Стандарт устанавливает правила организации и проведения экспертизы проектов стандартов и проектов изменений к действующим стандартам, а также виды и содержание экспертизы.
Обозначение: | ГОСТ Р 1.6-2013 |
Название рус.: | Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы |
Статус: | действует |
Заменяет собой: | ГОСТ Р 1.6-2005 «Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы» |
Дата актуализации текста: | 05.05.2017 |
Дата добавления в базу: | 01.10.2014 |
Дата введения в действие: | 01.01.2014 |
Утвержден: | 19.06.2013 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (166-ст) |
Опубликован: | ФГУП Стандартинформ (2014 г. ) |
Ссылки для скачивания: |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО |
||
ГОСТ Р |
Стандартизация в Российской Федерации
Правила организации и проведения экспертизы
Москва |
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 «Методология стандартизации»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июня 2013 г. № 166-ст
4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 1.6-2005
Правила применения настоящего стандарта установлены в части 1 статьи 16 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в годовом (по состоянию на января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию в сети Интернет (www.gost.ru).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Содержание
5 Правила организации экспертизы проектов стандартов. 8 |
(Измененная редакция, Изм. № 1).
ГОСТ Р 1.6-2013
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Стандартизация в Российской Федерации ПРОЕКТЫ СТАНДАРТОВ Правила организации и проведения экспертизы Standardization in the Russian Federation. Draft standards. Rules of organization and realization of expertise |
Дата введения - 2014-01-01
1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила организации и проведения экспертизы проектов стандартов и проектов изменений к действующим стандартам (далее - проекты стандартов), а также содержание экспертизы.
Примечание - В настоящем стандарте применены термины, которые установлены в статье 2 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [14] и межгосударственном стандарте на термины и определения в области стандартизации [15].
1.2 Настоящий стандарт распространяется на проекты следующих стандартов:
- основополагающих национальных стандартов Российской Федерации;
- национальных стандартов Российской Федерации;
- предварительных национальных стандартов Российской Федерации;
- межгосударственных стандартов вне зависимости от того, какая страна является разработчиком.
1.3 Настоящий стандарт может быть использован при экспертизе проектов стандартов организации и проектов технических условий.
1.1 - 1.3 (Измененная редакция, Изм. № 1).
1.4 Настоящий стандарт не распространяется на экспертизу проектов международных стандартов, а также на экспертизу проектов стандартов на оборонную продукцию и продукцию, сведения о которой составляют государственную тайну, а также на работы и услуги, связанные с разработкой, производством, транспортированием, хранением, применением и утилизацией данной продукции.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы:
ГОСТ 1.3-2014 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов
ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
ГОСТ 8.417 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин
ГОСТ ИСО 8601 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Представление дат и времени. Общие требования
ГОСТ Р 1.1 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности
ГОСТ Р 1.2-2016 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены
ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
ГОСТ Р 1.7-2014 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов
ГОСТ Р 1.8-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения
ГОСТ Р 1.16 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены
ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001 Общероссийский классификатор стандартов
ОК 005 Общероссийский классификатор продукции
ОК 019 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления
ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025 Общероссийский классификатор стран мира
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по опубликованным в текущем году выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя «Национальные стандарты». Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.1 Экспертиза проектов стандартов, указанных в 1.2 (далее - проекты стандартов, за исключением случаев, когда необходимо конкретизировать статус стандартов), включает:
- оценку соответствия проектов стандартов целям и задачам, установленным в статье 3 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [14];
- проверку используемой в стандартах терминологии на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации;
- проверку соответствия проектов стандартов правилам, установленным в основополагающих национальных стандартах Российской Федерации;
- оценку полноты учета в проектах стандартов замечаний и предложений, полученных от заинтересованных лиц;
- оценку полноты установления в стандартах требований к объектам стандартизации.
