ГОСТ Р 17.2.2.07-2000
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Охрана природы
АТМОСФЕРА
ПОРШНЕВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ ДЛЯ МАЛОГАБАРИТНЫХ
ТРАКТОРОВ И СРЕДСТВ МАЛОЙ
МЕХАНИЗАЦИИ
Нормы и методы измерения выбросов вредных
веществ с отработавшими газами и дымности
отработавших газов
ГОССТАНДАРТ
РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по
стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта
России от 22 сентября 2000 г. № 229-ст
3 Настоящий стандарт соответствует ИСО 8178-4:1996
«Двигатели поршневые внутреннего сгорания. Измерение выхлопов отработавших
газов. Часть 4. Испытательные циклы для различных режимов работы двигателей» в
части режимов работы двигателей при проведении испытаний по определению
удельных выбросов вредных веществ с отработавшими газами
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ИЗДАНИЕ (октябрь 2003 г.) с Изменением № 1, принятым в
ноябре 2001 г. (ИУС 2-2002)
ГОСТ Р
17.2.2.07-2000
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Охрана природы
АТМОСФЕРА
ПОРШНЕВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ДЛЯ
МАЛОГАБАРИТНЫХ
ТРАКТОРОВ И СРЕДСТВ МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ
Нормы и методы измерения выбросов вредных веществ с
отработавшими газами
и дымности отработавших газов
Protection of
the environment. Atmosphere. Engines minitractors and minimechanical objects.
Rates and testing methods of exhaust emission and
smoke
|
Дата введения
2001-07-01
Настоящий
стандарт распространяется на вновь изготовленные и капитально отремонтированные
на ремонтных предприятиях поршневые двигатели внутреннего сгорания (далее -
двигатели): дизели мощностью менее 18 кВт и двигатели с искровым воспламенением
мощностью менее 19 кВт, предназначенные для малогабаритных тракторов, включая
мотоблоки, мотокультиваторов, мотопомп, средств малой механизации
сельскохозяйственного, строительно-дорожного и коммунального применения.
Стандарт
устанавливает нормы и методы определения выбросов вредных веществ с
отработавшими газами двигателей, а также дымности отработавших газов дизелей.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
В настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ
17.2.1.02-76 Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения выбросов
двигателей автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных и
строительно-дорожных машин
ГОСТ
14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний
ГОСТ
18509-88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний
ГОСТ
28523-90 Мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ.
Тракторы малогабаритные. Типы и основные параметры.
В настоящем
стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вредные вещества: Вещества, содержащиеся в
отработавших газах двигателей, оказывающие токсичное воздействие на окружающую
среду. Нормированию подлежит количество оксидов азота, оксида углерода и
суммарных углеводородов.
3.2 удельный выброс: Показатель, характеризующий
количество вредного вещества, поступившее в атмосферу в единицу времени из
системы выпуска двигателя, отнесенное к единице мощности, развиваемой
двигателем.
3.3 дымность: Показатель, характеризующий степень
поглощения светового потока, просвечивающего столб отработавших газов
определенной длины.
3.4 коэффициент ослабления светового потока: Степень
ослабления светового потока вследствие поглощения и (или) рассеивания света
отработавшими газами при прохождении ими рабочей трубы дымомера.
3.5 натуральный показатель ослабления светового потока: Величина,
обратная толщине слоя отработавших газов, проходя который поток излучения от
источника света дымомера ослабляется в е раз.
3.6 коэффициент весомости режима: Показатель, характеризующий
долю работы двигателя на каждом режиме.
3.7 эффективная база дымомера: Длина оптически
однородного слоя отработавших газов, эквивалентного по ослаблению светового
потока столбу тех же отработавших газов, заполняющих рабочую трубу дымомера в
условиях измерения.
3.8 газоанализатор: Средство измерения объемной
концентрации вредных веществ.
3.9 дымомер: Средство измерения дымности отработавших
газов.
3.10 регуляторная (скоростная) характеристика по ГОСТ 18509: Зависимость
изменения мощности, крутящего момента и удельного расхода топлива от частоты
вращения коленчатого вала двигателя при положении органов управления
регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива (при
полностью открытых дроссельной и воздушной заслонках).
