ГОСТ Р 51893-2002
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ
Общие технические требования
безопасности
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК
97 «Шины пневматические для механических транспортных средств, их прицепов и
авиационной техники», ГУП «НИИШП»
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением
Госстандарта России от 24 мая 2002 г. № 201-ст
3 Показатели безопасности соответствуют требованиям
Правил ЕЭК ООН № 30 и Правил ЕЭК ООН № 54
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСТ Р 51893-2002
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ
Общие технические требования безопасности
Pneumatic tyres. General technical safety
requirements
Дата введения 2003-01-01
1 Область
применения
Настоящий стандарт распространяется на группу
однородной продукции - новые пневматические шины для легковых, легких грузовых
и грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов, троллейбусов, для
мотоциклов, мотороллеров, квадрициклов и мопедов, а также на шины с
восстановленным протектором - и устанавливает показатели, характеризующие
безопасность продукции и подлежащие обязательному включению в документацию всех
видов, по которой изготавливают шины.
Стандарт не распространяется на шины с регулируемым
давлением, для тракторов и сельскохозяйственных машин, большегрузных
автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин, автомотошины
спортивного назначения, а также на шины, предназначенные для работы в шахтах,
рудниках, карьерах и других особых условиях эксплуатации.
(Новая редакция, Изм. № 3).
2
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие
стандарты:
ГОСТ 22374-77
(ИСО 3877-1-78, ИСО 3877-3-78, ИСО 4223-1-78) Шины пневматические. Конструкция.
Термины и определения
ГОСТ
Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и
определения
(Измененная редакция Изм. № 1, 2, 3).
3
Определения
Термины и определения - по ГОСТ 22374,
ГОСТ
Р 52051, [1], [2], [3], [4], [5],
[6].
(Измененная редакция Изм. № 2, 3).
4
Технические требования
4.1 Показатели,
характеризующие безопасность шин, и их значения приведены:
- таблице 1 - для
легковых автомобилей и прицепов к ним категорий М1, О1, О2;
- в таблице 2 - для
грузовых транспортных средств и прицепов, автобусов и троллейбусов категорий N, M2, M3, O3, O4;
- в таблице 3 - для
мотоциклов, мотороллеров, квадрициклов и мопедов, применяемых на транспортных
средствах категории L;
- таблице 4 - шин с
восстановленным протектором для легковых автомобилей, прицепов к ним категорий
М1, О1, О2;
- таблице 5 - шин с
восстановленным протектором для грузовых транспортных средств и прицепов,
автобусов и троллейбусов категорий N, M2, M3, O3, O4;
Нормы по показателям должны быть указаны в
документации на шины конкретных типов в пределах значений, приведенных в
настоящем стандарте.
Методы испытаний, указанные в таблицах 1, 2, 3, 4, 5, являются арбитражными и подлежат обязательному
включению в документацию на шины конкретных типов.
Таблица 1 -
Показатели, характеризующие безопасность шин для легковых автомобилей и
прицепов к ним категорий М1, О1, О2
Наименование
показателя
|
Значение
|
Метод испытания
|
1. Отклонение размеров:
|
|
|
- ширина профиля, % от
номинальной, не более
|
[1],
6.1.4
|
По [1], приложение 6
|
- наружный диаметр, % от
номинального, не более
|
[1],
(6.1.5)
|
По [1], приложение 6
|
2. Безотказность в зависимости
от нагрузки и скорости
|
[1], 6.2
Отсутствие отслоений
протектора, расслоений слоев, отслоений корда или разрывов корда.
