ГОСТ Р 52072-2003
государственный стандарт российской федерации
Интерфейс магистральный
последовательный
системы электронных модулей
ТЕСТИРОВАНИЕ
КОМПОНЕНТОВ
ФИЗИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
Общие требования к методам
контроля
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Государственным научно-исследовательским
институтом авиационных систем с участием Научно-исследовательского института
стандартизации и унификации
ВНЕСЕН Главным управлением
технической политики в области стандартизации Госстандарта России
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России
от 5 июня 2003 г. № 182-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСТ Р 52072-2003
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Интерфейс
магистральный последовательный системы электронных модулей
ТЕСТИРОВАНИЕ
КОМПОНЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
Общие требования к методам контроля
Bus serial interface of electronic
modules system. Test-plan for production units of physical medium.
General requirements for test methods
Дата введения
2004-01-01
Настоящий
стандарт распространяется на компоненты физической среды (информационной
магистрали) последовательного интерфейса системы электронных модулей (далее -
интерфейс) по ГОСТ
Р 52070.
Стандарт
устанавливает требования к тестам:
- разветвителей
с трансформаторной и непосредственной связью;
- согласующих
резисторов;
- кабелей
информационной магистрали.
В настоящем стандарте
использована ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ
Р 52070-2003 Интерфейс магистральный последовательный системы электронных
модулей. Общие требования
В настоящем
стандарте применены термины по ГОСТ
Р 52070, а также следующие термины с соответствующими определениями:
сигнальная линия
(проводник) высокого (низкого) уровня: Электрический проводник кабеля информационной
магистрали, служащий для передачи кодированных сигналов высокого (низкого)
уровня по ГОСТ Р 52070.
кабель
магистральной шины: Кабель, выполненный в виде витой электропроводной
экранированной пары проводов с наружной защитной оболочкой и электрическими
разъемами на концах. При сборке с разветвителями кабели образуют общую
магистральную шину интерфейса.
кабель шлейфа: Кабель,
выполненный в виде витой электропроводной экранированной пары проводов с
наружной защитной оболочкой и электрическими разъемами на концах, обеспечивающий
подключение устройства интерфейса к разветвителю.
затухание в
кабеле: Потери мощности в кабеле на единицу длины на фиксированной частоте
(например, 0,5 дБ/м на частоте 1 МГц).
4.1 Настоящий стандарт устанавливает единые требования к
аттестационным тестам компонентов физической среды информационной магистрали.
Представленные в
настоящем стандарте аттестационные тесты являются максимально полными и
позволяют проводить проверку основных технических характеристик разветвителей,
согласующих резисторов и кабелей информационной магистрали.
4.2 Тестируемые конкретные компоненты могут иметь
индивидуальный состав аттестационных тестов, отражающий индивидуальные
требования к ним в соответствии с ГОСТ Р 52070.
Состав тестов и
методики тестирования конкретных компонентов зависят от наличия физического
доступа к контрольным точкам, а также от наличия необходимых аттестованных
средств тестирования (тестеров).
Если не указано
особо, тестирование компонентов может быть проведено в любой
последовательности, отдельные тесты могут быть объединены.
4.3 При тестировании измерения выполняют, используя внешние
связи и/или специально предназначенные контрольные тестовые точки в конструкции
компонентов. Дополнительные контрольные точки использовать не допускается.
5.1 Тесты должны подтверждать значения электрических характеристик
разветвителей, указанные в ГОСТ Р 52070 и в технических документах на конкретный разветвитель.
5.1.1 Статические тесты
Тесты должны
подтверждать целостность (отсутствие обрывов, коротких замыканий, внешних
повреждений) и значения сопротивлений электрических цепей разветвителя по
постоянному току.
5.1.1.1 Измерение сопротивления электрических цепей шинного
соединения входа-выхода разветвителя
Измерение
сопротивлений R (RAA¢ и RББ¢) проводят между входной и выходной точками А, А¢ сигнального проводника высокого уровня, а затем между точками Б, Б¢ сигнального проводника низкого уровня шинного соединения, как
показано на рисунках 1, 2.

