расчетные температуры воздуха (в отопительный сезон) в учебных помещениях
разного назначения принимаются согласно СНиП II-68-78 (таблица 6).
Таблица
6
№№ п/п.
|
Назначение помещений
|
Температура* воздуха °С
|
Допустимые пределы колебаний
|
Оптимальные параметры
|
Расчетная температура
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
I группа - помещения общего назначения
|
20 - 21
|
20
|
18
|
1
|
Поточные лекционные аудитории
|
|
|
|
2
|
Читальные залы библиотек
|
|
|
|
3
|
Учебные кабинеты на 25 мест
|
|
|
|
4
|
Чертежные и рисовальные залы
|
|
|
|
5
|
Залы курсового и дипломного проектирования
на 50 мест
|
|
|
|
II группа - специализированные лаборатории
|
19 - 21
|
20
|
20
|
1.
|
Физические
|
|
|
|
2.
|
Радиотехнические
|
|
|
|
3.
|
С точной измерительной аппаратурой
|
|
|
|
4.
|
С электро- и радиоаппаратурой
|
|
|
|
5.
|
Кабинеты с вычислительной техникой
|
|
|
|
6.
|
Кабинеты с техническими средствами обучения
|
|
|
|
7.
|
Лингафонные кабинеты
|
|
|
|
III группа - лаборатории с выделением
производственных вредностей
|
17 - 18
|
17
|
16
|
1.
|
Химические
|
|
|
|
2.
|
Стеклодувные
|
|
|
|
3.
|
Сварочные
|
|
|
|
4.
|
Практикумы с машинным оборудованием
|
|
|
|
IV группа - лаборатории со специальным
технологическим оборудованием
|
Принимается в соответствии с технологическим заданием и нормами СНиП для предприятий соответствующих
отраслей промышленности и отраслей народного хозяйства
|
1.
|
Технология пищевых продуктов
|
2.
|
Химическая технология
|
3.
|
Обработка сырья, металлов, сплавов
|
4.
|
Ядерные установки и пр.
|
V группа - спортивные помещения
|
12 - 14
|
14
|
14
|
Служебные
помещения:
|
20 - 22
|
20
|
18
|
общественные организации, вспомогательные
помещения, книгохранилища, фотолаборатории
|
|
|
|
Гардероб, вестибюли, рекреации
|
16 - 18
|
16
|
16
|
* - При относительной влажности воздуха 30 - 60 % и скорости движения
воздуха до 0,15 м/сек.
|
|
|
|
|
|
|
|
4.2. Кратность воздухообмена на
одно рабочее место в учебных помещениях I и II групп предусматривается не
менее 30 м3 воздуха. В лабораториях и практикумах с выделением
производственных вредностей, предусматривается подача не менее 90 % от общего
расчетного объема приточного воздуха, остальное количество воздуха подается в
коридоры. При наличии в лабораториях вытяжных шкафов, вытяжка осуществляется
через них.
4.3. Скорость движения воздуха в рабочих проемах вытяжных шкафов
принимается в зависимости от ПДК выделяемых химических веществ:
1,0 - 1,5 м/сек при ПДК менее 0,1 мг/м3
0,6 - 1,0 м/сек при ПДК от 0,1 до 10 мг/м3
0,5 м/сек при ПДК более 10 мг/м3
4.4. В моечных помещениях и лабораториях без вытяжных шкафов
обеспечивается приток свежего воздуха в объеме 4 м3/час, вытяжка 6 м3/час
на человека. В вестибюлях и рекреациях предусматривается приток воздуха по 2 м3/час
на человека. Вытяжка из служебных помещений должна составлять 1 м3/час
на человека. В остальных помещениях кратность воздухообмена принимается по
расчету в соответствии с технологическим заданием.
4.5. Вытяжные и приточные вентиляционные системы в специализированных
лабораториях, практикумах и поточных аудиториях должны иметь пульт
дистанционного управления контроля за их работой.
4.6. Оконные переплеты во всех видах учебных помещений должны иметь открывающиеся
створки, фрамуги и форточки в верхней зоне окна.
4.7. У входных дверей высших учебных заведений рекомендуется проектировать
воздушно-тепловые завесы в соответствии с главой СНиП II.33.75 «Отопление,
вентиляция и кондиционирование воздуха».
5. Санитарное
содержание территории и помещений ВУЗов
5.1. Территория ВУЗа должна использоваться студентами и сотрудниками в
качестве дополнительных рекреаций во время перерывов между занятиями и для
проведения спортивных игр на площадках спортивной зоны. Во все сезоны года
необходимо организовывать очистку территории ВУЗа. В летний период проводятся
мероприятия по уходу за зелеными насаждениями, дорожками, площадками. Зимой
дорожки и площадки очищаются от снега.
5.2. Полы, мебель, подоконники, оборудование в помещениях ВУЗов подлежат
влажной уборке 3 - 4 раза в неделю. Санузлы периодически дезинфицируются 10 %
раствором хлорной извести.
5.3. Спортивные помещения проветриваются после каждого занятия. Инвентарь
и мебель подвергаются влажной уборке. Занятия в спортивных помещениях
допускаются только в спортивных костюмах и спортивной обуви.
5.4. Административно-хозяйственная часть обеспечивает регулярный контроль
за осветительной аппаратурой и
приборами по обеспечению воздушно-теплового режима. Очистка
светильников осуществляется не реже одного раза в 3 месяца.
5.5. Администрация и общественные организации ВУЗа обязаны содействовать
соблюдению оптимальных условий во всех помещениях. При этом необходимо
руководствоваться постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем
развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (19 июля
1979 г.) и приказом № 438 (5 мая 1978 г.) Министерства высшего и среднего
специального образовании СССР «О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья
студентов и учащихся высших и средних специальных учебных заведений».
5.6. Санитарный надзор за условиями обучения, труда, быта и отдыха
студентов возлагается на персонал медпунктов ВУЗов и местные
санитарно-эпидемиологические станции.
СОДЕРЖАНИЕ