4.2 При оценке соответствия проекта стандарта целям и задачам, установленным в статье 3 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [14], рассматривают:
- соответствие проекта стандарта современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту и потенциальную степень удовлетворения потребностей национальной экономики в результате применения разрабатываемого стандарта;
- потенциальный технико-экономический эффект от внедрения разрабатываемого стандарта за счет повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции (предоставляемых услуг), снижения затрат на эксплуатацию и утилизацию, сокращения сроков ее создания и (или) освоения в производстве, а также за счет рационального использования ресурсов;
- способность стандарта содействовать повышению уровня безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей среды, объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, охране имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имуществ;
- степень оптимизации и унификации номенклатуры продукции, устанавливаемой в стандарте;
- обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции при применении разрабатываемого стандарта;
- возможность создания стандартом препятствий для производства и обращения продукции (выполнения работ и оказания услуг) в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации и решения ее задач;
- полноту и достаточность уровня гармонизации разрабатываемого стандарта с аналогичным международным (региональным) стандартом.
При оценке полноты решения в проекте стандарта для обеспечения единства измерений и сопоставимости их результатов должны соблюдаться правила по межгосударственной стандартизации [11], а также рекомендации, относящиеся к проведению метрологической экспертизы [12], [13].
4 - 4.2 (Новая редакция, Изм. № 1).
4.3 При проведении проверки соблюдения в проекте стандарта требований законодательства Российской Федерации проверяют содержание данного проекта на соответствие:
- международным договорам и соглашениям Российской Федерации, заключенным в отношении данного объекта и аспекта стандартизации;
- федеральным законам;
- указам Президента Российской Федерации;
- постановлениям Правительства Российской Федерации;
- нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
- техническим регламентам, в том числе техническим регламентам Евразийского экономического союза;
- нормативным правовым актам Государственной корпорации по атомной энергии «"Росатом"».
4.4 При проведении проверки соответствия проектов стандартов правилам, установленным в основополагающих национальных стандартах Российской Федерации, осуществляют:
- контроль соблюдения принципа недопустимости разработки национальных стандартов Российской Федерации на объекты и аспекты стандартизации, которые уже стандартизованы или могут быть стандартизованы на межгосударственном уровне;
- проверку соблюдения принципа комплексности стандартизации взаимосвязанных объектов и аспектов, стандартизуемых на одном уровне, путем согласованности требований к этим объектам (аспектам) и увязки сроков разработки и введения стандартов в действие;
- контроль за соблюдением требований ГОСТ Р 1.5 и (или) ГОСТ 1.5 к структуре, изложению, оформлению и содержанию разрабатываемого стандарта;
- контроль за соблюдением при разработке национального или межгосударственного стандарта на основе применения международного, регионального, зарубежного национального стандарта или иного документа правил, установленных в ГОСТ Р 1.7 или в ГОСТ 1.3;
- контроль за соблюдением правил разработки стандартов соответствующего уровня, установленных в ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 1.16, ГОСТ Р 1.8, в том числе проверку комплектности документов, представляемых вместе с проектом стандарта на соответствующем этапе разработки;
- выявление противоречий между разрабатываемым стандартом и требованиями действующих национальных стандартов Российской Федерации (включая стандарты, признанные в этом качестве) и других нормативных документов, действующих на федеральном уровне;
- выявление дублирования с действующими национальными стандартами Российской Федерации и межгосударственными стандартами, действующими в этом качестве, а также со сводами правил, и подготовка предложений по замене дублируемых положений ссылками на данные стандарты (своды правил);
- определение взаимосвязи разрабатываемого стандарта с другими одновременно разрабатываемыми и действующими национальными и межгосударственными стандартами и сводами правил;
- проверку применения в разрабатываемом стандарте стандартизованных материалов и изделий (в том числе реактивов, средств измерений и испытательного оборудования), методов испытаний, упаковки, маркировки, технологических приемов и форм документации;
- проверку использования в проекте стандарта терминов, стандартизованных на национальном уровне, а также отсутствие противоречий между стандартизованными терминами и терминами, которые определены и (или) использованы в разрабатываемом стандарте;
- проверку применения наименований и обозначений единиц величин, которые установлены в ГОСТ 8.417 и в утвержденном Правительством Российской Федерации положении о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации [1].