3.11 номинальная частота вращения коленчатого вала
двигателя: По ГОСТ 18509.
3.12 номинальная мощность: По ГОСТ 18509.
3.13 эксплуатационная мощность: По ГОСТ 18509.
3.14 максимальная мощность: По ГОСТ 18509.
3.15 максимальный крутящий момент: Наибольшее значение
крутящего момента, зафиксированное при снятии регуляторной характеристики
двигателя в комплектации, соответствующей определению эксплуатационной
мощности.
Qв - условный объемный расход
воздуха через цилиндры двигателя, дм3/с;
i - число цилиндров;
Vh - рабочий объем цилиндра, дм3;
п - частота
вращения коленчатого вала двигателя, мин-1;
t - тактность
двигателя (2 или 4);
gCO - удельный выброс
оксида углерода, г/(кВт · ч);
gCH - удельный выброс суммарных
углеводородов, г/(кВт · ч);
gNOx- удельный выброс оксидов азота, г/(кВт
· ч);
K - показатель ослабления светового
потока по основной шкале, м-1;
N - коэффициент
ослабления светового потока по вспомогательной шкале, %;
F - показатель состояния окружающей
среды;
Тв.и - температура
воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха (при испытаниях по
определению выбросов вредных веществ с отработавшими газами) или на расстоянии
не более 0,15 м от входного отверстия впускного коллектора (при испытаниях по
определению дымности отработавших газов), K;
Рокр - атмосферное
давление, кПа;
ps - парциальное
давление насыщенного водяного пара при температуре воздуха на входе в
устройство для измерения расхода воздуха или на входе во впускной коллектор;
tокр - температура окружающего
воздуха, °С;
NO2 - диоксид азота;
C1H1,85 - условный
состав топлива;
С - углерод;
GNOx - массовый
выброс оксидов азота, г/ч;
GCO - массовый
выброс оксида углерода, г/ч;
GCH - массовый
выброс суммарных углеводородов, г/ч;
WNOx - объемная
концентрация оксидов азота в отработавших газах, млн-1;
WCO - объемная
концентрация оксида углерода в отработавших газах, млн-1;
WCH - объемные
концентрации суммарных углеводородов, млн-1;
FNOx - поправочный
коэффициент на влажность для оксидов азота;
FCH - коэффициент,
равный 0,000479 для дизелей и 0,000485 для двигателей с искровым
воспламенением;
Kx - коэффициент,
учитывающий метод химического анализа (Kх = 1 при пламенно-ионизационном методе и Kх = 2 при
инфракрасном методе);
Gо.г - расход отработавших газов,
кг/ч;
Gт - расход топлива, кг/ч;
Gв - расход воздуха, кг/ч;
jабс - абсолютная
влажность воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха, г Н2О/кг
воздуха;
jокр - относительная
влажность воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха, %;
KBi - коэффициент
весомости каждого из режимов;
Nei - эффективная
мощность на каждом из режимов, кВт;
nxxmin - минимальная
устойчивая частота вращения коленчатого вала двигателя при работе на холостом
ходу, мин-1;
nном - номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1;
Mkmax - наибольшее значение крутящего момента на заданном
скоростном режиме, Н · м;
nmax - частота
вращения, соответствующая максимальному значению крутящего момента, мин-1;
L - эффективная база
дымомера, м.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
5.1 Выбросы вредных веществ с отработавшими газами
5.1.1 Двигатели с искровым воспламенением
Удельные выбросы
вредных веществ с отработавшими газами двигателей с искровым воспламенением при
испытаниях не должны превышать норм, указанных в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя
|
Нормы, г/(кВт · ч), не более, для двигателей
|
четырехтактных
|
двухтактных
|
Удельный выброс оксида углерода gCO
|
190,0
|
120,0
|
Удельный выброс суммарных углеводородов gCH
|
4,0
|
20,0
|
Удельный выброс оксидов азота gNOx
|
10,0
|
7,5
|
Нормы удельных
выбросов суммарных углеводородов установлены в пересчете на углерод, а оксидов
азота - в пересчете на диоксид азота.