1 - магистральная шина; 2
- кабель шлейфа
Рисунок 1 - Разветвители с трансформаторной связью без согласующего резистора
и с встроенным согласующим резистором

1 - магистральная шина; 2
- кабель шлейфа
Рисунок 2 - Разветвители с непосредственной связью без согласующего
резистора и с встроенным согласующим резистором
Критерий
тестирования - значение измеренного сопротивления R:
R £ 0,050 Ом при
сопряжении шины с разветвителем через соединители (разъемы);
R £ (0,050 + R¢) Ом при сопряжении шины с разветвителем без соединителей, где R¢ = 0,001lRс.п,
где l - длина кабеля,
сопрягаемого с разветвителем без разъема, м;
Rc.п - сопротивление сигнального проводника кабеля, Ом на 1000 м.
Примечание - Данный тест не применяют к
разветвителям, которые имеют только один шинный соединитель (разъем) и
внутренний согласующий резистор (оконечной нагрузки).
5.1.1.2 Измерение сопротивления разветвителя RAБ (RA¢, Б¢) проводят между
точками А, Б или А¢, Б¢ входа/выхода
сигнальных проводников высокого и низкого уровней магистральной шины, как
показано на рисунках 1, 2.
Критерий
тестирования для разветвителя с трансформаторной связью без согласующего
резистора - значение измеренного сопротивления RAБ, Ом, удовлетворяющее равенствам:
RAБ = ((Rоб + 2Rз)/N) ± 3 % при сопряжении
шины с разветвителем через соединители (разъемы);
RАБ = (((Rоб + 2Rз)/N) ± 3 %) + R¢ при сопряжении
шины с разветвителем без соединителей, где Rоб - сопротивление
обмотки согласующего трансформатора, Ом (допустимо менее 5 Ом);
Rз - сопротивление
защитного резистора, Ом;
N - число разъемов
(число трансформаторов) в разветвителе для присоединения шлейфов;
R¢ определено
ранее.
Значения
сопротивлений Rоб, Rз задают в технических документах на конкретный разветвитель.
Критерий
тестирования для разветвителя с трансформаторной связью и с согласующим
резистором - значение измеренного сопротивления RAБ, Ом, удовлетворяющее равенствам:
RАБ = (((Rоб + 2Rз)Rc)/(Rоб + 2Rз + NRc)) ± 3 %, при сопряжении шины с разветвителем через соединители
(разъемы);
RАБ = ((((Rоб + 2Rз)Rc)/(Rоб + 2Rз + NRc)) ± 3 %) + R¢, при сопряжении
шины с разветвителем без соединителей, где Rоб, Rз, N, R¢ определены
ранее;
Rc - сопротивление согласующего
резистора, Ом.
Значение Rc задают в технических
документах на конкретный разветвитель.
5.1.1.3 Измерение сопротивления разветвителя RВГ проводят между точками В, Г сигнальных проводников высокого и низкого уровней на
входе/выходе шлейфа, как показано на рисунках 1, 2.
Критерий
тестирования - значение измеренного сопротивления RBГ:
RВГ £ 5,0 Ом для разветвителя с трансформаторной связью при сопряжении
шлейфа с разветвителем через соединители (разъемы);
RВГ £ (5,0 + R¢) Ом для
разветвителя с трансформаторной связью при сопряжении шины с разветвителем без
соединителей;
RВГ ³ 1,0 МОм для
разветвителя с непосредственной связью без согласующего резистора;
RВГ = (Rc ± 3 %) Ом для разветвителя с непосредственной связью и согласующим
резистором при сопряжении шины с разветвителем через соединители;
RВГ = (Rc ± 3 %) + R¢ Ом для разветвителя с непосредственной связью и согласующим
резистором при сопряжении шины с разветвителем без соединителей,
где Rc, R¢ определены ранее.
5.1.1.4 Измерение сопротивления разветвителя Rэк проводят между
соединениями экрана шины, шлейфа и экранирующим корпусом конструкции разветвителя.
