ГОСТ
Р 51677-2000
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Машины
электрические асинхронные мощностью
от 1 до 400 кВт включительно
ДВИГАТЕЛИ
Показатели
энергоэффективности
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским проектно-конструкторским и
технологическим институтом электромашиностроения (НИПТИЭМ)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 333 «Машины
электрические вращающиеся»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Постановлением Госстандарта России от 7 декабря 2000 г. № 333-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСТ Р 51677-2000
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Машины электрические
асинхронные мощностью от 1 до 400 кВт включительно
ДВИГАТЕЛИ
Показатели энергоэффективности
Asynchronous electrical
mashines of power from 1 to 400 kW inclusive.
Motors. Efficiency and power
factors
Дата введения 2001-07-01
1 Область применения
Настоящий стандарт
распространяется на трехфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором
общего назначения мощностью от 1 до 400 кВт включительно (далее - двигатели)
для работы от сети переменного тока напряжением до 690 В, изготовляемые для
нужд народного хозяйства и экспорта.
Стандарт не распространяется
на специальные двигатели, устанавливаемые на средствах наземного, морского и
воздушного транспорта, взрывозащищенные двигатели, а также на двигатели, работающие
в нестационарных режимах, многоскоростные двигатели и двигатели с повышенным
скольжением.
Стандарт устанавливает
уровни показателей энергоэффективности (энергетических показателей):
коэффициента полезного действия (КПД) и коэффициента мощности, а также методы
их определения.
Требования настоящего
стандарта являются обязательными.
В настоящем стандарте
использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ
183-74 Машины электрические вращающиеся. Общие технические условия
ГОСТ
7217-87 Машины электрические вращающиеся. Двигатели асинхронные. Методы
испытаний
ГОСТ
28330-89 Машины электрические асинхронные мощностью от 1 до 400 кВт
включительно. Двигатели. Общие технические требования
В настоящем стандарте
применяют следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 двигатели с нормальным КПД: Двигатели общепромышленного
назначения, КПД которых соответствует уровню, достигнутому в производстве
двигателей серии АИ.
3.2 двигатели с повышенным КПД (энергосберегающие двигатели): Двигатели
общепромышленного назначения, у которых суммарные потери мощности не менее чем
на 20 % меньше суммарных потерь мощности двигателей с нормальным КПД той же
мощности и частоты вращения.
КПД энергосберегающего
двигателя hэ, %, при различных уровнях
снижения суммарных потерь определяют по формуле
(1)
где h - коэффициент полезного
действия двигателя с нормальным КПД, %;
е ³ 0,2 - относительное
снижение суммарных потерь мощности в двигателе, о.е.
Минимальные значения КПД
энергосберегающего двигателя (для случая снижения суммарных потерь мощности в
двигателе на 20 %, т.е. при е = 0,2), hэм, %, определяют по формуле
(1)
Основные параметры и размеры
двигателей - по ГОСТ
28330.
5.1 Показателями энергоэффективности являются:
- коэффициент полезного
действия, представляющий отношение полезной мощности на валу двигателя,
выраженной в киловаттах, к активной мощности, потребляемой двигателем из сети,
выраженной в киловаттах;
- коэффициент мощности,
представляющий отношение потребляемой активной мощности, выраженной в
киловаттах, к полной мощности, потребляемой из сети, выраженной в
киловольтамперах.
5.2 В зависимости от требований к уровню энергоэффективности двигатели
подразделяют на:
- двигатели с нормальным
КПД;
- двигатели с повышенным КПД
(энергосберегающие двигатели).