4.3, 4.4 (Измененная редакция, Изм. № 1).
4.4.1 (Исключен, Изм. № 1).
4.4.2 При контроле за соблюдением правил изложения и оформления проекта стандарта особое внимание уделяют:
- правильности изложения наименования стандарта;
- соответствию структуры и (или) содержания стандарта подзаголовку в его наименовании;
- приведенным в разделе «Область применения» формулировкам и их способности однозначно отразить объект и аспект стандартизации, а при необходимости - и область применения;
- внутренней согласованности содержания проекта стандарта и соответствия содержания разделов (подразделов) их заголовкам;
- обоснованности применения ссылок на стандарты и другие документы, а также действия ссылочных документов;
- правильности нумерации пунктов и подпунктов, обозначений приложений (с указанием их статуса: обязательные, рекомендуемые, справочные), нумерации таблиц, графических материалов, формул;
- соблюдению правил оформления таблиц, сносок, примечаний, графических материалов и формул;
- наличию ссылок в тексте стандарта на приложения, таблицы, графические материалы и формулы;
- необходимости использования в тексте стандарта наименований продукции (в том числе сырья, материалов и изделий), услуг и процессов, которые установлены в действующих в Российской Федерации национальных и межгосударственных стандартах на эту продукцию, услуги и процессы;
- соответствию знаковых и языковых средств, употребляемых в стандарте, нормам и правилам русского языка (лексическим, словообразовательным, синтаксическим и стилистическим);
- недопустимости использования в проекте стандарта синонимов стандартизованных терминов, техницизмов и профессионализмов;
- обоснованности использования в проекте сокращений;
- соответствию объекта и аспекта стандартизации указанному в библиографических данных коду группы или подгруппы Общероссийского классификатора стандартов (ОКС) или, к которой относится разрабатываемый стандарт согласно ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.4.3, 4.4.4 (Исключены, Изм. № 1).
4.4.5 При наличии в проекте стандарта географических названий (топонимов) их проверяют на соответствие географическим названиям, включенным в ОКСИЭ, ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.4.6 При использовании в проекте стандарта числового представления дат или времени дня проводят проверку на соответствие ГОСТ ИСО 8601.
4.4.7 (Исключен, Изм. № 1).
4.5 При контроле за соблюдением правил разработки стандартов оценивают полноту учета в доработанном проекте стандарта замечаний и предложений, полученных от заинтересованных лиц и организаций. С этой целью рассматривают сводку замечаний и предложений (сводку отзывов) заинтересованных лиц и организаций по первой редакции проекта стандарта или непосредственно письма с замечаниями и предложениями (отзывы). При этом особое внимание должно быть уделено полноте сводки и обоснованности изложенных в ней заключений разработчика на полученные замечания и предложения заинтересованных лиц и организаций, а также полноте их учета при разработке окончательной редакции проекта стандарта или при ее доработке.
4.6 При оценке полноты установления в стандартах требований к объектам стандартизации осуществляют:
- проверку соблюдения требований к содержанию стандартов, установленных в ГОСТ 1.5-2001 (раздел 7);
- проверку наличия и оценку полноты правил и методов, которые обеспечивают возможность контроля за выполнением всех требований, устанавливаемых в стандарте;
- выявление противоречий между разрабатываемым стандартом и требованиями действующих в Российской Федерации национальных и межгосударственных стандартов, сводов правил и других документов по стандартизации, действующих на федеральном уровне;
- выявление дублирования с действующими в Российской Федерации национальными и межгосударственными стандартами и сводами правил и подготовку предложений по замене дублируемых положений ссылками на данные стандарты (своды правил);
- определение взаимосвязи разрабатываемого стандарта с другими одновременно разрабатываемыми национальными и межгосударственными стандартами и сводами правил;
- проверку применения в разрабатываемом стандарте стандартизованных материалов и изделий (в том числе реактивов, средств измерений и испытательного оборудования), методов испытаний, упаковки, маркировки, технологических приемов и форм документации;
- проверку применения наименований и обозначений единиц величин, которые установлены в ГОСТ 8.417 и в утвержденном Правительством Российской Федерации положении о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации [1].