Не допускается в
качестве измерительных точек использовать корпуса разъемов и крепежных изделий.
Критерий
тестирования - значение измеренного сопротивления Rэк:
Rэк £ 0,05 Ом при
сопряжении шлейфа с разветвителем через соединители (разъемы);
Rэк £ (0,05 + R¢) Ом при
сопряжении шины с разветвителем без соединителей,
где R¢ определено
ранее.
5.1.2 Испытание диэлектрических материалов электрических цепей
разветвителя проводят с приложением напряжения 600 В среднеквадратичного
значения переменного тока с частотой 50/60 Гц в течение 1 мин между каждым
сигнальным проводником входа/выхода шины, шлейфа и экранирующим корпусом
конструкции разветвителя.
Не допускается в
качестве точек приложения напряжения использовать корпуса разъемов и крепежных
изделий.
Критерий
тестирования - отсутствие электрического пробоя изоляции.
5.1.3 Измерение сопротивления изоляции электрических цепей
разветвителя
5.1.3.1 Измерение сопротивления изоляции Rи.э проводят с приложением напряжения 250 В постоянного тока
между каждым сигнальным проводником входа/выхода шины, шлейфа и экранирующим
корпусом конструкции разветвителя.
Не допускается в
качестве точек приложения напряжения использовать корпуса разъемов и крепежных
изделий.
Критерий тестирования:
значение измеренного сопротивления Rи.э ³ 1000 МОм.
5.1.3.2 Измерение сопротивления изоляции Rп.п проводят с приложением напряжения 250 В постоянного тока
между сигнальными проводниками входа/выхода шины и шлейфа.
Не допускается в
качестве точек приложения напряжения использовать корпуса разъемов и крепежных
изделий.
Критерий
тестирования: значение измеренного сопротивления Rп.п > 1000 МОм.
Примечание - Тест не применяют к
разветвителям с непосредственной связью, так как разветвители могут быть
повреждены.
5.1.4 Тесты разветвителя с учетом требований ГОСТ Р 52070
5.1.4.1 Параметры выходного сигнала
Измерение
параметров выходного сигнала разветвителя с трансформаторной связью на выходе
магистральной шины при подаче входного сигнала на вход шлейфа проводят, как
показано на рисунке 3.
Входной сигнал с
размахом 27 В подают в точке А. Форма входного сигнала должна
соответствовать показанной на рисунке 4.
Частота сигнала должна быть 250 кГц, длительность фронта tф и спада tc сигнала на уровне
10 % - 90 % размаха сигнала должна быть от 90 до 100 нc. Измерения параметров выходного сигнала проводят в точке В (рисунок
3). Форма и параметры выходного
сигнала представлены на рисунке 5.
Критерии
тестирования:
- спад сигнала ЕС.П не должен превышать 20 %
уровня амплитуды сигнала ЕП;
- уровень
выбросов и колебаний сигнала b1, b2, b3 не должен превышать амплитуду сигнала ЕП более чем на ±1 %. При проверке разветвителя с двумя разъемами подключения
шлейфов измерения необходимо повторить для второго разъема шлейфа.
Тест не проводят
для разветвителей с непосредственной связью.

Рисунок 3 - Схема измерения выходного сигнала

Рисунок 4 - Форма и параметры входного сигнала

UП - размах сигнала; ЕС.П - спад сигнала; ЕП - амплитуда сигнала; b1, b2, b3 - выбросы и колебания
сигнала
Рисунок 5 - Форма и параметры выходного сигнала
5.1.4.2 Импеданс разветвителя
Измерение
импеданса разветвителя Z без
согласующего резистора проводят при подаче напряжения синусоидальной формы со
среднеквадратичным значением 1 В на частотах 75 кГц и 1 МГц на вход шины.
Критерий
тестирования разветвителя без согласующего резистора:
Z ³ 3000/N, Ом,
где N определено ранее.
Для
разветвителей с согласующим резистором импеданс измеряют на предсборочной
стадии до установки согласующего резистора.