5.1.2 Дизели
Удельные выбросы
вредных веществ с отработавшими газами дизелей при испытаниях не должны
превышать норм, указанных в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя
|
Нормы, г/(кВт · ч), не более
|
Удельный выброс оксида углерода gCO
|
11,0
|
Удельный выброс суммарных углеводородов gCH
|
6,0
|
Удельный выброс оксидов азота gNOx
|
18,0
|
Нормы удельных
выбросов оксидов азота установлены в пересчете на диоксид азота, суммарных
углеводородов - в пересчете на условный состав топлива.
5.2 Дымность
отработавших газов дизелей
Дымность
отработавших газов дизелей не должна превышать норм, указанных в таблице 3.
Таблица 3
Условный объемный расход
воздуха через цилиндры двигателя Qв, дм3/с
|
Показатель ослабления светового потока по основной шкале K, м-1, не более
|
Коэффициент ослабления светового потока по вспомогательной
шкале N, %, не более
|
До 10 включ.
|
2,760
|
69,5
|
От 10 » 15 »
|
2,690
|
68,5
|
» 15 » 20 »
|
2,580
|
67,0
|
» 20 » 25 »
|
2,485
|
65,6
|
От 25 до 30 включ.
|
2,400
|
64,4
|
» 30 » 35 »
|
2,340
|
63,4
|
» 35 » 42 »
|
2,260
|
62,2
|
Примечание - Промежуточные значения следует определять линейным
интерполированием.
|
Условный
объемный расход воздуха Qв вычисляют по
формуле
Qв = (iVhn)/(30t). (1)
6.1 Средства
испытаний
6.1.1 Выбросы вредных веществ с отработавшими газами и дымность
отработавших газов двигателей определяют при работе двигателя, установленного
на испытательном стенде.
6.1.2 Требования к испытательному стенду и к погрешности средств
измерений - по ГОСТ 18509 (для дизелей) и ГОСТ 14846 (для двигателей с искровым воспламенением).
6.1.3 Требования к средствам измерений выбросов вредных веществ
с отработавшими газами и дымности отработавших газов - по приложению А.
6.2 Порядок
подготовки к проведению испытаний
6.2.1 Испытаниям подвергают двигатели, прошедшие технологическую
обкатку в течение 55 моточасов.
6.2.2 Двигатели испытывают в комплектации, соответствующей
эксплуатационной мощности согласно техническим условиям (ТУ).
Сопротивления
воздуха на впуске в двигатель и отработавших газов на выпуске из двигателя при
испытаниях должны соответствовать максимальным значениям, оговоренным в ТУ на
двигатель.
6.2.3 При испытаниях следует применять топлива и масла марок
согласно ТУ на испытуемый двигатель.
Топливо и масло
должны соответствовать требованиям стандартов и (или) ТУ на них.
6.2.4 Температурные режимы двигателя - по ТУ.
6.2.5 Испытание следует проводить при показателе состояния
окружающей среды
0,96 £ F £ 1,06,
который вычисляют по формуле
F = (99/(Рокр - ps))(Тв.и/293)0,7; (2)
где ps определяется по
таблице 4.
Таблица 4
Температура воздуха, °С
|
0
|
10
|
20
|
30
|
40
|
50
|
60
|
70
|
Парциальное давление насыщенного водяного пара, кПа
|
0,6
|
1,2
|
2,3
|
4,2
|
7,4
|
12,3
|
19,9
|
31,2
|
6.3 Порядок проведения испытаний
6.3.1 Перед началом испытаний по определению выбросов вредных
веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов снимают скоростную
(регуляторную) характеристику двигателя.
Эксплуатационная
и максимальная мощности, максимальный крутящий момент, а также соответствующие
им частоты вращения коленчатого вала и удельные расходы топлива должны
соответствовать ТУ на двигатель.
При
несоответствии мощностных и экономических показателей двигателя установленным
требованиям испытания должны быть прекращены.
6.3.2 При испытаниях следует регистрировать:
- расход
воздуха, кг/ч;
- расход
топлива, кг/ч;
- частоту
вращения коленчатого вала, мин-1;
- крутящий
момент, Н · м;
- температуру,
°С:
под свечой (для
двигателя с искровым воспламенением);
воздуха на входе
в измерительное устройство или во впускной коллектор;
отработавших
газов;
топлива;
- атмосферное
давление, кПа;
- относительную
влажность воздуха в точке измерения температуры воздуха, %.