Наружный
диаметр шины, измеренный через 6 ч. после испытаний, не должен отличаться
более чем на 3,5 % от наружного диаметра, измеренного до испытаний
|
По [1], приложение 7
|
3. Высота индикатора износа,
мм
|
[1],
6.3
|
По [1], 6.3.1
|
4. Уровень шума, издаваемого
при качении дБ (А), не более
|
[6],
6.1.1; 6.1.2
|
По [6], дополнение 3
|
5. Индекс мокрого сцепления,
не менее
|
[6],
6.2.1
|
По [6], дополнение 5
|
6. Коэффициент сопротивления
качению, не более
|
[6],
6.3.1; 6.3.2
|
По [6], дополнение 6
|
Таблица 2 - Показатели,
характеризующие безопасность шин для грузовых транспортных средств и прицепов,
автобусов и троллейбусов категорий N, M2, M3, O3, O4
Наименование
показателя
|
Значение
|
Метод испытаний
|
1. Отклонение размеров:
|
|
|
- ширина профиля, % от
номинальной, не более;
|
[2], 6.1.4
|
По [2], приложение 6
|
- наружный диаметр, % от
номинального, не более
|
[2], (6.1.5)
|
По [2], приложение 6
|
2. Безотказность в зависимости
от нагрузки и скорости
|
[2],
6.2
Отсутствие
отслоений протектора, расслоений слоев, отслоений корда или разрывов корда.
Наружный
диаметр шины, измеренный через 6 ч. после испытаний, не должен отличаться
более чем на 3,5 % от наружного диаметра, измеренного до испытаний
|
По [2],
приложение 7
|
3. Уровень шума, издаваемого
при качении дБ (А), не более
|
[6], 6.1.3
|
По [6], дополнение 7
|
4. Коэффициент сопротивления
качению, не более
|
[6], 6.3.1; 6.3.2
|
По [6], дополнение 6
|
Таблица 3 - Показатели, характеризующие безопасность шин для
мотоциклов, мотороллеров, квадрициклов и мопедов, применяемых на транспортных
средствах категории L.
Наименование
показателя
|
Значение
|
Метод испытаний
|
1. Отклонение размеров:
|
|
|
- ширина профиля, % от
номинальной, не более;
|
[3], 6.1
|
По [3], приложение 6
|
- наружный диаметр, % от
номинального, не более
|
|
|
2. Безотказность в зависимости
от нагрузки и скорости
|
[3],
6.2
Отсутствие
отслоений протектора, слоев корда, а также отрывов протектора или разрывов
корда.
Наружный
диаметр шины, измеренный через 6 ч. после испытаний, не должен отличаться
более чем на 3,5 % от наружного диаметра, измеренного до испытаний
|
По [3],
приложение 7
|
3. Динамическое расширение
|
[3], 6.3
|
По [3], приложение 9
|
Таблица 4 - Показатели, характеризующие безопасность шин с
восстановленным протектором для легковых автомобилей, прицепов к ним категорий
М1, О1, О2
Наименование
показателя
|
Значение
|
Метод испытаний
|
1. Отклонение размеров:
|
|
|
- ширина профиля, % от
номинальной, не более
|
[4], 6.7.4; 7.1.4
|
По [4], приложение 6
|
- наружный диаметр, % от
номинального, не более
|
[4], 6.7.4; 7.1.5
|
По [4], приложение 6
|
2. Безотказность в зависимости
от нагрузки и скорости
|
[4],
6.8
Отсутствие
отслоений протектора, расслоений слоев, отслоений корда или разрывов корда.
Наружный
диаметр шины, измеренный через 6 ч. после испытаний, не должен отличаться
более чем на 3,5 % от наружного диаметра, измеренного до испытаний
|
По [4],
приложение 7
|
Таблица 5 - Показатели, характеризующие безопасность шин с
восстановленным протектором для грузовых транспортных средств и прицепов, автобусов
и троллейбусов категорий N, M2, M3, O3, O4
Наименование
показателя
|
Значение
|
Метод испытаний
|
1. Отклонение размеров:
|
|
|
- ширина профиля, % от
номинальной, не более
|
[5], 6.5.4, 7.1.4
|
По [5], приложение 6
|
- наружный диаметр, % от
номинального, не более
|
[5], (6.5.4; 7.1.5)
|
По [5], приложение 6
|
2. Безотказность в зависимости
от нагрузки и скорости
|
[5],
6.6
Отсутствие
отслоений протектора, расслоений слоев, отслоений корда или разрывов корда.