4.6.1 Если в отношении объекта стандартизации разрабатываемого или обновляемого стандарта на национальном или межгосударственном уровне установлены особые требования, то проводят проверку на соответствие им.
4.6.2 При оценке полноты установления в стандартах требований к объектам стандартизации проводят проверку на использование в проекте стандарта терминов, стандартизованных на национальном уровне, а также на отсутствие противоречий между стандартизованными терминами и терминами, которые определены и (или) использованы в разрабатываемом стандарте.
Примечание - Термином, стандартизованным на национальном уровне, считается термин, установленный в национальном стандарте Российской Федерации на термины и определения или в действующем в этом качестве межгосударственном стандарте на термины и определения.
При отсутствии в отношении объекта стандартизации национального или межгосударственного стандарта на термины и определения оценивают целесообразность разработки такого стандарта или установления в разрабатываемом или обновляемом стандарте определений нестандартизованных терминов.
4.6.3 В процессе экспертизы проекта стандарта на термины и определения рассматривают полноту учета при разработке, оформлении и изложении данного стандарта рекомендаций по стандартизации терминологии [9], [10], а также:
- соответствие стандартизуемой терминологической системы современному уровню научного знания и технического развития;
- соответствие включенных в проект стандарта терминов и определений наименованию стандарта и его области применения;
- полноту охвата терминами и определениями предметной области, на которую распространяется данный стандарт;
- соблюдение принципа системности, заключающегося в правильной организации системы понятий, и расположение терминов в стандарте с учетом связей между понятиями;
- отсутствие противоречий между новыми и уже стандартизованными терминами;
- аутентичность эквивалентов терминов на иностранных языках;
- аутентичность перевода наименования стандарта на англиискии язык;
- отсутствие в проекте стандарта терминов-синонимов;
- правильность построения и оформления алфавитного указателя, приведенного в проекте стандарта.
Примечание - Основной задачей стандартизации в области терминологии является установление единых для всеобщего применения терминов с целью обеспечения однозначного понимания устанавливаемых в различных нормативных и технических документах правил, норм и других требований.
4.5, 4.6 (Новая редакция, Изм. № 1).
5.1 Общее руководство организацией проведения экспертизы проектов стандартов осуществляет национальный орган по стандартизации.
При организации проведения экспертизы проектов стандартов соблюдают соответствующие принципы, установленные в части 8 статьи 24 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [14].
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.2 Для проведения экспертизы проектов стандартов привлекают технические комитеты по стандартизации (далее - ТК) или проектные технические комитеты по стандартизации (далее - ПТК), за которыми закрепляют соответствующие области деятельности.
(Новая редакция, Изм. № 1).
5.2.1 - 5.2.3 (Исключены, Изм. № 1).
5.3 Проведение экспертизы проекта стандарта непосредственно в ТК (ПТК) организуют председатель и секретариат данного комитета в соответствии с порядком проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.
5.4 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации поручает организации, которая осуществляет нормоконтроль проектов стандартов, проведение проверки соответствия данных проектов правилам, установленным в основополагающих национальных стандартах Российской Федерации.
5.5 Для проведения экспертизы проекта межгосударственного стандарта, разрабатываемого в другой стране, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации определяет ответственного за рассмотрение данного проекта в Российской Федерации в соответствии с ГОСТ Р 1.8.