6.3.3 Режимы работы двигателей при проведении испытаний по
определению выбросов вредных веществ двигателей с искровым воспламенением
приведены в приложении Б, дизелей - в приложении В.
6.3.4 При проведении испытаний по определению выбросов вредных
веществ и дымности на каждом режиме двигатель должен проработать не менее 5
мин., после чего проводят измерения.
6.3.5 Показатели содержания вредных веществ в отработавших газах
фиксируют посредством непрерывной записи в течение 1 мин. либо дискретно -
пятикратным записыванием показателей каждого газоанализатора. За результат на
каждом режиме принимают среднеарифметическое результатов пяти измерений (при
дискретной записи) либо значение, полученное в результате осреднения графика
(при непрерывной записи).
6.3.6 Дымность отработавших газов дизелей определяют на режимах
регуляторной характеристики в диапазоне частот вращений коленчатого вала, соответствующих
максимальной мощности и максимальному крутящему моменту. Количество режимов
должно быть не менее шести и по возможности расположенных равномерно в
указанном диапазоне.
6.3.7 Показатели дымности отработавших газов определяют при
трехкратной дискретной фиксации показаний дымомера. За результат принимают
среднеарифметическое результатов трех измерений.
6.3.8 Испытания следует проводить в один день без перерыва.
6.4 Порядок
обработки результатов испытаний
6.4.1 Массовые выбросы вредных веществ рассчитывают для каждого
режима (приложения Б и В) по формулам (методика дана из условия проведения расчета
для влажного состояния отработавших газов):
GNOx = 0,001587 · WNOx
· FNOx · (Gт + Gв); (3)
GСО = 0,000966 · WСО · (Gт + Gв); (4)
GCH = Kх · FCH · WCH · (Gт + Gв); (5)
(6)
(7)
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
6.4.2 Удельные выбросы вредных веществ вычисляют по формуле
g(NOx, CO, CH) = Σ(G(NOx, CO, CH)KВi)/Σ(NeiKВi). (9*)
*
Формула (8) (Исключена, Изм. № 1).
6.5 Правила
оформления результатов контроля
Результаты
испытаний оформляют в виде протокола по форме, приведенной в приложении Г; к протоколу должны быть приложены
все промежуточные данные испытаний, необходимые для расчета удельных выбросов
оксидов азота, оксида углерода и суммарных углеводородов с отработавшими
газами, а также для определения дымности отработавших газов.
При
необходимости проведения идентификации двигателя протокол оформляют в
соответствии с приложениями Г и Д.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
7.1 Требования безопасности при проведении испытаний - по ГОСТ 18509 и ГОСТ 14846.
(обязательное)
А.1 Требования к
газоанализатору
А.1.1
Концентрацию вредных веществ в отработавших газах измеряют с помощью
быстродействующих газоанализаторов непрерывного действия. Измерение
концентрации оксидов азота следует производить анализатором хемилюминесцентного
типа с преобразователем диоксида азота в оксид азота; оксида углерода -
анализатором недисперсного типа с поглощением в инфракрасной части спектра;
суммарных углеводородов - анализатором пламенно-ионизационного или
инфракрасного типа.
Можно
использовать анализаторы других типов при условии получения эквивалентных
результатов.
А.1.2
Пробоотборная магистраль суммарных углеводородов и регистрирующее устройство
анализатора должны быть с подогревом, обеспечивающим их температуру 150 - 200
°С. Пробоотборная линия оксидов азота должна обеспечивать температуру пробы не
менее 70 °С. При испытаниях дизеля все нагреваемые пробоотборные линии должны
быть снабжены противосажевым нагреваемым фильтром.
А.1.3
Относительная погрешность газоанализаторов, определенная без учета погрешности
поверочных газовых смесей, не должна быть более ± 3 % относительно предельных
показаний приборов для используемых диапазонов измерений. Относительная
погрешность поверочных газовых смесей не должна превышать ± 2 % номинального
значения их концентраций.