Наружный
диаметр шины, измеренный через 6 ч. после испытаний, не должен отличаться
более чем на 3,5 % от наружного диаметра, измеренного до испытаний
|
По [5],
приложение 7
|
4.1 (Новая редакция, Изм. № 1, 3).
4.2
Маркировка
4.2.1 На покрышку должны быть нанесены следующие надписи и обозначения по требованиям соответствующих Правил
ЕЭК ООН:
а) товарный знак и (или) наименование изготовителя;
б) страна-изготовитель на английском языке «Made in ...»;
в) обозначение шины;
г) торговая марка (модель шины);
д) индексы несущей способности
для максимально допустимых нагрузок для
одинарных и сдвоенных колес;
е) индекс категории скорости;
ж) «Tubeless» для бескамерной шины;
и) «Reinforced» или
«Extra Load» для усиленной шины;
к) «М + S» , или «М
& S» , или «M.S» для зимних
шин;
л) дата изготовления, состоящая из четырех цифр, из
которых две первые указывают неделю, две последние - год изготовления;
м) «PSI», индекс давления для проведения испытания на
прочность в зависимости от нагрузки и скорости (для шин с индексом «С» в
обозначении и шин для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов);
н) «Regroovable» для шин,
пригодных для углубления рисунка протектора методом нарезки;
п) знак официального утверждения Е с указанием номера
официального утверждения и страны, оформлявшей одобрение типа пневматической
шины Правилам ЕЭК ООН № 30 или № 54;
с) «TWI», или «D», либо иного символа в плечевой и других зонах протектора,
указывающего расположение индикаторов износа протектора;
у) знак направленного вращения (при направленном
рисунке протектора);
x)
специальные надписи, соответствующие требованиям [1], [2], [3], [4],
[5], [6]
(Измененная
редакция, Изм. № 1, 3).
«4.2.2 Допускается наносить на покрышку
другие надписи и обозначения в дополнение к перечисленным в 4.2.1 по усмотрению изготовителя или по требованию
потребителя, в том числе:
«All steel» - для
цельнометаллокордных шин;
«All seasons» -
для всесезонных шин;
балансировочную метку - для легковых и
легких грузовых шин.
Место и способ нанесения маркировки - в
соответствии с документацией на шину.
(Новая редакция, Изм. № 1).
«Библиография
[1] Правила
ЕЭК ООН № 30
|
Единообразные предписания,
касающиеся официального утверждения пневматических шин для автомобилей и их
прицепов
|
[2] Правила
ЕЭК ООН № 54
|
Единообразные предписания,
касающиеся официального утверждения шин для грузовых транспортных средств и
их прицепов
|
[3] Правила
ЕЭК ООН № 75
|
Единообразные предписания,
касающиеся официального утверждения пневматических шин для мотоциклов и
мопедов
|
[4] Правила
ЕЭК ООН № 108
|
Единообразные предписания,
касающиеся официального утверждения в отношении производства пневматических шин
с восстановленным протектором для автотранспортных средств и их прицепов
|
[5] Правила
ЕЭК ООН № 109
|
Единообразные предписания,
касающиеся официального утверждения пневматических шин с восстановленным
протектором для автотранспортных средств индивидуального пользования и их
прицепов (для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов)
|
[6] Правила
ЕЭК ООН № 117
|
Единообразные предписания,
касающиеся официального утверждения шин в отношении шума при качении и
сцепления на мокрых покрытиях и сопротивления качению
|
(Введено дополнительно, Изм. № 3).
Ключевые слова:
шины пневматические, технические требования,
безопасности
(Измененная редакция, Изм. № 3).