5.3 - 5.5 (Новая редакция, Изм. № 1).
5.6 В случае невыполнения требований к экспертизе проекта стандарта, предусмотренных в статье 24 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [14], федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может организовать повторную экспертизу данного проекта, устанавливая при этом порядок ее проведения и состав включаемых в экспертизу проверок.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
6.1 Экспертизу проекта стандарта осуществляют члены рабочей группы, которую формирует председатель ТК (ПТК) из членов данного комитета, с соблюдением соответствующего порядка, установленного федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации [16].
6.2 По результатам экспертизы проекта стандарта секретариат ТК (ПТК) оформляет экспертное заключение, содержание которого должно соответствовать требованиям, установленным в приложении А. В данном заключении отражают эти результаты и приводят мотивированное предложение об утверждении национального стандарта (представлении проекта межгосударственного стандарта на принятие) или отклонении проекта стандарта.
6.1, 6.2 (Новая редакция, Изм. № 1).
6.3, 6.4 (Исключены, Изм. № 1).
6.5 Проверку соответствия первой редакции проекта стандарта правилам, установленным в основополагающих национальных стандартах Российской Федерации, проводит секретариат ТК (ПТК). Результаты этой проверки секретариат ТК (ПТК) отражает в своем отзыве на данную редакцию и направляет его разработчику.
6.6 Повторную проверку соответствия проекта стандарта правилам, установленным в основополагающих национальных стандартах Российской Федерации, секретариат ТК (ПТК) проводит перед рассылкой окончательной редакции данного проекта членам комитета для голосования. При отрицательных результатах проверки секретариат ТК (ПТК) предлагает разработчику устранить выявленные недостатки и доработать окончательную редакцию проекта стандарта до рассылки членам комитета.
6.7 Проверку соответствия окончательной редакции проекта стандарта правилам, установленным в основополагающих национальных стандартах Российской Федерации, проводят также организации, которые осуществляют редактирование проектов стандартов и их нормоконтроль.
6.8 Повторную экспертизу проекта стандарта проводят в ТК (ПТК) в случае, указанном в 5.6, в порядке и объеме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.
6.9 Экспертизу проекта межгосударственного стандарта, разрабатываемого в другой стране, проводит ТК (ПТК), а при его отсутствии - лицо, ответственное за рассмотрение данного проекта в Российской Федерации. При этом результаты экспертиз отражают на стадии рассмотрения первой редакции в обобщенном отзыве от Российской Федерации, а на стадии рассмотрения окончательной редакции в заключении на проект стандарта.
6.5 - 6.9 (Новая редакция, Изм. № 1).
6.10 (Исключен, Изм. № 1).
Требования
к содержанию экспертного заключения технического комитета
по стандартизации (проектного технического комитета по стандартизации)
А.1 Экспертное заключение ТК (ПТК) составляют по результатам проведения экспертизы проекта стандарта.
А.2 В экспертном заключении ТК (ПТК) отражают:
- результаты оценки соответствия проекта стандарта целям и задачам, установленным в статье 3 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [14], в соответствии с 4.2 настоящего стандарта;
- степень удовлетворения стандартом потребностей национальной экономики, интересы которой представлены членами ТК (ПТК) и участниками публичного обсуждения проекта стандарта;
- пригодность стандарта служить доказательством соблюдения требований технического регламента;
- характеристика полноты и достаточности уровня гармонизации разрабатываемого стандарта с международным (региональным или зарубежным национальным) стандартом, который использован в качестве основы для его разработки;
- результаты проверки проекта стандарта на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации;
- характеристики взаимосвязи разрабатываемого стандарта с действующими и разрабатываемыми в Российской Федерации национальными и межгосударственными стандартами, а также со сводами правил;
- выводы о соблюдении в проекте стандарта требований ГОСТ Р 1.5 и (или) ГОСТ 1.5, а при разработке на основе международного (регионального) стандарта также требований ГОСТ Р 1.7 или ГОСТ 1.3;
- выводы о соблюдении правил разработки стандартов соответствующего уровня, установленных в ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 1.16, ГОСТ Р 1.8, и порядка разработки основополагающих национальных стандартов, установленного федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации [15];
- сведения о размещении уведомления о начале разработки проекта стандарта или проекта предварительного национального стандарта Российской Федерации (основополагающего национального стандарта Российской Федерации) на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации (в сети Интернет);
- выводы о соблюдении срока, предоставляемого для публичного обсуждения проекта национального или межгосударственного стандарта;
- оценку полноты учета в проекте стандарта замечаний и предложений, полученных от заинтересованных лиц и организаций;
- оценку полноты установления в стандарте требований к объектам стандартизации.