А.1.4 Система
выпуска отработавших газов, пробоотборные зонды, пробоотборная линия и их
соединения не должны давать утечку отработавших газов и подсос воздуха.
Материалы,
контактирующие с отработавшими газами, не должны поглощать оксиды азота, оксид
углерода и углеводороды.
Подсоединение
газоанализаторов к системе выпуска двигателей - согласно инструкциям на
газоанализаторы.
А.1.5 По
окончании испытаний пробоотборные магистрали газоанализаторов должны быть
продуты инертным газом (согласно инструкции на приборы). После продувки следует
проверить тарировку газоанализаторов. Результаты измерений в ходе испытаний
считаются достоверными, если показания анализаторов до и после испытаний
отличаются не более чем на ±3 %.
А.2 Требования к
дымомеру
А.2.1 Дымомер
должен работать по методу просвечивания столба отработавших газов определенной
длины. Эффективная база дымомера должна составлять 0,43 м.
А.2.2 В качестве
источника света в измерительной схеме дымомера следует использовать
электрическую лампу накаливания с цветовой температурой нити 2800 - 3250 К.
А.2.3 В качестве
датчика в фотоизмерительной схеме дымомера следует использовать фотоприемник со
спектральной характеристикой, близкой к спектральной характеристике глаза
человека: максимальная чувствительность - при длине волны 550 - 570 нм; менее 4
% максимума - при длинах волн ниже 430 нм и выше 680 нм.
А.2.4 Дымомер
должен быть снабжен индикатором дымности с двумя измерительными шкалами:
основной и вспомогательной.
А.2.5 Основная
измерительная шкала индикатора дымности должна быть градуирована в единицах
натурального показателя ослабления светового потока K, м-1. Диапазон шкалы изменений натурального показателя
ослабления светового потока должен быть от 0 (абсолютно прозрачная среда) до
∞ (абсолютно светонепроницаемая среда).
А.2.6
Вспомогательная измерительная шкала индикатора дымности должна быть линейной и
градуирована в относительных единицах коэффициента ослабления светового потока N, %. На шкале должно быть 100 делений в диапазоне
изменения коэффициента ослабления светового потока от 0 (абсолютно прозрачная
среда) до 100 % (абсолютно непрозрачная среда).
А.2.7 Связь
между основной и вспомогательной шкалами индикатора дымомера выражается
формулой
K = -L-1Ln(1
- N/100) (A.1)
или
N = (1 - e-KL)100, (A.2)
А.2.8 Если
эффективная база дымомера, используемого при испытаниях, не равна 0,43 м, то
показания, снятые по линейной шкале, должны быть приведены к показаниям
линейной шкалы прибора с эффективной базой 0,43 м по формуле
N = 100[1 - (1 - NL/100)a], (А.3)
где а - показатель степени
а = 0,43/L,
NL - коэффициент ослабления при измерении дымомером с эффективной
базой L (м), %.
А.2.9 Дымомер
должен быть оборудован устройствами контроля температуры и давления столба
отработавших газов, находящихся в измерительной камере.
Во время испытаний
температура отработавших газов в измерительной камере дымомера должна
поддерживаться в пределах 70 - 150 °С, а избыточное давление - 400 - 750 Па.