5.3 Двигатели с нормальным КПД мощностью от 1 до 400 кВт включительно
должны иметь номинальные значения КПД и коэффициента мощности не ниже указанных
в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
- Значения КПД двигателей с нормальным КПД
Номинальная мощность, кВт
|
КПД
двигателей, %, при числе полюсов
|
2р =
2
|
2р =
4
|
2р =
6
|
2р
= 8
|
2р
= 10
|
2р
= 12
|
1,10
|
77,0
|
75,0
|
72,0
|
72,0
|
-
|
-
|
1,50
|
79,0
|
77,0
|
77,0
|
73,0
|
-
|
-
|
2,20
|
82,0
|
78,0
|
80,0
|
75,0
|
-
|
-
|
3,00
|
82,0
|
79,0
|
81,0
|
78,0
|
-
|
-
|
4,00
|
83,0
|
83,0
|
82,0
|
82,0
|
-
|
-
|
5,50
|
86,0
|
84,0
|
84,0
|
83,0
|
-
|
-
|
7,50
|
87,0
|
87,0
|
84,5
|
85,0
|
-
|
-
|
11,0
|
88,0
|
88,0
|
87,0
|
87,0
|
-
|
-
|
15,0
|
89,0
|
89,0
|
88,5
|
88,0
|
-
|
-
|
18,5
|
90,0
|
90,0
|
89,0
|
88,5
|
-
|
-
|
22,0
|
90,5
|
90,5
|
90,0
|
89,5
|
-
|
-
|
30,0
|
91,0
|
91,5
|
90,0
|
90,0
|
88,5
|
-
|
37,0
|
92,0
|
92,0
|
91,0
|
91,0
|
89,0
|
-
|
45,0
|
92,5
|
92,5
|
92,0
|
92,0
|
91,0
|
90,5
|
55,0
|
93,0
|
93,0
|
92,5
|
92,0
|
92,0
|
91,0
|
75,0
|
93,0
|
93,5
|
92,5
|
92,5
|
92,0
|
91,5
|
90,0
|
93,0
|
94,0
|
93,0
|
93,0
|
92,5
|
92,0
|
110,0
|
93,5
|
94,0
|
93,0
|
93,0
|
93,0
|
92,0
|
132,0
|
94,0
|
94,0
|
93,5
|
93,5
|
93,0
|
-
|
160,0
|
94,0
|
94,0
|
94,0
|
93,5
|
-
|
-
|
200,0
|
94,5
|
94,5
|
94,5
|
94,0
|
-
|
-
|
250,0
|
94,5
|
94,5
|
94,5
|
-
|
-
|
-
|
315,0
|
95,0
|
95,0
|
-
|
-
|
-
|
-
|
400,0
|
95,5
|
95,5
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Таблица 2
- Значения коэффициента мощности двигателей с нормальным и повышенным КПД
Номинальная мощность, кВт
|
Коэффициент
мощности двигателей, о.е., при числе полюсов
|
2р =
2
|
2р =
4
|
2р =
6
|
2р
= 8
|
2р
= 10
|
2р
= 12
|
1,10
|
0,80
|
0,76
|
0,70
|
0,68
|
-
|
-
|
1,50
|
0,82
|
0,78
|
0,70
|
0,70
|
-
|
-
|
2,20
|
0,84
|
0,80
|
0,72
|
0,70
|
-
|
-
|
3,00
|
0,85
|
0,80
|
0,72
|
0,70
|
-
|
-
|
4,00
|
0,84
|
0,81
|
0,75
|
0,70
|
-
|
-
|
5,50
|
0,85
|
0,82
|
0,76
|
0,72
|
-
|
-
|
7,50
|
0,85
|
0,83
|
0,77
|
0,72
|
-
|
-
|
11,0
|
0,86
|
0,83
|
0,80
|
0,73
|
-
|
-
|
15,0
|
0,86
|
0,84
|
0,82
|
0,75
|
-
|
-
|
18,5
|
0,87
|
0,84
|
0,82
|
0,75
|
-
|
-
|
22,0
|
0,87
|
0,84
|
0,82
|
0,75
|
-
|
-
|
30,0
|
0,88
|
0,85
|
0,82
|
0,75
|
0,70
|
-
|
37,0
|
0,88
|
0,85
|
0,82
|
0,75
|
0,70
|
-
|
45,0
|
0,88
|
0,85
|
0,82
|
0,75
|
0,72
|
0,70
|
55,0
|
0,88
|
0,85
|
0,82
|
0,75
|
0,72
|
0,70
|
75,0
|
0,89
|
0,85
|
0,82
|
0,80
|
0,75
|
0,70
|
90,0
|
0,89
|
0,86
|
0,83
|
0,80
|
0,75
|
0,70
|
110,0
|
0,89
|
0,86
|
0,83
|
0,82
|
0,75
|
0,70
|
132,0
|
0,89
|
0,87
|
0,85
|
0,82
|
0,78
|
-
|
160,0
|
0,89
|
0,87
|
0,85
|
0,82
|
-
|
-
|
200,0
|
0,90
|
0,87
|
0,85
|
0,82
|
-
|
-
|
250,0
|
0,90
|
0,88
|
0,86
|
-
|
-
|
-
|
315,0
|
0,90
|
0,88
|
-
|
-
|
-
|
-
|
355,0
|
0,90
|
0,89
|
-
|
-
|
-
|
-
|
400,0
|
0,90
|
0,89
|
-
|
-
|
-
|
-
|
5.4 Двигатели с повышенным КПД
(энергосберегающие двигатели) мощностью от 15 до 400 кВт включительно должны иметь
номинальные значения КПД и коэффициента мощности не ниже указанных в таблицах 3 и 2.