А.3 В экспертном заключении ТК (ПТК) отражают также:
- наименование разрабатываемого стандарта (или номер изменения, обозначение и наименование стандарта, в который вносится данное изменение);
- обозначение стандарта, взамен которого разрабатывают новую версию этого стандарта;
- результаты голосования членов ТК (ПТК) по проекту национального или межгосударственного стандарта;
- результаты голосования членов межгосударственного ТК по проекту межгосударственного стандарта;
- характеристику результатов публичного обсуждения проекта стандарта;
- характеристику результатов рассмотрения первой редакции проекта межгосударственного стандарта другими странами.
А.4 В конце экспертного заключения ТК (ПТК) приводят одно из следующих предложений:
- рекомендовать проект стандарта к утверждению (для национального стандарта) или к представлению на принятие (для межгосударственного стандарта);
- рекомендовать проект национального стандарта Российской Федерации к утверждению в качестве предварительного национального стандарта Российской Федерации;
- отклонить проект стандарта и доработать его для учета указанных в экспертном заключении замечаний и предложений;
- считать разработку данного стандарта нецелесообразной.
В отношении проекта межгосударственного стандарта, разрабатываемого в другой стране, в конце экспертного заключения ТК (ПТК) приводят рекомендации по позиции Российской Федерации при голосовании по принятию этого стандарта.
А.5 Экспертное заключение ТК (ПТК) подписывают председатель и ответственный секретарь (ответственный секретарь ПТК).
Если председатель ТК не является руководителем или сотрудником организации, которая ведет секретариат данного комитета, то допускается представление экспертного заключения без подписи председателя ТК.
Примечание - В ПТК функции председателя выполняет ответственный секретарь этого комитета.
Приложение А (Измененная редакция, Изм. № 1).
Библиография
Постановление правительства РФ № 879 от 31.10.2009 г. «Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации» |
||
(Исключены, Изм. № 1). |
||
Рекомендации
|
Разработка стандартов на термины и определения |
|
Рекомендации
|
Рекомендации по основным принципам и методам стандартизации терминологии |
|
Правила
|
Метрологическая экспертиза проектов межгосударственных и национальных стандартов |
|
Рекомендации
|
Государственная система обеспечения единства измерений. Методики количественного химического анализа. Содержание и порядок проведения метрологической экспертизы |
|
Рекомендации
|
Государственная система обеспечения единства измерений. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации |
|
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (Измененная редакция, Изм. № 1). |
||
ГОСТ 1.1-2002 |
Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения |
|
Порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации |
||
[17] |
Порядок разработки основополагающих национальных стандартов, правил стандартизации, рекомендаций по стандартизации, внесения в них изменения, порядок их редактирования и подготовки к утверждению, порядок их утверждения и отмены, утвержденный Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. № 1106 |
[15] - [17] (Введены дополнительно, Изм. № 1).
Ключевые слова: экспертиза научно-техническая, правовая и нормативная; специализированная терминологическая экспертиза; специализированная метрологическая экспертиза; специализированная правовая экспертиза; проект стандарта; экспертное заключение; технический комитет по стандартизации; проектный технический комитет по стандартизации |