(обязательное)
Номер режима
|
Частота вращения коленчатого вала п, мин-1
|
Крутящий момент, % от Mkmax
|
Коэффициент весомости режима Kв при рабочем объеме цилиндров,
см3
|
до 50
|
51 - 100
|
101 - 200
|
201 - 300
|
301 - 400
|
св. 400
|
1
|
nxxmin
|
0
|
0,03
|
0,03
|
0,03
|
0,03
|
0,03
|
0,03
|
2
|
nном
|
100
|
0,30
|
0,27
|
0,23
|
0,19
|
0,15
|
0,10
|
3
|
0,85nном
|
100
|
0,25
|
0,22
|
0,18
|
0,16
|
0,13
|
0,10
|
4
|
0,85nном
|
75
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
5
|
0,85nном
|
50
|
0,07
|
0,07
|
0,07
|
0,08
|
0,09
|
0,10
|
6
|
0,85nном
|
25
|
-
|
-
|
0,02
|
0,03
|
0,04
|
0,05
|
7
|
0,85nном
|
0
|
-
|
0,01
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
8
|
0,85nном
|
100
|
0,10
|
0,12
|
0,14
|
0,16
|
0,18
|
0,20
|
9
|
0,6nном
|
75
|
0,07
|
0,07
|
0,07
|
0,08
|
0,09
|
0,10
|
10
|
0,6nном
|
50
|
0,05
|
0,06
|
0,07
|
0,08
|
0,09
|
0,10
|
11
|
0,6nном
|
25
|
-
|
-
|
0,02
|
0,02
|
0,03
|
0,03
|
12
|
0,6nном
|
0
|
-
|
-
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
13
|
nxxmin
|
0
|
0,03
|
0,03
|
0,03
|
0,03
|
0,03
|
0,03
|
(обязательное)
Номер режима
|
Частота вращения коленчатого вала п, мин-1
|
Крутящий момент, % от Mkmax
|
Коэффициент весомости режима Kв
|
Группа А
|
Группа Б
|
Группа А
|
Группа Б
|
Группа А
|
Группа Б
|
1
|
-
|
nном
|
-
|
100
|
-
|
0,09
|
2
|
-
|
nном
|
-
|
75
|
-
|
0,20
|
3
|
-
|
nном
|
-
|
50
|
-
|
0,29
|
4
|
-
|
nном
|
-
|
25
|
-
|
0,30
|
5
|
-
|
nном
|
-
|
10
|
-
|
0,07
|
6
|
nmах
|
-
|
100
|
-
|
0,09
|
-
|
7
|
nmах
|
-
|
75
|
-
|
0,20
|
-
|
8
|
nmах
|
-
|
50
|
-
|
0,29
|
-
|
9
|
nmах
|
-
|
25
|
-
|
0,30
|
-
|
10
|
nmах
|
-
|
10
|
-
|
0,07
|
-
|
11
|
nxxmin
|
nxxmin
|
0
|
0
|
0,05
|
0,05
|
Примечание - Группа А - двигатели, работающие на переменных
скоростных режимах. Группа Б - двигатели, работающие на постоянных скоростных
режимах.
|
(обязательное)
Г.1. Форма протокола испытаний двигателей по определению
удельных выбросов вредных веществ с отработавшими газами
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Испытательная организация, дата, место проведения и вид
испытаний
1 Марка
двигателя, его заводской номер и наработка
___________________________________________________________________________
2
Предприятие-изготовитель двигателя и его адрес
_______________________________
___________________________________________________________________________
3 Марка
топлива, на котором проводили испытания ______________________________
___________________________________________________________________________
4 Значения
удельных выбросов двигателя, г/(кВт · ч), полученные во время испытаний, и
установленные настоящим стандартом нормы удельных выбросов:
- оксиды азота
____________
- оксид углерода
__________
- углеводороды
___________
5 Тип, марка и
изготовитель газоанализатора ____________________________________
___________________________________________________________________________
6 Решение о
соответствии или несоответствии двигателя требованиям настоящего стандарта
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Ответственный
за испытания (должность, фамилия, имя, отчество)
___________________________________________________________________________
Подпись Место
печати
Г.2. Форма протокола испытаний дизелей по определению
дымности отработавших газов
___________________________________________________________________________
Испытательная организация, дата, место проведения и вид
испытаний
1 Марка
двигателя, его заводской номер и наработка
___________________________________________________________________________
2
Предприятие-изготовитель двигателя и его адрес _______________________________
___________________________________________________________________________
3 Марка
дизельного топлива, на котором проводили испытания
___________________________________________________________________________
4 Дымность
отработавших газов дизеля, % или м-1, нормы и значения, полученные
во время испытаний:
на установившихся режимах:
Частота вращения коленчатого вала дизеля, мин-1
|
Условный расход воздуха, дм3/с
|
Норма дымности, % или м-1
|
Результат определения дымности, % или м-1
|
1
|
|
|
|
2
|
|
|
|
3
|
|
|
|
4
|
|
|
|
5
|
|
|
|
6
|
|
|
|
на режиме свободного ускорения:
Норма дымности
___________________________________________________ % или м-1
Результат
определения дымности _____________________________________ % или м-1
5 Тип, марка
дымомера и его изготовитель ______________________________________
___________________________________________________________________________
6 Решение о
соответствии или несоответствии дизеля требованиям настоящего стандарта
__________________________________________________________________
Ответственный
за испытания (должность, фамилия, имя, отчество)
___________________________________________________________________________
Подпись Место
печати
|
ПРИЛОЖЕНИЯ В, Г (Измененная
редакция, Изм. № 1).