Тест не проводят
для разветвителей с непосредственной связью.
5.1.4.3 Подавление синфазных помех
Подавление
синфазных помех оценивают параметром ослабления синфазного сигнала L, дБ, который
вычисляют по формуле
L = 20lg(Uвх/Uвых), (1)
где Uвх = 10 B - среднеквадратичное значение напряжения синусоидального
сигнала частотой 1 МГц, подаваемого на шинный вход разветвителя;
Uвых - выходное напряжение,
измеряемое на выходе шлейфа разветвителя, В.
Измерения
проводят в соответствии со схемой, показанной на рисунке 6.

Рисунок 6 - Схема тестирования ослабления синфазного сигнала
При тестировании
разветвителей с двойным числом разъемов подключения шлейфов измерения и
вычисление параметра L необходимо
повторить для выхода второго шлейфа.
Критерий
тестирования: L ³ 45 дБ.
Тест неприменим
к разветвителям с непосредственной связью.
5.1.5 Динамические тесты
Тесты должны
подтверждать способность разветвителей обеспечивать прохождение сигналов в
информационной магистрали с требуемой амплитудой и фазой.
5.1.5.1 Тесты разветвителя с трансформаторной связью без
согласующего резистора по параметру Uвых/Uвх - отношению
размаха выходного сигнала Uвых, измеренного на
шинном выходе, к размаху входного сигнала Uвх, подаваемого на вход шлейфа, проводят в соответствии со
схемой передачи сигнала от шлейфа к шине, представленной на рисунке 7. Вход и выход
подключения шины к разветвителю должны быть нагружены на согласующие резисторы Rc = Z0 при волновом
сопротивлении шины Z0. Входной сигнал
с размахом Uвх от 18 до 27 В, трапецеидальной формы в соответствии с 5.1.1
ГОСТ Р 52070 и длительностью фронта и спада от 90 до 100 нс, частотой 1
МГц подают на вход шлейфа. Размах выходного сигнала Uвых измеряют на
шинном входе/выходе разветвителя. Размах входного сигнала Uвх измеряют на
шлейфовом входе разветвителя.

Рисунок 7 - Схема передачи сигнала от шлейфа к шине
Разветвители с
трансформаторной связью и встроенным согласующим резистором по параметру Uвых/Uвх тестируют без подключения согласующих резисторов к
входу/выходу шины.
При тестировании
разветвителей с двойным числом разъемов подключения шлейфов измерения
необходимо повторить для второго шлейфового входа.
Тест неприменим
к разветвителям с непосредственной связью.
Критерии
тестирования:
Uвых/Uвх - от 0,331 до
0,374;
tф = tc = 150 нс при сопряжении шины с
разветвителем через соединитель.
Примечание - Минимальное отношение Uвых/Uвх получено при
следующих значениях и отклонениях от номинальных значений параметров
компонентов разветвителя:
- коэффициент трансформации согласующего трансформатора Ктр= 1,41/1 - 3 %;
- значение сопротивления защитного резистора 0,75 Z0 - 2 %;
- значение сопротивления согласующего резистора Rc = Z0 - 2 %.
Максимальное отношение Uвых/Uвх получено при следующих значениях и отклонениях от
номинальных значений параметров компонентов разветвителя:
- коэффициент трансформации согласующего трансформатора Ктр = 1,41/1 + 3 %;
- значение сопротивления защитного резистора 0,75Z0 + 2 %;
- значение
сопротивления согласующего резистора Rc = Z0 + 2 %.
5.1.5.2 Тест разветвителя с трансформаторной связью без
согласующего резистора по параметру Uвых/Uвх - отношению
размаха выходного сигнала Uвых, измеренного на
выходе шлейфа, к размаху входного сигнала Uвх, подаваемого на шинный вход, проводят в соответствии со
схемой передачи сигнала от шины к шлейфу, представленной на рисунке 8. Вход и выход
подключения шины к разветвителю
должны быть нагружены на согласующие резисторы с сопротивлениями Rc = Z0 при волновом
сопротивлении шины Z0. Входной сигнал
с размахом Uвх от 6 до 9 В, трапецеидальной формы (рисунок 4), с длительностью
фронта и спада от 90 до 100 не подают на шинный вход. Измеряют размах выходного
сигнала Uвых и фиксируют
фазу сигнала на выходе шлейфа.