Значения КПД, указанные в
таблице 3,
определены по формуле (2).
Таблица 3
- Значения КПД двигателей с повышенным КПД
Номинальная мощность, кВт
|
КПД
двигателей, %, при числе полюсов
|
2р =
2
|
2р =
4
|
2р =
6
|
2р
= 8
|
2р
= 10
|
2р
= 12
|
15,0
|
91,3
|
91,8
|
90,6
|
90,0
|
-
|
-
|
18,5
|
91,8
|
92,2
|
91,0
|
90,6
|
-
|
-
|
22,0
|
92,3
|
92,6
|
91,8
|
91,4
|
-
|
-
|
30,0
|
92,9
|
93,7
|
91,8
|
91,8
|
90,6
|
-
|
37,0
|
93,5
|
93,7
|
92,7
|
92,7
|
91,0
|
-
|
45,0
|
93,9
|
93,9
|
93,5
|
93,5
|
92,7
|
92,3
|
55,0
|
94,3
|
94,3
|
93,9
|
93,5
|
93,5
|
92,7
|
75,0
|
94,6
|
94,7
|
93,9
|
93,9
|
93,5
|
93,1
|
90,0
|
95,0
|
95,1
|
94,3
|
94,3
|
93,9
|
93,5
|
110,0
|
94,7
|
95,1
|
94,3
|
94,3
|
94,3
|
93,5
|
132,0
|
95,1
|
95,1
|
94,7
|
94,7
|
94,3
|
-
|
160,0
|
95,1
|
95,1
|
95,1
|
94,7
|
-
|
-
|
200,0
|
95,5
|
95,5
|
95,5
|
95,1
|
-
|
-
|
250,0
|
95,5
|
95,5
|
95,5
|
-
|
-
|
-
|
315,0
|
96,0
|
96,0
|
-
|
-
|
-
|
-
|
400,0
|
96,4
|
96,4
|
-
|
-
|
-
|
-
|
5.5 Номинальные значения
показателей энергоэффективности (КПД и коэффициента мощности) указывают в
технических условиях на двигатели конкретных типов.
5.6 Допускаемые отклонения от номинальных значений показателей
энергоэффективности - в соответствии с требованиями ГОСТ 183.
Маркировка двигателей с
повышенным КПД - по ГОСТ
28330.
При маркировании в условном
обозначении двигателей с повышенным КПД применяют строчную букву е, которую
располагают после цифры, обозначающей число полюсов двигателя.
Пример условного обозначения асинхронного двигателя
серии 5А высотой оси вращения 180 мм, длиной S, двухполюсного, с повышенным
КПД, климатического исполнения Т2:
5A180S2eT2
Методы испытаний двигателей
- по ГОСТ
7217.
Ключевые слова: машины электрические
асинхронные, двигатели с повышенным коэффициентом полезного действия,
энергосберегающие двигатели, показатели энергоэффективности, коэффициент
полезного действия, коэффициент мощности