(обязательное)
1 Марка двигателя
1.1 Наименование и адрес предприятия-изготовителя
1.2 Заводской номер двигателя
1.3 Тактность
1.4 Диаметр цилиндра
1.5 Ход поршня
1.6 Количество и расположение цилиндров и порядок работы
1.7 Рабочий объем цилиндров
1.8 Номинальная частота вращения коленчатого вала
1.9 Максимальный крутящий момент
1.10 Степень сжатия
1.11 Тип рабочего процесса
1.12 Чертеж (чертежи) камеры сгорания и поршня с поршневыми
кольцами (при необходимости чертеж прикладывается к заявке заказчиком)
1.13 Система охлаждения (жидкостная/воздушная)
1.14 Максимальная температура, разреженная
предприятием-изготовителем
1.15 Максимальная температура отработавших газов на выходе из
двигателя
1.16 Температура топлива: min:
max:
1.17 Температура масла: min:
max:
1.18 Наличие наддува двигателя
1.19 Марка турбокомпрессора
1.20 Наличие охладителя наддувочного воздуха (ОНВ)
1.20.1 Температура воздушного заряда на выходе из ОНВ при
номинальной скорости двигателя и 100 %-ной нагрузке
1.20.2 Падение давления воздушного заряда в ОНВ при номинальной
скорости двигателя и 100 %-ной нагрузке
1.21 Максимально допустимое разрежение во впускном коллекторе
при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и 100 %-ной
нагрузке
1.22 Максимально допустимое противодавление в выпускном
коллекторе при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и 100
%-ной нагрузке
2 Дополнительные
устройства очистки отработавших газов (при необходимости чертеж
прикладывается к заявке заказчиком)
3 Вид топлива
3.1 Система подачи топлива (топливный насос) высокого
давления, карбюратор, система впрыскивания бензина, система подачи
газообразного топлива и т.д. (при необходимости чертеж прикладывается к заявке
заказчиком)
3.2 Марка (марки) топливоподающего агрегата
3.3 Наличие устройства изменения угла опережения впрыскивания
(зажигания) топлива (при необходимости чертеж прикладывается к заявке
заказчиком)
3.4 Значение установочного угла опережения впрыскивания
(зажигания) топлива (при необходимости характеристика прикладывается к заявке
заказчиком)
3.5 Топливопроводы системы подачи топлива:
3.5.1 Длина
3.5.2 Внутренний диаметр
3.6 Форсунка (свечи зажигания):
3.6.1 Марка (марки)
3.6.2 Тип (типы)
3.6.3 Давление топлива в момент открытия форсунки
3.7 Регулятор:
3.7.1 Марка (марки)
3.7.2 Тип (типы)
3.8 Система запуска непрогретого двигателя:
3.8.1 Марка (марки)
3.8.2 Описание
4 Клапанное
распределение:
4.1 Максимальный ход клапанов и углы открытия и закрытия,
определяемые по отношению к мертвым точкам
Впускной клапан:
открытие
закрытие
Выпускной
клапан: открытие
закрытие
4.2 Исходные регулировочные зазоры на холодном двигателе
5 Характеристики
двигателя
5.1 Максимальные обороты холостого хода
5.2 Минимальные обороты холостого хода
5.3 Затраты мощности на привод вентилятора, при частоте
вращения коленчатого вала:
- номинальной
-
соответствующей максимальному крутящему моменту
6. Приложения: чертежи, схемы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д (Введено дополнительно, Изм. № 1).
Ключевые слова:
двигатель внутреннего сгорания, отработавшие газы, выбросы вредных веществ,
дымность, испытания, нормы, оборудование
СОДЕРЖАНИЕ