Рисунок 8 - Схема передачи сигнала от шины к шлейфу
Измерение Uвх, Uвых, tф, tc и сравнение фаз проводят
с использованием осциллографа.
Тест
разветвителя с трансформаторной связью и встроенным согласующим резистором по
параметру Uвых/Uвх проводят без
подключения согласующих резисторов к входу/выходу шины.
При тестировании
разветвителей с двойным числом разъемов подключения шлейфов измерения
необходимо повторить для второго шлейфового выхода.
Критерии
тестирования:
Uвых/Uвх = 0,707 ± 3 % - для
разветвителей с трансформаторной связью;
Uвых = Uвх - для разветвителей с непосредственной связью.
Сигнал на выходе
шлейфа должен совпадать по фазе с сигналом на шинном входе.
6.1 Тесты должны подтверждать значения электрических
характеристик согласующего резистора, указанных в ГОСТ Р 52070, заданные в технических документах на конкретные
согласующие резисторы.
6.1.1 Измерение сопротивления согласующего резистора Rc проводят между сигнальными проводниками высокого и низкого
уровней, присоединенными к нему.
Критерий
тестирования: значение измеренного сопротивления Rc = (Z0 ± 2 %) Ом,
где Z0 - номинальное
значение согласующего резистора, поставляемого изготовителем (и волновое
сопротивление магистральной шины интерфейса).
6.1.2 Измерение сопротивления Rэк проводят между
экранирующей оплеткой сигнальных проводников и экранирующим корпусом
конструкции согласующего резистора. В качестве измерительных точек не
допускается использовать корпуса разъемов и крепежных изделий.
Критерий
тестирования: значение измеренного сопротивления Rэк £ 0,05 Ом.
6.1.3 Испытание диэлектрических материалов электрических цепей
согласующего резистора проводят с приложением напряжения 600 В
среднеквадратичного значения переменного тока частотой 50/60 Гц в течение 1 мин
между каждым сигнальным проводником входа шины и экранирующим корпусом
конструкции резистора.
Не допускается в
качестве точек приложения напряжения использовать корпуса разъемов и крепежных
изделий.
Критерий
тестирования - отсутствие электрического пробоя изоляции.
6.1.4 Измерение сопротивления изоляции Rи.э проводят с приложением напряжения 250 В постоянного тока
между сигнальными проводниками входа шины и экранирующим корпусом конструкции
резистора. Не допускается в качестве точек приложения напряжения использовать
корпуса разъемов и крепежных изделий.
Критерий
тестирования: значение измеренного сопротивления Rи.э ³ 1000 МОм.
7.1 Тесты должны подтверждать (посредством проведения
проверочных процедур и измерений) значения электрических характеристик кабелей
информационной магистрали, указанных в ГОСТ Р 52070, заданные в технических документах на конкретный кабель.
7.1.1 Проверка кабеля (посредством проведения визуального контроля)
включает в себя проверку состояния внешней оболочки и длины кабеля.
Критерии
пригодности кабеля:
- внешняя
оболочка кабеля не должна иметь разломов, поверхностных трещин и других видимых
дефектов;
- длина кабеля
должна соответствовать ее номинальному значению (с учетом допуска), указанному
в технических документах на конкретный кабель, и быть измерена с погрешностью
до ±0,2 %.
7.1.2 Измерение сопротивления электрических цепей кабеля
проводят для каждого сигнального проводника витой пары и экранирующей оплетки.
Сопротивление
может быть измерено по мостовой схеме Кельвина или другим альтернативным
методом при значениях измеряемых сопротивлений менее 1 Ом при температуре
окружающей среды 25 °С.
Примечание - Если измерения проводят при
отличной от указанной температуре, полученные значения сопротивлений
корректируют с учетом температурных различий между значением измеренного
сопротивления и его значением, заданным в технических документах на конкретный
кабель.
Критерий
тестирования - соответствие значений измеренных сопротивлений их номинальным
значениям (с учетом допуска), указанным в технических документах на конкретный
кабель.
7.1.3 Испытание диэлектрических материалов электрических цепей
кабеля проводят с приложением напряжения 600 В среднеквадратичного значения
переменного тока частотой 50/60 Гц в течение 1 мин между каждым сигнальным
проводником кабеля и экранирующей оплеткой кабеля.
Критерий
тестирования - отсутствие электрического пробоя изоляции.
7.1.4 Измерение сопротивления изоляции Rи.э электрических цепей кабеля проводят с приложением
напряжения 200 В постоянного тока между каждым сигнальным проводником и
экранирующей оплеткой кабеля в течение 1 мин. Сопротивление изоляции измеряют
на образцах длиной не менее 10 м.
Критерий
тестирования: значение измеренного сопротивления Rи.э ³ 5000 МОм на
длине 100 м.
7.1.5 Тест кабеля по затуханию проводят в соответствии со
схемой, показанной на рисунке 9. Измерения
проводят при частоте сигналов 1 МГц.

Рисунок 9 - Схема тестирования затухания в кабеле
Допускаются
альтернативные методы измерений.
Критерий
тестирования: значение коэффициента затухания Кз £ 0,05 дБ/м.

1
- сигнальный проводник 1; 2 - сигнальный
проводник 2; 3 - экран кабеля
Рисунок 10 - Проводники
кабеля (витой пары)
7.1.6 Проверку общей емкости кабеля Соб проводят с использованием трехполюсного метода
измерения на частоте 1 МГц. Допускается использование альтернативных методов
измерения.
При
использовании трехполюсного метода измерения емкость Соб, пФ/м, вычисляют по формуле
Соб = (2(Са + Сб) - Св))/4, (2)
где в соответствии с рисунком 10:
Са - емкость, измеренная между сигнальным проводником 1 витой пары проводников и экраном 3 при
соединенном сигнальном проводнике 2 с экраном, пФ/м;
Сб - емкость, измеренная между сигнальным проводником 2 витой
пары проводников и экраном при соединенном сигнальном проводнике 1 с экраном, пФ/м;
Св - емкость, измеренная между соединенными сигнальными проводниками
1, 2 витой пары и экраном,
пФ/м.
Критерий
тестирования: значение вычисленной емкости Соб£ 100 пФ/м.
7.1.7 Проверку коэффициента емкостной асимметрии кабелей КС проводят путем расчета
его значения по формуле
КС= 400(Са - Сб)/2(Са
+ Сб) - Св, (3)
где емкости Са, Сб,
Св получены измерением их
значений по 7.1.6.
Критерий
тестирования: значение коэффициента емкостной асимметрии КС£ 5 %.
7.1.8 Проверку волнового сопротивления кабеля Z0, Ом, проводят путем расчета его значения по формуле
(4)
где L - индуктивность кабеля, мкГн,
измеряемая по мостовой схеме;
Соб - общая емкость
кабеля, мкФ, вычисляемая по формуле (2).
Все измерения
проводят при частоте 1 МГц.
Допускаются
альтернативные методы измерения.
Критерий
тестирования: волновое сопротивление кабеля должно быть в диапазоне
70 Ом £ Z0 £ 85 Ом. (5)
7.1.9 Проверку числа скруток проводов N в кабеле
на единицу длины проводят подсчетом числа полных оборотов п (на 360°)
проводов вокруг продольной оси кабеля. Проверка требует вскрытия защитной
оболочки и экранирующей оплетки кабеля на определенной длине, которую назначают
в зависимости от специфики тестируемого образца кабеля. Число скруток N вычисляют
по формуле
N = n/2.
Критерий
тестирования: значение N должно быть не менее 13 на 1 м длины кабеля.
Ключевые слова: тест, проверка, разветвитель, резистор,
кабель, шина, шлейф, проводник